Для связи в whatsapp +905441085890

Связь ценностных ориентаций и уровня удовлетворенности жизнью у подростков

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Соотношение рационального (логического) и интуитивного в профессиональных намерениях подростков
  2. Возрастная специфика переживаний ребенком своего места в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
  3. Наличие зависимости любопытства от уровня интеллекта
  4. Индивидуальные особенности памяти
  5. Синдром эмоционального выгорания в помогающих профессиях
  6. Работа с детьми 3-4 лет по формированию речи в процессе коммуникативной связи со взрослыми и сверстниками
  7. Гендерные аспекты отношения к гражданскому браку у студентов
  8. Мотивы вступления в брак у мужчин и женщин
  9. Исследование профессиональной направленности сотрудников дошкольного учреждения
  10. Мнемические способности как основа продуктивности памяти

Введение

Ценностные ориентации — сложное социально-психологическое явление, характеризующее направленность и содержание деятельности личности и определяющее общее отношение человека к миру, к самому себе, придающее смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. На самом верху находятся ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями человека.

Формирование системы ценностных ориентаций личности является предметом внимания и многоаспектного изучения для различных исследователей. Изучение подобных вопросов имеет особое значение в подростковом возрасте, поскольку именно этот период онтогенеза связан с уровнем развития ценностных ориентаций, что обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей решающее влияние на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Ценностные ориентации как один из компонентов структуры личности изучаются в общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Т. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками человеческой активности — потребностями, объектами этой активности — мотивами, и механизмами регуляции активности.

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

Как известно, подростковый возраст характеризуется реакцией эмансипации, алкоголизацией, девиантным поведением. Эти черты проявляются в различных типах напряжения характера. В подростковом возрасте акцентуации характера наиболее заметны, поскольку черты характера еще не сглажены и не компенсированы жизненным опытом.

Акцентуированные черты не так многочисленны, как девиантные индивидуальные черты. Акцентуированные черты — это, по сути, те же самые индивидуальные черты, но имеющие тенденцию становиться патологическими.

Для подросткового возраста наиболее подходящим является термин «акцентуация характера». В детстве тип характера еще не сформирован, и можно говорить только об отдельных акцентуированных чертах.

При акцентуации характера, в отличие от психопатов, его черты проявляются не везде и не всегда. На самом деле, их можно признать только при определенных условиях. И главное, что черты характера либо вообще не мешают удовлетворительной социальной адаптации, либо их нарушения носят временный характер.

Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности

Ценности каждого человека — это целый мир: сложный, динамичный и противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни в соответствии с их значимостью и реализует ценностное отношение к миру. Все, что имеет определенную ценность, личную или общественную значимость для человека, является ценностью. Ценность — это представление о том, что является священным для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в их поведении.

Ценности — это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общие ценности, такие как любовь, престиж, уважение, знания, деньги, здоровье и т.д., внутригрупповые ценности — политические, религиозные и индивидуальные (личностные) ценности. Ценности объединяются в систему, которая меняется с возрастом и жизненными обстоятельствами. Функции ценностей многочисленны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержания социального порядка и выступают в качестве механизма социального контроля.

В научной литературе существует множество различных определений термина «ценность». Их так много, что, по словам Н. Решера, горячее желание различных авторов внести концептуальный порядок в изучение ценностей кажется единственной точкой согласия для них. В нашем теоретическом анализе мы попытаемся рассмотреть и сравнить позиции разных авторов по проблеме ценностей.

Большинство авторов выделяют два важных свойства ценности: (1) смысл (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я., Наумова Н.Ф.) и (2) вторичное, производное от человека (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.).

Формирование ценностной структуры личности является важнейшим фактором в процессе социализации, благодаря которому человек становится полноправным членом общества во всем объеме социальных отношений.

Система ценностей личности формируется в процессе активного распространения индивидами содержания социальных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Личностные ценности, как правило, характеризуются высокой сознательностью, они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции человеческих отношений и поведения личности.

Что такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, определяемые жизненным опытом человека, совокупностью его переживаний и разграничением значимого, существенного для конкретного человека от незначимого, неважного».

В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях, как: 1) «идеологические, политические, моральные, эстетические и т.д.». основы оценок действительности и ориентации субъекта в ней; 2) способ различения объектов в соответствии с их значением. Они формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности». Только социально зрелый человек может сделать свой выбор осознанно.

