Для связи в whatsapp +905441085890

Виды развития личности — Сказка и бессознательное

Влияние различных видов устного народного творчества на жизнь человека велико. Она может проявляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. О влиянии сказок и мифов на бессознательное говорили такие великие психологи и философы, как Фрейд, Фромм, Юнг, Берн.

В частности, Э. Берн писал, что различные формы социального действия помогают структурировать время, помогают избежать скуки и дают возможность получить максимальное удовлетворение от любой ситуации. Более того, большинство людей бессознательно имеют свой собственный жизненный план или сценарий, который формируется в раннем детстве, особенно под влиянием родителей. Этот психологический импульс с огромной силой гонит человека вперед, к его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Сцены в сценарии жизни человека обычно предопределены и мотивированы, как и театральные сцены. В большинстве случаев жизненные сценарии основаны на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, она придает жизни смысл, который в противном случае пришлось бы искать самостоятельно. Все, что делает ребенок, он делает в основном для других людей, в основном для своих родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему приемлемый способ структурировать свое время (т.е. приемлемый для его родителей). В-третьих, ребенку нужно объяснять, как себя вести и делать определенные вещи. Самостоятельно учиться весело, но учиться на своих ошибках не очень практично.

Первая и наиболее архаичная версия сценария — это первичный «протокол», воспринимаемый сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир еще не очень реален для него. Можно предположить, что родители — это огромные фигуры, наделенные магической силой, похожие на мифологических титанов, за исключением того, что они гораздо больше, чем они сами.

С годами ребенок становится старше и мудрее. Он переходит, так сказать, в более романтический мир. Он делает из своего сценария первый палимпсест, дорабатывает его и адаптирует к своим новым представлениям о мире. Обычно в этом ребенку помогают очаровательные сказки и истории о животных, которые сначала читает ему мама, а потом он читает сам в часы досуга, когда может дать волю своему воображению. В сказках есть своя магия, хотя и не такая фантастическая. Они дают ребенку совершенно новый набор актеров, которые будут играть роли в его фантазиях. Представители животного мира знакомы ему либо как товарищи по игре, либо как эфемерные фигуры в зоопарке, вызывающие благоговение или восхищение, либо как полувоображаемые существа с незнакомыми характеристиками, о которых он только слышал или читал. Возможно, все они «спускаются» к нему с экрана телевизора, где в этом возрасте даже рекламные ролики излучают волшебный свет.

На первом этапе своего развития малыш имеет дело с «волшебными» людьми, которые в его воображении могут иногда превращаться в животных. На последующем этапе он просто приписывает животным некоторые человеческие характеристики. Эта тенденция в той или иной степени сохраняется в жизни некоторых взрослых, особенно тех, кто профессионально работает с животными.

В подростковом возрасте подростки пересматривают свой сценарий, чтобы соответствовать реальности, какой она им представляется: все еще романтичной и блестящей или с искусственно созданным блеском, возможно, даже позолоченной наркотиками. Постепенно человек продвигается к окончательному «представлению». Задача психотерапевта — сделать это путешествие как можно более спокойным и интересным.

E. Берн видит одну из целей сценарного анализа в том, чтобы соотнести жизненный план пациента с грандиозной историей развития человеческой психологии от пещерного века до наших дней.

Она начинается с необходимости поиска конкретного мифа или магического нарратива, которому следует пациент. И чем ближе мы сможем подойти к этому, тем лучше для пациента.

Магическое повествование может раскрыть элементы сценария, без которых трудно докопаться до сути.

Э. Берн рассматривает в качестве сценария то, что человек уже в детстве планирует сделать в будущем. А течение жизни — это то, что происходит в реальности. Ход жизни в определенной степени предопределен генетически, а также ситуацией, созданной родителями и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи и война могут сорвать даже самый тщательно продуманный жизненный план. То же самое может произойти, когда «герой» внезапно попадает в сценарий чужака, например, хулигана, убийцы, водителя. Сочетание таких факторов может преградить путь для реализации определенной линии и даже предопределить трагедию жизненного пути.

