Для связи в whatsapp +905441085890

Учение Платона об идеальном государстве — Идеальное общество

С Платоном связано возникновение политической философии. Именно Платон стоит у истоков философии государства и права. Он впервые поставил и проанализировал на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не потеряли своей актуальности для современных исследователей.

Некоторые философы, такие как Б. Рассел и К. Поппер, резко критиковали Платона, считая его сторонником тоталитарной системы. Другие, такие как В.Ф. Асмус, считают этого великого философа сторонником тоталитарной свободы государства в его тотальности, целостности, неделимости. А третьи, как Р. Пельман, видели в Платоне антикоммунистические призывы к борьбе против народных масс.

Многие исследователи согласны с тем, что, согласно взглядам Платона, именно человек должен служить государству, а не государство служить человеку.

В данной статье рассматриваются основы идеального государства Платона на основе сохранившихся трудов великого древнегреческого ученого.

В своей работе «Государство», излагая проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем основам человеческой души — разумной, похотливой и дикой — соответствуют три аналогичные основы — благоразумная, защитная и предприимчивая, а последним три состояния — правители, воины и производители (ремесленники и крестьяне).

Согласно теории Платона, государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих основных потребностей. Платон включил эту идею в определение государства: «В нужде многие люди собираются вместе, чтобы жить вместе и помогать друг другу: такое общее поселение мы называем государством».

Используя в качестве аргумента разделение людей на классы, Платон указывает на преимущества реализации принципа разделения труда.

Разделение труда создает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, которые производят продукцию для государства или вносят тот или иной вклад в производство и потребление.

У Платона это выражается в идее совершенного исполнения единственного долга гражданина, соответствующего его сословию. Такой «человек не позволит никому из присутствующих в начале его души исполнять обязанности другого или раздражать друг друга взаимным вмешательством». Философ ставит его на совершенно естественную основу. Он пишет: «… Мы назначили каждому … поручал каждому только ту задачу, к которой он приспособлен по своей природной склонности».

В основу идеального государства Платон положил идею блага, или принцип справедливости, который определяет профессию и место для каждого гражданина, тем самым объединяя все части государства в гармоничное целое.

Государственная система должна обладать моральными, политическими и экономическими организационными характеристиками, которые в совокупности обеспечивают выполнение основных задач, таких как:

  • Обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами;
  • защищая государство и направляя свою интеллектуальную и творческую деятельность.

Согласно Платону, в идеальном государстве за детьми наблюдают чиновники, чтобы определить, кто из них годится на роль воина и защитника государства, ремесленника и крестьянина, а кто способен постичь высшее благо и стать правителем.

Образование должно развивать в детях, прежде всего, такие качества, как серьезность, порядочность и мужество. Должна была быть введена строгая цензура на литературу, которую молодым людям разрешалось читать с раннего возраста, и на музыку, которую им разрешалось слушать. Матери и няни должны были рассказывать детям только разрешенные истории.

Учение Платона об идеальном государстве - Идеальное общество

Идеальное общество

В качестве важной отличительной черты высших сословий Платон подчеркивал отсутствие частной собственности. Именно незыблемость классового деления является основой справедливого государства. Классы разграничиваются даже по месту жительства.

Это разделение было необходимым условием для торжества справедливости. Платон говорил, что собственность порождает жадность и ведет к вражде. Платон хотел достичь высшей формы единства в государстве. Более высокие состояния обязательно будут справедливыми из-за отсутствия материальных интересов. Хотя у низшего класса есть собственность, они используют деньги и даже могут позволить себе элементы роскоши.

Платон утверждал, что деление общества на классы не является наследственным, что оно обусловлено природными особенностями людей. Отсюда особенность «идеального государства» — оно должно быть построено на достаточно жесткой системе образования.

В политической сфере идеалом Платона была стабильность государства. Для того чтобы она была стабильной, нужна стабильность в обществе, и каждый должен заниматься своим делом, вот что было справедливо. Счастье отдельного человека для счастья полиса ничего не значит, поэтому неравенство сословий тоже нормально. Если нет истинной справедливости, государство перестает быть государством.

В идеальном обществе ничего нельзя делать без приказа — у каждого есть начальник, которому он должен беспрекословно подчиняться. Если человек, занимающий должность, лучше всего подходит для этого, то и его распоряжения будут наилучшими.

Платон часто критически относился ко всем существующим типам государственного устройства. Он считал, что власть большинства — тирана, военных, богатых — противоестественна. Более того, социальное неравенство, существующее в любом государстве, должно основываться на естественном неравенстве людей, которое зависит от того, какой состав души преобладает в конкретном человеке: рациональный, аффективный (эмоциональный) или удовольствия (чувственный). Ему также соответствуют различные виды добродетелей.

Каждый из последовательно возникавших платоновских диалогов: сократический, платоновский, среднеплатоновский и поздний — глубоко проработан, и в своей совокупности они образуют нечто единое с учением об идеях. В целом, однако, мысль Платона скорее филологическая, чем философская или научная.