Для реализации ценностных предпочтений человеку необходим объект, имеющий цену. Хотя между этими двумя понятиями существует множество различий, цена и ценность прочно связаны между собой через средства реализации и через средства усиления ценностного отношения. Например, человек, который никогда ни с кем не делился куском хлеба, не может считаться хорошим человеком.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием диспозиции человека. С.Л. Рубинштейн указывал, «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных социальных потребностей действует социальная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через общественно полезную деятельность реализуется отношение личности к обществу и, соответственно, отношение личного и общественно значимого».

У каждого человека может быть своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности расположены в определенной иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает общественное сознание. С этих позиций при выявлении ценностных ориентаций студентов как показателя определенного уровня развития их личности следует учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру.

Опираясь на возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как чередование этапов совладания с предметной деятельностью и деятельностью общения, можно сделать вывод, что усвоенные в процессе развития ценностные ориентации зависят от деятельности, в которую вовлечен человек.

В подростковом возрасте, в процессе общения с окружающими, человек постоянно оказывается в ситуациях, требующих от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор между возможными вариантами. Необходимо рассмотреть и оценить возможные альтернативы — особенно в области определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не являются фиксированными и проверяются практикой собственного поведения и поступками других людей.

Являясь центральным образованием личности, ценностные ориентации выражают осознанное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение имеет связь ценностных ориентаций с ориентацией личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности человека и составляет основу его взглядов на окружающий мир, на других людей, на себя, на жизнь. Направленность человека выражает одну из самых существенных его характеристик и определяет социальную и моральную ценность личности. Содержание направленности — это, прежде всего, доминирующее, социально обусловленное отношение человека к окружающей действительности. Через ориентацию человека его ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, т.е. становятся устойчивыми мотивами действия и превращаются в убеждения.

Р.С. Немов понимает ценностные ориентации как то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный смысл жизни.

В более поздней интерпретации, «ценностные ориентации — это, прежде всего, предпочтение или неприятие определенных смыслов как жизненных организационных подходов и (не) готовность вести себя в соответствии с ними….». Таким образом, ценностные ориентации определяют общую направленность интересов и стремлений индивида; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов поведения; целевые и мотивационные программы.

Таким образом, ценностные ориентации — это сложное социально-психологическое явление, характеризующее направленность и содержание деятельности человека, являющееся составной частью системы отношений личности, определяющее общее отношение человека к миру, к самому себе, придающее смысл и направленность личностным позициям, поведению и поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношения человека к действительности.

Особенности структурного строения ценностных ориентаций

Каждый человек, принадлежащий к определенному обществу, в той или иной степени ориентирован на набор ценностей, которыми это общество характеризуется. Очевидно, что все, кто принадлежит к одной и той же социокультурной среде, обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может различаться. Как отмечалось ранее, ориентация на определенную ценность или группу ценностей автоматически предполагает определение ранга ее значимости по отношению ко всем остальным, то есть подразумевает существование иерархической системы ценностных ориентаций. Согласно Фромму, каждый человек обладает системой ценностных ориентаций, или «системой ценностных координат карты мира». В этом отношении правильнее говорить не о «сформированной» или «несформированной» системе ценностных ориентаций конкретной личности, а о стадии ее развития, определяемой доминированием в ней того или иного ценностного «слоя»..

Одной из важнейших проблем современной философии, социологических и психологических исследований является проблема структурного строения и регулятивных функций ценностных ориентаций.

Проблема личностных смыслов, их формирования, взаимодействия друг с другом является одной из самых интересных в психологии и привлекает внимание исследователей разных школ и направлений. Личностные ценности играют решающую роль в саморегуляции субъекта, который активно относится к внешнему и внутреннему миру. Обращаясь к смыслообразующим структурам более высокого иерархического ранга — личностным ценностям, В.В.Столин включает эмоционально-ценностное отношение в план самосознания личности. Смыслообразующие структуры существуют не только в сознании, но часто и в бессознательном, образуя, по словам Л.С. Выготского, «скрытый» уровень сознания. Понимание человеком смысла того или иного отношения к миру не дается ему непосредственно и автоматически, а требует сложной и специфической внутренней деятельности, оценки своей жизни, решения особой «задачи смысла», которая возникает лишь на определенном этапе развития сознания.

Отечественная психология поддерживает традицию понимания личности на основе онтологических оснований ее жизнедеятельности: Внешнее и внутреннее, индивидуальное и социальное понимаются в их неразрывности и единстве.

Сложная и неоднородная структура ценностных ориентаций личности, двойственность источников их развития, разнообразие их функций обуславливают существование множества классификационных моделей ценностных образований, различающихся по критериям, на которых они основаны. Так, различные философские концепции различают абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности.