Судьба каждого человека определяется прежде всего им самим, его способностью мыслить и рационально относиться ко всему, что происходит в окружающем его мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только свобода дает ему власть осуществлять свои планы, а власть дает ему свободу понимать, когда необходимо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если план жизни человека отчужден или обусловлен в какой-то степени генетическим кодом, вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Каждый человек с детства думает о своей будущей жизни, обычно бессознательно, как бы перебирая в голове сценарии своей жизни. Повседневное поведение человека определяется его интеллектом, и он может только планировать свое будущее. Например, каким человеком будет его супруга, сколько детей будет в семье и т.д. В жизни все может происходить не так, как хочет человек, но главное, что он действительно хочет, чтобы его мечты сбылись.

Виды развития личности - Сказка и бессознательное

Сказка и бессознательное

Существует множество сил, влияющих на судьбу человека: родительское программирование, поддерживаемое внутренним «голосом», который древние называли «демоном»; конструктивное родительское программирование, обусловленное течением жизни, которое с древних времен называлось physis (природа); внешние силы, которые до сих пор называют судьбой; свободные стремления, которым древние не давали человеческого имени, потому что они были привилегией богов и царей. Продуктом действия этих сил и получаются различные виды жизненного пути, которые могут смешиваться и приводить к тому или иному виду судьбы: сценарной, не сценарной, насильственной или независимой. Идея о том, что человеческая жизнь иногда следует закономерностям, которые мы находим в мифах, легендах и сказках, основана на идеях К.Г. Юнга и З. Хаббарда. Фрейд.

З. Фрейд связал многие аспекты человеческого существования с драмой мифа об Эдипе. С точки зрения терапевта, можно представить пациента в роли Эдипа, что должно проявляться в его реакциях. «Эдип» — это то, что происходит в сознании пациента. Однако при сценарном анализе «Эдип» — это драма, которая действительно происходит в реальности, разделенная на сцены и акты, с экспозицией, кульминацией и финалом. Очень важно, чтобы пациент видел, как окружающие его люди играют свои роли. В конце концов, он знает, о чем говорить с людьми, чьи сценарии пересекаются или сталкиваются с его собственными.

Последователи Фрейда считают, что Эдип — это драма, а не просто анализ реакций; другие психологи утверждают, что самые важные мифы и волшебные сказки основаны на глубинном сюжете, который реализуется в фантазиях или реальной жизни многих людей по всему миру. Самые первые библейские психоаналитики существовали в Древней Индии. Они основывали свои предсказания в основном на астрологических идеях. Об этом любопытно упоминается в «Панчатантре».

При толковании мифов и сказок Фрейд следует тому же принципу, что и при толковании сновидений. Фрейд рассматривает присутствие символов в мифах как регрессию к более ранним стадиям развития человека, когда такие виды деятельности, как земледелие или добывание огня, принимали форму сексуального либидо. В мифах это древнее и ныне подавляемое удовлетворение либидо выражается в «суррогатной похоти», которая позволяет людям ограничить удовлетворение инстинктивных желаний сферой фантазий.

В мифах, как и во сне, инстинктивные желания выражаются не явно, а в замаскированной форме. Они относятся к желаниям, которые, по предположению Фрейда, были характерны для детства, особенно кровосмесительные стремления, сексуальное любопытство и страх кастрации. Миф, как и сон, повествует о событиях, происходящих в пространстве и времени. Это повествование выражает религиозные и философские идеи на символическом языке и передает внутреннее состояние человека, и в этом заключается истинный смысл мифа.

Эрих Фромм писал о языке символов и понимании их значения. По его словам, это язык, с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли принимают форму явно ощутимых событий во внешнем мире. Это единственный универсальный язык, изобретенный человечеством, общий для всех культур на протяжении всей истории, и его необходимо понять, чтобы понять смысл мифов, сказок и снов. Способность понимать этот язык позволяет человеку соприкоснуться с более глубокими уровнями своей личности. На самом деле, она помогает психологу проникнуть в определенный человеческий пласт духовной жизни, который является общим для всего человечества, как по содержанию, так и по форме.

Другой точки зрения в интерпретации сказок и мифов придерживается К.Г. Юнг. Он говорит, что в сказках выражается душа и архетипы раскрываются в их естественной игривости. Архетип духа, то есть старика, всегда появляется там, где герой находится в безнадежно отчаянной ситуации, из которой его может спасти только тщательное размышление или счастливый случай, то есть духовная функция, которая проявляется в виде персонифицированной мысли, а именно в образе старика, который предлагает совет и помощь.

