Для связи в whatsapp +905441085890

Вклад К. Г. Юнга в историю психиатрии — Теория об архетипах и коллективном бессознательном

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Кессвиле, Швейцария. Он вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын швейцарского реформатского пастора, он был очень интровертным ребенком, но отличным учеником. Он много читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых удивлялся тайнам природы. В школьные годы, вспоминает Юнг, он был полностью поглощен снами, сверхъестественными видениями и фантазиями. Он был убежден, что обладает тайным знанием будущего; ему также казалось, что в нем сосуществуют два разных человека.

Юнг изучал медицину в Базельском университете, получив медицинскую степень по психиатрии в 1900 году. В том же году он получил должность ассистента в Цюрихской клинике для душевнобольных, где работал под руководством Юджина Блейлера, автора термина «шизофрения», который также руководил лечением неврозов и депрессии. Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией и к психотерапии шизофрении вскоре привел его к работам Фрейда. Узнав о толковании снов, Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. В конце концов, они встретились в доме Фрейда в Вене в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду стал началом тесных личных и профессиональных отношений. Образование Юнга произвело глубокое впечатление на Фрейда. Он считал, что Юнг мог идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, поскольку не был евреем. Юнг был принят как «старший сын» с титулом «наследник и наследный принц». В 1910 году он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 году, по классическому эдипову сценарию, двое ученых разорвали свои отношения. В следующем году Юнг покинул пост президента Психоаналитической ассоциации и вышел из ее состава. Разделение произошло по личным и теоретическим причинам. Больше они не встречались.

В течение следующих четырех лет Юнг пережил тяжелый психический кризис, который ослабил его настолько, что он отказался читать лекции в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов, толкованием сновидений и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, доводило его почти до безумия. Только после окончания Первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности и, соответственно, к психотерапии — подход, сосредоточенный на человеческих стремлениях и духовных потребностях. Все свои последующие работы и творческую активность Юнг объяснял влиянием этого периода мучительного самоанализа глубин своего бессознательного. Его автобиография «Воспоминания, сны, размышления» начинается со слов: «Моя жизнь — это история самопроявления бессознательного».

Трагическим эпизодом в жизни Юнга стали обвинения в его симпатиях к нацистам. Юнг страстно отвергал эти нападки и в конце концов был реабилитирован. Остаток своей жизни он провел, путешествуя и читая лекции по всему миру. Изучение различных культур Америки, Африки и Азии дало ему возможность расширить свое понимание человеческой природы. Аналитическая психология и лечение Юнгом неврозов и депрессии со временем нашли очень широкую аудиторию в разных странах, а многие из его книг актуальны и сегодня.

Юнг умер в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария. Но его жизнь была подобна комете, и след, который он оставил на небосклоне психологии, не меньше, чем Млечный Путь на небосклоне Земли.

Вклад К. Г. Юнга в историю психиатрии - Теория об архетипах и коллективном бессознательном

Теория об архетипах и коллективном бессознательном

Юнг предположил, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, называемых архетипами (буквально, «первичные модели», греч. αρχετυπον от «αρχη» — «начало» и «τυποζ» — «образ»). Архетипы — это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. По сути, это не воспоминания или образы как таковые, а именно предрасполагающие факторы, которые влияют на то, чтобы люди проявляли универсальные паттерны восприятия, мышления и действия в своем поведении в ответ на объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на определенные ситуации — например, на неожиданную встречу с родителями, любимым человеком, незнакомцем, змеей или смертью.

Среди множества архетипов, описанных Юнгом, — мать, ребенок, герой, мудрец, божество солнца, оруженосец, Бог и смерть. Юнг считал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать те или иные чувства и мысли по поводу рассматриваемого объекта или ситуации. Например, восприятие ребенком своей матери включает аспекты ее реальных качеств, окрашенных бессознательными представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как забота, плодовитость и зависимость. Кроме того, Юнг предположил, что архетипические образы и идеи часто отражаются в снах, а также распространены в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В частности, он подчеркнул, что символы, используемые в различных культурах, часто имеют поразительное сходство, поскольку они происходят от архетипов, общих для всего человечества. Например, во многих культурах он сталкивался с изображениями мандал, которые являются символическими воплощениями единства и целостности самости. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему толковать сны пациентов.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется маске, аниме и анимусу, тени и самости.

