Для связи в whatsapp +905441085890

Становление отечественной психологии — Психологические взгляды русских мыслителей XVIII века

Появление элементов психологического знания, по-видимому, связано с теми далекими временами, когда человек впервые понял, что он, человек, существенно отличается от всего остального в окружающем его мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда происходило в процессе развития доминирующей концепции мировоззрения. Развитие философии в последующие века сыграло важную роль в формировании психологического комплекса знаний.

Однако наряду с развитием психологического комплекса знаний в области философии, накопление информации о человеческом теле, его анатомии, физиологии и биохимии продолжалось и в области естественных наук, особенно в медицине. В то же время все более очевидным становится противоречие между философско-психологическими знаниями о душе и естественнонаучными знаниями о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки о человеческом организме не смогли дать ответ на вопрос, как разрешить это противоречие.

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался веками, и этот процесс не менее важен, чем результат — наука о психологии.

В современных условиях развития нашего общества актуальность разработки проблем истории психологии возрастает еще больше. В российском обществе произошли радикальные изменения во всех сферах жизни: изменение социально-экономических основ, изменение структуры государства, формирование новых идеологических и ценностных ориентаций. Серьезные изменения произошли и в самой психологической науке: переход от монометодологической парадигмы к плюралистической; расширение проблемной области исследований за счет значительного увеличения числа прикладных и практико-ориентированных разработок; снижение интенсивности научных связей между бывшими республиками Советского Союза и ныне независимыми государствами; активная компьютеризация и все более широкое использование современных информационных технологий в психологии; изменение приоритетов и системы финансирования психологических исследований; изменение системы психологической науки СССР. Стало более доступным обращение к новым и ранее недоступным научным источникам; появилась возможность оценить, начиная с нынешних реалий жизни и взглядов, уже известные страницы истории психологии; по-новому взглянуть на творчество многих выдающихся психологов и обратиться к научному наследию ранее забытых или малоизученных личностей; сравнить достижения российской психологии на более ранних этапах ее развития с ее современным состоянием.

Становление отечественной психологии - Психологические взгляды русских мыслителей XVIII века

Психологические взгляды русских мыслителей XVIII века

Как показывают исследования истории русской культуры, философии и науки, психологические идеи стали развиваться на Руси в X-XV веках. На базе этих помещений были образованы в XVIII веке. Веками возникли вполне целостные концепции, из которых материалистические традиции для их дальнейшего развития.

Социальные основы отечественной психологии XVIII века. Век был феодально-крепостной системой. А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) осудил обострение его острых противоречий в художественной форме и был сослан в Сибирь. Он выразил чувства всех прогрессивных личностей российского общества и потребовал полной отмены крепостного права.

В XVIII веке в России получило широкое развитие педагогическое движение, которое принесло с собой своих выдающихся деятелей: Н. Н. Поповский, Н.И. Новиков, В. Н. Татищев, Д. И. Фонвизин, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий, Ю. П. Козельский, П. С. Батурин и др.

Украинский мыслитель Григорий Сковорода (1722-1794) сосредоточил свое внимание на человеческом самосознании. Мощное антифа-движение, которое боролось против идеализма и богословия, преобладающего в официальной науке, поставило проблему человека в центр. В этих условиях материалистическое решение важнейших психологических проблем приняло форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий.

Признавая роль науки и образования в развитии общества, Василий Никич Татищев (1686-1750) утверждал идею зависимости интеллектуального развития от образования и воспитания: источником индивидуального ума является опыт других людей, усвоенный через речь и письмо.

Николай Иванович Новиков (1744 — 1818) — крупный организатор издательского дела в России. В своей прессе он отразил самые спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.

В 1796 году вышла первая русская книга, специально посвященная психологии — «Наука о душе, или ясный отчет о ее совершенствах, способностях и бессмертии». Ее автор Иван Михайлович Кандорский (1764 — 1838) был духовным человеком. По этой причине Кандорский в своей книге пишет, что «душа — это дух, а потому живое существо, наделенное разумом и свободой воли, как и наша душа».

