Для связи в whatsapp +905441085890

Способы представления человека в индийской философии — Философия в Древней Индии

Буддизм зародился на северо-востоке Индии в районах дорахманской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг своего пика в конце I тысячелетия до н.э. — начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на индуизм, который восстал из брахманизма, но был вытеснен индуизмом и практически исчез до XII века до н.э. Главной причиной было то, что идеи буддизма противопоставлялись кастовой системе, освященной брахманизмом. В XII веке до н.э. буддизм охватил Юго-Восточную и Центральную Азию, и в некоторой степени Центральную Азию и Сибирь.

Уже в первые века своего существования буддизм раскололся на 18 сект, разногласия которых привели к созыву соборов в Раджагрихе в 447 г. до н.э., в Вайсхави в 367 г. до н.э. и в Паталирутре в III в. до н.э. и привели к разделению буддизма на две ветви: Хинайану и Махайану в начале нашей эры.

Хинаяна утвердилась преимущественно в юго-восточных странах и называлась южным буддизмом, в то время как Махаяна утвердилась в северных странах и называлась северным буддизмом.

Распространение буддизма помогло создать синкретические культурные комплексы, которые коллективно сформировали так называемую буддийскую культуру.

Характерной чертой буддизма является его этическая и практическая направленность. Буддизм с самого начала противопоставлял важность не только внешних форм религиозной жизни и особенно ритуала, но и абстрактных и догматических устремлений, которые были особенно характерны для брахмано-ведической традиции. Центральной проблемой в буддизме была проблема индивидуального существования.

В основе буддизма лежит проповедь Будды о четырех благородных истинах. Все построения буддизма посвящены объяснению и развитию этих предложений и, в частности, содержащемуся в них понятию автономии индивида.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния одного и того же существа: Страдание — это состояние бытия, освобождение — это состояние неуправляемости. Однако, поскольку они неразделимы, они появляются в раннем буддизме как психологическая реальность, а в развитых формах буддизма — как космическая реальность.

Буддизм понимает под освобождением прежде всего разрушение желания или вымирание страсти. Буддийский принцип так называемого среднего (медианного) пути рекомендует избегать крайностей — как стремления к чувственному наслаждению, так и совершенного подавления этого желания. В морально-эмоциональной сфере в буддизме преобладает понятие толерантности, относительности, с точки зрения которой моральные заветы не являются обязательными и могут быть нарушены.

В буддизме нет понятия ответственности и вины как нечто абсолютное; это отражается в отсутствии четкой грань между идеалами религиозной и светской морали в буддизме, и особенно в смягчении или отказе от аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное невредительство другим (ахинса), проистекающее из общей кротости, доброты и чувства совершенного удовлетворения. В интеллектуальной сфере буддизма упраздняется различие между чувственной и мозговой формами познания и устанавливается практика так называемой созерцательной медитации, приводящей к переживанию полноты бытия (неразличимости между внутренним и внешним), полному погружению в себя. Таким образом, практика созерцательной медитации служит не столько средством познания мира, сколько одним из фундаментальных средств трансформации психики и психофизиологии личности. В качестве особого метода созерцания особенно популярна дхьяна, также называемая буддийской йогой. Состояние полного удовлетворения и самопоглощения, абсолютной независимости внутреннего существа — положительный эквивалент угасания желаний — это освобождение или нирвана.

Способы представления человека в индийской философии - Философия в Древней Индии

Философия в Древней Индии

Историки выделяют следующие восемь периодов в реальной истории Древней Индии:

1) первобытно-общинный строй аборигенов (дравидов и кушитов) Гиндустана;

2) Протоиндийская цивилизация Хараппа и Мохенджо-Даро (второе тысячелетие до н.э.), найдены надписи — протоиндийская письменность;

3) Нашествие первобытнообщинных племен ариев (от санскритского agua — «благородных») с северо-запада в долины Инда и Ганга во второй половине второго тысячелетия до н.э. и подчинение их аборигенам;

4) арийские ранние классовые государства «бронзового века» первой половины I тысячелетия до н.э., которые время от времени воевали друг с другом;

5) период подъема государства Магада (середина I тысячелетия до н.э.);

6) период становления государства Мауря (322 — 185 гг. до н.э.);

7) Кушанский период (1-й век до н.э. — 4-й век);

8) Период Гупта (4-6 вв.).

