Для связи в whatsapp +905441085890

Теория и методика музыкального воспитания — Музыкальные школы в первые годы советской власти (1917 — 1930-е гг.)

Музыка создавалась с незапамятных времен. Музыка зародилась в глубокой древности, о чем свидетельствуют многочисленные артефакты с изображениями музыкальных инструментов и исполнителей, хотя до нас не дошла музыка далеких эпох.
С древнейших времен музыка признана важным и незаменимым средством формирования личностных качеств духовного мира человека. В Древней Греции даже существовало учение, которое доказывало влияние музыки на человеческие эмоции. Было доказано, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, а другие, наоборот, портят.

Что такое музыкальное искусство? Каковы его особенности по сравнению с другими видами искусства и выразительной силой музыкальных средств? В чем проявляется познавательная и образовательная ценность музыки?

Особенность искусства по сравнению с другими формами общественного сознания (наука, мораль, религия) состоит в том, что оно обобщает явления жизни в художественной форме, в художественных образах. Художественный образ — это средство типизации жизненных явлений в искусстве, когда нечто общее выражается уникально индивидуальным (неповторимым, особенным).

Художественный образ всегда отражается в единстве чувственного и смыслового моментов.

В музыкальном образе переданы чувства и мысли многих людей, но каждое музыкальное произведение индивидуально и неповторимо.
В чем уникальность музыки как искусства? Давайте сравним его с живописью, скульптурой, литературой.

Музыка не может изобразить или описать с такой же степенью конкретности, как эти виды искусства, явления жизни (хотя она обладает некоторыми возможностями живописи).
Можно ли передать определенное содержание с помощью звуков? Что мы называем содержанием музыки?

Выдающийся психолог Б.М. Теплов писал: «В самом прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, ощущения.

Отличительной особенностью музыки является то, что она может с большой непосредственностью и силой передать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, которые существуют в реальной жизни.

Благодаря тому, что музыка является временным видом искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает способностью передавать смену настроений, чувств, динамику эмоциональных и психологических состояний. Таким образом, каждое музыкальное произведение имеет своего рода «чувственную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), которая разворачивается во времени.
Музыка может изобразить любое конкретное явление действительности — шум волн, завывание ветра, журчание ручья, щебетание птиц — путем имитации звука.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо дает название произведению, подразумевая тем самым некую обобщенную программу, либо пишет музыку к определенному литературному тексту. В программной музыке чаще встречаются различные живописные моменты, но важно отметить, что даже ярко живописные произведения всегда имеют эмоциональный оттенок: щебетание птицы может быть дружелюбным и радостным, а может быть тревожным; шум волн может быть мирным или угрожающим.

Теория и методика музыкального воспитания

Музыкальные школы в первые годы советской власти (1917 — 1930-е гг.).

Кризисная ситуация в системе музыкального образования в нашей стране давно отмечена как в нормативно-правовых документах, так и в работах современных теоретиков музыки, музыкальных психологов, представителей прогрессивной музыкально-педагогической мысли и выдающихся музыкантов.

Необходимо признать, что музыкальное искусство теряет присущий ему культурный статус. Музыка все больше и больше становится объектом бездушного досуга, что приводит к неуклонному снижению уровня музыкальной компетентности современного общества. Советник Президента Российской Федерации по культуре В.И. Толстой 2 октября 2013 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству высказался по этому вопросу так: «Мы… Необходимы поистине титанические усилия, чтобы восстановить перевернутую пирамиду ценностей на прочном историческом и национальном основании….. Два с половиной десятилетия рыночного и полурыночного существования отечественной культуры…. привели к отрыву от образцов и моделей национального культурного развития… зачастую разрушительному для национального менталитета отношению к иностранной и иноязычной продукции».

Эта социокультурная ситуация усугубляется тем, что основная составляющая национальной музыкальной культуры — базовое музыкальное образование, уникальное благодаря гуманистическим идеям выдающихся русских музыкантов-просветителей, а также государственной поддержке, в современной российской действительности практически перестало выполнять свою функцию формирования в обществе культурного слоя просвещенных любителей и профессионалов.

Причины, по которым отечественное начальное музыкальное образование утратило свои прежние позиции, кроются в весьма специфическом ходе исторического развития системы отечественного начального музыкального образования.

В первые годы существования молодого советского государства перед музыкальным отделом Наркомпроса, государственным органом, отвечавшим, в том числе, за руководство музыкальным образованием, стояли «две взаимосвязанные задачи»: 1) создание системы общего музыкального образования; 2) упорядочение системы профессионального музыкального образования». В этом контексте были предприняты некоторые прогрессивные попытки организовать дифференцированное обучение по различным атрибутам будущего любительского или специализированного образования. Идея разделения специального и общего музыкального образования впервые прозвучала в 1919 году на Московской конференции музыкальных педагогов. В резолюции конференции говорилось о необходимости создания государственной консерватории, которая бы «…создала сеть школ специального и общего музыкального образования и музыкального просвещения в РСФСР». Эта программа легла в основу реформы 1933 года под руководством Яворского, в результате которой была принята трехуровневая система построения профессиональной музыкальной школы, включающая музыкальную школу, специализированную школу и университет. Таким образом, уже в 1920-х годах были заложены основы нынешней трехуровневой государственной системы музыкального образования, которую называют уникальной в мире.