Кажется, будто вмешательство старого, то есть спонтанная объективация архетипа, совершенно неизбежна. Объективное вмешательство архетипа, который умеряет чисто аффективные реакции, связывая процессы внутреннего противостояния и реализации, необходимо не только в сказках, но и в жизни в целом. Это позволяет знать как текущую ситуацию, так и цель.

У архетипа есть еще один особый тип его проявления — животная форма. Животная форма указывает на то, что обсуждаемое содержание и функции находятся за пределами человеческой сферы, то есть за пределами человеческого сознания.

Две противоположные триединства — одно из которых вызывает зло, а другое представляет его силу — так сказать, как две капли воды похожи на функциональную структуру нашей психики — сознательную и бессознательную. Повествование как спонтанный, наивный и нерефлексивный продукт души не может сказать ничего другого, кроме того, чем душа на самом деле является.

Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили отношений и поведенческие модели, а затем разыгрывает их с друзьями. Более того, все процессы понимания происходят на бессознательно-символическом уровне. Многократно переживая события сказки, ребенок косвенно приобретает осмысленный жизненный опыт.

Значение сказки в детстве

Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве. В частности, хотелось бы отметить влияние сказок.

Для того чтобы понять сложную и влиятельную роль сказок в эстетическом развитии детей, необходимо понять особенность детского взгляда на мир, который мы можем назвать детским мифологизмом, сближающим детей с первобытными людьми и художниками. Для детей, для первобытного человека, для настоящего художника вся природа живая, полная внутренней, богатой жизни — и это ощущение жизни в природе не имеет, конечно, ничего искусственного, теоретического, а является непосредственной интуитивной, живой, убедительной подпиткой. Это ощущение жизни в природе все больше нуждается в интеллектуальном обрамлении — и сказки, в частности, отвечают этой потребности ребенка. Есть и другой корень сказок — это работа детского воображения: будучи органом эмоциональной сферы, воображение ищет образы, чтобы выразить в них детские чувства, то есть, изучая детские фантазии, мы можем проникнуть в закрытый мир детских чувств.

Сказки играют огромную роль в гармоничном развитии личности. Что такое гармоничное развитие? Гармония — это связь всех частей с целым, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребенка подтягивают слабые, поднимают их на более высокий уровень и заставляют всю сложную систему — человеческую личность — функционировать более гармонично и целостно. Моральные идеи и суждения людей не всегда соответствуют их моральным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно знать и понимать «головой», что значит быть нравственным и выступать за нравственные поступки; нужно воспитать в себе и своем ребенке желание и способность быть нравственным, а это уже сфера чувств, переживаний, эмоций.

Сказки помогают в развитии отзывчивости, доброты у ребенка, делают эмоциональное и нравственное развитие ребенка контролируемым и целенаправленным. Почему именно сказки? Потому что искусство, литература — это богатейший источник и стимуляция чувств, переживаний и высших, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических) ощущений. Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность эмоционального мира. Сказка расширяет для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и жалость, предательство и вероломство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная детскому пониманию, а уровень проявлений, нравственная значимость, остаются реальными, «взрослыми».

Поэтому уроки, которые преподносит сказка, — это уроки на всю жизнь, как для малышей, так и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых — уроки, на которых сказка разворачивает свое порой неожиданное воздействие на ребенка.

Слушая сказки, дети глубоко сопереживают героям, у них возникает внутренний порыв внести свой вклад, помочь, защитить, но эти эмоции быстро гаснут, потому что нет условий для их реализации. Правда в том, что они подобны аккумулятору, который заряжает душу нравственной энергией. Очень важно создать условия, поле деятельности, в котором чувства, испытываемые ребенком при чтении художественной литературы, нашли бы свое применение, чтобы ребенок мог участвовать и сопереживать по-настоящему.

Я хотел бы обратить внимание на образность, глубину и символизм сказок. Родители часто беспокоятся о том, как относиться к страшным историям, читать их детям или нет. Некоторые эксперты предлагают исключить их из «репертуара чтения» для маленьких детей. Но наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не находятся постоянно под спасительной защитой мамы и папы. Они должны стать смелыми, стойкими и мужественными, иначе они не смогут отстаивать принципы добра и справедливости. Поэтому они должны рано, но постепенно и осознанно учиться силе и решительности, умению преодолевать собственные страхи. Да, дети сами стремятся к этому — об этом свидетельствует «фольклор» и страшные истории, которые сочиняют и пересказывают друг другу дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Ребенок, выросший на народных сказках, чувствует меру в том, что фантазия не должна идти в искусстве, и в то же время дошкольник начинает вырабатывать реалистические критерии эстетической оценки.