Происхождение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии начали формироваться государства. Главой каждого государства был раджа, власть которого базировалась на власти землевладельческой аристократии и племенного жречества (браминов). Были сильные пережитки патриархальных отношений между правящими классами и угнетенными.

Древнеиндийское общество было разделено на варны, группы, которые впоследствии составили основу кастовой системы. Их было четверо:

1) священник Варна (Браминс);

2) аристократия воинов (кшатрия);

3) разновидности крестьян, ремесленников и торговцев (вайшья); и

4) самая низкая varna (shudras). Шудры подчинялись брахминам, кшатриям и вайшам; они не имели права на общинную собственность, их не принимали как членов общины, они не участвовали в решении ее дел. Разделение на варны было освящено религией. Семьи родовитых священников оказывают значительное влияние на общество и являются носителями образовательных и профессиональных знаний; они влияют на развитие религиозной идеологии.

Старейшим памятником индийской литературы являются Веды. Образный язык Вед выражает очень древнюю религиозную идеологию, которая уже тогда вобрала в себя некоторые философские представления о мире, человеке и нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы или части. Самая старая из этих писаний — Самхитас. Работы других групп являются комментариями и дополнениями к Самхите. Самхиты состоят из четырех коллекций. Самым ранним из этих сочинений является Ригведа, собрание религиозных гимнов (ок. 1500 г. до н.э.). Вторая часть Вед — это Брахманы, собрание ритуальных текстов. Они легли в основу религии брахманизма, которая преобладала вплоть до появления буддизма. Третья часть Вед — это Араньяки, которые содержат правила поведения отшельников. В Ведах заключены Упанишады, собственно философская часть, которая возникла примерно в 1000 году до н.э.. Уже в период господства религиозных и мифологических взглядов, отраженных в Ведах и Упанишадах, появились первые элементы философского сознания и сформировались первые философские доктрины, как идеалистические, так и материалистические.

Древнеиндийской философии свойственно развиваться в рамках отдельных систем или школ и разделять их на две широкие группы: ортодоксальную (признавая авторитет Вед) и неортодоксальную (не признавая авторитета Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Это школы Веданта, Миманса, Санхья, Йога, Ная и Вайшика. Однако в ряде таких школ при внешней религиозной и этической форме проявляется материалистическая тенденция. Среди неортодоксальных школ — джайнизм, буддизм и школа Чарвак Локаяти.

Буддизм – как мировая религия

В шестом и пятом веках до нашей эры религиозная доктрина буддизма возникла в противостоянии с древней священнической религией брахманизма. Буддизм распространился среди городской бедноты, где классовые противоречия были наиболее острыми.

Правящие классы, после некоторого сопротивления, признали и поддержали буддизм на основе своих классовых интересов. Именно в этот период в Индии появились великие штаты. Брахманизм защищал блага священников, в то время как у буддизма был сильный антиеврейский уклон. В то же время буддийская идеология требовала послушания и умиротворения и поэтому казалась безобидной для правящего класса.

Буддизм — одна из мировых религий, наравне с христианством и исламом.

Буддизм (основатель — странствующий монах Сиддхартха Гаутама) стал ведущей этически-философской доктриной Древней Индии. В его основе лежала тема преодоления человеческих страданий, вызванных его существованием в окружающем мире. Главный тезис буддизма заключается в том, что человеческая жизнь — это страдание, а это — закон бытия. Вся жизнь — это страдание, и нет счастливой жизни. Страдание вызвано желаниями и страстями людей и их привязанностью к мирской жизни. Каждый человек также страдает, потому что он обречен на неизбежную старость и смерть. В целом, страдания являются выражением вечного противоречия между человеческими устремлениями и несовершенством мироздания. Единственный способ преодолеть его — это освободиться от гнетущей силы внешнего мира. Жизнь Будды относится к VI веку до н.э. Буддийская литература возникла значительно позже, первая попытка систематизации буддизма была предпринята в так называемой Трипитаке («Три корзины учения»). Третья из этих книг посвящена философским вопросам. Религия буддизма распространилась на восток и юг Индии, Цейлон, Бирму и Сиам. Другая ветвь буддизма утвердилась в Тибете, Китае и Японии.

