Для связи в whatsapp +905441085890

Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации — Зависть как теория социального поведения

В современных условиях растет интерес к такому явлению, как социально-психологический климат в коллективе. Эта проблема продиктована, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологического участия индивида в трудовой деятельности и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных устремлений.

Среди факторов, которые способствуют трудовой активности людей или, наоборот, препятствуют ей, важную роль играет межличностная совместимость. В психологии это понятие стало использоваться при изучении процессов и результатов межгрупповой коммуникации, общения, динамики межличностных отношений и других социально-психологических явлений.

Совместимость как процесс взаимной деятельности реализуется в течение определенного периода времени и характеризуется адаптивными личностными способностями членов группы.

В связи с этим актуальность выбранной темы очевидна. В настоящее время вопрос управления человеческими ресурсами в организации стоит особенно остро, поскольку каждая организация стремится оптимизировать свою деятельность и сделать ее более эффективной. Для реализации целей компании (организации) необходимы общие усилия сотрудников. И управление командой играет в этом отношении решающую роль.

Социальные изменения последних десятилетий, характеризующиеся рядом социально-экономических, политических и других трансформаций общества, сопровождались и продолжают сопровождаться разрушением социальных и идеологических основ, что неизбежно ведет к кризису ценностей, отрицанию авторитетов. Образ успеха, понимаемый прежде всего как материальное благополучие, активно тиражируется в СМИ и становится частью массового сознания. Желание соответствовать идеалам общества потребления неизбежно вызывает зависть. Эти тенденции не остались незамеченными социальными психологами. В последнее время все чаще предпринимаются попытки теоретических и эмпирических исследований внешних и внутренних детерминант зависти, ведутся активные научные дискуссии о ее многогранной природе (Л.С. Архангельская, В.А. Гусова, И.Б. Котова, В.А. Лабунская, К. Муздыбаев, Е. Соколова, Р.М. Шамионов и др.)

В обыденном сознании зависть обычно понимается как неприязненное, враждебное отношение к богатству, успеху, популярности, способностям или социальному статусу другого человека.Завистливый человек невольно относит объект зависти к категории победителей, а себя — к проигравшим и в этот момент доводы разума уже не работают, а психика наполняется только негативными эмоциями.

Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации - Зависть как теория социального поведения

Зависть как теория социального поведения

Действительно, опыт завистника довольно мучителен. «Он поет в раздевалке по утрам. Представляете, какой это веселый, здоровый человек» — так начинается роман Юрия Олеши «Зависть», и эта утренняя песня одного из его героев Андрея Бабичева (наряду со многими другими его поступками) становится объектом болезненной зависти главного героя романа — Николая Кавалерова, который не нашел себя в новой жизни и способен только на злобное брюзжание. Поразительно точно Олеша показывает разрушение личности человека, охваченного завистью, искажение его образа мира. Кавалерову кажется, что даже вещи не любят его: «Мебель пытается поставить мне подножку. Однажды нарисованный угол буквально укусил меня. У меня всегда сложные отношения с потолком. Суп, который мне подают, никогда не остывает…». Но тот, кому он завидует, с раздражением замечает Кавалеров, «любит вещи».

Рене Декарт заметил, что даже цвет зависти меняется: обычно она становится свинцовой, «то есть смешанной из желтого и черного, того самого цвета крови мертвеца, отчего зависть по-латыни называется livor, то есть синяя». Я встречал и другие ответы на вопрос «какого цвета зависть». Существует различие между черной и белой завистью. В одной из детских сказок я встретил персонажа, который пожелтел от зависти и умер, также говорят «позеленеть от зависти», а в Китае зависть называют «болезнью красных глаз». В общем, почти вся цветовая палитра используется для обозначения цвета зависти (точнее, цвета лица завистника), — но все эти цвета неестественны для нормального человеческого лица, лица человека, который не испытывает зависти. Зависть, как и любой другой негативный аффект, согласно Спинозе, ведет душу к низшему совершенству и снижает способность тела к действию; французский исследователь Ж. Декуре подчеркивал, что зависть приводит к ряду нервных и психических заболеваний.

Но есть и хорошо известный «позитивный» компонент этого чувства. Русский психолог XIX века Н.Я.Грот писал, что чувство зависти — это чувство уважения (к родителям, другим людям), которое, в свою очередь, формируется из чувств красоты, интереса, симпатии и ощущения собственного бессилия. Французский драматург и баснописец XVIII века. Век Антуан де Ламотт дает очень похожее определение зависти: зависть — это невольная дань уважения, которую ничтожество платит высокопоставленному лицу. Представление о неоднородности эмоции, называемой завистью, очевидно (мы уже говорили о популярном разделении на белую и черную зависть). С этим связана дискуссия о том, всегда ли зависть является пороком. В частности, Декарт различает справедливую и несправедливую зависть. Справедливая (морально оправданная) зависть возникает к людям, которые заняли желанное место, должность или что-то еще, но мы не убеждены, что они этого достойны, и даже не знаем, что они могут обратить пребывание в таком положении во зло. Таким образом, Декарт выступает против Аристотеля, который утверждал, что зависть всегда злокачественна, а то, что «не злокачественно», следует обозначать словом «обида».