Кроме того, Кандорский проводит систематизацию психологических знаний. Он описывает факты — ощущения, мысли как ассоциации восприятий, воли.

Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), великий русский учёный, энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, основоположник первой русской грамматики, основоположник русской стихотворной системы, выдающийся организатор русской науки и образования в XVIII веке.

Психологические взгляды Ломоносова развивались в связи с научными исследованиями (на природу, русский язык и т.д.). Объясняя ощущения как продукт влияния внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в разграничении раздражителей, М.Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветного зрения в своем «Слове о происхождении света».

Особенно богата работа «Краткий путеводитель по риторике» психологическими идеями. Здесь Ломоносов развивает идеи о воображении, восприятии, страстях (природа, борьба со страстями и роль разума), психологию речи.

Идеи Ломоносова получили дальнейшее развитие у философа и материалиста Якова Павловича Козельского, который выступал против крепостничества и религиозной морали и боролся за справедливый общественный порядок, и Александра Николаевича Радищева, который в своих произведениях также резко осуждал самодержавие и крепостное право.

В условиях усиливающегося угнетения крепостного права А. Радищев заложил проблему человечества со всей остротой. В основе его научных идей лежало революционно-демократическое мировоззрение. Однако не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психология определялась гуманистической этикой.

Радищев отрицал существование души как самостоятельной субстанции. Психея — это функция известных органов тела — нервов и мозга, без которых невозможно обойтись.

Большое место в трудах А.Н. Радищева занимает проблема психического развития и, в связи с этим, сравнения психики человека и животных. Он предлагает идею специфического образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, а преображает ее, у него есть язык, прямая походка. Подчеркивается особая роль руки и высокое развитие мозга. Качественные различия человеческих чувств связаны со спецификой его знаний. Особо подчеркивается роль художественного образования, вооружая различными средствами, все это расширяет возможности органов чувств «к безграничности». Отдельно отмечается роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.

A. Радищев подчеркивает роль образования в развитии ума, влияние общества на человека (через подражание и участие в опыте). Большое внимание уделяется проблеме способностей.

К вопросу о бессмертии души Радищев посвящает свой философский трактат «О человеке, о его смерти и бессмертии», в котором он пишет: «Я вижу везде смерть, то есть разрушение; из этого я делаю вывод, что должен прекратить свое существование….. Смерть всех живых сил, которые ждут одного и того же.

Однако в результате болезненного созерцания Радищев приходит к выводу о неразрушимости своеобразного человеческого качества — «менталитета».

Он пытается раскрыть силу, которая обеспечивает единство — «сцепление» — всех человеческих компонентов и сил.

Обращаясь к мысли, он критикует сенсационность Гельветия («мысль — нечто отдельное от чувств»). Радищев подчеркивает активную природу человеческой мысли, выражением которой является внимание. Сила человека распространяется как на мышление, так и на его желания, страсти и тело. Все это цитируется как доказательство бессмертия души.

В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев дает правдивое и сочувственное изложение жизни простых людей. Книга была конфискована и распространялась только в рукописном виде до 1905 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологические проблемы, сложившиеся в передовой науке и философии XVIII века, материалистические и демократические традиции русской философии и психологии XIX века, а также психологические проблемы, сложившиеся в XVIII веке.

Отечественная психологическая наука во второй половине XIX века

Середина века. Во второй половине XIX века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, и особенно с развитием размышлений о его идентичности, научных и психологических особенностях, стала формироваться самостоятельная отечественная психология, начался также поиск ее структуры, методологии и реального предмета, ее отличий от других наук и отличий от европейской психологии.

