Для связи в whatsapp +905441085890

Мотивы вступления в брак у мужчин и женщин

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Индивидуальные особенности памяти
  2. Синдром эмоционального выгорания в помогающих профессиях
  3. Связь ценностных ориентаций и уровня удовлетворенности жизнью у подростков
  4. Работа с детьми 3-4 лет по формированию речи в процессе коммуникативной связи со взрослыми и сверстниками
  5. Гендерные аспекты отношения к гражданскому браку у студентов
  6. Исследование профессиональной направленности сотрудников дошкольного учреждения
  7. Мнемические способности как основа продуктивности памяти
  8. Конфликты и поведения в конфликтных ситуациях
  9. Суицидальное поведение и его связь с психологическими особенностями личности
  10. Индивидуальные и психофизиологические особенности и возможности человека

Введение

Каждый человек уникален и неповторим, обратной стороной этой уникальности является смертельное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений побуждает человека преодолевать одиночество. Необходимо, чтобы кто-то понял его, принял его, необходимо стать нужным для кого-то. Человек жаждет любить и быть любимым. Он надеется найти ее в браке.

Семья — это ядро общества, важнейшая форма организации личной жизни, основанная на супружеской общности и родстве, то есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, которые живут вместе и ведут общее хозяйство, основанное на едином семейном хозяйстве. Семейная жизнь характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью проходят поколения людей, в ней рождается человек, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от социальных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Первичной основой семейных отношений является брак — законное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение разнообразных и многомерных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют важную роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак во многом определяют успех будущих семейных отношений. Поэтому рассмотрение брачных мотивов мужчин и женщин является актуальным.

В психологической парадигме понимание этой проблемы отражено в работах таких ученых-психологов, как: Голод С.И., Андреева Т.В., Шнайдер Л.Б., Добрович А.Б., Федорова Т.А., Самоукина Н.В., Шапиро Б. Ю., Волкова А. Н., Штильбанс В. И., Гозман Л. Я., Панкова Л. П., Сысенко В. А., Абалакина М. А. и др.

Предметом реферата является брак (супружеские отношения).

Тема — мотивы вступления в брак среди мужчин и женщин.

Цель работы: изучить мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.

Для достижения цели и доказательства гипотезы ставится ряд задач:

  • Сформулировать определение брака, выявить значение брака в жизни человека;
  • сформулировать основные мотивы вступления в брак;
  • для определения «успешного» брака;
  • чтобы узнать, как подготовиться к браку, чтобы он был успешным.

Структура работы разделена на три главы: В первой главе рассматривается понятие брака и его значение в жизни человека. Вторая глава посвящена брачным мотивам мужчин и женщин. В третьей главе дано определение понятия «успешный брак» и представлены основные правила подготовки к браку.

Понятие брака и его значение в жизни человека

Брак — одна из важнейших сфер нравственного действия, которая, наряду с законом, выступает в качестве основного регулятора отношений между супругами. Брак и семья являются неотъемлемой частью любой социально-экономической формации. Со временем эти отношения меняются, но не исчезают.

Каждый брак начинается с того, что мы узнаем друг друга. В прошлые века эту ответственность брали на себя родители. Брак был большим событием не только для молодых людей, но и для всей семьи. В наше время проблема знакомства и последующего брака волнует исключительно молодых людей. Но это не значит, что она не имеет своих недостатков, потому что молодые люди часто недостаточно просвещены в вопросах брака и семьи. Поэтому брак часто является не совсем осознанным шагом, что приводит к проблемам в семье, а статистика безжалостно отмечает большое количество разводов.

Меняющиеся моральные представления в обществе также не способствуют укреплению брачных уз, очень распространенным явлением являются гражданские браки, то есть браки, которые не зарегистрированы официально. Такие браки не предполагают ответственности супругов за будущее семьи и детей. А существующий закон регулирует заключение и прекращение брака в сложных брачных отношениях.

Как такой институт, брак функционирует в двух направлениях:

  1. регулирование личных сексуальных отношений.
  2. регулирование передачи и получения наследства, наследования и социального порядка, что является его более древней и первоначальной функцией.

Сама семья, созданная в браке, укрепляет институт брака, наряду с обычаями, регулирующими имущественные отношения. Другими возможными факторами стабильности брака являются достоинство, тщеславие, рыцарство, долг и религиозные убеждения.