В сказке, особенно в сказке, многое разрешено. Актеры могут попадать в самые необычные ситуации, животные и даже неодушевленные предметы говорят и ведут себя как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы раскрыли свои истинные, характерные качества. Когда нарушаются типичные свойства предметов и характер действий, производимых с ними, ребенок обнаруживает, что сказка ложная, что ее не бывает. Здесь мы видим важную сторону эстетического восприятия для развития познавательной деятельности ребенка, ведь произведение искусства не только знакомит ребенка с новыми явлениями, расширяет диапазон его видения, но и позволяет ему выделить существенные и характерные признаки объекта.

Реалистическое отношение к сказочному повествованию развивается у ребенка на определенном этапе развития и только в результате воспитания. Наблюдения Т.И. Титаренко показали, что маленькие дети, не имея соответствующего опыта, часто готовы согласиться с любым вымыслом. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно оценивать достоинства сказки на основе правдоподобия изображенных в ней событий. Старшие дошкольники настолько укореняются в этой реалистической позиции, что им начинают нравиться всевозможные «перевернутые» истории. Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности.

Эстетическое восприятие

Эстетическое восприятие, однако, не ограничивается пассивным наблюдением за привычными аспектами реальности, хотя они очень важны и значимы. Она предполагает, что воспринимающий каким-то образом ставит себя в изображаемые обстоятельства, мысленно участвует в действиях персонажей, переживает их радости и горести. Такая деятельность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его духовно-нравственного развития. Слушание сказки вместе с творческими играми чрезвычайно важно для формирования этого нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. Четкий сюжет и театрализованное изложение событий в сказке побуждают ребенка войти в круг воображаемых обстоятельств и мысленно внести свой вклад в героев произведения.

В свое время С.Я. Маршак писал в книге «Большая литература для маленьких»: «Когда в книге есть четкий, незавершенный сюжет, когда автор не равнодушно излагает события, а является сторонником одних своих героев и противником других, когда в книге есть ритмическое движение, а не сухая, аргументированная последовательность», если вывод книги — не вольное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, да еще ко всему эту книгу можно разыграть, как пьесу, или превратить в эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана настоящим детским языком.

Л.С. Славина показала (1947), что при соответствующей педагогической работе можно пробудить интерес к судьбе героя рассказа уже в младенческом — дошкольном возрасте, заставить ребенка следить за ходом событий и испытывать к нему новые чувства.

Ребенок дошкольного возраста может наблюдать лишь рудиментарные формы такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. У ребенка дошкольного возраста более сложные формы восприятия произведения. Его восприятие произведения искусства чрезвычайно активно: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, сражается с его врагами. Деятельность, осуществляемая при этом, особенно в начале дошкольного возраста, по своей психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребенок действительно действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые.

В дошкольном возрасте развитие отношения к произведению искусства переходит от непосредственного, наивного участия ребенка в изображаемом событии к более сложным формам эстетического восприятия, которые для правильной оценки явлений требуют умения занять позицию вне их, посмотреть на них как бы со стороны.

Таким образом, дошкольник не эгоцентричен в восприятии вымышленного произведения. Постепенно он учится принимать позицию героя, мысленно взаимодействовать с ним, радоваться его успехам и огорчаться его неудачам. Формирование этой внутренней активности в дошкольном возрасте позволяет ребенку не только понимать явления, которые он не воспринимает непосредственно, но и внешне относиться к событиям, в которых он не принимал непосредственного участия, что имеет решающее значение для последующего интеллектуального развития.

Дошкольник любит хорошую сказку: мысли и чувства, вызванные ею, долго не угасают, они появляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисунках детей.

Что привлекает ребенка в сказке?

Как правильно отмечает А.Н. Леонтьев (1972), для правильного понимания этих или других специальных психических процессов необходимо учитывать характер мотивов, побуждающих ребенка к действию, для какой цели он совершает ту или иную операцию. Эти темы очень мало рассматриваются в традиционной психологии. С точки зрения психоаналитиков, например, интерес ребенка к сказкам имеет своим источником темные, антисоциальные влечения, которые не могут проявиться в реальной жизни из-за запрета взрослых и поэтому ищут удовлетворения в мире фантастических конструкций. C. Бюлер считает, что ребенка привлекают сказки, потому что он жаждет необычного, неестественного, примитивного стремления к ощущениям и удивлению.