Это были годы расцвета естественных наук в России, на которых был сосредоточен главный интерес общества и в которых происходили важнейшие научные достижения. Это поставило научный, материалистический штамп на развитие психологии. В то же время и естественные, и гуманитарные науки того времени имели тенденцию к созданию универсальных теорий, каждая из которых претендовала на открытие основных моделей человеческого и социального развития. Такой подход можно увидеть в концепциях А.В. Веселовского, А.А. Потебного, И.М. Сеченова, К.Д. Кавелина и других ученых того времени. Однако дело не только в том, что ученые того времени занимались широким кругом тем, поскольку широта охвата возможна и при систематизации изучаемого материала. Но бывают эпохи, когда научное мышление показывает широту, открывает новые перспективы, создает новые точки зрения, не только объединяя и систематизируя уже открытые, известные факты, но и проливая на них новый свет и ставя новые задачи не только перед этими исследователями, но и перед учеными следующих поколений. Это были 60-80-е годы 19 века, это были Сеченов, Кавелин, Веселовский и Потебня.

Два направления в проблеме человека. Прежде всего, необходимо было разработать методологию новой науки, понять, должна ли это быть естественная наука или духовная наука. Ответ на этот вопрос также определил, должна ли психология строиться на основе философии, с которой она наиболее связана до того времени, или на основе физиологии, как того требуют новые направления в науке и общественные предпочтения. На практике были предложены два понятия психологии.

У истоков каждого из них были выдающиеся мыслители. Первым выступил Николай Чернышевский, вторым — Памфил Юркевич и Владимир Соловьев. Они создали в России традицию человеческого знания, основанную на противоположных способах понимания природы человека. На местах, размытых каждым образом мышления, возникли другие учения, которые в новых социокультурных условиях и в соответствии с требованиями логики научного созидания развили свое оригинальное идеологическое содержание.

Антропологический принцип Чернышевского — происхождение русского пути в поведенческой науке — от И.М. Сеченова до И.Л. Павлова и А.А. Ухтомского. Богословский принцип В.С. Соловьева прослеживается в извинениях «нового религиозного сознания» в работах Н.А. Бердяева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Л. Франка и др. И новая теория поведения, и извинение «нового религиозного сознания» были плодом русской мысли, двух ее мощных течений — естественнонаучного и религиозно-философского.

Динамика обоих течений проникла в представления о человеке, сформировавшиеся в российском общественном сознании в этот период. Те, чья интеллектуальная деятельность создавала этот образ до принятия собственной идеологической позиции, в отличие от другой, испытывали недовольство другой стороны.

Антропологический принцип в философии П.Г. Чернышевского. Предпосылкой для понимания человеческой природы по этому принципу является отказ от дуализма. «В человеке не видно дуализма. Если бы у человека была другая природа помимо реальности его природы, то эта другая природа, безусловно, была бы найдена в чем-то, но так как она не найдена ни в чем, так как все, что происходит в человеке, происходит в соответствии с его одной настоящей природой, то другой природы в нем нет», — полагал Чернышевский.

Идея единства человеческого организма была заложена как онтологически (это было конкатенация природных сил и элементов, присущих Вселенной в целом), так и эпистемологически (она была известна так же, как и другие реалии этой Вселенной). Соответственно, психика, как один из жизненных процессов этого организма, не является самостоятельной сущностью и для того, чтобы быть известной, не требует никаких других средств, кроме тех, с помощью которых наука узнает правду о других вещах.

P. Д. Юркевич о душе и внутреннем переживании. Первым противником Чернышевского был философ П. Д. Юркевич. Его главным аргументом против идеи единства организма было учение о «двух переживаниях». «Как бы мы ни интерпретировали единство человеческого организма, — писал Юркевич, — мы всегда будем знать человека двумя способами: через внешние чувства — тело, его органы, и через внутренний смысл — духовные явления».

Юркевич защищал «экспериментальную психологию», согласно которой психические явления принадлежат к миру, лишенному всех определений, характерных для физических тел, и известны по своей сути только тому субъекту, который их непосредственно переживает.

