Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь ценностных ориентаций и субъективного благополучия — Понятие ценностных ориентаций

Изменения, произошедшие за последние десять лет в сфере государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Важнейшей составляющей происходящих в России преобразований является изменение мировоззрения населения. Традиционно считается, что массовое сознание является наиболее инертной сферой по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, система ценностных ориентаций также может быть подвержена очень резким сдвигам во времена резких, революционных потрясений. Можно утверждать, что институциональные изменения во всех других областях необратимы только в том случае, если они воспринимаются обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которую ориентировано это общество. И в этом отношении изменения в мировоззрении населения могут служить одним из важнейших показателей реальности и эффективности социальных преобразований в целом.

Ценности — это обобщенные представления людей о целях и средствах их реализации, о нормах их поведения, воплощающих исторический опыт и акцентирующих значение культуры одной этнической группы и всего человечества. Это руководящие принципы, которые существуют в сознании каждого человека, с которыми отдельные лица и социальные группы связывают свои действия. В России в результате изменений социальной структуры при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошел быстрый распад социальных групп и институтов, утрата персональной идентификации с прежними социальными структурами. Под воздействием пропаганды идей и принципов новой политической мысли происходит разрушение нормативно-ценностных систем старого сознания.

Жизнь людей индивидуализирована, их действия менее регламентированы извне. Предполагается, что члены общества должны полагаться на себя, рисковать, делать выбор и нести за них ответственность. Налицо движение к большей свободе человека (в выборе целей и средств их достижения), что выражается в переходе к новой системе ценностей. Появление новой системы ценностей под более слабым политическим и идеологическим давлением сопровождается критическим пониманием старых ценностей, присущих социалистическому обществу, вплоть до их откровенного отрицания. К сожалению, такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предыдущего поколения. В этом контексте многие авторы современной литературы говорят о кризисе ценностей в российском обществе.

Ценности в посткоммунистической России действительно противоречивы. Нежелание жить по старому пути сочетается с разочарованием новыми идеалами, которые для многих оказались недостижимыми или ложными. Ностальгия по гигантской стране сочетается с различными проявлениями ксенофобии и изоляционизма. Присоединение к свободе и частной инициативе сопровождается нежеланием брать на себя ответственность за последствия своих экономических и финансовых решений. Желание отстоять вновь обретенную свободу частной жизни от незваного вторжения, в том числе и от «бдительного взгляда» государства, сочетается с тоской по «сильной руке». Это лишь беглое перечисление тех реальных противоречий, которые не позволяют однозначно оценить место России в современном мире.

Таким образом, радикальные изменения в политической, экономической и духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и действиях людей. Изучение изменений в сознании современной молодежи особенно актуально сегодня. Неизбежная переоценка ценностей в условиях краха устоявшихся устоев, их кризиса наиболее ярко проявляется в сознании этой социальной группы.

Взаимосвязь ценностных ориентаций и субъективного благополучия - Понятие ценностных ориентаций

Понятие ценностных ориентаций

Одной из важнейших проблем современной психологии является проблема ценностных ориентаций.

«Ценностные ориентации» — это относительно стабильное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как объекты, цели или средства удовлетворения потребностей жизненной деятельности человека. В ценностных ориентациях накапливается, так сказать, весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» и определяющий его отношения с другими людьми, трансформацию человека, в том числе и по отношению к самому себе, являющуюся сущностью образа жизни человека. Это определение, на наш взгляд, наилучшим образом отражает содержание человеческих ценностных ориентаций, их динамический характер, функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако мы находим интересным и полезным другое определение: «Ценностные ориентации — это интегральная (информационно-эмоциональная) характеристика и состояние готовности человека сознательно определять и оценивать свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, выбирать стиль поведения и направление деятельности, исходя из личного опыта и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации». Это определение указывает на важнейшую роль ценностных ориентаций человека как одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Изучение влияния ценностных ориентаций индивида на различные сферы его деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломленные в сознании, по-разному проявлялись в реальном поведении. Причина значительных отклонений в поведении одного человека от другого — в субъективном восприятии этих условий, а также различий в их ценностных ориентациях, в структуре жизненных ценностей разных людей.

Проблема ценностных ориентаций активно изучалась в 70-80-е годы. 20 век. (Адыкулов А., Круглов Б.С., Шаров А.С., Ядов В.А. и др.), тогда интерес к нему несколько снизился, а теперь он вновь появился и продолжает расти. С тех пор в обществе произошли значительные социальные и экономические изменения. Общество, в котором мы живем, стало нестабильным, размытым и крайне неоднородным по сравнению с принципиально иными социальными условиями 70-80-х годов XX века с точки зрения стабильности и преемственности, наличия единой идеологии общества, четких представлений о приоритете социальных ценностей.

