Для связи в whatsapp +905441085890

Теории личности эго-психологии: Эриксон Э., Э. Фромм, К. Хорни — Описание теорий личности Эриксона, Фромма и Хорни

Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать важность эго-процессов и проследить их развитие. Самым выдающимся из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Что касается других постфрейдистов, то для Эриксона эго и его приспособляемость имели первостепенное значение в связи с проблемой индивидуального развития. Однако из этого не следует, что его теория пренебрегает биологическими или социальными факторами. Фактически, Эриксон настаивал на том, что любое психологическое явление может быть понято в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся: 1) акцент на изменениях в развитии на протяжении жизни человека; 2) акцент на «нормальном» или «здоровом», а не на патологическом; 3) акцент на достижении чувства идентичности; 4) попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурно-исторических факторов при объяснении структуры личности. Описание Эриксоном «восьми возрастных периодов личности» представляет собой его самый оригинальный и важный вклад в теорию личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности послужила толчком для всех, кто изучает человеческое поведение, к разработке новых подходов в изучении основных психологических проблем, стоящих перед человечеством сегодня. В этом резюме мы рассмотрим основные идеи Эриксона.

Появлению эго-психологии предшествовал ряд родственных теорий, которые в первую очередь касались влияния различных аспектов социальной и культурной среды на развитие личности. По аналогии с направлениями, представленными Адлером и Эриксоном, эти теории стремились найти новые способы анализа взаимоотношений родитель-ребенок, исследовать мотивационные процессы и личность в целом. Создатели этих теорий отказались от заявленного Фрейдом признания решающего значения инстинктивных половых мотивов в человеческой природе. Из этой группы ученых-ревизионистов мы отобрали представителей, которые самым решительным образом бросили вызов и даже полностью отказались от принципов классического психоанализа: это были Эрих Фромм и Карен Хорни.

Мы определяем цель данного эссе как исследование структурной оценки в свете эго-психологии Эриксона, Фромма и Хорни.

Теории личности эго-психологии: Эриксон Э., Э. Фромм, К. Хорни - Описание теорий личности Эриксона, Фромма и Хорни

Описание теорий личности Эриксона, Фромма и Хорни

Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неоднократно подчеркивал, что его идеи являются не более чем систематическим развитием концепции психосексуального развития Фрейда в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа в четырех важных аспектах. Во-первых, в его работах отчетливо прослеживается решающий сдвиг в акценте с id на эго, что Фрейд лишь частично признал в свои более поздние годы, а позиция Эриксона скорее заключается в том, что эго является основой человеческого поведения и функционирования. Он рассматривал эго как автономную личностную структуру, первым направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно с этим — развитие личности и инстинктов. Этот взгляд на природу человека, называемый эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления, потому что эго-психология описывает человека как более рационального и, следовательно, принимающего сознательные решения и сознательно решающего жизненные проблемы. В то время как Фрейд рассматривал эго как борющееся за разрешение конфликта между инстинктивными побуждениями и моральным принуждением, Эриксон утверждал, что эго — это автономная система, которая взаимодействует с реальностью через восприятие, мысль, внимание и память. Сосредоточившись на адаптивных функциях эго, Эриксон считал, что человек становится все более и более компетентным по мере того, как он взаимодействует со своим окружением в процессе развития.

Во-вторых, Эриксон разработал новый взгляд на отношения человека с родителями и на культурный контекст, в котором существует семья. В то время как Фрейд интересовался влиянием родителей на формирование личности ребенка, Эриксон подчеркивает исторический контекст, в котором формируется эго ребенка. Он опирается на наблюдения людей из разных культур: Развитие эго неизбежно и тесно связано с изменением характеристик социальных спецификаций и систем ценностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает весь жизненный цикл индивида (т.е. от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, с другой стороны, ограничился влиянием опыта раннего детства и не занимался вопросами развития, выходящими за пределы генитальной стадии.

Наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона были разные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрыть природу и особенности воздействия бессознательной психической жизни на личность и объяснить, как ранняя травма может привести к психопатологии во взрослой жизни. Эриксон, с другой стороны, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека справляться с жизненными психосоциальными проблемами. Его теория подчеркивает качества эго, т.е. его добродетели, проявляющиеся в разные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключом к пониманию концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдистское фаталистическое предупреждение о том, что человек обречен на социальную гибель, если он поддастся своим побуждениям, контрастирует с оптимистической позицией о том, что каждый личностный и социальный кризис — это своего рода вызов, который ведет человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. По мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни — это знание того, как человек справлялся с каждым из значительных жизненных вызовов или как неадекватное решение ранних проблем делало его неспособным справляться с дальнейшими вызовами.

Пока что мы коснулись только основных теоретических различий между Эриксоном и Фрейдом. Однако следует отметить, что существуют также вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся во мнении, что этапы развития личности предопределены и порядок их наступления неизменен. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех последующих мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает

Ни один теоретик не разработал социальные детерминанты личности так выразительно, как Эрих Фромм. Как гуманист Фромм считал, что человеческое поведение можно понять только в свете культурных влияний конкретного исторического момента. Он был убежден в том, что потребности человека развивались на протяжении всей истории и что различные социальные системы, в свою очередь, повлияли на выражение этих потребностей. Личность, по мнению М, является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и правил. Он первым сформулировал теорию типов персонажей, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа состояния человека и его изменений с конца средневековья (конец пятнадцатого века) по настоящее время. В конце своего исторического анализа Фромм пришел к выводу, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчуждение. В то же время он был убежден, что каждый исторический период был отмечен прогрессивным развитием индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих способностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которой пользуются люди в современном западном обществе, была достигнута ценой потери чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначительности. Сегодняшние мужчины и женщины, по мнению М, сталкиваются с болезненной дилеммой. Беспрецедентная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как в американской культуре сегодня) требовала компенсации в виде безопасности и принадлежности. Фромм считал, что этот разрыв между свободой и безопасностью вызывает беспрецедентные трудности в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди должны иметь власть над своей жизнью и возможность делать выбор, но они также должны чувствовать себя связанными и связанными с другими. По мнению Фромма, интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят от экономических и политических систем общества.

Хорни согласился с Фрейдом в том, что детский опыт важен для формирования структуры и функции личности во взрослой жизни. Несмотря на сходство в основных позициях, два ученых разошлись во мнениях относительно специфики формирования личности. Хорни не согласился с утверждениями Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенное направление дальнейшего развития личности. Решающее значение для развития личности, по ее мнению, имеют социальные отношения между ребенком и родителем.

По словам Хорни, детство характеризуется двумя потребностями: потребностью в удовлетворении и потребностью в безопасности. Удовлетворение включает в себя все основные биологические потребности: Еда, сон и т.д. Хотя Хорни придавала большое значение удовлетворению потребностей в физическом выживании, она не считала их центральным элементом формирования личности. Центральное значение для развития ребенка имеет необходимость обеспечения безопасности. В этом случае основной мотив — быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни утверждал, что ребенок полностью зависит от родителей, чтобы удовлетворить эту потребность в безопасности. Когда родители проявляют настоящую любовь и теплоту к своему ребенку, это удовлетворяет потребность ребенка в безопасности. Это делает формирование здоровой личности более вероятным. Напротив, если поведение родителя препятствует удовлетворению потребности в безопасности, то патологическое развитие личности весьма вероятно. Многие формы поведения родителей могут нарушить потребность ребенка в безопасности: непредсказуемое, непредсказуемое поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерно заботливое воспитание детей и явное предпочтение братьев и сестер. Однако основным результатом такого жестокого обращения с родителями является формирование у ребенка в целом враждебного отношения. В этом случае ребенок попадает между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает недовольство и недоброжелательность по отношению к ним. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как репрессии. В результате, неуверенное поведение ребенка определяется чувством беспомощности, страха, любви и вины, которые действуют как психологическая защита для подавления враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Критерии для оценки людей в свете эго-психологии

Роберт Коулс в биографическом трактате об Эриксоне писал: «Когда один человек строит на теоретической конструкции, возведенной другим человеком, он не всегда следует каждому принципу своего предшественника. Позиция Эриксона действительно отличается от позиции Фрейда.