Очевидно, что объектом ориентации человека могут стать разные ценности. Н.А. Бердяев, полагая, что установление иерархии ценностных ориентаций является трансцендентной функцией человеческого сознания, выделяет в качестве таких объектов духовные, социальные и материальные ценности. В.П. Тугаринов также делит ценности на три категории: духовные, общественно-политические и материальные. Д.А. Леонтьев также выделяет три формы существования ценностей — общественные идеалы, объектные ценности и личностные ценности.

Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные типы в зависимости от уровня их организации. Так, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделяют четыре основных типа ценностных систем:

  • Смысло-жизненная система, которая объясняет ценности человеческой жизни, определяет цели бытия, ценности свободы, истины, красоты, т.е. общечеловеческие ценности;
  • система жизни — это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта.
  • Интеракционистская система — т.е. ценности и суждения, которые важны в межличностном и групповом общении
  • Система социализации — ценности, определяющие процесс формирования личности: социально признанные и наоборот.

Согласно классификации С. Шварца, сами ценности делятся на два класса: Терминальные ценности, которые являются критериями выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные ценности — критерии, стандарты оценки линии поведения. Таким образом, для С. Шварца ценности — это не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия и конструирует свое отношение к миру.

Ценности включают пять необходимых характеристик: — они всегда являются представлениями или убеждениями; — знаниями о состояниях, желательных для достижения; — следами определенных ситуаций; — содержат возможность выбора некоторых событий в жизни человека или в развитии его поведения; — имеют определенную степень значимости.

Разработка этих характерных ценностей очень продуктивна для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности рассматриваются как когнитивные элементы, а во-вторых, потому что обрисовывается механизм их влияния на сам процесс познания.

Согласно концепции М. Рокича, ценность — это устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования является индивидуально или социально предпочтительным по сравнению или наряду с другим способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, который позволяет ориентироваться на желательность того или иного способа поведения и существования (инструментальные ценности) (терминальные ценности).

Таким образом, М. Рокич проводит более общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно, он выделяет два класса ценностей:

  • Предельные ценности — убеждения в том, что определенная конечная цель индивидуального существования является желательной с личной или социальной точки зрения;
  • Инструментальные ценности — это убеждения в том, что определенный образ действий является лично и социально предпочтительным во всех ситуациях. Терминальные значения более стабильны, чем инструментальные, и характеризуются меньшей межиндивидуальной вариабельностью.

Исследователи терминальных ценностей делят их на два широких класса в зависимости от того, являются ли они социально ориентированными, межличностно ориентированными, или индивидуально ориентированными, внутриличностно ориентированными. Соотношение этих ценностей индивидуально и сильно варьируется для каждого человека. Для одних людей преобладают межличностные ценности, для других — наоборот. Эта взаимосвязь во многом определяет поведение и положение человека. Рассмотрение различных уровней осознанности ценностных ориентаций давно ведется в отечественной литературе, такие авторы как Тугаринов различают ценности-цели и ценности-средства, что отражает разделение ценностей на терминальные и операциональные.

Так, Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Леонтьев А.Н. сводят ценностно-смысловую сферу не только к познаваемому. Во-первых, это уровень обыденного, нерефлексивного сознания, на котором человек верит в непреложные требования, истинность которых не подвергается сомнению при их выполнении. Эти психические явления глубже, чем знание и мысль, они выступают как первый и более сильный факт, и характеризуются убежденностью, верой в свою правоту. Вторая стадия достигается, когда субъект осознает эти более глубокие формации и «решает задачу придания смысла». Возможна ситуация, когда субъект сначала получает информацию о той или иной ценностной концепции, обычно через малые референтные группы, схватывает ее, практически осваивает, а затем лично принимает ее, включает в свою личностную структуру смысла или отвергает. Это движение в противоположном направлении. Человеческое мышление — это многоуровневая умственная деятельность, но во всех случаях для принятия той или иной системы ценностей, предлагаемой обществом, необходима первичная смысловая установка».

Среди немногих исследований, направленных на экспериментальное выявление типов ценностных систем личности на основе целостной иерархии ценностных ориентаций, можно отметить работу С. С. Бубновой. Основываясь на концепции М. Рокича, она предлагает трехуровневую иерархическую модель системы ценностных ориентаций:

  • Ценности-идеалы, которые являются наиболее общими, абстрактными (духовными и социальными);
  • Ценности и черты характера, которые коренятся в жизнедеятельности и проявляются как личностные характеристики;
  • Ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-черт.