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимающую пограничное положение между сферой мотивации и потребностей и системой личных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации индивидуума выполняют двойную функцию. С одной стороны, система ценностных ориентаций функционирует как высший орган управления для регулирования всех мотиваторов человеческой деятельности и определяет приемлемые пути их реализации. С другой стороны — как внутренний источник жизненных целей, которые выражают то, что для него наиболее важно и имеет личный смысл. Таким образом, система ценностных ориентаций является главным психологическим органом саморазвития и личностного роста, который в то же время определяет его направление и способ его реализации.

По своей функциональной значимости личные ценности можно разделить на две основные группы: Предельный и инструментальный, каждый из которых функционирует как личная цель и средство ее достижения. В зависимости от того, идет ли речь о развитии личности или о поддержании гомеостаза, величины можно разделить на более высокие (развивающие величины) и регрессивные (поддерживающие величины). В то же время, терминальные и инструментальные, более высокие и регрессивные, внутренние и внешние значения могут соответствовать по происхождению различным уровням или стадиям развития личности.

Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Наиболее интересны с точки зрения формирования системы личностных ценностных ориентаций подростки более старшего возраста и перехода в юношеский возраст. Их особое значение для формирования структуры стоимости определяется ситуацией развития, характерной для данного периода.

Подростковый возраст — это граница между детством и взрослостью, связанная с возрастом обязательного участия в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослой жизни оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы заново рождался, получал новое имя и т. д.

Границы подросткового периода примерно совпадают с формированием детей в 5 — 8 классах средней школы и включают в себя возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и произойти на год раньше или позже.

Особое положение подросткового этапа в развитии ребенка отражается в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». Они фиксируют сложность и важность процессов развития, происходящих в этом возрасте, которые связаны с переходом из одного периода жизни в другой. Переход от детства к взрослой жизни является основным содержанием и специфическим различием всех аспектов развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального.

Во всех направлениях формируются качественно новые формации, элементы взрослой жизни возникают в результате перестройки организма, самосознания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и взаимоотношения.

Рассмотрим более подробно некоторые основные особенности подросткового возраста, чтобы понять механизм формирования ценностных ориентаций на этом возрастном этапе.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отмечали, — это перестройка отношений с родителями, переход от филиальной зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подросток называется переходным возрастом. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными точками» этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием и всем, что с ним связано, и социальным — концом детства, вступлением во взрослый мир.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, которые влекут за собой физические изменения, бессознательное сексуальное влечение, эмоциональные и сенсорные изменения.

Второй момент, конец детства и переход во взрослый мир, связан с развитием критического рефлексивного мышления в сознании подростка в аргументированной форме. Это определяющее состояние психики подростка. Это создает главное противоречие в жизни подростка.

Причина, т.е. формальная жесткая логика обладает разумом подростка. Именно так: он не обладает этой логикой, но она проявляется в его сознании как своего рода навязчивая идея. Она требует определенного ответа на каждый вопрос и оценку: истинную или ложную, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную склонность к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становиться антагонистом с близкими людьми, потому что разнообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не вписываются в рамки разумной логики, и он готов отвергнуть все, что не соответствует этой логике, потому что именно она является доминирующей силой в его сознании, критерием его суждений и оценок.

Но, по логике мышления, равной взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток все равно остается ребенком. Она протестует против лжи, лицемерия и господства во взрослом мире, в то же время нуждаясь в тепле, привязанности, понимании, одобрении и прощении со стороны взрослых. Подросток отвергает власть и нуждается в власти. Ему нужен взрослый, которому он может полностью доверять. Существует тенденция изолировать себя от мира детства и мира взрослых, чтобы создать свой собственный мир сверстников, которые внутри одни и те же.

Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и нравственной личности

Семья является важнейшим институтом личной социализации. Именно в семье у человека появляется первый опыт социального взаимодействия. В течение некоторого времени семья является единственным местом, где ребенок может получить такой опыт. Затем в жизнь человека включаются такие социальные учреждения, как детский сад, школа, улица. Но даже в этот период семья остается одним из важнейших, порой важнейших факторов социализации личности, одним из факторов формирования ценностных ориентаций ребенка. Семью можно рассматривать как образец и форму базового жизненного воспитания человека. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного образовательного процесса, так и через механизм социального обучения. В свою очередь, сам процесс социального обучения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация происходит через наблюдение за особенностями социального взаимодействия других членов семьи друг с другом. Кроме того, социализация в семье может происходить и через специальный механизм социального обучения, который называется викарным обучением. Викариальное обучение включает в себя изучение социального опыта путем наблюдения за обучением других (8).

