Для связи в whatsapp +905441085890

Структура сознания — Функции Сознания

Сознание — это высший уровень психики, присущий человеку. Сознание — высшая, интегрирующая форма мышления, результат социально-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, в постоянном общении с другими людьми. В этом смысле сознание — это «социальный продукт»; сознание — это не что иное, как сознательное существо.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. Структура сознания включает в себя основные познавательные процессы, посредством которых человек постоянно обогащает свои знания. Эти процессы могут включать в себя ощущения и восприятие, память, воображение и мысль.

Сознание человека — это не только теоретическое, познавательное, но и нравственное. Его психологически реальное выражение заключается во внутреннем значении, которое человек приобретает за все, что происходит вокруг него и через него. Знание является ядром сознания, способом его существования. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не внешнему миру. Но содержание сознания, содержание мыслей человека — это весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно описать как субъективный образ объективного мира.

Структура сознания - Функции Сознания

Структура сознания

Понятие «сознание» не является однозначным. В широком смысле этого слова оно относится к умственному отражению реальности, независимо от того, на каком уровне она происходит — биологическом или социальном, сенсорном или рациональном. Когда речь идет о сознании в этом широком смысле, оно подчеркивает свое отношение к материи, не раскрывая специфику ее структурной организации.

В более узком и конкретном смысле, сознание понимается не как простое душевное состояние, а как высшая, правильная человеческая форма размышлений о реальности. Сознание здесь структурно организовано, оно представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, которые стоят в постоянных отношениях друг с другом. В структуре сознания такие моменты, как восприятие вещей, а также опыт, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражено, наиболее отчетливо выделяются вначале. Способ, которым существует сознание, и в котором для него что-то существует, — это знание. Развитие сознания требует, прежде всего, обогащения его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Распознавание, восприятие вещей имеет разные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Итак, повседневное, научное, философское, эстетическое и религиозное мировоззрение, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Чувства, восприятия, идеи, концепции и мысли составляют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей своей конструктивной полноты: в качестве необходимого компонента они включают в себя и акт внимания. Концентрация внимания приводит к тому, что в фокус сознания попадает определенный спектр объектов.

Объекты, события, происходящие с нами, вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», которые заставляют нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не хладнокровный рациональный, а страстный поиск истины.

Без человеческих эмоций никогда не было, не было и не может быть человеческого поиска истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя актуальные чувства, т.е. отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, печаль и т.д.), настроения или эмоциональные состояния (счастье, депрессия и т.д.), а также аффекты (гнев, ужас, отчаяние и т.д.).

Благодаря определенному отношению к объекту знания, знание приобретает для человека иной смысл, который наиболее ярко выражен в убеждениях: они заняты глубокими и прочными чувствами. И это индикатор особого значения для знатока, который стал для него точкой отсчета в жизни.

Чувства, эмоции — это составляющие человеческого сознания. Процесс познания включает в себя все аспекты внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человека о мире содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Сознание реализуется в двух ипостазах: рефлексивной и активно-творческой. Суть сознания заключается в том, что оно может отражать социальное бытие только в том случае, если одновременно активно участвует в его преобразовании. Функция опережающей рефлексии сознания наиболее отчетливо реализуется по отношению к социальному существу, которое по существу связано с устремлением в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем, что идеи, особенно общественно-политические, могут опережать и даже изменять современное состояние общества. Общество — это материальная и идеальная реальность. Совокупность обобщенных идей, понятий, теорий, чувств, морали, традиций и т.д., т.е. то, что составляет содержание социального сознания и формирует духовную реальность, является неотъемлемой частью социального бытия, поскольку оно дано сознанию индивидуума.

Функции Сознания

В сознании можно выделить несколько функций. Через них сознание может быть направлено либо на эктопсихические, либо на эндопсихические факты. Эктопсихическое относится к связи между содержанием сознания и данными, поступающими извне. Это система ориентации, которая связывает человека с внешними фактами, которые передаются ему через сенсорные впечатления. С другой стороны, эндопсихическая — это система отношений между содержанием сознания и постулируемыми сверхсознательными процессами.