Слово «опыт» дало повод сказать, что психология, использующая этот внутренний опыт, является эмпирической областью знания и, таким образом, приобретает достоинство других строго экспериментальных наук. Антропологический принцип Чернышевского отверг эту эмпирику и обеспечил философскую основу для утверждения объективного, а не субъективного метода. Тот же принцип, постулировавший единство человеческой природы во всех ее проявлениях (в том числе и ментальных), отверг прежнюю, картезианскую концепцию рефлекса, разделившую организм на два уровня — автоматические телесные движения (рефлексы) и действия, управляемые сознанием и следующие за ним.

Оппоненты Чернышевского считали, что альтернатива этой «двухуровневой» модели поведения есть только одна — рассматривать это поведение как чисто рефлексивное. Таким образом, человек получил образ нервно-мышечного аппарата. Поэтому Юркевич призвал оставаться на пути, указанном Декартом.

По мнению Чернышевского, нужно идти другим путем: признать родство физических и психических явлений и использовать достижения физиологии для выявления оригинальности последних.

Состояние психологических знаний в России в начале 20-го века

В начале XX века психология в России прочно утвердилась и заняла достойное место в системе наук. Укоренившись в двух основных сферах научной мысли — в области философско-исторического и естественнонаучного знания, в конце XIX — начале XX века она становится самостоятельной научной дисциплиной. Этот процесс институционализации психологического знания сопровождался необходимыми логико-научными (определение задач и объекта исследования, разработка программ и определение направлений развития, обоснование адекватных методологических методов и принципов исследования психологической реальности и т.д.) и организационно-научными (создание специальных психологических центров и психологических научных изданий, формирование коллектива ученых-психологов и т.д.) трансформациями.

Большое влияние на психологическую науку в России оказала мировая психология, которая пошла тем же путем, но немного впереди.

Повышение роли психологии в обществе нашло свое отражение в обращении к психологическим вопросам практикующих психологов: учителей, работников различных отраслей промышленности и военных специальностей. Анализ их работ свидетельствует о широте психологических проблем, оригинальности выводов, сделанных ими непосредственно на основе конкретной деятельности. Среди тем, обсуждавшихся экспертами, были: психологические проблемы охраны труда, его рациональная организация, обеспечение и поддержание необходимого человеческого трудового потенциала (даже в сложных условиях), подбор и подготовка кадров и многие другие.

Степень интереса к психологии и признание ее научной и практической ценности нашли отражение во все более частом и настойчивом вовлечении представителей научного сообщества и творческой интеллигенции в рассмотрение психологических проблем. Авторитет психологии вырос. Он стал объектом внимания специалистов в смежных науках и практических сферах: Врачи, учителя, физиологи, этнографы, лингвисты, юристы, биологи. Ученые различного профиля, писатели, публицисты высказывали свои мнения и суждения по широкому кругу жизненно важных психологических вопросов, часто в популярной, как правило, спорной форме и ссылаясь на повседневную практику, вовлекая тем самым в свою дискуссию широкую аудиторию. Рассматривались проблемы мотивов и действий человеческого поведения, наследственности и психических состояний, развития психики ребенка, его особенностей, а также связанный с этим вопрос гуманизации образования и др.

Междисциплинарная коммуникация психологии с другими науками не ограничивалась сферами «психологии-философии» и «психологии-физиологии», а включала широкий круг научных дисциплин, взаимодействующих с психологией. Она значительно расширила область психологических исследований, вызвала появление новых проблем на стыке различных наук, открыла путь к более глубокому, многогранному, комплексному рассмотрению изучаемых в психологии явлений.

В этом отношении знаменательна деятельность Московского психологического общества, основанного при Московском университете в 1885 г. (до 1888 г. Общество возглавлял М.М.Троицкий, впоследствии его преемниками стали Н.Я.Грот и Л.М.Лопатин). Членами общества были ученые различных отраслей науки и направлений, выпускники и преподаватели историко-филологического и других факультетов университета, представители естественнонаучных дисциплин, в частности, психиатры. Помимо ученых традиционного, философского подхода к психологии (Н.Я. Гроте, Г.И. Челпанов, С. Трубецкой, М. Лопатин), в число лидеров общества входили сторонники естественнонаучного, экспериментального направления (С.С. Корсаков, А.А. Токарский). Среди почетных и действительных членов Московского психологического общества были ведущие представители нового естественнонаучного направления в психологии — И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и другие.