Четыре благородные истины были сформулированы в буддизме.

Первое — это то, что человеческая жизнь страдает (рождение, болезнь, старость и т.д.).

Второе заключается в том, что причиной страданий является жажда жизни и желание наслаждения. Именно в этом контексте возникают все страсти и желания.

Третья истина заключается в том, что конец страданий возможен только тогда, когда человек отказывается от желания жить, отказывается от него.

Четвертая истина состоит в том, что путь к освобождению от страданий восьмикратный (правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное устремление и правильная жизнь, правильное внимание и правильная концентрация, правильный путь в жизни). Буддизм детально истолковал свои основные положения. Так что правильная жизнь — это прежде всего честная работа, не навредить живым, избежать опьяняющих напитков. Правильная речь должна быть правдивой, образной, доброй и точной.

Результатом Восьмикратного Пути должно быть состояние полного хладнокровия и безразличия, которое в буддизме называется нирвана («угасание огня», «угасание», «мир»). Только человек, достигший этого состояния, достоин и заслуживает уважения. Он будет «просветленным» человеком, свободным от привязанности к мирской жизни. У такого человека ничего не осталось в прошлом, настоящем или будущем. Только монахи, строго соблюдающие вышеперечисленные заповеди и тем самым ведущие аскетическую жизнь, могут достичь освобождения от страданий. С буддийской точки зрения, только монашество является выходом из цикла возрождения жизни («самсара»). Монашество — это добровольный уход от мирских дел, большая повседневная работа над собой.

Опыт естественного человека как предпосылка учения Будды

Появление буддизма в Индии было религиозной революцией сознания, свергнувшей власть Вед, основу традиционной индийской религии. Роже Желясный написал фантастический роман «Принц света» об этой революционной фигуре буддизма. Однако, когда мы переходим от художественного к научному пониманию смысла буддизма, возникают серьезные трудности: Как определить те моменты в проповедях Будды, которые действительно были началом революции в мировоззрении древних ариев?

На первый взгляд, все просто — ибо основы буддизма хорошо известны, их изложил сам Сидхартха в своей первой проповеди. Но если внимательно проанализировать его знаменитую проповедь Бенареса, которая послужила началом буддизма, то окажется, что в ней содержатся общеизвестные и общепринятые истины для индейцев того времени.

Самый ранний рассказ о проповеди Бенареса содержится в Дхармачакра Правартана Сутра («Сутра начала колеса учения»), которая включена в канон Пали и является частью Сутта Питака. Она неоднократно переводилась на русский язык, а научный перевод делал А.В.Парибек. Детальный психологический анализ этой сутры был сделан Ламой Анагарикой Говиндой. Рассмотрим его содержание как самое первое изложение понятия буддизма.

В начале своей проповеди Будда противопоставляет две крайности аскетизма и гедонизма; только средний путь между этими крайностями ведет к освобождению. Вместо аскетических подвигов или гедонистического потакания, что предлагает Будда? — Оказывается, это приверженность элементарным нравственным нормам, которые он выражает в Восьмикратном Благородном Пути: истинный взгляд, истинное намерение, истинная речь, истинные действия, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное отражение, истинная концентрация. Ни один ариец того времени не стал бы спорить с такими моральными нормами. Наблюдал ли бы он за ними — это другой вопрос, но ничего необычного, особенно героического, не было и в самих этих нравственных нормах не было.

Будда продолжает излагать благородные истины. Первая истина о страдании заключается в том, что жизнь — это страдание: страдание в рождении и смерти, страдание в болезни, единение с нелюбимым — это страдание, страдание — это отделение от возлюбленного, все содержание жизни, проистекающее из привязанности, — это страдание.

Древний ариец понимал страдания иначе, чем современный европеец. Для современного европейца страдание — это особое аффективное состояние, которого он стремится избежать. Он понимает жизнь как страдание в совершенно ином смысле, нежели буддизм. Для европейца отождествление жизни со страданиями подразумевает активное отрицание жизни, понимание жизни как злой или испорченной природой.