Маска или персона (от латинского слова «persona», означающего театральную маску, лик) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Маска относится к множеству ролей, которые мы играем в соответствии с социальными требованиями. В юнгианских терминах маска служит для того, чтобы произвести впечатление на других или скрыть от них нашу истинную сущность. Маска как архетип необходима нам для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Юнг предупреждал, однако, что если этот архетип становится слишком важным, человек может стать поверхностным, неглубоким, сведенным к одной роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В отличие от роли, которую маска играет в нашей адаптации к окружающему миру, архетип тени представляет подавленную темную, злую и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Однако у тени есть и положительные качества. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творчества в жизни индивида. Согласно Юнгу, функция эго заключается в том, чтобы направлять энергию тени, сдерживать вредную сторону нашей природы до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Признание Юнгом врожденной андрогинной природы человека нашло свое выражение в архетипах анимы и анимуса. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а анимус представляет внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что у мужчин и женщин вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Этот архетип, считал Юнг, развивался на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта общения с противоположным полом. Многие мужчины были хотя бы частично «феминизированы» годами жизни с женщинами, в то время как с женщинами все наоборот.

Анализ сновидений

Снам всегда уделялось большое внимание в традиции исцеления души. Классический пример — храмы Асклепия, где пациент мог видеть исцеляющие сны. Психотерапия Юнга основана на его вере в целительные возможности психики, поэтому в снах мы можем увидеть скрытые движения души, согласно которым можно помочь клиенту как в решении его текущих проблем, так и в индивидуации. Когда он начал работать со сновидениями, Юнг предложил забыть все наши теории, чтобы избежать редукционизма, не только фрейдистского, но и любого другого. Он считал, что даже если у вас большой опыт в данной области, вы должны всегда и без исключения, перед каждым сновидением, признать свое полное невежество и настроиться на что-то совершенно неожиданное, отбросив все предвзятые представления. Каждый сон, каждый образ — это самостоятельный символ, требующий глубокого осмысления. В этом заключается разница с подходом Фрейда. Юнг считал, что Фрейд использовал символы сновидений как знаки того, что уже было известно, то есть как закодированные знаки желаний, подавленных в бессознательном. (Э. Сэмюэлс, отмечая, что современный психоанализ далеко отошел от идей Фрейда об обманчивой природе сновидений, указывает на Райкрофта, который в своей книге «Невинность сновидений» утверждает, что символизация — это естественная общая способность сознания, а не метод сокрытия неприемлемых желаний). В сложном символизме сновидения или серии сновидений Юнг предложил увидеть собственную терапевтическую линию психики.

Юнг различает два типа компенсации. Первый наблюдается в индивидуальных снах и компенсирует нынешние односторонние установки эго и ведет его к всеобъемлющему пониманию. Второй тип можно наблюдать только в большой серии сновидений, в которых уникальные компенсации организуются в сознательный процесс индивидуации. Чтобы понять компенсацию, необходимо знать сознательную установку сновидца, личный контекст конкретного сновидческого образа. По мнению Юнга, чтобы понять процесс индивидуации, лежащий в основе компенсации, необходимо также обладать знаниями мифологии и фольклора, знаниями психологии примитивных народов и сравнительной истории религий. Это приводит к двум основным методам: круговой ассоциации и армированию, которые были подробно рассмотрены в предыдущих разделах. Очевидно, что мы не можем ограничиться одной лишь ассоциацией в обсуждаемом нами сне.