Но в середине 1930-х годов этот перспективный подход к начальному музыкальному образованию претерпел резкие изменения в связи с тотальной идеологизацией всей общественной жизни, что негативно сказалось на состоянии и перспективах развития культуры и науки, особенно музыкального искусства и образования. В детской музыкальной школе, по сути, были забыты новаторские научные идеи Яворского, Асафьева и их единомышленников, которые изучали возможности развития музыкальных способностей, творческих дарований ребенка в процессе практической музыкальной деятельности. Их труды стали методологической основой начального музыкального образования в 1920-х годах.

Цель и основные задачи музыкального воспитания детей

Целью музыкального воспитания является формирование основ музыкальной и общей культуры, духовное становление и развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Достижение этой цели требует решения комплекса задач, как базовых, общих для всех видов музыкальной деятельности, так и более конкретных (по видам деятельности).

Основные задачи музыкального воспитания детей следующие

  • Приобрести опыт восприятия народной музыки, произведений классиков мировой музыки разных эпох и стилей;
  • развитие музыкальных способностей детей, обогащение их знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности на основе ценного образовательного содержания (музыкальных шедевров)
  • Вызывать сопереживание музыкой, проявление эмоциональной отзывчивости;
  • развитие музыкального мышления и общих интеллектуальных способностей детей (осознание эмоционального и образного содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, развитие «словаря чувств», первых суждений о музыке);
  • развивать творческое воображение, креативность и независимость;
  • развивать музыкально-эстетическое сознание (эстетические чувства, интересы, основы вкуса, представления о стандартах красоты);
  • стимулируют оценку музыкальных впечатлений, поддерживают проявление эмоционально-оценочного отношения;
  • воспитывать духовно-нравственные качества детей, культуру поведения с помощью музыкально-эстетической деятельности.

Успешная реализация этих задач зависит от содержания музыкального образования, прежде всего от качества используемого репертуара, а также от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, используемых в работе с детьми, стиля педагогического общения и т.д.

Эти общие задачи одинаковы для всех возрастных групп. Но способы их реализации в разных возрастах различны. Поэтому учитель старается решать их с учетом уровня развития детей в каждой возрастной группе.

В первой и второй младших группах, когда речь детей еще не так развита, роль педагога более активна: он дает возможность определить тип музыки (во время и до звучания), побуждает детей «выводить» знакомые слова из пассивного словаря в активный, показывает возможности для движений, выбирает тембр музыкальных инструментов для оркестровки и т.д. По мере того как дети становятся старше, их активность и независимость возрастают.

Слушая музыку, написанную в разное время, можно получить представление о различных выражениях чувств и мыслей, существовавших в каждую эпоху. Поэтому можно говорить о его большой познавательной ценности. Например, музыка французских клавеллинистов конца XVTI-начала XVII века. (эпоха рококо) характеризуется галантностью, утонченностью, определенной сдержанностью в выражении чувств.

Эта особенность музыки, способствовавшая появлению небольших жанровых произведений — миниатюр, требовала и определенного стиля исполнения. Франсуа Куперен в своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716) дает любопытный совет исполнителям. Он рекомендует сидеть вполоборота лицом к аудитории, «чтобы избавиться от гримасы на лице….. С помощью зеркала, размещенного на столе спинета или клавесина», чтобы сидеть за клавесином расслабленно, нужно «не концентрировать и не отвлекать взгляд ни на какой предмет; короче говоря, нужно смотреть на компанию так, как будто ничем не занят»

Он также рекомендует повернуться лицом к публике. Можно ли представить себе такой способ исполнения музыки в наше время?

Отражая жизнь и играя познавательную роль, музыка влияет на человека, воспитывает его чувства и формирует его вкусы. Он находит в музыке отголосок того, что он пережил и почувствовал. Обладая широким диапазоном содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Музыкальная культура ребенка-дошкольника

Ученые трактуют культуру как ценное наследие, результат человеческой деятельности.

Культура», — писал немецкий мыслитель и музыковед XIX-XX веков А. Швейцер. А. Швейцер, — это результат всех достижений отдельного человека и всего человечества во всех сферах и аспектах, в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

Известный философ, эстетик М.С. Каган подчеркивал, что культура возникает из человеческой деятельности, которая сама становится культурной и превращает человека из биологического существа в культурное.

Слово «культура» происходит от латинского «sikiga», что означает заботу, развитие, образование, формирование. Понятие «культура» имеет множество определений. Они включают в себя особенности уровня развития общества, творческие силы и способности человека, созданные им материальные и духовные ценности. Так, выделяют материальную и духовную культуру, культуру личности и общества, различные сферы культуры (нравственную, интеллектуальную, языковую, экологическую, эстетическую, художественную, музыкальную и т.д.).

Художественная культура рассматривается в эстетике как самостоятельный пласт общей культуры (материальной и духовной). Ценности художественной культуры (художественные ценности) — это произведения искусства, обладающие характеристиками уникальности и постоянства.