Как отмечает Д.А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность вполне различимых «блоков». Он упоминает возможные группировки ценностей, которые объединяются в блоки по различным причинам и представляют собой своего рода полярную систему ценностей:

  1. Конкретные жизненные ценности — абстрактные ценности.
  2. Ценности профессиональной самореализации — ценности личной жизни.
  3. Индивидуальные ценности — ценности межличностных отношений.
  4. Активные ценности — пассивные ценности.

Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:

  1. Этические ценности — ценности профессиональной самореализации.
  2. Индивидуалистические ценности — конформистские ценности — альтруистические ценности.
  3. Ценности самоутверждения — ценности принятия других.
  4. Интеллектуальные ценности — ценности непосредственно-эмоционального мировоззрения.

Таким образом, формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант действия связано с формированием системы ценностей. Ядро ценностных ориентаций составляют обобщенные ценностные представления, которые отражают социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее важными аспектами действительности.

Также необходимо определить функции ценностных ориентаций. Ценностные ориентации выполняют смыслообразующую и регулирующую функции. Успешная реализация регулятивной функции предполагает формирование полноценной мотивационной структуры, включающей актуальный опыт на относительно высоком уровне значимости: 1) желаемый уровень активности и соответствующие позитивные последствия; 2) нежелательный уровень активности и соответствующие негативные последствия; 3) готовность к деятельности, включая мобилизацию функциональных возможностей и готовность к необходимым затратам (временным, функциональным, материальным). В целостной структуре функционирования ценностных ориентаций существуют: зона совпадения эмоционально переживаемых и практически реализуемых ценностных ориентаций и зона их расхождения.

Таким образом, проблема структуры и функций ценностных ориентаций личности в философско-социологическом и психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной науке, а перспективы их конструктивного развития связаны с решением ряда философско-методологических и практических проблем детерминации поведения человека.

Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций у подростков

В настоящее время жизненные ценности формируются в основном спонтанно, под влиянием множества факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют различные точки зрения на соответствие целей образования жизненным ориентациям (установкам). Например, существует мнение, что желательно, чтобы цели образования совпадали с системой ценностей, реально действующей в обществе. Воспитание человека в его разуме — вот правильное решение проблемы. Наверное, в этой ситуации все было бы хорошо, если бы стихийно сформированные жизненные ценности положительно влияли на гармоничное развитие молодежи и на прогресс общества в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.

Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является подростковый возраст. Его особое значение для формирования структуры ценностей определяется ситуацией развития, характерной для этого периода.

Из вышесказанного следует, что ценностные ориентации, усвоенные в процессе развития, зависят от деятельности, в которую вовлечен человек. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как чередование этапов овладения предметной и коммуникативной деятельностью.

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической основой ценностных ориентаций подростков. Происходит смещение интересов от частного и конкретного к абстрактному и общему, растет интерес к вопросам мировоззрения, религии, морали и этики. Появляется интерес к собственному психологическому опыту и опыту других людей. В основном это этап перехода от детства к взрослости, и связанная с ним потребность в самоопределении и выборе жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что даже для старшеклассников проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста) остается актуальной.

В процессе общения с окружающими в подростковом возрасте человек постоянно попадает в ситуации, которые требуют от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор между возможными вариантами. Необходимо рассматривать и оценивать возможные альтернативы, особенно в области определения своих ценностных ориентаций, своей жизненной позиции. Однако ценности еще не определены и проверяются практикой собственного поведения и поступков других людей.

Социальное становление человека происходит на протяжении всей жизни и в различных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, группа сверстников — все это социальные группы, которые формируют непосредственное окружение индивида и выступают носителями различных норм и ценностей. Такие группы, определяющие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее не может заменить никакая другая социальная группа. В семье происходит первый период адаптации человека к социальной жизни. До 6-7 лет для ребенка наиболее важной является социальная среда, которая формирует его привычки, основы социальных отношений, систему смыслов. В этот период определяется система отношений ребенка с самим собой, с окружающими (отношение к родственникам и людям в целом), различные виды действий. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают свои первые социальные роли и постигают свои первые нормы и ценности. Формируются субъективные ценностные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, принимаются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны, положительное влияние семьи способствует успешной социализации и социальной адаптации человека не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Установки, сформированные родителями в системе социальных отношений, определяют образ жизни и жизненный план ребенка, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

Семейно-интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний. Особая роль семьи в воспитании определяется также тем, что ее влияние на ребенка начинается в раннем детстве, когда он наиболее восприимчив. Поэтому семейное воспитание имеет долгосрочное «последствие»: сформированные в семье положительные или отрицательные черты личности влияют на выбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что прививается человеку в детстве, так или иначе влияет на него на протяжении всей жизни. «Семья не только воспитывает себя, но и «удобряет» почву для последующего воспитания общества, или наоборот. Наиболее устойчивые личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и взаимоотношений с другими людьми. Поскольку они формируются с детства на примере отношений с родительской семьей, они остаются в человеке на долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в разных сферах жизни, особенно в отношениях с членами самосозданной семьи.