Эктопсихические функции. Это, прежде всего, ощущения, функции наших органов чувств. Под сенсацией подразумевается то, что французские психологи называют функцией реальности, то есть совокупностью сознания внешних факторов, придаваемых человеку функцией органов чувств.

Далее различается функция мысли. Мысль в своей простейшей форме передает то, что является определенной вещью. Он дает вещи имя, добавляет понятие, ибо мышление означает восприятие и суждение. В немецкой психологии это называется апперцепцией.

Слово «чувство» заимствовано из повседневного языка для обозначения третьей функции. По тону ощущения мы узнаем что-то о ценности вещи. Например, чувство может показать, нравится нам это или нет. Другими словами, это показывает, чего эта штука стоит для тебя. Без определенного чувства реакции, вы не можете воспринимать явление. У тебя всегда есть определенные чувства. Эмоционально объекты отличаются не только на самом деле, но и по стоимости.

И, наконец, о четвертой функции. Можно подумать, что для того, чтобы иметь целостную картину мира, достаточно знать, что что-то есть, что-то существует, и чего это стоит. Однако есть и другая категория: время. У вещей есть прошлое и будущее. Они откуда-то приходят и уходят, и вы не знаете, откуда они приходят и куда уходят, но у вас есть то, что американцы называют интуицией. Пример: вы не знаете, какова будет цена определенной акции через некоторое время, но у вас есть ощущение, что она поднимется. Это называется интуиция.

Интуиция — это функция, с помощью которой вы можете видеть, что происходит «за углом», что на самом деле невозможно; но это как будто кто-то делает это за вас, и вы доверяете им. А когда вы оказываетесь в неожиданной ситуации и не имеете фиксированных идей и ценностей, вы также должны полагаться на свой интуитивный дар.

Первой эндопсихической функцией будет память. Функция памяти (или воспроизведения) связывает нас с тем, что ускользнуло из сознания, с тем, что подавлено или подавлено. Эта способность воспроизводить бессознательное содержимое называется памятью. Это первая функция, которая отчетливо проявляется во взаимодействии сознания с содержанием, невидимым в данный момент.

Вторая эндопсихическая функция немного сложнее. Она называется: субъективные компоненты функций сознания. Например, если вы встретили человека, которого никогда раньше не видели, вы, естественно, о нем что-то подумаете. Но вы не всегда будете рисковать этим, вполне возможно, что ваше мнение неверно и не имеет никакого отношения к этому человеку. Это как раз и есть субъективная реакция. Та или иная вещь или ситуация обычно вызывает подобную реакцию. Независимо от объекта, сознательная функция всегда сопровождается субъективной реакцией.

Третья эндопсихическая составляющая (ее нельзя назвать функцией). В случае с памятью, мы все еще можем говорить о функции, которая подвергается некоторой степени волевого или сознательного управления. Он часто терпит неудачу самыми абсурдными способами. В еще большей степени это относится к субъективным компонентам и реакциям. Но с эмоциями и аффектами, это не так уж и неважно. Очевидно, что это не функция, а событие: вас буквально сметают эмоции, ваше послушное эго уничтожается, а его место занимает кто-то другой. В таких случаях мы говорим: «Он сошёл с ума», «дьявол сошёл на него» или «что с ним случилось».

Это состояние, при котором человек одержим тем, что в нем есть, и он не в состоянии противостоять этому. Он может сжимать кулаки, стискивать зубы, но все равно он больше не принадлежит самому себе.

Четвертый эндопсихический фактор называется вторжением (вторжение, взлом). Здесь безраздельно доминирует теневая, бессознательная сторона психики, способная влиять даже на сознательные процессы. Сознательный контроль достигает своего нижнего предела. По сути, это чрезвычайные состояния, в которых от человека без сознания можно ожидать чего угодно.

Наши предки думали, что в таких случаях дьявол или злой дух входит в человека или, наоборот, душа его покидает. Человек теряет себя, как будто теряет свою душу, когда он отделяется от нее.