В соответствии с видами искусства можно выделить различные области художественной культуры, в том числе и музыкальную культуру.

Некоторые музыкальные произведения не подвластны моде, они дошли до нас сквозь века. Эти произведения составляют золотой фонд мирового музыкального искусства, который пополняется новыми шедеврами, но не устаревает.

Музыкальная культура человека определяется его озабоченностью музыкальными ценностями, потребностью в общении с ними. Чем богаче эмоциональная, эстетическая и интеллектуальная жизнь человека, тем богаче его духовная культура. Помимо «вечных» произведений, существующих вне моды, существует также популярная музыка-однодневка. Одна мода сменяется другой. Восприятие такой музыки, как правило, общедоступно.
Однако не каждый взрослый способен оценить красоту истинных шедевров классической музыки по разным причинам.

Прежде всего, это отсутствие условий для формирования положительного отношения к этой музыке в детстве (в семье, в детском саду). Ведь овладение ребенком музыкальным языком, как и человеческим, требует накопления опыта его восприятия, необходимости находиться «в языковой среде» музыки разных возрастов. Таким образом, в семье, где говорят на одном языке, ребенок изучает его, а в двуязычной семье — оба языка одновременно. Опыт восприятия музыкального языка разных эпох важно приобретать в дошкольном возрасте. Затем, по мере накопления эмоционально положительных впечатлений, эмоционально доступные интонации музыки различных классических композиторов становятся знакомыми, узнаваемыми и ласковыми для ребенка.

«Копилка» музыкальных ценностей создавалась композиторами разных поколений. От того, «присвоят» ли дети эти ценности, смогут ли они почувствовать и оценить их красоту, во многом зависит формирование личности маленького человека, его духовное развитие.

Сущность понятия «бифункциональное обучение»

Слово «функциональный» является прилагательным от слова «функция» (лат. functio — исполнение) — оно означает «цикл деятельности, цель». Американский социолог Р. К. Мертон характеризует функции как последствия, которые планируются и реализуются участниками системы (т.е. когда сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают). В этом контексте, если рассматривать процесс обучения как некую систему, нас интересует понятие «функциональная система», которое было сформулировано в социологии на основе идей О. Конта, Г. Спенсера и Е. Дюркгейм сформулировал.

Его представители рассматривают общество как систему, которая представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и взаимосвязях друг с другом в течение определенного периода времени. Функционалисты фокусируются на отдельных подсистемах общества, особенно на его основных институтах: Семья, религия, экономика, государство, культура, образование. Они определяют структурные особенности институтов примерно так же, как биологи описывают основные характеристики организма, а затем определяют функции институтов.

Одной из характеристик системы является стремление к равновесию между ее компонентами и действующими на них силами. Таким образом, изменение в одном институте влияет на другие институты, а также на общество в целом. Например, снижение уровня жизни населения негативно влияет на уровень рождаемости, вызывая сдвиг ценностных ориентаций. Это приводит к снижению числа учащихся в школах, особенно в учреждениях дополнительного образования, а в дальнейшем и к закрытию школ.

Детские музыкальные школы — широко распространенный социально-культурный институт, выполняющий множество общественных функций, две из которых — поддержание и укрепление высокого уровня отечественной фортепианной школы и формирование культурного слоя грамотных любителей музыки в обществе — лежат в основе процесса бифункционального обучения детей в классе фортепиано.

Бифункциональное обучение — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной музыкальной учебно-познавательной деятельности на основе двуединой основы музыкального воспитания детей и юношества: Формирование в обществе культурного слоя просвещенных любителей музыки и высококвалифицированных музыкальных профессионалов.

В условиях модернизации музыкального образования бифункциональный подход к музыкальному воспитанию детей полностью соответствует реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусства, содержащихся в последних нормативно-правовых документах (Федеральный закон от 17.06.2011 № 145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), Эти программы делятся на предпрофессиональные и общеразвивающие. «Общеразвивающие программы — дополнительные образовательные программы детских школ искусств, обеспечивающие развитие значимых для формирования, социализации, самоопределения, самореализации духовных, интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств ребенка».

«Предпрофессиональные программы — это дополнительные образовательные программы детских школ искусств, обеспечивающие целостное духовно-интеллектуальное, художественно-творческое развитие и самовыражение ребенка средствами искусства, выявление одаренных детей в раннем возрасте, приобретение опыта творческой деятельности, формирование комплекса навыков, компетенций, необходимых для профессионального образования». Эти программы существенно меняют традиционную структуру образовательного процесса и создают новые условия обучения для студентов и преподавателей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
  2. Ознакомление детей 5-6 лет с родным городом через виртуальные экскурсии
  3. Музыка как средство эмоционального воспитания личности школьника
  4. Личность и ее образовательное пространство
  5. Методика освоения тождественных преобразований в основной школе в контексте дифференцированного обучения
  6. Народная мудрость в пословицах и поговорках
  7. Технология педагогического проектирования в дошкольной образовательной организации
  8. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
  9. Методика организации и проведения урока этикета
  10. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода