Для связи в whatsapp +905441085890

Структурно-функциональный подход — Концепция функционализма в современной социологии

Стремительное развитие эмпирической социологии в США в 1920-х и 1930-х годах, а затем и в Европе, несомненно, сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии социологической науки в целом, резко укрепило ее связь с реальной социальной жизнью, повысило престиж социологии. В то же время, дальнейшая односторонность в развитии социологических знаний становилась все более очевидной, поскольку огромный прогресс в эмпирической и прикладной социологии не сопровождался соответствующим прогрессом в теоретической социологии, что необходимо для обобщения и серьезного анализа быстро накапливающегося фактического материала. На это неоднократно указывал, прежде всего, приехавший в США П.А. Сорокин, подвергший американскую социологию того времени серьезной критике за ее одностороннее увлечение эмпиризмом в ущерб теории, за нежелание развивать широкие социальные проблемы, за ее поверхностность.

В 1930-е годы стала острой потребность в систематической социологической теории, которая могла бы быть применена к эмпирической социологии. После ряда неудачных попыток создать такую теорию и связать ее с эмпирической социологией, эта теория возникла в форме структурного функционализма и заняла доминирующее положение в западной социологии в 1950-х и 1960-х гг.

Структурно-функциональный подход - Концепция функционализма в современной социологии

Концепция функционализма в современной социологии

Структурный функционализм — это течение в социологии, которое рассматривает общество, социализм, его явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия между соответствующими структурными элементами, каждый из которых выполняет определенную роль и функцию внутри системы. Один из центральных постулатов структурного функционализма гласит: «Функция единого социального феномена — это его вклад в общую социальную жизнь, которая является функционированием социальной системы в целом».

Другим выражением сущности функционализма может быть утверждение, что точно так же, как явление может иметь разные функции, одна и та же функция может выполняться разными явлениями.

Основы концепции структурного функционализма были наиболее широко изложены американским социологом Т. Парсонсом, который опирался на концепции Спенсера и Дюркгейма. Основной идеей является идея «социального порядка», которая воплощает в себе стремление поддерживать равновесие системы, согласовывать ее различные элементы, достигать согласия между ними. Эти идеи долгое время доминировали в западной социологии, иногда под слегка измененным названием — структурализм. Во Франции она была разработана М. Фуко, К. Леви-Строссом и другими. Основной подход этой теории состоит в том, чтобы определить части общества и определить их функции. В то же время структурно-функциональный подход практически отвергал идею развития и призывал к поддержанию «баланса» в рамках существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Этот вывод был основан на анализе социальной и государственной структуры США, которую Т. Парсонс считал эталоном и стабильность которой он считал великим достижением.

Неоэволюционизм заключался в улучшении структурно-функциональности, которая решала проблему человека и пыталась объяснить процесс усложнения социальных систем через возрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р. Мертон, пытаясь преодолеть ограничения структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений, введя понятие «дисфункции». Он ввел идею изменения в функционализм, но ограничил изменение «средним» уровнем — уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений породила необходимость поиска и изучения причинно-следственных связей.

Структурно-функциональное направление в теории Эмиля Дюркгейма

В Эмиле Дюркгейме (1858-1917) мы находим действительно структурно-функциональное понимание социальной системы с объяснением ее важных элементов. Важнейшие работы Дюркгейма, посвященные этим проблемам, — «О разделении социального труда» (1893 г.), «Правила социологического метода» (1895 г.), «Самоубийство» (1897 г.), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912 г.).

Ключом к пониманию функционализма Дюркгейма является его концепция социальных фактов. Только в свете социальных фактов можно объяснить, почему люди так поступают, а не иначе, почему люди формируют определенные отношения, связи. Социальные факты могут быть:

  • морфологический, т.е. материал в природе.
  • духовные — «коллективные представления», которые оказывают особенно глубокое воздействие на индивидуумов.

Фундаментальным для метода Дюркгейма является его позиция, согласно которой «Первое и фундаментальное правило заключается в том, что социальные факты должны рассматриваться как вещи». Дело в том, что «любой объект знания, который сам по себе непроницаем для ума, это всё, о чём мы можем сформулировать адекватные понятия простым методом умственного анализа, это всё, что разум может понять, только выйдя за пределы самого себя, наблюдая и экспериментируя, последовательно переходя от самых внешних и сразу же доступных знаков к менее видимым Совокупность социальных факторов-вещей-вещей-конституционирует социальную систему, её институты, ценности и нормы». Для того чтобы признать социальную систему, ее содержание и специфику, необходимо эмпирически осмыслить ее важнейшие элементы как социальные факты, а также природу связи и взаимодействия между ними. Объяснять социальную социальную — это, по словам самого Дюркгейма, функциональный анализ социальной системы.