Свобода-Детерминизм. По мнению Эриксона, человеческое поведение по своей сути детерминировано. Биологическое созревание, взаимодействующее с расширяющимся полем социальных отношений индивида, приводит к сложной системе поведенческих детерминант. Воспитание, школьное обучение, взаимоотношения в группе сверстников и культурные возможности играют большую роль в определении направления развития личности. Фактически, результаты первых четырех стадий психосексуального развития почти полностью определяются окружающей средой, а управление кризисами, характерными для других четырех стадий, в меньшей степени зависит от внешних воздействий. Эриксон твердо убежден, что у каждого человека, особенно на последних четырех этапах, есть некоторая возможность разрешить как предыдущий, так и нынешний кризисы. Таким образом, есть некоторое утверждение в теории Эриксона о клаузуле о свободе, согласно которой люди несут ответственность за свои собственные успехи и неудачи.

Хотя Эриксон рассматривает ИД как биологическую основу личности, он не полностью привержен детерминизму, как это видно из его теории развития эго. Он видит эго как автономную личностную структуру, которая претерпевает значительные изменения, начиная с подросткового возраста. В отличие от Фрейда, Эриксон не верит, что личность полностью формируется из опыта детства. Тем не менее, выбор взрослой жизни всегда несет на себе отпечаток ограничений, налагаемых бесконечным влиянием детских переживаний. Например, в раннем зрелом возрасте трудно достичь близости, если только сначала не развито чувство базового доверия. Поэтому на шкале между свободой и детерминизмом детерминизм приобретает больший вес.

Рациональность-ирациональность. То, что психосоциальное развитие автономного эго представляет для Эриксона наибольший теоретический интерес, находит свое отражение в его неизменной приверженности позиции рациональности. По его теории, мыслительные процессы как таковые являются основным аспектом функции эго: это наиболее очевидно в том, как разрешаются последние четыре психосоциальных кризиса жизненного цикла.

Как и другие эго-психологи психоаналитической направленности, Эриксон понимает, что недооценка рациональности в объяснении человеческого поведения была недостатком Фрейда. Однако он часто утверждал, что поддерживает психоаналитическую традицию и принимает концепции Фрейда как таковые — например, биологические и сексуальные основы личности и ее структурную модель (id, эго и sucerego). Не выходя из психоаналитических рамок, Эриксон сместил фокус на эго, сознание и рациональность. Он считает, что люди гораздо рациональнее, чем Фрейд.

Холизм-элементаризм. Твердая приверженность Эриксона целостной позиции в описании человека отчетливо прослеживается в его эпигенетической концепции развития, согласно которой человек проходит через восемь стадий психосоциального опыта. На этом пути они пытаются преодолеть самые глубокие кризисы — например, кризис эго-идентичности, кризис интеграции эго-интеграции — всегда действуя в рамках матрицы сложных личностных, культурных и исторических воздействий.

Давайте сравним, например, изучение принципа полноты, лежащего в основе двух понятий: Эгоистическая идентичность (подростковый возраст) и интеграция эго (поздняя взрослая жизнь). В первом случае, согласно теории Эриксона, люди живут много лет до того, как понимают, кто они есть, и развивают устойчивое чувство преемственности между прошлым и будущим. Индивидуальное поведение подростков можно понять только тогда, когда они интегрированы в контекст целостного гештальта, характерного для кризиса смешивания эго-идентичности и ролей. В период зрелости и старости человек пытается понять свою жизнь в целом, осмыслить ее и взглянуть на нее в перспективе. Поведение пожилого человека можно объяснить ключом целостного понимания кризиса «эгоинтеграция — отчаяние». Таким образом, эпигенетическая концепция Эриксона рассматривает индивида только с точки зрения всего его жизненного цикла, который происходит под постоянным воздействием сложного экологического контекста.