Но хотя браки могут быть одобрены или не одобрены свыше, они вряд ли заключаются на небесах. Человеческая семья — это специфически человеческий институт, эволюционное достижение. Брак — это социальный, а не религиозный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое влияние на брак, но она не должна стремиться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.

Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, можно отметить, что брак и супружеские отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать, даже если его составляющие (члены) далеки друг от друга, способный подчиняться закону эволюции, то есть облик семьи меняется с течением времени: семья может реформироваться, распадаться, порождать другую.

Брак — это основа и ядро семьи — санкционированная обществом форма сексуальных отношений (обычно воплощенная в юридическом акте или религиозном ритуале), имеющая социальный и личный смысл.

Существуют различные формы брака. Эндогамный брак — это брак между мужчиной и женщиной, которые принадлежат к одной социальной группе. Экзогамный брак — это брак между мужчиной и женщиной, принадлежащими к разным социальным группам.

Еще одним критерием типизации браков и супружеств может быть количество партнеров, вступающих в брачные отношения. Согласно этому критерию, различают моногамный брак, состоящий из одного мужчины и одной женщины, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последние делятся на два различных типа: Полигиния — брак одного мужчины с двумя или более женщинами, и полиандрия — брак нескольких мужчин с одной женщиной.

В современном обществе появляются «неформальные» бракоподобные союзы: так называемая шведская семья — совместное проживание двух пар, периодически меняющих партнеров; гомосексуальная семья; лесбийская семья. Отношение общественности к таким экспериментам неоднозначное. Большинство людей считают, что такие браки противоречат природе и морали и должны быть запрещены; другие считают их показателем свободы и толерантности современного общества. В некоторых странах (например, в Нидерландах) они являются законными и зарегистрированы как обычное право, в то время как в других странах члены таких союзов подвергаются преследованию и даже тюремному заключению.

Гостевой брак. Этот термин возник во Франции. Супруги имеют две квартиры и живут отдельно, посещая друг друга 2-3 раза в неделю: они и женаты, и свободны одновременно.

Неравный брак требует, чтобы супруги различались по какому-то существенному признаку — социальному статусу, возрасту, доходу и т.д.

Почему брак так важен? Многие пережили два или даже три брака в своей жизни. Но идеал брака заключается в том, чтобы прожить всю жизнь с одним человеком, которому можно отдать всего себя. Брак предоставляет возможность для максимального духовного роста. Важно, чтобы мы оставались преданными друг другу, чтобы вместе преодолевать любые невзгоды, которые встают на нашем пути. Совместное преодоление брака укрепляет связь между двумя сердцами. В наше время развод — обычное явление, и люди прибегают к нему, чтобы избавиться от трудностей.

Каковы преимущества брака? Это полезно для нашего здоровья, как психического, так и физического. Исследования показали, что люди, состоящие в браке, живут дольше, чем люди, не состоящие в браке. Холостые мужчины в 3 раза чаще умирают от алкоголизма, чем женатые. Установлено, что женатые люди подвержены меньшему количеству заболеваний, реже становятся жертвами несчастных случаев, а если и заболевают, то быстрее выздоравливают.

Каковы преимущества брака для психического здоровья? Доказано, что женатые люди легче справляются со стрессовыми ситуациями и меньше страдают от одиночества. Было бы неправильно говорить, что брак не приносит проблем. Проблемы действительно существуют, и их нетрудно заметить в его семье или семье друзей. Но в любом случае, если сравнивать жизнь супружеских пар и одиноких людей, то супружеские пары определенно находятся в лучшем положении, как в финансовом, так и в духовном плане.

В конце концов, брак приносит пользу обществу. Общество одиночек проигрывает обществу супружеских пар. Последние более законопослушны, поскольку каждый член семьи привык заботиться о других. Напротив, люди, происходящие из неполных семей, чаще совершают преступления. 90% тяжких преступлений совершаются одиночками. 75% молодых людей в наркологических клиниках и тюрьмах выросли в неполных семьях. Это убедительное доказательство пользы брака и семьи. Лучший способ борьбы с преступностью, наркоманией и алкоголизмом — это укрепление семей.