Многочисленные исследования изучали влияние родительского стиля на социальное развитие детей. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В ходе исследования были выявлены три группы детей. Первая группа состояла из детей, которые показали высокий уровень самостоятельности, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любопытства, дружелюбия и способности понимать окружающее их пространство (Модель I). Вторая группа состояла из детей, которые были недостаточно уверенными в себе, сдержанными и подозрительными (модель II). Третья группа состояла из детей, которые были наименее уверенными в себе, любопытными и неспособными сдерживать себя (модель III).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: Контроль, потребность в зрелости, общение, доброжелательность. Контроль — это попытка повлиять на деятельность ребенка. Определялась степень подчинения ребенка требованиям родителей. Требование зрелости — это давление со стороны родителей на ребенка, чтобы он действовал на пределе своих умственных способностей, на высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение — это использование убеждения родителей, чтобы заставить ребенка сдаться, узнать его мнение или отношение к чему-либо. Доброжелательность выражалась в том, насколько родители проявляли интерес к ребенку (похвала, радость от его успеха), теплоту, любовь, заботу, сострадание к нему (15).

Рассмотрим особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети проявляли различные поведенческие стереотипы.

Поведенческая модель I. Родители, чьи дети следовали Поведенческой модели I, набрали наибольшее количество баллов по всем четырем признакам. Они обращались со своими детьми нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много общались с ними, присматривали за детьми, требовали вдумчивого поведения. И хотя родители прислушивались к мнению детей, уважали их независимость, они не исходили только из желаний детей. Родители следовали своим правилам и прямо и ясно объясняли мотивы своих собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой стремления ребенка к независимости и самостоятельности. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Взаимосвязь ценностных ориентаций и поведения в конфликтных ситуациях

Ценности являются «специфической формой формирования смысла в личных структурах» и, таким образом, напрямую связаны со смыслообразующей мотивацией действия. Термин «ценность» широко используется в социологической, философской и психологической литературе. Все многообразие объектов и явлений в человеческой среде оценивается с точки зрения полезности, необходимости поддержания жизни. Ценности, как правило, приписываются людям и предметам, идеальному состоянию вещей, поступкам, ситуациям, нравственным нормам и принципам. Ценности — это также мировоззрение, взгляды, идеи, идеалы, идеи равенства, братства, свободы, демократии и др.Набор ценностей может включать в себя индивидуальные качества человека: Доброта, отзывчивость, забота, нежность и т.д.

Система ценностей человека приводит к мотивации к действию, которая является сознательным оправданием необходимости совершения определенных действий. Ценностные ориентиры человека играют вспомогательную роль в принятии широкого спектра решений.

Ценностные ориентации придают человеческому поведению определенную стабильность, стабильное направление и порядок. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей человека, мы можем в принципе предсказать его поведение в конфликтной ситуации.

Исходя из этого, можно предположить, что люди, ценностной ориентацией которых является власть, например, часто будут выбирать стратегию поведения в конфликтных ситуациях, таких как конкуренция. У них есть сильное желание соревноваться, желание победить, превзойти других. Фактическая ситуация конфликта воспринимается как борьба, из которой может быть только победа или поражение. Такая тактика оправдана при решении жизненно важных для организации проблем, но приводит к ухудшению отношений внутри группы. И наоборот, люди с ценностными ориентациями, такими как доброта, милосердие, соответствие, безопасность, любовь и т.д., более склонны к неагрессивному поведению в конфликте — избеганию, компромиссу, уступчивости, сотрудничеству.

Сотрудничество подразумевает открытое и честное общение для поиска решений, отвечающих интересам обеих сторон. Акцент делается на решении проблем, а не на интересах участников, и неясно, кто виноват, а кто нет.

Из-за различных ценностных ориентаций и индивидуальных ментальных выражений людей существует большая вариативность в выборе вариантов разрешения конфликтов.

Ценности могут быть практически любыми, связанными с удовлетворением самых разных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических и моральных. Ценностные ориентиры позволяют людям решать, что является для них значимым и важным в их трудовой деятельности. Для одних это может быть карьерной лестницей, для других — зарплатой, а для третьих — эмоциональным удовлетворением. Это создает основу для индивидуального поведения в жизненной деятельности, в конфликтных ситуациях и в межличностных отношениях.

Необходима приятная и гостеприимная атмосфера в учебной группе студентов. Важным условием формирования благоприятной атмосферы является наличие ценностных ориентиров учащихся. Это результат их совместной деятельности, межличностного взаимодействия. В целом, можно сказать, что если ценностные ориентиры команды достаточно благоприятны, то это способствует хорошим отношениям в команде, взаимопониманию и поддержке.

Таким образом, в процессе формирования ценностных ориентаций возникает система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое благополучие отдельных членов группы. Результатом противоречивого межличностного взаимодействия может стать конфликтная ситуация.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Защитный механизм: вытеснение
  2. Психотип личности с ярко выраженными чертами характера
  3. Метод минимальных изменений и метод средней ошибки
  4. Логопсихология
  5. Очерк Леонтьева о проблемах развития психики
  6. Возрастная периодизация зарубежных психологов — Концепции когнитивного развития человека в исследованиях Ж.Пиаже и Лоренца Колберга
  7. Александр Федорович Лазурский, Отечественный психолог — Начало жизненного пути
  8. Психолого-педагогические основы развития профессионального мастерства педагогов доу
  9. Функции общения
  10. Принцип связи теории с практикой