Социальная среда играет важную роль в формировании многих гражданских и личностных качеств у подростков.

В то же время микроклимат семьи может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих личностных качеств принадлежит семейному окружению.

Независимо от каких-либо модификаций, семья является источником накопления и стабилизации физических и психических сил человека, в которой каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненные интересы и потребности, независимо от возраста.

В период полового созревания подростки уделяют больше внимания своей внешности. Они наблюдают за изменениями в своем теле и колебаниями в своем опыте со смешанными чувствами любопытства, интереса, а иногда и страха.

Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в свои формирующиеся гендерные роли, они ищут образцы для подражания среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, которых они знают из СМИ.

Роль СМИ в формировании гендерных ролей широко исследована. Подростки, которые проводят длительное время за просмотром телевизора, имеют более стереотипные представления о гендерных ролях, чем подростки, которые проводят меньше времени перед телевизором.

Понятие «характер» и «акцентуация характера»

В психологии понятие «характер» понимается как совокупность устойчивых характеристик индивида, в которых выражается его поведение и типы эмоционального реагирования. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный оттенок.

В процессе формирования характера его типологические черты, еще не сглаженные и не затемненные жизненным опытом, могут проявиться чрезмерно ярко. В таких случаях принято говорить об акцентах характера.

Акцентуация, таким образом, является экстремальным вариантом нормы, при котором определенные черты чрезмерно усилены, демонстрируя избирательную восприимчивость к определенным видам психогенных воздействий при хорошей толерантности к другим. Другими словами, акцентуация — это вариант психического здоровья (нормы), характеризующийся особой выраженностью, резкостью, непропорциональностью некоторых черт общему складу личности, приводящей ее в определенную дисгармонию. В подростковом возрасте, как правило, особенности акцентуации сглаживаются.

Родоначальником концепции акцентуации считается немецкий психиатр Карл Леонгард (1968), который ввел термин «акцентуированная личность». Он также выделил 10 типов акцентуированной личности, которые делятся на две группы: Акцентуации характера (демонстративный, педантичный, вспыльчивый, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-обсессивный, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмоциональный).

А.Е. Личко уточнил термин «акцентуированная личность», изменив его на «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком сложный термин, более подходящий для психопатов. В основе работы А.Е. Личко лежит система психопатий П.Б. Ганнушкина.

По мнению А.Е. Личко, можно выделить два типа (два уровня) акцентуации в зависимости от их выраженности:

Эксплицитная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены на протяжении всей жизни, декомпенсации не происходит при отсутствии психологической травмы.

— Латентная акцентуация — это вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравме, хроническая дезадаптация не встречается.

Перечислим отличительные особенности акцентуаций от психопатий (по П.Б. Ганнушкину):

  1. акцентуации не всегда и не везде.
    1. акцентуации не мешают удовлетворительной социальной адаптации.
    1. в определенных ситуациях акцентуации могут способствовать адаптации.

Как уже указывалось, акцентуации обычно развиваются во время формирования характера и сглаживаются в подростковом возрасте. Черты характера в акцентуациях могут проявляться не постоянно, а только в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и практически не обнаруживаются в обычных условиях. Социальные нарушения при акцентуациях либо отсутствуют, либо носят кратковременный характер. В акцентуациях, дезадаптации возникают только при определенных видах психологической травмы, в определенных трудных ситуациях, а именно, только тогда, когда они направлены на место наименьшего сопротивления, на самое слабое звено данного типа характера. Другие трудности и потрясения, не затрагивающие слабое место, не вызывают беспокойства и переносятся стойко. В каждом типе акцентуации есть свои особенности, которые отличаются от других типов, слабости.

Таким образом, понятие «характер» понимается как совокупность устойчивых характеристик индивида, выражающих способ его поведения и способ его эмоционального реагирования. А акцентуация характера — это вариант психического здоровья, который характеризуется особой выраженностью, заострением, несоразмерностью некоторых черт всему лагерю личности и приводит их к определенной дисгармонии.