Мы вступаем в брак не для себя, а для блага нашего партнера. При выборе спутника жизни мы не должны руководствоваться только внешностью или финансовой стабильностью. Люди должны жить друг для друга, и тот же принцип должен применяться к браку. Каким бы необразованным или некрасивым ни был ваш будущий партнер, вы должны чувствовать, что, выйдя за него замуж, вы будете любить его больше, чем если бы он был блестяще образован и ослепительно красив. Мы должны осознать бесценность брака, поставить в центр нашей семейной жизни истинную любовь и создать настоящие семьи.

Мотивы для вступления в брак

Создание семьи — одно из самых важных событий в жизни каждого человека. Каковы психологические условия для принятия такого решения? Каковы мотивы вступления в брак для женщины и мужчины? Я попытаюсь ответить на эти вопросы, рассмотрев различные варианты отношений между людьми, которые хотят вступить в брак.

Взаимная любовь

С детства парень и девушка испытывают симпатию друг к другу, их чувства проверены временем, и в глазах родственников и друзей они считаются давно сложившейся парой. В этом случае ничто не мешает им вступить в брак, когда они достигнут совершеннолетия. Конечно, они могут не спешить с этим и отложить брак на несколько лет, чтобы определиться в жизни, стать независимыми и только потом создать семью. Или молодые люди недавно встретились, влюбились и через некоторое время идут в ЗАГС. Но он (или она) — «единственный ребенок» в семье, которого любят и лелеют с рождения, и родители, естественно желая счастья своему ребенку, могут быть против его выбора. В то же время они в состоянии сильно влиять на отношение подростков друг к другу, особенно если они являются непререкаемым авторитетом для своего ребенка. «Неразумному ребенку» показывают все недостатки его избранницы, чтобы он сам принял «правильное» решение не создавать семью. Но любовь — очень сильное чувство, и после общения с любимым человеком вновь пытается оформить отношения. В такой ситуации решение о заключении брака может откладываться на неопределенный срок, что психологически выматывает всех участников конфликта.

Уровни способности «любить» различны — от взаимного чувства до бескорыстной любви, которая может пережить отсутствие взаимности. Такой человек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не пресыщается: Возлюбленному не скучно; он раскрывается все больше и больше. Влюбленные образуют организм, разлука с которым подобна смерти.

Обстоятельства.

В жизни часто возникают обстоятельства, при которых принимается решение об официальном оформлении отношений. Это решение может быть продиктовано соображениями морали, собственной выгоды и семейными обстоятельствами. Порядочный мужчина, еще не обремененный узами брака, должен сделать предложение женщине, ожидающей от него ребенка. Порядочность воспитывается в семье с раннего детства, поэтому родственники обычно не против такого решения, а иногда и призывают к нему. Последнее слово в такой ситуации остается за женщиной. Бывают обстоятельства, когда мужчина решает сделать предложение своей возлюбленной, чтобы улучшить ее (свое) материальное положение или повысить свой социальный статус. Прекрасно понимая, что этот человек не испытывает взаимных чувств, он не просит ничего взамен. Часто предложения о браке делаются с корыстными целями. А собственные интересы можно реализовать, сделав предложение и приняв его. Чтобы удержать любимого человека рядом, влюбленный прибегает к любым уловкам. В этой ситуации эгоизм правит чистой водой. Чувства и желания любимого человека не принимаются во внимание: «Я люблю этого человека, и он будет моим».

Улучшение материального положения.

Решение вступить в брак с человеком, которого вы не любите, может быть вызвано желанием повысить свой уровень жизни. Обычно в таком тандеме один получает деньги, а другой — очень привлекательного партнера для брака, как будто своей красотой он подтвердит финансовое положение другого. Такое решение также может быть принято для улучшения финансового положения семьи. Человек сознательно жертвует собой, избавляет своих родственников от «лишних родин» или рассчитывает помочь им материально из бюджета новой семьи. Благодарность к человеку, который помог в трудную минуту, со временем может перерасти в любовь.

Традиция.

На Кавказе и во многих странах Востока мнение жениха и невесты не только не учитывается при заключении брака, но и просто игнорируется. Но самое удивительное, что молодежь не особо протестует против такого диктата родителей, ведь это дань вековым традициям. Решение о заключении брака принимается самыми близкими родственниками, иногда еще до рождения будущих супругов. Это может быть необходимо для примирения враждующих семей, поддержания «чистоты крови» или повышения социального статуса.

Безнадежность.