Древний ариец понимал страдание не как какое-то мимолетное воздействие, а как понимание всего того, что открывается в жизни (следует иметь в виду, что мимолетное для европейца — это еще и эмпирический факт, который он преодолевает в религиозном опыте). Можно, в конце концов, радоваться, но понимание того, что эта радость преходящая и неизбежно потерянная в бездне прошлого, — это страдание. Поэтому отождествление жизни со страданиями для древних арий, которые она приобретает для европейцев, не было таким пафосным и выразительным.

Современное значение философии буддизма

Естественный человек принимает на предрефлексивном уровне реальность, которая непосредственно ему дана. Буддизм признает только тот непосредственно данный поток жизни, который не требует признания понятия материального мира, понятия идеальной первобытной основы и понятия Абсолюта, который каким-то онтологическим образом мог бы оправдать этот поток жизни. Буддистский опыт исходит только из непосредственного экзистенциального опыта.

Это сопровождается признанием первозданной природы потока жизни, то есть того, что жизнь всегда существовала, а не только из эмпирически данного факта рождения человека. Современному человеку, который верит в конечность своей природы, этот тезис неправдоподобен, поэтому он склонен приписывать буддизму догматическую веру в эту позицию. Однако это не так. Для восточного человека вера в бессмертие жизни — это не догма, а предпосылка дорефлексии — дело само собой разумеющееся. Будда апеллировал именно к дорефлексивному сознанию, и, соответственно, он принял всё то, что есть содержание этого дорефлексивного сознания естественного человека восточной культуры, в том числе и идею бессодержательности жизни.

Однако то, что существовала некая сущность, с которой можно было отождествлять идею человека, души, Бога, уже не было самоочевидным для естественного человека восточной культуры, и Будда воздержался от признания всех этих идей. Иными словами, требования бытия, основанные только на предпосылках сознания естественного человека, породили понятие анатмана, т.е. идею отрицания всей сущности человека — ума, души, тела и т.д.

Человек — это явление в потоке жизни — это воспринимается как само собой разумеющееся в экзистенциальном опыте, но то, что человек представляет собой любую материальную или идеальную сущность — это абсолютизация одной из рационалистических позиций, с которой буддизм полностью свободен. Одна из самых ранних экспозиций концепции анатмана находится в «Милиндийских вопросах» — выдающемся литературном памятнике раннего буддизма, имеющем не меньшее значение для буддийской философии, чем то, что имеет Платон для европейской философии. Вот выдержка из сутры, которая стоит рядом с текстом «Вопросов Милинды»:

«Этот узел был распутан в древние времена. Однажды, когда король Калинга пришел в Теру Нагасену, он сказал: «Я хотел бы спросить достопочтенного, но отшельники очень разговорчивы». Ты ответишь прямо, о чем я тебя спрошу?» — «Спроси», после ответа. «Душа и тело одно и то же, или душа одно и тело другое?» — «Это неуверенно», — сказала Тера. «Как! Мы уже договаривались, достопочтенный, точно ответить на вопрос. Тогда почему я слышу что-то еще: неясно, — сказала Тера: — Я тоже хотела бы спросить правителя, но короли очень разговорчивы. Ты ответишь прямо, что я тебя спрошу?» — «Спроси», после ответа. «Плоды дерева манго, которое растет в твоем дворце, кислые или сладкие?» — «В моем дворце нет дерева манго», — сказал он. «Как! Мы договаривались прежде, суверенно, ответить на вопрос точно. Почему еще я слышу: «Нет никакого дерева манго»? — «Как я могу сказать, сладкий ли плод дерева или кислый, если его нет?» — «Точно так же, милорд, нет души. Как мне узнать, идентично ли оно телу или отличается от него?»

Лама Анагарика Говинда подчеркивает, что основной предпосылкой учения Будды является самоочевидная и общепринятая истина. Он сравнивает его с утверждением Декарта: «Я думаю, поэтому я», на самосвидетельстве которого французский философ построил все здание своей философии. Но его позиция была самоочевидной только для рациональной сферы, царства мысли.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Контуры нового этапа цивилизационного развития
  2. Планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой истории
  3. Культура и природа
  4. Справедливость: понятие, проявление и сферы
  5. Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
  6. Античная философия и ее роль в культуре древней Греции
  7. Мартин лютер, основатель лютеранства
  8. Идеи социальной философии в эпоху Возрождения — Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
  9. Основные понятия эстетического компонента духовной жизни общества
  10. Философия науки и техники