Заключение

В ходе исследования были реализованы задачи данной работы:

  • Провести теоретический анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности;
  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте;
  • Выявление факторов, влияющих на ценностные ориентации подростков;
  • Анализ психологической литературы по акцентуациям характера;
  • Об акцентуации характера в подростковом возрасте;
  • Организовать исследование ценностных ориентаций и акцентуаций характера мальчиков и девочек-подростков в подростковом возрасте;
  • На основании полученных результатов определить, существует ли взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера мальчиков и девочек-подростков.

Выводы об особенностях ценностных ориентаций и особенностях акцентуаций характера у подростков, а также результаты нашего интерпретированного исследования в этой, малоизученной области психологии, могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований, а также в психологическом консультировании, психокоррекционной и психотерапевтической работе, как в психологии, так и в других социальных областях.

Перспективы дальнейших исследований видятся в дальнейшем изучении ценностных ориентаций и особенностей акцентуации характера у подростков.

Список литературы

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. — Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 1998 г. — 397 с.
  2. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в обществе / Е. Поджигатель. — СПб: ПРАЙМ — Еврознак, 2002 г. — 560 с.
  3. 3 Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психологии //Психологический журнал. -2003.-# 1.-P.28-38.
  4. 4 Безменова И. К. Ценностные ориентации Психология. -М.: Российское образование, 2008. access-mode http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm
  5. Битуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций Credo New/ центр информ.технологий. -. -М.: 1998.. — Доступно на http://credonew.ru
  6. Божович, Л. И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович. — М.: Институт практической психологии, 1997 г. — 352 с.
  7. Вегнер, А.Л. На что вы жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Вегнер. — М.: Рига, 2000 г. — 184 с.
  8. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенческий подход) // Социол. исслед. — 2002. — №1. — С.96-105.
  9. Гайс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Гайс. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2000 г. — 656с.
  10. Ермолаев О.Ю.. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев — М.: Московский психолого-социальный институт «Флинта», 2003. -336 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
  11. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Мн: Наука и техника, 1988 г. — 368с.
  12. Крысько, В.Г. Социальная психология: цикл лекций / В.Г. Крысько. — М.: Омега-Л, 2006 г. — 352с.
  13. Леонгард, К. Акцентуированная личность / К. Леонгард.-Ростов-н/Д.: Издательство «Феникс», 1997.-544с.
  14. Леонтьев, Д.А. Основные положения психологии личности / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1997 г. — 64 с.
  15. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера / / Психология индивидуальных различий. Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Кузнецова, А.В. Кузнецова, А.В. Кузнецова, А.В. Кузнецова, А.В. Кузнецова, В.В. Романов / А.Е. Личко. М.: Издательство Московского государственного университета, 1982. С. 288-318.
  16. Лычко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Лычко. — М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во Эксмо Пресс, 1999 г. — 416с.
  17. Маслоу, А. Самоактуализация / / Психология личности. Тексты / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. -М.: Издательство Московского государственного университета, 1982 г. — С.208-118.
  18. немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. — М.: Владос, 1998 г. — 444 с.
  19. Никитина, В.А. Социальная педагогика / В.А. Никитина. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г. — 272с.
  20. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. с. 755.
  21. Стволыгин, К.В. Организация научных исследований в социальной сфере / К.В. Стволыгин. — Минск: ЗАО «Пропилеи», 2005. с. 68 с.
  22. Стойлик, А.Ю. Материалы 13-й международной конференции / А.Ю. Стойлик. — СПб.: СМУ, 2002 г. — 322 с.
  23. Райгородский, Д.Ю.. Практическая психодиагностика. Методы и испытания. Учебное пособие / Д.Я. Козлов. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахрах». — М. — 2003. — 672с.
  24. психология и психоанализ характера : учебное пособие / Д.Я. Анисимов. Дом БАХРАХ-М, 2002 г. -640 стр.
  25. Рохан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Рохан. — СПб: Прайм Еврознак, 2002 г. — 656с.
  26. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. — N.Y.. Свободная пресса, 1973 — 153 стр.
  27. Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и педагогика // С.Л. Рубинштейн, Проблемы общей психологии / М.: Педагогика, 1976. С. 182-192.
  28. Фернхем, А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем. — СПб: Питер, 2001 г. — 368 с.
  29. Шмелев, А.Г. Психодиагностика черт личности / А.Г. Шмелев. — СПб: Речь, 2002. — 480 с.
  30. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамической системы / М.С. Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.