И поэтому социальный факт существует объективно, вне личности. Внешне это объект, его можно наблюдать. Но в то же время социальные факты порождаются совокупными действиями людей, и в этом смысле они не отделимы от человека, его деятельности. Ценности и нормы, например, являются социальными фактами, потому что они качественно отличаются от того, что содержится в индивидуальном сознании: как социальные факты, они имеют иное основание — «коллективное сознание». Существующее в любом обществе коллективное сознание доминирует над индивидуальным, приводит к установлению, фиксации определенных моделей поведения, типичных способов действия, общепринятых правил, которые становятся объективными социальными фактами и определяют ощущения, мышление и поведение индивидуумов.

Ценности и нормы являются рычагами социального регулирования. В то же время социолог подчеркивает, что социальные нормы эффективны только тогда, когда они основаны не на внешнем принуждении, а на моральном авторитете общества и нравственном совершенстве людей.

Важным аспектом метода функционализма Дюркгейма является то, что он видел причины существования этого конкретного факта в других, предшествующих социальных фактах. Социологическое объяснение фактов, реалий, явлений и процессов, изучаемых отдельно, должно быть с точки зрения социальных причин и социальных функций. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его коллективного сознания. Поэтому объяснение социальной жизни необходимо искать и в самой природе общества.

По мнению Дюркгейма, общество имеет определенные функциональные предпосылки, важнейшей из которых является потребность в общественном порядке. Это происходит от человеческой природы, которая имеет две стороны. Первое эгоистично: часть поведения людей определяется биологическими потребностями, которые реализуются в удовлетворении собственных интересов, что затрудняет интеграцию индивидуумов в общество. Вторая сторона человеческой природы — это способность верить в моральные ценности.

Поддерживая эту сторону, общество создает условия для социальной жизни и стабильности.

Дюркгейм был далек от того, чтобы верить, что общество всегда функционирует гладко. Напротив, в ряде своих работ он высказывал предположение, что промышленные общества могут пойти ко дну. Это становится возможным, когда эгоизм приводит к потере обществом контроля над индивидом.

По мнению Дюркгейма, важнейшим вкладом в социальную стабильность и развитие человеческого взаимодействия является труд, точнее, разделение труда между индивидами. С увеличением разделения труда безличностная функциональная зависимость становится все более важной интегрирующей силой — никто уже не заботится о себе, каждый человек начинает выполнять определенную социальную функцию, социальную роль. Разделение труда формирует личность и определяет различия между людьми, которые развивают личные навыки и таланты в соответствии со своей профессиональной ролью.

Следует отметить, что причинно-следственный анализ социальных фактов, по мнению Дюркгейма, заключается в выявлении зависимости социального феномена от социальной среды. Такой подход мог бы открыть более широкие возможности познания общества, если бы социолог указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился функциональной стороной. Социолог выступал за единство причинно-следственного и структурного анализа, что было отличительной чертой его интерпретации общества, которую он сам называл «социологическим детерминизмом».

Толкотт Парсонс: Школа структурного функционализма

Толкотт Парсонс (1902-1979) — центральная фигура в структурно-функциональном течении, основатель самой школы со многими учениками. Парсонс по праву является величайшим представителем теоретической социологии 20-го века, основателем теории социальных систем и теории социального действия. Он внес решающий вклад в создание современного языка социологии, в развитие базовых понятий в его системном представлении.

Первая основная проблема, которую мы видим в теории Парсонса, — это понятие и содержание социальной системы, ее структура, ее структурные составляющие и функции. Социолог признает, что в то время существовали определенные условия для такого изучения общества, самыми важными из которых были:

  1. достижение клинической психологии в представлении человеческой личности как динамической структурной и функциональной системы;
  2. результаты социальной и культурной антропологии.
  3. после Парсонса Дюркгейм показал истинное структурно-функциональное понимание социальной системы с разграничением ее основных элементов и функций.
  4. работа немецкого социолога М. Вебера дала обоснование социальных действий индивидуумов в контексте функционирования общественных организаций и учреждений.

Парсонс сосредоточил свои исследования на индивидуумах и их действиях. В то же время социолог утверждает, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регламентированы, а во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество — это нормативное сообщество.

Социальные системы, по определению Парсонса, — это системы, образованные состояниями и процессами социального взаимодействия действующих субъектов. Структура этих систем может быть проанализирована по 4 типам переменных: Ценности, нормы, коллективы и нормы («система современных обществ»). Поскольку социальная система формируется в результате взаимодействия человеческих личностей, каждый участник является одновременно актером с определенными целями, идеями и установками и объектом ориентации, как для других актеров, так и для себя самого. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Для того чтобы порядок был значимым и легитимным, он содержит ценности, дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотносятся с культурой. Коллектив людей, охваченный нормативной системой и находящийся под ее «юрисдикцией», Парсонс называет себя социальным сообществом.