Конституционализм… Экология. Стремление Эриксона к инвироментализму выражается в акценте на факторах родительского воспитания, культуре и истории в описании развития личности. Ход жизни человека можно понять только в контексте этих внешних воздействий. Полнота разрешения ранних психосоциальных кризисов зависит, прежде всего, от образования родителей; сама практика образования обусловлена культурно-историческими факторами. Урегулирование последующих психосоциальных кризисов зависит от взаимодействия человека с возможностями, предоставляемыми культурой. Инввироментализм Эриксона проходит долгий путь. Эта позиция, хотя и сильная, тем не менее, не является явно абсолютной, поскольку Эриксон разделяет мнение Фрейда о биологической, инстинктивной основе личности.

Изменчивость — Неизменчивость. Теория Эриксона, несомненно, построена на позиции изменчивости. Он тщательно очертил направление, в котором эго совершенствуется через определенную последовательность психосоциальных стадий, начиная с момента рождения, через зрелые годы, в старость и смерть. Напомним, что каждый этап характеризуется своеобразным кризисом развития. В зависимости от того, как осуществляется управление кризисом, рост человека идет в том или ином направлении. Короче говоря, Эриксон описывает человека как постоянно развивающегося и борющегося с трудностями на каждом этапе.

Формулировка диагностического типа

Рассмотрим структурную оценку и описание личности на примере младшего школьного мальчика из зажиточной семьи в возрасте 9 лет, единственного ребенка, который безоговорочно подчиняется требованиям своих родителей.

Характерной чертой детей младшего школьного возраста, связанной с дошкольным возрастом, но более выраженной по мере поступления в школу, является неограниченное доверие, послушание и подражание взрослым, обычно учителям. Дети в этом возрасте полностью признают авторитет взрослых и почти безоговорочно принимают их оценки.

Это напрямую связано с самооценкой, которая является важным личностным развитием, начинающимся в этом возрасте. Это напрямую зависит от вида оценки, которую дает ребенок взрослым, и от его успеха в различных видах деятельности. В отличие от дошкольников, у младших учеников уже есть разные типы самооценки: адекватная, завышенная и недооцененная.

Доверие и открытость к внешним воздействиям, умение слушать и открытость создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей ответственности, тщательного морального контроля за своими действиями и суждениями.

Помимо мотивации к достижениям и под ее влиянием, в младшем школьном возрасте развиваются еще два личностных качества ребенка: Хитрость и уверенность в себе. Трудовая этика развивается в результате многократных успехов, когда ребенок прилагает достаточные усилия и получает поощрение, особенно когда он проявляет настойчивость в достижении цели. Любовь к усердию в первые годы учебы в школе развивается и укрепляется по мере того, как ребенок учится и работает.

Благоприятные условия для развития трудолюбия у учащихся создаются тем, что в начале занятий в школе с ними очень трудно справиться. Это и адаптация к новым условиям жизни (ежедневный распорядок дня, обязанности, требования), и проблемы, связанные с наукой читать, считать и писать, а также новые заботы, с которыми сталкивается ребенок в школе и дома. В формировании этой важной черты важную роль играет разумная, продуманная система вознаграждения ребенка за достижения. Она должна концентрироваться не на достижениях, которые относительно просты и зависят от способностей ребенка, а на тех, которые трудны и полностью зависят от усилий. Очень важным для развития личности является уверенность ребенка в своем прогрессе. Она должна постоянно прививаться и поддерживаться учителем, и чем ниже самооценка и уровень амбиций b-babe-ca, тем более настойчивыми должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто занимается образованием детей.

Способность работать возникает тогда, когда ребенок удовлетворен работой. Это, в свою очередь, зависит от того, в какой степени образование и работа в молодом ученике по их результатам могут удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста и вызывающие положительные эмоции у молодых учеников.