Социальное Сознание

Сознание является не только индивидуальным, личным, но и включает в себя социальную функцию. Структура общественного сознания сложна и многомерна и диалектически взаимодействует с сознанием человека.

Структура общественного сознания различает такие уровни, как теоретическое и повседневное сознание. Первая формирует социальную психологию, вторая — идеологию.

Повседневное сознание самопроизвольно формируется в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего мира природы и общества.

Общественное сознание проявляется в различных формах: социально-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, нравственность, искусство, религия.

Дифференциация общественного сознания в его современной форме является результатом длительного развития. Примитивное, недифференцированное сознание соответствовало первобытному обществу. Психический труд не отделялся от физического труда, а психический труд вплетался непосредственно в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Такие формы общественного сознания, как нравственность, искусство и религия, первыми появились в историческом развитии человека. Затем, с развитием человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, выделенных в особую сферу социальной деятельности.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

  • Политическое сознание — это систематизированное, теоретическое выражение общественного мнения о политической организации общества, о формах государства, об отношениях между различными социальными группами, классами, партиями, об отношениях с другими государствами и народами;
  • Правовое сознание в теоретической форме выражает правовое сознание общества, характер и цели правоотношений, нормы и институты, вопросы законодательства, суд, правоприменения. Она направлена на утверждение правовой системы, соответствующей интересам общества.
  • нравственность — система взглядов и оценок, регулирующая поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных моральных устоев и отношений;
  • Искусство — особая форма человеческой деятельности, связанная с овладением реальностью через художественные образы.
  • Религия и философия наиболее далеки от материальных условий общественного сознания. Религия старше философии и представляет собой необходимый этап в развитии человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанную на вере и религиозных постулатах.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном союзе. Общественное сознание является межличностным по своей природе и не зависит ни от одного человека. Она имеет объективный характер для отдельных лиц.

Каждый человек испытывает влияние общественного сознания в течение своей жизни, через отношения с другими людьми, через обучение и воспитание, и это влияние не пассивное, а избирательное, активное.

Нормы общественного сознания психически влияют на человека, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические концепции. Общественное сознание можно определить, как общественное сознание, которое развивается и функционирует по своим собственным законам.

Мнения индивида, наиболее соответствующие интересам эпохи и времени, становятся собственностью общества после прекращения индивидуального существования. Например, произведения выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание, проявляющееся в данном случае в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, дополняет и развивает его, придавая ему черты определенной эпохи.

Сознание не может быть выведено из простого процесса рефлексии на объектах природного мира: отношение «субъект-объект» не может порождать сознание. Для этого субъект должен быть интегрирован в более сложную систему социальной практики, в контекст социальной жизни. Каждый из нас, кто приходит в этот мир, наследует духовную культуру, которой мы должны овладеть, чтобы стать по-настоящему человечными и уметь мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это сознание, противостоящее нам, является реальностью, такой как государство или закон. Мы можем восстать против этой духовной силы, но, как и в случае с государством, наше восстание может оказаться не только бесполезным, но и трагическим, если мы не будем объективно рассматривать те формы и уклады духовной жизни, которые стоят перед нами. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, мы должны сначала овладеть ею.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с появлением социального бытия. Природа в целом безразлична к существованию человеческого духа, в то время как общество не могло бы возникнуть и развиваться без него и не существовало бы ни дня, ни часа. В силу того, что общество — объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «заряжены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Но, подчеркивая единство социального бытия и общественного сознания, мы не должны забывать об их различиях и специфическом разделении. Историческая взаимосвязь социального бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних стадиях социального развития общественное сознание формировалось под прямым воздействием бытия, то позднее это воздействие становилось все более косвенным — через государственные, политические, правоотношения и т.д., а обратное воздействие общественного сознания на бытие, наоборот, становилось все более и более прямым. Возможность такого непосредственного влияния общественного сознания на социальное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Сознание как рефлексия и как активно-творческая деятельность — это единство двух неразделимых сторон одного и того же процесса: В своем влиянии на бытие он может как оценивать его, раскрывать его скрытый смысл, предсказывать его, так и, через практическую деятельность человека, преобразовывать его. И поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать существование, но и активно способствовать его трансформации. Это исторически обоснованная функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и фактически существующим элементом любой социальной структуры.

Поскольку общественное сознание имеет объективную природу и имманентные законы развития, оно может как отставать, так и превосходить себя в процессе эволюции, естественной для этого общества. В этом отношении общественное сознание может играть роль активного стимулятора социального процесса или механизма его торможения. Мощная преобразующая сила общественного сознания способна воздействовать на все существо в целом, раскрывать смысл его эволюции, предсказывать его перспективы. В этом отношении оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) сознания, которое конечно и ограничено индивидуальным единым сознанием. Власть социального целого над личностью выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм ментального присвоения реальности, способов и средств производства ментальных ценностей, семантического содержания, накопленного человечеством на протяжении веков и вне которого формирование личности невозможно.

Индивидуальное сознание

Индивидуальное сознание — это сознание отдельного человека, отражающее его индивидуальное бытие и через него, более или менее, социальное существо. Общественное сознание — это совокупность индивидуального сознания.

Будучи индивидуальным, персонализированным по своей функциональной привязанности к конкретному мозгу конкретного человека, он развивается (или дегенерирует) вместе с развитием (или дегенерацией) этого конкретного мозга и никак не может быть оторван от него, оставить его, существовать без него, как не может быть и запаха цветов без цветов, и песни соловьев без соловьев, и солнечного света без солнца. Это очевидная правда. Поэтому все разговоры о «жизни» после смерти, о движении «души» (т.е. сознания) из одного тела в другое, или о ее присутствии где-либо после биологической смерти человека, его мозга, не имеют под собой никакой научной основы. Сознание исчезает, когда жизненная активность мозга уменьшается. Вы можете наблюдать это, когда смотрите на стариков, каждый из нас когда-нибудь почувствует это. Но нет причин ждать наших смертных дней. Каждый день мы временно лишаемся сознания, потому что наш мозг переключается на другой режим работы во время сна.

В этом контексте необходимо быть очень осторожным в использовании соответствующей терминологии. Например, когда мы слышим: «Человек потерял сознание», т.е. «упал в обморок», это означает только то, что у него больше нет признаков жизни, в нем почему-то отключены сигнальные подсистемы психики. Потерять сознание» (если бы существовало сознание) буквально означает потерять совесть, способности к самоанализу и самоконтролю, в одночасье изменить сферу интересов, мотивацию позиций, нравственные принципы; это может быть только результатом полной потери памяти, что очень редко встречается в жизни, а если происходит, то постепенно, медленно или из-за старости или расстройства личности из-за алкоголизма или наркомании. Поэтому сознание либо присутствует, либо отсутствует. Потерять его в мгновение ока невозможно.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным существом; оно возникает под влиянием сознания всего человечества. Существует 2 основных уровня индивидуального сознания:

1-й Инициал (первичный) — «пассивный», «зеркальный». Он формируется под воздействием внешней среды, внешнего сознания. Основные формы: Понятия и знания, в общем. Основные факторы формирования индивидуального сознания: образовательная деятельность среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. вторичное — «активное», «творческое». Человек преображает и организует мир. Концепция интеллекта ассоциируется с этим уровнем. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, которые создаются в сознании людей. Основные формы: Цели, идеалы, убеждения. Основные факторы: воля, мысль — это ядро и системообразующий элемент.

Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Основные формы: феномен сознания — память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Метакогнитивные качества личности как фактор успешного прохождения переквалификации взрослых
  2. Виды психических процессов: память
  3. Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования
  4. Эдвард Чейс Толмен, американский психолог
  5. Как определить психологическую проблему
  6. Детско-родительские отношения
  7. Взаимосвязь копинг-стратегий и уровня эмоционального выгорания у медицинских работников
  8. Темперамент, виды темперамента
  9. Влияние стиля воспитания на самооценку подростков с нарушением интеллекта — Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии
  10. Абсолютный характер — Понятие и структура характера