Философия Платона делится на три составляющие — этику, эпистемологию и естественную теорию. Концепция «идеального государства» отражена в этической составляющей его философии.

Этика Платона строится на его понимании души, то есть на осознании врожденных добродетелей, характерных для определенных социальных состояний. Если они соблюдаются, то в государстве преобладает добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного блага.

Этика Платона не индивидуальна, а социальна, она тесно связана с политической организацией общества — человек может быть нравственно совершенным только в правильно организованном государстве.

Этика Платона

Философия Платона не является законченной системой, потому что он постоянно подвергал все сомнению. В некоторых диалогах он задавал вопросы, которые вызывали сомнения у его читателей, в других — не приходил к какому-либо выводу.

Особенно важным диалогом Платона является «Государство», в котором он излагает политическую утопию, которую он противопоставляет циклу реальных форм правления.

Платон говорил о существовании двух миров: мира вещей и мира идей. Абсолютно каждая вещь является отражением своей идеи, она может стремиться к ней, но никогда не достигнет ее. Философ должен изучать не сами вещи, а их идеи. Это относится и к государству. Платон описывает цикл форм государства, но все они несовершенны, поскольку существуют в мире вещей, в то время как им противостоит идеальная форма полиса.

Идеальное общество Платона можно описать как колыбель для души, в которой все физическое отходит на второй план или вообще игнорируется.

Платон был убежден в осуществимости своей идеи, хотя и признавал трудности практической реализации проекта идеального государства. Для него, однако, гораздо важнее философски осветить идеальную реальность государства и тем самым показать, что в идеальной реальности есть пример совершенного государства, доступного на небесах каждому, кто этого хочет. И есть ли такое государство на земле, и будет ли оно, совершенно не важно.

Как считал Платон, нет необходимости в чрезмерно подробных правовых положениях, когда установлено идеальное правило. В этих условиях законодатель будет издавать законы, которые носят общий характер и адресованы большинству, всем только в более грубой форме.

Платон ставит общественный принцип выше личного. Поэтому этика Платона органически связана с его учением об идеальном государстве. Чтобы сформировать новое государство и нового человека, Платон подчеркивает важность благочестия и почитания богов.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными условиями для существования идеального государства являются:

  • устранение из жизни источника морального разложения — антитезы богатства и бедности;
  • строжайшее разделение сословий и сфер труда..;
  • строжайшее повиновение, вытекающее непосредственно из фундаментальной добродетели всех членов государства — господства.

Концепция Платона представляет собой довольно жесткую схему — изменения, перемены сконструированного состояния не предусмотрены. Он утверждает, что «…переход из одного сословия в другое — величайший вред для государства, и с полным основанием может считаться высшим преступлением. Формой правления в идеальном государстве является аристократия — власть самых достойных, самых мудрых.

Рассмотрим еще один важный компонент платоновской доктрины идеального государства. Идеальное государство Платона — это умозрительная концепция по сравнению с другими типами государства, которые Платон также описывает.

Выделяются четыре несовершенные формы государства — тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Формы государства

Аристократическая республика.

В этой форме ликвидируется личная собственность и деньги, допускается создание семьи для всех сословий, но повышается системообразующая роль государства, что означает значительное усиление контролирующей роли государства, жестко регулирующего все общественные отношения. Законы охраняются судебной властью, и без истинного правосудия государство перестает быть государством.

Тимократия

Власть нескольких человек, основанная на военной силе, то есть на добродетелях средней части души. Такие люди, как правило, становятся воинами, государство под их управлением постоянно находится в состоянии войны. Войны — это немедленная добыча, а значит, обогащение для человека. Богатство — это, прежде всего, разновидность власти, с помощью которой в дальнейшем формируется олигархия.

Олигархия

Власть богачей, опирающихся на коммерцию, ростовщичество, тесно связана с низменной, чувственной частью души.

Демократия

Одна из худших форм правления, согласно Платону. Власть большинства, характеризующаяся формированием трех классов населения — богатых, народа и трутней. Последние представители в демократическом государстве занимают почти все государственные должности. Друтники пытаются отобрать часть собственности у богатой части населения и отдать ее более бедной части населения. Богатые, с другой стороны, вынуждены организовывать оппозицию. Когда противостояние доходит до крайности, народ назначает своего ставленника — тирана — и наделяет его неограниченной властью, так что демократия неизбежно приводит к тирании.

Тирания

Бесконтрольная власть одного. Из демократии рождается тиран.

У Платона тирания описывается как самое худшее. Бывший представитель народа, одержимый жадностью к власти, полученной с помощью социальной демагогии и открытого насилия, становится тираном. Потакание похотям и постоянный страх за свою жизнь — вот удел тирана. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к идее вседозволенности. С другой стороны, используя наихудшую форму правления, Платон задался целью найти наиболее эффективные средства для построения идеального типа государства, покоящегося на справедливости.