Дескур, как и Аристотель, считает зависть низменным чувством и отличает ее от «соперничества», «достойного чувства, которое исходит из благородного сердца и порождается высокими стремлениями». Также известны слова А.С. Пушкина о том, что зависть — сестра соперничества, и поэтому зависть — «доброго рода».

Многомерность этого чувства также отражается в использовании различных терминов для обозначения его различных «граней».

Так, у известного польского философа и этика М. Оссовской зависть обозначается термином «ressentiment» (это французское слово широко использовали Шелер и Ницше без перевода на немецкий язык), который дословно переводится на русский язык как «злопамятность» или «мстительность», тогда как собственно «зависть» при переводе с русского на французский звучит как «envie». Использование этого термина дает Оссовской возможность выделить еще одну грань зависти, которая выходит за пределы семантического поля термина «зависть», а именно как «склонность ревниво контролировать жизнь других, моральная нетерпимость к поведению других, даже если они никоим образом не затрагивают интересы тех, кого они возмущают.»

Как возникает зависть

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к некоторым современным работам, в которых рассматривается проблема возникновения эмоциональных процессов в целом. Известный психолог XX века А.Н. Леонтьев рассматривал эмоции как «непосредственное» (то есть на уровне переживания, а не отражения) отражение связи между мотивами (потребностями) и успешностью или возможностью успешной реализации деятельности человека, которая их удовлетворяет. Если принять его деление эмоциональных явлений на аффекты, эмоции, настроения и собственно чувства, то зависть можно проследить до объектных чувств, до устойчивых эмоциональных переживаний в объекте, «кристаллизованных», по образному выражению Стендаля. Чувства, особенно высшие человеческие чувства, пронизаны интеллектуальными принципами; они предполагают оценку, сравнение и анализ ситуаций.

Основываясь на этих общих определениях механизма чувств и используя феноменологию зависти в работах мыслителей прошлого, мы можем построить некоторую абстрактную ситуацию возникновения чувства зависти. Эта ситуация предполагает, что у человека есть определенная потребность, которая не удовлетворяется существующими условиями его деятельности, и он проводит сравнение (не всегда на сознательном уровне) с другим человеком или группой людей, которые легче (успешнее) удовлетворяют эту же потребность (причем эта потребность иногда просто приписывается завистником тому, кому он завидует). В результате такого сравнения он/она чувствует неравенство со своим «соперником» в каком-то отношении и собственную травму. Объектом зависти, как правило, становится человек, который может быть непосредственно и «не по своей вине» в неудаче завистника.

Однако этих необходимых условий для возникновения чувства зависти недостаточно, поскольку они не объясняют, почему в одних случаях человек испытывает это чувство по отношению к своему «сопернику», а в других — нет. Попробуем конкретизировать эту абстрактную ситуацию, рассмотрев характер, количество и качество потребностей человека; уровень и особенности осознания степени неравенства; характер препятствий, мешающих удовлетворению потребностей, а также возможные способы «выхода» из фрустрирующих ситуаций, в частности, формы «борьбы» с чувством зависти Майерс Д. Социальная психология: Питер Ком, 1998.

Таким образом, могут быть очень разные потребности, на основе фрустрации которых возникает чувство зависти: практически любая потребность, от самой базовой витальной до «высших» (эстетической, моральной, потребности в «самоактуализации»), может стать основой для возникновения чувства зависти. В художественной литературе есть множество примеров зависти на самой разной «почве»: Зависть сормовского рабочего Голова к шароварам польского охотника в рассказе Исаака Бабеля «Их было девять»; зависть князя Андрея к славе Наполеона («Война и мир» Л.Н. Толстого); зависть Сальери («Маленькие трагедии» А.С. Пушкина) к гению Моцарта; зависть старшего поколения к младшему (Тютчев «Когда разложенные силы нас предают…»). .»), зависть вышеупомянутого Николая Кавалерова, не нашедшего себя в новой жизни, к «свободной самореализации» Андрея Бабичева (из романа Юрия Олеши «Зависть») и многие другие.

Большое значение в формировании чувства зависти имеет сравнение, которое завистник проводит со своим «соперником».

Виды зависти

И. Кант разделил зависть на черную зависть (когда завистник желает отнять благо у другого) и простое неудовольствие. Различают и другие виды зависти. Например, «злокачественная» зависть — это когда человек хочет иметь что-то, что есть у другого, но при этом не испытывает вражды к этому человеку. И «злобная», и «низменная» зависть подразумевают желание завистника устранить неравенство. Но, как отмечает Дж. Нью, в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы у тебя не было того, что у тебя есть», а во втором: «Я хочу иметь то, что у тебя есть». Наличие злобной зависти указывает на неспособность завистника достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление собственного бессилия. Другой причиной «черной» зависти является «каузальное заблуждение», то есть восприятие превосходства другого как причины собственных неудач и униженного положения.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, которая также вызвана униженным положением, но связана с чувством несправедливости.