Наконец, факт признания психологии в качестве самостоятельной науки как в научных, так и в широких социальных кругах подтверждается успехом психологического образования, в частности, в следующих аспектах

  1. Популяризация психологических знаний в широких кругах общества;
  2. Преподавание психологии;
  3. Создание системы подготовки психологических кадров.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в России в начале XX века психологическое образование переросло в более или менее полную систему, включающую все вышеперечисленные уровни и этапы. В частности, психология преподается в учебных заведениях всех видов (будь то семинария, лицей или кадетский корпус) и включает в себя различные уровни образования (среднее и высшее).

Став независимой наукой в конце XIX — начале XX вв., русская психология не была монолитной, однородной по содержанию и идеологии образования, а включала в себя ряд сильных течений и направлений.

Стремительное развитие естествознания в России подготовило почву для появления альтернативного подхода, который включал в себя последователей экспериментального пути развития психологии и был сконцентрирован на программе экспериментального и объективного изучения менталитета Сеченова.

Экспериментальная психология

Сильное течение в русской психологической мысли было представлено так называемой экспериментальной психологией. Формирование направления, основанного на экспериментальном методе исследования психологических явлений, осуществлялось под влиянием как общих тенденций развития мировой психологической науки, так и специфических социокультурных предпосылок и условий развития отечественного психологического знания.

Стоит отметить, что появление этого течения ознаменовало принципиально новый этап в истории психологии в России — оно приобрело статус самостоятельной научной области знаний. Основным объективным условием для внедрения эксперимента в психологию была острая потребность в точных, экспериментально проверенных результатах психологических исследований на человеке. Особенно нуждались в них медицина и педагогика, стремительно развивавшиеся в конце 19 века. Поэтому не случайно первые в России экспериментальные психофизиологические лаборатории были созданы в стенах практических организаций — учебных заведений и клиник, их создателями в большинстве своем были практикующие врачи-психиатры, физиологи, педагоги, учителя. Первые лаборатории были нацелены на решение практических задач: Определение диагноза психического состояния человека, поиск конкретных форм влияния на его менталитет и поведение и т.д.

Вторым условием становления психологии как научной дисциплины было взаимодействие с науками, с которыми она была тесно связана как исторически, так и логически, особенно с дисциплинами естественнонаучного цикла.

Наконец, развитие экспериментальных исследований в психологии определялось также логикой самого психологического познания, его внутренними потребностями, осознание которых приводит прогрессивных ученых к выводу о неадекватности и ограниченности интроспекции как теории и метода научного познания психологических явлений, о необходимости новых объяснительных категорий и объективных методов изучения психологической реальности.

Помимо этих общих условий, развитие научной психологии в России было обусловлено и специфическими историческими обстоятельствами. Среди них — материалистические тенденции, сложившиеся в российской науке, которые нашли яркое воплощение в русском философском материализме. В работах Сеченова раскрыто материалистическое объяснение природы психических явлений, их рефлексивно-регулирующей роли в жизнедеятельности организма. Он также разработал первую программу развития психологии как экспериментальной дисциплины, выдвинул и глубоко обосновал идею объективного изучения внутреннего мира человека.

Сеченов выдвинул идею детерминистического объяснения психических явлений и их объективного изучения.

История развития российской экспериментальной психологии показывает, что на основе материалистической доктрины Сеченова и его теории отражения психической деятельности возникло много научных подходов и идей, которые получили дальнейшее развитие в русской психологической мысли.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Изучение психологической защиты
  2. Как манипулировать людьми
  3. Детская психология
  4. Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека
  5. Дистантное консультирование
  6. Методы диагностики и исследования личности
  7. Игры с правилами в дошкольном возрасте
  8. Особенности адаптации новых сотрудников в трудовом коллективе — Сущность и структура рабочей адаптации
  9. Детская игра в современной психологии
  10. Основные отрасли психологии