Древность костей и море за окном говорят нам о двухмиллионнолетнем человеке, о котором говорил Юнг: «Вместе с пациентом мы обращаемся к двухмиллионнолетнему человеку, который есть в каждом из нас. В современном анализе наши трудности обычно возникают из-за потери контакта с нашими инстинктами, со старой, не забытой мудростью внутри нас. И когда мы устанавливаем контакт с этим стариком внутри нас? В наших снах». Примером классического продолжения образа духов во флаконе может служить отсылка к истории о джинне. Согласно алхимической версии этой истории, на которую ссылается Юнг, дух Меркурия находится в сосуде. После того как герой заманивает джинна обратно в бутылку, он торгуется с джинном, и тот дает ему волшебный платок, который превращает все в серебро, чтобы освободить его. Превратив свой топор в серебро, юноша продает его, а вырученные деньги использует для завершения образования и впоследствии становится уважаемым врачом-фармацевтом. В своей неукротимой форме Меркурий предстает как дух кровожадной страсти, яд. Но помещенный обратно в бутылку, в освещенном виде, усиленный отражением, он способен превратить простое железо в драгоценный металл, он становится лекарством.

Амплификация позволяет сновидцу изменить исключительно личное и индивидуалистическое отношение к образам сновидений. Он подчеркивает метафорическую, а не буквальную интерпретацию содержания сна и готовит сновидца к акту выбора.

Различия между аналитической психологией и психотерапией Юнга и фрейдистским психоанализом

Учитывая вышесказанное, мы можем сделать некоторые выводы о различиях, возникших между претенциозным Юнгом и маститым Фрейдом.

Главное отличие аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдистского психоанализа касается природы либидо. Если Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, характеризовал либидо преимущественно с точки зрения сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия в целом, в которой секс присутствует только как компонент. Основная жизненная энергия либидо, согласно Юнгу, проявляется как в росте и воспроизводстве, так и в других видах деятельности — в зависимости от того, что наиболее важно для человека в данный момент.

Юнг отверг фрейдистское представление об Эдиповом комплексе. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворить. По мере роста ребенка у него развиваются сексуальные потребности, которые преобладают над ранее доминирующей потребностью в пище. Юнг предположил, что энергия либидо принимает гетеросексуальные формы только в период полового созревания. Он не стал категорически отрицать существование сексуальных сил в детстве, но свел сексуальность к положению лишь одного из многих влечений в психике.

Жизненный опыт Юнга, несомненно, оставил значительный след в его взглядах. Юнг не использовал концепцию Эдипова комплекса в своей концепции, потому что такого опыта не было в его собственном детском опыте. Он описывал свою мать как чрезмерно толстую и непривлекательную и поэтому никогда не мог понять, на каком основании Фрейд утверждал, что каждый мальчик в детстве испытывает сексуальное влечение к своей матери.

В отличие от Фрейда, у Юнга не было проблем, связанных с областью сексуальности. Кроме того, в отличие от Фрейда, он не пытался ограничить свою сексуальную жизнь. У него были сексуальные отношения с женщинами-пациентками и студентками, которые продолжались в течение многих лет. «Для Юнга, который реализовывал свои сексуальные потребности довольно свободно и довольно активно, секс в целом играл минимальную роль в понимании человеческой мотивации. С другой стороны, для Фрейда, мучимого своими собственными нереализованными и подавленными желаниями, секс занимал центральное место».

Еще одно существенное различие между позициями Фрейда и Юнга касается концепции направленности сил, определяющих личность человека. По мнению Фрейда, человек является продуктом своего детского опыта. Для Юнга, психолога, человек определяется не только своим прошлым, но и целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности ни в коем случае не завершается в возрасте пяти лет. Человек может меняться на протяжении всей своей жизни, и иногда весьма значительно.

Третье различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг пытался глубже проникнуть в бессознательное, чем Фрейд. Он добавил еще одно измерение к пониманию бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный от его животных предков (коллективное бессознательное).