Во многих семьях есть лидер, который определяет семейную политику. Это может быть тиран, чьи приказы должны выполняться беспрекословно, или зануда, чье морализаторство доводит всех до исступления, или самозванец, который регулярно вгоняет семью в долги, реализуя сомнительные проекты свои и чужие. У детей в таких семьях есть естественное желание как можно скорее покинуть своих родственников и видеться с ними как можно реже. В таких ситуациях они даже решают выйти замуж за человека, которого не любят, хотя бы для того, чтобы уехать подальше от дома. Если у будущего супруга есть своя квартира или комната, то шаг к созданию семьи проходит еще быстрее.

Одиночество.

Одиночество противоречит человеческой природе. Человек желает найти свою вторую половинку, которая способна разделить с ним радость и печаль. Некоторые люди в зрелом возрасте принимают решение о повторном браке после смерти супруга, а другие решают создать новую полноценную семью после неудачной предыдущей попытки. Именно одиночество толкает человека на такой поступок, в надежде залечить «ожоги» от прошлых злоключений и неудач. Часто это делается ради ребенка, чтобы дать ему возможность расти в полной семье.

Имитация.

Человек, не имеющий собственного мнения, чтобы выделиться в глазах окружающих как самодостаточная личность, пытается подражать другим. И даже подходя к вопросу о создании брака, он подходит к нему с таких позиций: «Все создают семью, так почему бы и мне не сделать то же самое?». Если два таких «подражателя» встречаются, решают пожениться (только потому, что все остальные так делают) и проживают всю свою жизнь в сером образе, ничем не отличаясь от других. Но, конечно, это только в лучшем случае. В худшем случае такие люди остаются абсолютно чужими друг другу, даже в браке, и поэтому между ними не может быть ни понимания, ни уважения, ни, тем более, любви. Неудивительно, что вся эта затея обречена на провал. И хорошо, если супруги единогласно решат разойтись, а если нет? Что ж, в этом случае их ждет довольно безрадостное существование, но семейная жизнь, как у всех порядочных людей. Некоторые «подражатели» остаются холостяками всю жизнь не потому, что таково их положение в жизни, а потому, что их окружает множество одиноких людей, которым они действительно подражают.

Амбиции.

Амбиции — это другое дело. Амбициозные люди решают вступить в брак только после достижения цели, которую они поставили перед собой или которую поставил перед ними любимый человек. А иногда процесс достижения цели захватывает их настолько, что сама цель становится неинтересной.

Упрямство.

Если в детстве человек непоследователен и бросает вызов родителям и друзьям, то и во взрослой жизни он будет принимать решения, противоречащие советам других.

Безрассудство.

Безрассудные решения о создании семьи часто возникают из-за неожиданной страсти между мужчиной и женщиной. Решение о вступлении в брак в таких случаях обычно основывается на сексуальных чувствах («она подходит мне «от» и «до»). Позже может наступить разочарование, потому что физической совместимости недостаточно для создания семьи. Такие браки редко оказываются долговечными.

Обида.

После ссоры с любимым человеком, из-за злости или обиды, человек может решить жениться на другой. Но гнев на любимого человека может перерасти в ненависть к супругу и привести к трагическим последствиям. Часто такие помолвки или браки расторгаются после того, как любящие стороны примиряются или осознают ошибку.

Жаль.

Сострадание никогда не заменит любовь. Решение о браке в таком случае принимается из жалости к влюбленному человеку. В этом случае человек, испытывающий жалость, «разрывается» между жалостью и здравым смыслом, что может привести к постоянному откладыванию брака.

Самоутверждение.

Иногда творчество семейного человека продиктовано желанием самоутвердиться. Он считает, что только такое решение спасет его от психологического (физического) давления окружающих. После заключения брака возможны три варианта развития событий:

Готовность к браку. Успешный брак

Современный брак предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Она не представляется супругам в готовом виде, а ставится перед ними как задача, требующая больших личных усилий, готовности и способности приложить эти усилия. Снижение брачного возраста в сочетании с увеличением продолжительности социального созревания означает, что все более сложные задачи по созданию семьи ложатся на плечи менее зрелых в личностном и социальном плане супругов.

Многие люди принимают решение о вступлении в брак поспешно, не осознавая ответственности, которую они берут на себя, и не научившись эффективно общаться со своим партнером. Под влиянием юношеского очарования они спешат купить обручальное кольцо. Таким образом, их ожидания и надежды оказываются неоправданными. Мало кто по-настоящему готов к стрессам первых лет супружеской жизни.