С приходом ребенка в школу, изменения в его отношениях с другими людьми, и довольно значительные. Прежде всего, значительно увеличилось количество времени, затрачиваемого на связь. Сейчас дети проводят большую часть дня в контакте с окружающими: родителями, учителями, другими детьми. Изменено содержание общения, оно включает в себя темы, не связанные с игрой, т.е. закрепляется как особое деловое общение со взрослыми. На первых уроках дети больше общаются с учителем и проявляют к нему больше интереса, чем к своим одноклассникам, потому что авторитет учителя для них очень высок. Однако в III-IV классах ситуация меняется. Учитель как личность становится менее интересным, менее важным и авторитарным для детей, растет их интерес к общению со сверстниками, который затем постепенно возрастает в среднем и старшем школьном возрасте. В связи с внешним изменением характера коммуникации происходит также ее внутренняя существенная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы коммуникации. Если в первых классах выбор партнера в общении для ребенка определялся, прежде всего, оценками учителя, успехами в учебе, то в III-IV классах появляются признаки другой мотивации межличностного выбора, связанной с самостоятельной оценкой со стороны ученика личных заслуг и форм поведения партнера в общении.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания, который наиболее метко выражается термином «внутреннее отношение». Это отношение — сознательное отношение ребенка к себе, людям, событиям и деятельности, отношение, которое может быть четко выражено в действиях и словах. Развитие внутреннего отношения является критическим моментом в жизни ребенка и знаменует собой начало его индивидуального и относительно самостоятельного развития личности. Факт возникновения такой позиции проявляется внутренне в том, что в сознании ребенка существует система моральных норм, которым он всегда и везде следует или пытается следовать, независимо от сложившихся обстоятельств.

Определения направлений работы

С учетом этого можно определить следующие пути и средства развития самостоятельности у детей этого возраста. Прежде всего, нужно дать ребенку больше заданий, которые он может выполнять самостоятельно, и в то же время больше доверять ему. Вы должны приветствовать стремление ребенка к независимости и поощрять его. Чрезвычайно важно, начиная с первых дней учебы в школе, следить за тем, чтобы ваш ребенок выполнял домашнее задание самостоятельно, с минимальной помощью взрослых членов семьи, чтобы любая попытка самостоятельного действия поощрялась как тенденция, независимо от успеха или неудачи. Социально-психологическая ситуация, при которой ребенку дается ответственное задание и через выполнение которого он становится лидером в совместной работе с другими людьми, сверстниками и взрослыми, благоприятствует развитию этой черты у детей. Хорошие условия для выполнения этой задачи создают групповые формы обучения и работы, которые в настоящее время широко используются в начальных школах.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимизация мотивации для достижения успехов в учебе, работе и играх детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой особенно благоприятен младший школьный возраст, приносит двойную пользу: во-первых, укрепляет жизненно важное и довольно прочное личностное качество ребенка — мотив достижения успеха, который доминирует над мотивом избежания неудачи: во-вторых, ведет к ускоренному развитию у ребенка различных других способностей.

В начальном школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования умственного развития ребенка путем регулирования его отношений с окружающими, особенно с учителями и родителями, к влиянию которых ребенок в этом возрасте еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и позитивно использовать социальные мотивы для воспитания ребенка. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение значимых взрослых, желание получить хорошие оценки и ряде других.

Умение и уверенность в себе, развитая способность к саморегулированию создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и внешнего прямого общения со взрослыми или сверстниками. Это, прежде всего, уже упомянутая способность детей в этом возрасте часами находиться в одиночестве. В этом возрасте важно предложить ребенку разнообразные дидактические развивающие игры.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Зависимость стиля общения от свойств темперамента
  2. Влияние стиля воспитания на самооценку подростков с нарушением интеллекта — Концепция самооценки
  3. Гештальтпсихология в массовой коммуникации
  4. Сравнение эмоционального интеллекта в норме и у лиц с шизофренией в ремиссии
  5. Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций
  6. Новые направления в психологии личности — Теории личности в психологии
  7. Роль периода младенчества в развитии личности
  8. Межличностные отношения в группе
  9. Красный цвет в психологии
  10. Синдромы в нейропсихологии