Подобные теории противоречат реальности. Большое влияние правильно организованного эстетического восприятия на психическое развитие ребенка заключается в том, что это восприятие ведет не только к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте деятельность становится более сложной: то, на что она направлена, и то, для чего она делается, уже не совпадают, как это было в раннем детстве.

Новые мотивы деятельности, возникающие в общем ходе развития ребенка в результате воспитания, позволяют впервые по-настоящему понять произведения искусства, проникнуть в их идейное содержание. Восприятие произведения искусства, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие этих мотивов. Конечно, маленький ребенок получает удовольствие от красочных описаний или забавных внешних ситуаций, в которых оказываются действующие лица, но очень рано он начинает участвовать и как внутренняя, значимая часть истории. Постепенно перед ним раскрывается идейное содержание вымышленного произведения.

Произведения искусства увлекают дошкольника не только внешней стороной, но и внутренним, смысловым содержанием.

Если младшие дети недостаточно осознают мотивы своего отношения к персонажу и просто утверждают, что этот хороший, а тот плохой, то дети постарше уже аргументируют свои оценки и указывают на социальную значимость того или иного поступка.

Здесь уже происходит сознательная оценка не только внешних действий, но и внутренних характеристик человека, при этом оценка основывается на высоких социально значимых мотивах.

Ребенок дошкольного возраста должен действовать по отношению к узнаваемому объекту, чтобы осознать что-то. Единственная форма деятельности, доступная ребенку дошкольного возраста, — это реальное, действительное действие. Чтобы познакомиться с предметом, маленький ребенок должен взять его в руки, повозиться с ним, положить в рот. Для ребенка дошкольного возраста, помимо практического контакта с реальностью, становится возможной внутренняя образная деятельность. Он может действовать не только в реальности, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых, но и в воображаемых обстоятельствах.

Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития внутренней активности воображения ребенка. Здесь, как бы, существуют переходные формы от реального, фактического действия с объектом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает осваивать эту форму деятельности, перед его восприятием открываются новые возможности. Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых он не принимал непосредственного участия, но которые он проследил через художественное повествование. Другие ситуации, которые не доходят до сознания ребенка, потому что представлены ему в сухой и рациональной форме, становятся ему понятными и глубоко волнуют его, когда они облекаются в художественный образ. А.П. Чехов прекрасно показал это явление в рассказе «Дома». Моральный смысл действия, когда он выражен не в форме абстрактной мысли, а в форме реального, конкретного действия, становится доступным ребенку в самом раннем возрасте. «Воспитательное значение произведений искусства, — как справедливо отмечал Б.М. Теплов, — заключается прежде всего в том, что они дают возможность войти в жизнь», пережить кусочек жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое главное, в процессе этого опыта возникают определенные установки и моральные оценки, которые обладают несравненно большей принудительной силой, чем оценки, которые просто сообщаются и усваиваются».

Использование сказок в психокоррекционной работе

В последнее время развилось такое направление, как сказкотерапия. Так что же это такое? Первое, что приходит на ум, — это сказкотерапия. Сказка — это «слоеный пирог». Каждый слой имеет свое значение. Когда мы читаем сказку и наблюдаем за увлекательным сюжетом, наш бессознательный ум уже «нюхает» «слоеный пирог смыслов» и выбирает для себя наиболее «приятный», то есть тот смысл, который наиболее соответствует текущему мировоззрению, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок: в любом возрасте можно открыть в них что-то сокровенное и волнующее, поэтому сказкотерапия — это процесс поиска смысла, декодирования знаний о мире и системе отношений в нем; это символический банк жизненных ситуаций; это процесс объективации проблемных ситуаций; это процесс активизации ресурсов и потенциалов личности.

В своем развитии сказкотерапия прошла 4 этапа:

  1. устный фольклор (его начало теряется в глубине веков, но процесс устного (а затем и письменного) творчества продолжается и по сей день);
  2. сбор и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельгейм, В. Пропп и другие).
  3. психотехнический (современные практические подходы используют сказку как прием, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);
  4. интегративная (связана с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как естественной, органичной воспитательной системы, принадлежащей человеческому восприятию, что доказано многими поколениями наших предков).