Таким образом, социальная система предстает как структура, состоящая из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Эти четыре структурные категории в концептуальной схеме Парсонса относятся к определенным функциональным требованиям. Другими словами, для того чтобы существовать и развиваться, быть жизненно важным, любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям. Это адаптация, достижение целей, интеграция, а также сохранение и консервация модели.4 Функциональные требования выполняются четырьмя компонентами системы, упомянутыми выше (ценности, нормы, коллективные организации, роли), которые воплощены определенными социальными институтами.

Ценности в первую очередь заключаются в сохранении и поддержании структуры функционирующей системы, что подразумевает их передачу из поколения в поколение через образование и овладение элементами культуры общества. Семья, школа, религия, государственные и другие социальные учреждения выполняют это функциональное требование. Особую роль играют институты социального контроля. У каждого социального института есть свои цели. Главной функцией социальной системы является адаптация, которая касается взаимоотношений между системой и ее средой: чтобы существовать и развиваться, система должна иметь определенную степень контроля над своей средой, прежде всего экономической, которая является источником материального благополучия и средств к существованию людей. В целом, по мнению Парсонса, способность выполнять значимые ролевые действия является наиболее общим адаптивным ресурсом общества.

Вторая основная проблема, на которую следует обратить внимание в теории Парсонса, — это проблема социального порядка, природа интеграции и стабильность социальных систем. Центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности.

В жизни люди сталкиваются друг с другом одновременно в процессе взаимодействия. Это также характерно для классовых, групповых и личных отношений. Поэтому важно, чтобы силы и факторы взаимодействия превалировали над силами и факторами оппозиции, а объединяющий принцип был сильнее тенденции к разъединению. До тех пор, пока сохраняются взаимоотношения между индивидуумом, культурой и социальной системой, система жизнеспособна.

Однако ни ценности как таковые, ни стандартизированные ролевые ожидания не обеспечивают интеграции и социального порядка без формирования институциональной структуры, относящейся к ценностным группам, стандартизированных норм и ожиданий, а также системы социального контроля. Процесс институционализации, по мнению Парсонса, заключается в интеграции стандартизированных ожиданий с различными формами общественного контроля — материального, духовного и административного. Культура, ценности не только играют фундаментальную роль в процессах институционализации сами по себе, но и санкционируют всю правовую систему как таковую. Эффективность институциональных форм и правовых систем зависит не только от того, как они выражают целостную ориентацию людей — то, что они ценят и поддерживают, — но и от моральной поддержки, которую общество оказывает этим формам.

Таким образом, система стабильна, устойчива, консенсус обеспечен при ее развитии по вышеуказанной схеме, соблюдении правил институциональной интеграции и развитии политических, социальных, экономических институтов в соответствии с общими ценностями, которые стимулируют предсказуемое социальное поведение большинства людей.

Третья основная проблема, важная для целостного учета теории социальных систем, — это проблема социальных изменений и эволюции. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс одновременно видел процессы, ведущие к социальным изменениям. Социолог утверждает, что практическое изучение этих процессов является задачей эмпирического исследования.

В Функциональной теории перемен Парсонс утверждает, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Хотя некоторая степень равновесия необходима для жизнеспособности системы. Поэтому он изображает процесс социальных изменений как «движущееся равновесие».

Процесс эволюционного развития соответствует процессу инноваций, который является прорывом и обеспечивает обществу новый уровень приспособляемости. Инновации в первую очередь затрагивают сферу культуры и ценностей.

Дифференциация общества требует интеграции. Например, в системе, где существуют различные профессии, глава дома в традиционном обществе больше не может контролировать производство в рамках своей прежней роли, определяемой родственными связями. Поэтому производственная организация должна разработать систему полномочий, отсутствующую в системе родственных связей. Производственные и бытовые коллективы должны координироваться в рамках более широкой системы путем изменения структуры местного сообщества. Таким образом, появляются новые «правила игры» и условия для новых ролей. Парсонс отмечает, что самое главное в новой легитимности — это новая ценностная ориентация человека, особенно в двух его дифференцированных сферах деятельности и ответственности — в его профессиональной роли и в его семье.

Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным социальным формам. Со временем происходят изменения в сфере культуры, изменения ценностей, которые диктуют более масштабные модели изменений. Для них Парсонс идентифицирует два набора культурных ценностей, которые он называет структурными переменными A и B. Основанием для их разграничения является то, как общество решает наиболее важные вопросы своих членов.