Хотя семейная жизнь открывает возможности для личностного роста и счастья, она также предъявляет множество требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, можно выделить готовность молодых людей к вступлению в брак. Это система социально-психологических установок личности, которая определяет эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям брака.

Готовность к браку — это целостная категория, которая включает в себя ряд аспектов:

  1. формирование определенного морального комплекса — готовность человека принять на себя новую систему обязанностей по отношению к супругу, будущим детям.
  2. подготовка к межличностному общению и сотрудничеству. Семья — это малая группа, потому что для нормального функционирования семьи необходима координация ритмов жизни супругов.
  3. способность к самоотверженности по отношению к своему партнеру. Способность к таким чувствам включает в себя способность к соответствующей деятельности, которая основывается, прежде всего, на качествах и характеристиках альтруизма любящего человека.
  4. наличие качеств, связанных с прикосновением к внутреннему миру человека — эмпатический комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак становится подлинно психологическим по своей природе через утончение человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к эмпатии, сопереживанию эмоциональному миру партнера.
  5. высокая эстетическая культура чувств и поведения человека.
  6. умение конструктивно разрешать конфликты, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно разрешать межличностные конфликты и использовать их для развития межличностных отношений супругов считается решающим для процесса взаимного приспособления супругов.

В.С. Торохтий ввел понятие «брачность», которое предполагает несколько составляющих:

  1. это способность заботиться о другом человеке, бескорыстно служить ему, делать добро.
  2. способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и печали, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.
  3. способность сотрудничать, работать вместе, общаться друг с другом, иметь навыки и умения выполнять многие виды работ, организовывать домашнее использование и распределение.
  4. высокая этическая и психологическая культура, которая обеспечивает способность быть терпеливым и прощающим, щедрым и добрым, принимать другого человека со всеми особенностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. Все эти навыки являются показателями способности быстро менять свое поведение в соответствии с меняющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, стабильность и предсказуемость своего поведения, умение идти на компромисс.

Прочность брака зависит от многих факторов. Ведь объединяются в семью два человека со своими сложными психологическими и физиологическими особенностями. Очень важно, чтобы люди, вступающие в брак, были социально и психологически зрелыми личностями. Психологическая зрелость включает в себя отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности, а напротив, наличие способности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Какие браки более успешны?

Мнения по этому вопросу всегда расходятся. Некоторые люди считают, что браки по любви — самые крепкие и стабильные, другие же полагают, что успешными могут быть только браки по расчету.

На протяжении нескольких сотен лет преобладало мнение, что брак по любви — самый прочный союз. И действительно, как можно жить без чувств? Конечно, во все времена существовали браки по любви, но в разное время преобладали и браки по расчету или по причине.

Несомненно, любовь является самой надежной и духовной основой брака. В идеале брак должен быть основан на любви. Но, к сожалению, это происходит не во всех семьях, многие держатся либо на остатках прежнего чувства, либо на других интересах.

Большинство социологических опросов в разных регионах показали, что из пар, вступивших в брак по любви, только 46% до сих пор испытывают чувства к своему супругу. Остальные связаны друг с другом привычкой (18%), общими взглядами и интересами (14%), любовью к общим детям (12%) и физической близостью (10%). Другими словами, почти половину всех опрошенных пар связывает не любовь, а привычка и дети, и только 4% союзов скреплены сердечным влечением.

По данным социологических исследований, 70-80% людей вступают в брак по любви. Остальные вступают в брак по другим причинам. Это означает, что только в 3/4 всех браков любовь является причиной заключения. В других случаях браки основываются на расчете или интеллекте.

Да, браки, заключенные по любви, составляют подавляющее большинство, но во многих из них после медового месяца начинаются «сюрпризы» и всевозможные неожиданности. Как ни странно, разводов и расставаний в браках по любви гораздо больше, чем в браках по расчету.

По статистике, на каждые 20 хороших браков по любви приходится 10-11 плохих. Оказывается, только половина таких браков являются прочными и счастливыми. Та же статистика говорит, что на каждые 20 браков по расчету приходится всего 7 неудачных браков, то есть удачных браков в 1,5 раза больше, чем браков по любви. Но у тех, кто вступает в брак в соответствии со своим интеллектом, на каждые 20 удачных браков приходится всего 4-5 неудачных.