Существует также восхитительная «белая» зависть, когда завистник не испытывает враждебных чувств к успешному человеку. В этом случае «белая зависть» может даже стимулировать конкуренцию с другим человеком (Аристотель писал о конкурентной зависти). Нью пишет об этом так: «При злобной зависти человек хочет унизить другого (до своего уровня или ниже); при восхитительной зависти человек хочет возвысить себя (стать похожим на другого). Но даже при «черной» зависти часть работы психолога заключается в том, чтобы превратить ее в здоровую конкуренцию. Вместо того чтобы бросаться на чужую собственность и отдавать все свои силы зависти, — пишет отец Куттер, — мы могли бы, следуя идее Гете, попытаться сами получить то, что хотим. Мы должны критически анализировать ситуацию, когда у нас возникает соблазн недооценить собственные способности или переоценить способности других. Завистливый человек должен обратить внимание на свои собственные достоинства, которые он не замечает, очарованный превосходством того, кому он завидует. По словам Куттера, укрепление самоуважения и уверенности в себе — это способы борьбы с завистью. Тогда люди могут сказать себе: «Если я не могу иметь то, что есть у этого человека, тогда я буду иметь то, чего нет у него». Он будет спокойно относиться к уникальности другого человека и не будет стремиться стать таким же. Зависть, замеченная вовремя, может быть преодолена.

В онтогенезе зависть появляется довольно поздно, как результат морального эгоцентризма ребенка, соревновательного характера игр, неудовлетворенной потребности в признании. Зависть часто возникает по отношению к братьям и сестрам. Младшие дети завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием и почтением. Устранению зависти в детстве способствует повышение социального статуса ребенка, его идентификация с другими значимыми для него детьми, наличие позитивного опыта совместной игры и общения.

Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе

Наиболее важной проблемой в изучении социально-психологического климата является выявление факторов, которые его формируют.

Существует шесть основных групп факторов, которые определяют состояние социально-психологического климата и, в конечном счете, благополучие и производительность сотрудников.

  1. Функциональные факторы. К ним относятся условия труда и оборудование рабочего места. Обеспечение работников оборудованием, связью, средствами защиты и т.д. Организация труда, часы работы и отдыха и т.д. Адекватность и четкость распределения обязанностей между сотрудниками. Функциональная определенность должностной структуры каждого работника, четкость его обязанностей, прав и ответственности; отношение руководства к вопросам организации труда работников и т.д.

2. Экономические факторы. Система оплаты труда; своевременность получения денег; установление лимитов заработной платы в соответствии с трудозатратами; справедливое (или несправедливое) распределение материальной компенсации; льготы, премии, пособия и т.д.управленческие факторы (стиль и методы управления персоналом; отношение руководителей к работникам; сплоченность управленческого звена; преемственность в оценке и выборе возможностей влияния на подчиненных; социальная дистанция между руководителями и подчиненными; этика взаимодействия между руководством и управленческим звеном и т.д.).

3. Психологические факторы (отношения между подчиненными; степень социально-психологической совместимости; уровень конфликтности; состояние взаимодействия между подразделениями; отношения подчиненных с непосредственным руководителем; групповое мнение, поведенческие нормы и традиции; характер восприятия и оценки подчиненных между собой и т.д.).

4. Факторы профессионально-квалификационных характеристик персонала (численность персонала; уровень укомплектованности; соответствие квалификации персонала выполняемой работе; обеспечение адаптации и введения в должность; перспектива обучения; перспектива карьерного роста и карьеры; обоснованность подбора и расстановки кадров и т.д.).

5. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; соответствие правовых актов требованиям современной деятельности; наличие должностной инструкции для каждой должности с указанием круга обязанностей, прав и ответственности; форма и содержание правовых актов; удобство их применения и т.д.)

6. Различные факторы, влияющие на социально-психологический климат, делятся на факторы макросреды и микросреды или внешние и внутренние факторы.

Макросреда — социально-экономическая формация, политическая и государственная структура социалистического общества, социальная и классовая принадлежность членов коллектива;

Микросреда — транссистемные факторы (деятельность коллективов и должностных лиц более высокого уровня), горизонтальные факторы (влияние предприятий и учреждений того же уровня руководства и управления) и подсистемные факторы (состояние правопорядка, население и т.д.). Внутренние факторы включали: качественный состав коллектива, отношение его членов к работе, организацию управленческой деятельности, личные качества руководителей, межличностные отношения, личное отношение каждого сотрудника к служебной деятельности, условия труда.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология познавательных процессов
  2. Закрытая кадровая политика
  3. Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека
  4. Виды внимания
  5. Влияние стилей взаимоотношения в семье на формирование тревожности, страхов и фобий у детей — Классификация страхов
  6. Предмет и фон в восприятии
  7. Стресс: способы профилактики и преодоления
  8. Психологические особенности несовершеннолетних преступников
  9. Кризисная психотерапия
  10. Нарушения в применении средств общения — Понятие речевого нарушения