Вклад Юнга в развитие психиатрии

Спустя десятилетия после смерти Юнга его фигура продолжает влиять на умы и сердца бесчисленных людей по всему миру, которые называют себя юнгиански ориентированными психологами. Гений Юнга уникален для ХХ века, масштаб его личности приближается к масштабу титанов эпохи Возрождения, а влияние его идей на все гуманитарные науки, на дух современной постмодернистской мысли, неоспоримо.

Работы Юнга расстраивают наше рационально-логическое мышление, погружают его в пучину хаоса, в беспорядок бесконечно сложных конструкций, во вселенную разрозненных смыслов. Они постоянно феминизируют наше сознание, делая его более гибким, более полным, более многогранным, помогая нам расти за пределы самих себя. Их сила — дух свободы, позволяющий освободиться от догм и буквальных толкований, сохранять критическую и взвешенную позицию, с которой можно углублять и в то же время релятивизировать все, с чем вы соприкасаетесь. Это плавание в ночной темноте психики, в тени Бога, без компаса и руля, полагаясь на чутье, на запах отраженных звезд и отголоски генетической памяти.

Юнгианская психология — единственная психология, которая в принципе не утверждает ничего, кроме «вопросов», и сохраняет активный интерес к жизни, который гарантирует отсутствие спасительной соломинки тому, кто готов идти по острию ножа без страха и надежды. Возможно, скромность и смирение — наш персонал на этом пути, а постоянно растущие сомнения — единственный смутный путеводитель. Этот путь не имеет начала и конца, но в каждый момент мы чувствуем, что если мы сделаем правильный шаг, то вся Вселенная будет болеть за нас и станет свободной вместе с нами. Несмотря на множество приверженцев, аналитическая психология не является культом, научной академической школой или абстрактной философией жизни. Вся жизнь Юнга, которую он называл «историей самореализации бессознательного» (не его личной самореализации), вся его работа над собой и его духовные поиски были ради других, чтобы конкретно помочь им. Не существует психологии вне практики психотерапии и психологической помощи. Все наши знания, таланты и навыки, все лучшее, что человечество накопило за свою долгую историю, предназначены для того, чтобы реально помогать другим. Наш моральный долг — синтезировать все это в своей практике, постоянно совершенствовать и творчески модифицировать ее, для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени.

Юнг не делал из своих идей окаменелых догм и не предлагал слепо следовать им. Прежде всего, он дал нам пример смелого исследования глубин собственной души и бескорыстного служения человеку. Он признавал, что созданная им психология была, по сути, его собственной психологией, описанием его личных духовных поисков, и у него не было желания распространять ее, а тем более превращать в фетиш. Тем не менее, он оказал огромное влияние на многих людей. Его личность, бесспорно блестящая, сравнима только с титанами эпохи Возрождения. Его идеи дали мощный толчок развитию не только психологии и психотерапии, но и практически всех гуманитарных наук в XX веке, и интерес к ним не ослабевает до сих пор. Можно сказать, что современное религиоведение, этнография, исследования фольклора и мифологии не существовали бы без Юнга. Некоторые люди в мистическо-оккультной среде даже считали его западным гуру, приписывали ему сверхъестественные способности и воспринимали его психологию как своего рода новое Евангелие.

За годы, прошедшие после его смерти, по всему миру было основано несколько институтов аналитической психологии, открыты журналы и написано бесчисленное количество книг. Изучение юнгианской психологии уже давно является обязательным для всех, кто занимается психологией или психотерапией. Но самое главное, выросло третье поколение его последователей — юнгианских аналитиков, которые продолжают успешно помогать людям, интегрируя и творчески развивая его идеи на практике.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогическая система С.Ю. Курганова
  2. Квантовая психология
  3. Расстройства пищевого поведения
  4. Психология взаимоотношений
  5. Гипноз
  6. Групповое поведение
  7. Жесты рук
  8. Учение о личности
  9. Теория деятельности А.Н. Леонтьева
  10. Задачи психотерапии