Сказкотерапия сегодня синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур — все «упаковано» в сказочную форму, метафору.

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, понимание прожитого опыта, моделирование будущего, процесс выбора клиентом собственной сказки.

В психологической практике используются разнообразные литературные материалы. Сказки называют «самородком человеческой мудрости, опыта, результатом работы сознательного и подсознательного разума». На метафорическом уровне они сравнимы по своему происхождению и способу действия с генетическим аппаратом человека. Психологи, работающие по методикам М. Эриксона и НЛП, не только используют народные сказки, в том числе восточные притчи, но и создают свои собственные «истории», которые работают с конкретной проблемой или обращены к конкретному человеку.

Сказка может помочь решить следующие задачи в психолого-педагогической деятельности:

  1. Прежде всего, необходимо установить контакт с ребенком, создать приятную, соответствующую возрасту обстановку. Поскольку ребенок эмоционально вовлечен в происходящее, он охотно принимает задания на различные виды познавательной деятельности. Это активно используется, например, в системе ТРИЗ, где сказочная история используется как основа для занятия (включающего упражнения на мелкую моторику, образное мышление и т.д.) и как материал для преобразования, экспериментирования, опробования слов, предложений, ситуаций (т.е. развития вербального, словесно-логического мышления).
  2. отождествляя себя с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребенок получает возможность ответить на многие чувства: Страх, стыд, обида и т.д. Это также происходит, когда ребенок слушает сказку. Усиление терапевтического эффекта достигается разыгрыванием сказочных сюжетов. Драматические постановки доступны для детей в возрасте от 3 лет. При соответствующем участии взрослого они приближаются к психодраме, поскольку ребенок не только что-то переживает, но и выражает чувства в реальном взаимодействии. Поэтому игровые драматизации, основанные на действиях сказок, могут быть включены в программу психотерапевтической работы.
  3. сказки обращаются к ребенку на эмоциональном, знакомом языке метафор, без прямого обучения. Они не только дают ребенку ощущение, что он не одинок со своими страхами и переживаниями», но и предлагают похожие учебные ситуации в образной форме, то есть позволяют ребенку увидеть новые ролевые позиции, новые возможности для действий». НЛП начинает этот процесс на бессознательном уровне. Многие психологические и педагогические подходы делают акцент на осознании ребенком моральных и этических норм, то есть влияют на расширение поведенческого репертуара.
  4. необходимо понимать не только этические нормы, но и сами чувства. С одной стороны, сказка вовлекает ребенка в мир опыта, с другой — сохраняет способность видеть вещи «со стороны».

Формирование эмоционального словаря ребенка происходит спонтанно. Ребенок овладевает основными понятиями (страх, боль, радость, удивление и т.д.), но смысловых оттенков мало, слабо выражены особенности переживания. Поэтому в методике, предложенной Толстиковой М.А., задействовано слово для обозначения чувства, также она использует цвет. Если именование словом является средством социализации, так как позволяет уточнить, сопоставить значения используемых слов, то цвет — это средство самовыражения, индивидуализации. Идея работы с цветом имеет различные проявления, как в арт-терапии, так и в образовательной практике. Спектакль-розыгрыш из серии Л.Стрелковой, в котором дети закрашивают фон на тематических картинках к сказке, очень близок к предлагаемой технике. Однако другой стимульный материал, который на чувственном уровне не имеет ничего общего с зеркальной реальностью, несет большую рисуночную нагрузку и поэтому представляет другие рабочие возможности. Таким образом, с одной стороны, предлагаемая техника апеллирует к чувствам ребенка, оказывает терапевтический эффект, представляет свободу самовыражения. С другой стороны, он способствует развитию волевых функций (внимание, память, речь).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Защитные механизмы детей
  2. Психологические особенности дружбы и социального капитала в социальных сетях
  3. Психологический портрет современного руководителя
  4. Психотерапевтические методы работы с детьми: игротерапия, драматерапия, куклотерапия, терапия песком
  5. Зависимость стиля общения от свойств темперамента
  6. Барьеры общения в психологии — Понятие коммуникации и ее функции
  7. Свойства внимания
  8. Этика психолога: общечеловеческие и профессиональные принципы взаимодействия
  9. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий
  10. Воображение и творчество