Исходя из этих данных, видно, что любовь отнюдь не является гарантией супружеского счастья и стабильности.

Тем не менее, людей, вступающих в брак по любви, гораздо больше, чем тех, кто женится по удобству или по причине: 70-80% тех, кто вступает в брак.

Главное — не путать любовь и увлечение. Влюбленность исчезает, а вместе с ней и желание жить вместе. Если брак заключен по настоящей и проверенной любви, время и жизнь здесь не властны, и такие браки бывают самыми счастливыми и долговечными.

Заключение

Брак — это институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются набором культурных норм. Конечно, сексуальные отношения могут иметь место и вне брака, да и сам брак может существовать без него. Однако в человеческом обществе брак считается единственной приемлемой, социально признанной и юридически закрепленной формой сексуальных отношений между супругами, которая не только разрешена, но и обязательна.

В ходе культурно-исторического развития изменилась не только форма семейно-брачных отношений, но и содержание этих отношений, особенно между мужем и женой. С появлением моногамии эти изменения носили более качественный характер.

Среди мотивов поиска супруга чаще всего называются следующие: Желание сексуальной близости, желание проявить заботу (эти мотивы чаще упоминают мужчины), желание почувствовать заботу (чаще упоминают женщины), желание любить и быть любимым (чаще упоминают женщины), желание найти человека, похожего на себя, желание быть понятым. Мотивация к созданию семьи у женщин сильнее, чем у мужчин.

Мотивы вступления в брак существенно зависят от социального положения субъекта, его пола, возраста, существующих жизненных ценностей и других факторов. Для большинства молодых людей основным мотивом при выборе будущего супруга является любовь. Также отмечается роль материального фактора в выборе супруга, т.е. стремление к финансовой безопасности («брак по расчету»). Желание связать свою судьбу с известным, популярным, хорошо известным в обществе человеком («купаться в лучах его славы»), стремление к семейной безопасности, страх одиночества, желание иметь детей и взаимную заботу (все это чаще упоминают девушки) также играют свою роль. С возрастом (с 18 до 30 лет) различия между мотивами мужчин и женщин, вступающих в брак, уменьшаются.

Брак — это как гравитационный центр всей семьи, ее фокус, точка притяжения, которая либо делает всю семью единым неразрывным целым, либо, наоборот, разбрасывает ее членов по путям одиночества. И поэтому просто трудно переоценить значение супружеской гармонии — для их личного счастья и даже для выполнения своих важнейших функций. Основой счастливого брака являются бесконфликтные отношения — очень сложное, многослойное и многогранное качество.

Следует отметить, что в браке встречаются не только два человека, но и два уникальных по своей сложности психологических мира, два семейных «клана». Семейная жизнь требует совершенно иных знаний и навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная с родительской семьи.

Таким образом, вопросы семьи, супружеских отношений всегда были и остаются более или менее актуальными.

Список литературы

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: учебник. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 244 с.
  2. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. — МОСКВА: ИНФРА-М, 2005. — 640 с.
  3. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический проект, 2006. — 232 с.
  4. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Волков. Нечипуренко и др; под ред. Ю.Г. Волкова. — М.: Гардарики, 2003. — 512 с.
  5. Добреньков В. И., Кравченко. A. I. Социальные институты и процессы. М.: Московский государственный университет, 2000. т. 3. — 519 с.
  6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. — Санкт-Петербург: Питер, 2002 г. — 544 с.
  7. В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. Самыгин. I. Социология. Учебное пособие / под ред. Касьянова В.В. — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2000 г. — 512 с.
  8. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брак и семейные отношения. — Санкт-Петербург: издательство СПбГУ, 2000 г. — 292 с.
  9. Лидерс А.Г. Психологическое изучение семьи. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. — 432 с.
  10. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Статистика, 1978. — 224 с.
  11. Минучин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии/перевод с английского А.Д. Иорданского — М.: Независимая компания «Класс», 1998 г. — 304 с.
  12. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Изд-во: МПСИ, 2000 г. — 464 с.
  13. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. под ред. Е. Под редакцией Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. — 220 с
  14. Тюгашев, Е. А. Генеалогия / Е. А. Тюгашев, Т. В. Попкова. — Новосибирск: СибУПК, 2006. — 275 с.
  15. Шнейдер Л.Б. Семейная психология : учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. — М.: Академический проспект, 2007 г. — 736 с.