Функционализм Роберта К. Мертона

Высокую» теорию Парсонса критиковали социологи, которые не разделяли его «схоластическую», «формалистическую» точку зрения. В первую очередь среди них был Роберт Кинг Мертон (1910). Он взял вопрос с Парсонсом и разработал и по-новому интерпретировал ряд своих теоретических позиций в определенных аспектах.

Мертон — создатель лучшей, более динамичной, эмпирически обоснованной теоретической системы. Он назвал свою теорию «средним уровнем» или «средним диапазоном». Это, по сути, многочисленные промежуточные теории, такие как теории девиантного поведения, ролевого конфликта, бюрократической структуры и т.д.

Первая основная проблема при рассмотрении социологической теории Мертона заключается в том, чтобы прояснить дилемму: кто такой социолог, какое направление он представляет — структурализм или функционализм? Во-вторых, какое место в его теории занимают социальная структура и структурный анализ? Сам Мертон исходит из того, что функционализм и структурализм неразделимы как нити единой теории социальной системы. Функционализм — это теоретическая и динамическая концепция функционирующей социальной структуры, взаимодействия ее компонентов. В рамках структурно-функциональной парадигмы функционалист должен быть в первую очередь структуристом. Он обобщает это в своем подходе к предмету социологии, задача которого — «четко сформулировать логически последовательные и эмпирически обоснованные предположения о структуре общества и ее изменениях, о человеческом поведении в рамках этой структуры и о последствиях этого поведения».

Таким образом, объединив два течения — функционализм и структурализм — два пути мышления и анализа — в одну теорию, он разработал более конкретные и эффективные концепции социальной структуры, девиантного поведения, ролевого конфликта и т.д. Как считает социолог, любая структура не только сложна, но и внутренне асимметрична: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжения, противоречия.

Рассмотрим, каковы основные и общие черты мертоновского функционализма.

Это вторая серьезная проблема.

Теория функционализма Мертона состоит, так сказать, из двух взаимосвязанных аспектов: критического и творчески инновационного.

Мертон считает ошибочным широкое применение в антропологии, а затем и в социологии трех взаимосвязанных постулатов в функциональном анализе.

1. «постулат функционального единства общества». Из этого утверждения следует, что каждая часть социальной системы является функциональной для всей системы. Однако Мертон утверждает, что в сложных, сильно дифференцированных обществах это «функциональное единство» сомнительно. Например, в обществе с многообразием верований религия имеет тенденцию разделять, а не объединять.

Более того, идея функционального единства предполагает, что изменение в одной части системы приведет к изменениям во всех остальных. Опять же, Мертон утверждает, что это нельзя считать само собой разумеющимся, настаивая на проведении конкретного исследования. Он утверждает, что в высокодифференцированных обществах его институты могут иметь высокую степень «функциональной автономии».

2. «постулат универсальности» функционализма утверждает, что «все стандартизированные социальные или культурные» нормы имеют положительные функции». Мертон, с другой стороны, считает, что это утверждение не только упрощенно, но и может быть ложным. Социолог предлагает исходить из того, что любая часть общества может быть функциональной, дисфункциональной или нефункциональной.

3. Мертон также подверг критике «постулат обязанности», согласно которому определенные институты или социальные образования являются атрибутами общества (в этом свете функционалисты часто рассматривают религию). Мертон критикует этот постулат и утверждает, что те же самые функциональные требования могут быть удовлетворены альтернативными институтами. По его мнению, нет убедительных доказательств того, что такие институты, как семья, религия, являются атрибутами всех человеческих обществ. Чтобы заменить идею обязательства, социолог предлагает концепцию «функциональных эквивалентов» или «функциональных альтернатив».

Понятие Мертона как явной и латентной (скрытой) функции можно считать его самым положительным и мощным вкладом в функциональный анализ. Только узко мыслящий практик-эмпирик ограничивается изучением эксплицитных функций. Вооруженный понятием латентной функции, социолог направляет свои исследования именно в ту область, которая невидима.

Таким образом, если определить место Мертона в структурном функционализме, то можно сказать, что он не только органично объединил теорию, метод и факты, создав «теорию среднего уровня», но и то, что его теоретические позиции в эмпирическом и теоретическом аспектах приняли характер метода. Таким образом, он во многом преодолел абстрактность теории Парсонса.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Роль психолога в системе инклюзивного образования
  2. Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослыми
  3. Повышение социокультурной компетенции средствами искусства при обучении иностранному языку
  4. Активность речевой деятельности — Характеристика речи
  5. Понятие одаренности в педагогике
  6. Основные направления деятельности психолога
  7. Психологические особенности личности
  8. Социальные сети как механизм нарциссизации личности
  9. Пример фонетического барьера
  10. Взаимосвязь волевой регуляции и стрессоустойчивости у студентов