В идеальном государстве Платона все должно быть четко регламентировано, все строится по определенному плану, который не может быть нарушен ни одним из граждан. Это отличает его от известных полисных государств, для которых характерны нестабильность, хаос, отсутствие строгого порядка и, как следствие, господство несправедливости.

Одним из величайших представителей философии постпозитивизма является Карл Поппер. «Открытое общество и его враги» — его главный труд, в котором он анализирует основные периоды развития античного общества, особенно греческой демократии. Проблемы общественного развития и история философии — вот основные источники внимания Поппера.

В борьбе против древнегреческого демократического правления возникла античная демократия. Во главе аристократической формы правления стоял привилегированный класс греческого полиса — рабовладельческая аристократия. Выдающиеся философы, такие как Платон, были сторонниками этой аристократической формы правления. Поппер проанализировал взгляды этого философа на общество и государство.

Проведя обзор литературы, он пришел к выводу, что Поппер критикует идею коллективизма и социальной справедливости в учении Платона. Он говорил, что «коллективизм, является препятствием для развития индивидуальности, индивид в этом случае вынужден подчинять свои личные интересы интересам коллектива».

Критика Поппера

Поппер критикует социально-политические взгляды Платона. Вот что говорит Поппер об идеальном государстве Платона: «Идеальное общество в учении Платона — это государство, основанное на тоталитарной форме правления.

По мнению Поппера, «коллектив препятствует реализации творческих возможностей индивида». Человек должен подчиняться приказам лидера». Однако, как было рассмотрено выше, такое рабское поведение оправдано с точки зрения Платона, поскольку люди с самого начала разделены на исполнителей и руководителей. В этом отношении высшие классы общества должны править, а низшие — подчиняться им. По мнению Платона, именно такое разделение классов ведет к идеальному обществу.

Как утверждал Поппер в своем социально-политическом учении, «Платон пытается объединить две такие полярные силы, как патриархальный строй и государство. В недрах античного общества зародилась и развивалась принципиально иная социальная система — демократическое общество, такие выводы сделал Поппер, проанализировав вышеуказанные полярные силы.

Демократия означает равенство всех перед законом, поэтому демократия защищает равные права всех граждан. Согласно Попперу, современное демократическое общество отличается от идеального общества Платона тем, что в демократическом обществе каждый гражданин имеет право избирать правительство и право быть избранным в правительство. Если мы сравним мнения двух философов, то придем к выводу, что в идеальном обществе Платона представители одного класса не могут переходить в другой класс, а в демократическом обществе, по мнению другого философа, каждый гражданин имеет право заниматься свободной деятельностью.

Демократическая форма государства защищает права граждан, а государство защищает право на частную собственность. Таким образом, можно сделать вывод, что через призму взглядов Платона мы имеем представление о самом раннем тоталитарном обществе.

Карл Поппер считает платоновское учение о государстве иррациональным. Платон игнорирует интересы индивида, он подчиняет их интересам коллектива и придает особое значение основному принципу государства — справедливости.

Поппер обвиняет Платона в том, что он противопоставляет общество индивидууму, а коллектив — индивиду. К. Поппер создает свою доктрину открытого общества. Платон считал, что в кастовом обществе переход из одной касты в другую в социальном классе приводит к нарушению принципа справедливости. По мнению Платона, то, что соответствует интересам государства, справедливо, а то, что не соответствует интересам государства, не справедливо. Поппер считает такую интерпретацию принципа справедливости тоталитарной. Согласно Попперу, теория общества Платона — это учение о закрытом типе общества.

Коммунизм Платона раздражает Аристотеля. По словам Аристотеля, было бы лучше, если бы каждый занимался своим делом. В отличие от идей Платона, Аристотель считал, что собственность должна быть частной, что люди должны развивать чувство благотворительности, чтобы использование этой собственности было в основном совместным. Согласно Аристотелю, благотворительность и щедрость являются добродетелями, и без частной собственности они невозможны.

Аристотель отвергает платоновский проект «идеального государства» и предлагает свою теорию государства, основанного на рабстве. Именно такой тип государства, по мнению Аристотеля, является наилучшей формой сообщества. В таком государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему классу рабовладельцев. Как сказал философ, «…в каждом государстве мы встречаемся с тремя классами граждан: очень богатыми, очень бедными и третьим, который стоит посередине между богатыми и бедными. Поскольку, согласно распространенному мнению, умеренность и середина между двумя крайностями — это самое лучшее, очевидно, что среднее благосостояние — лучшее из всех благ».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек в немецкой классической философии
  2. Социальная форма движения материи и её специфика
  3. Илья Ильич Мечников, русский биолог, культурный деятель, мыслитель
  4. Игровая концепция происхождения человека Й.Хейзинга
  5. Отличительные черты философии эпохи нового времени
  6. Философия в России XVII века: М.В. Ломоносов
  7. Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности
  8. Пирс Чарльз Сандерс, американский философ, логик-математик
  9. Философская антропология и социальная философия
  10. Поль Рикер и его философия