Для связи в whatsapp +905441085890

Обучение в древнем Китае — Школьное образование

Китай, страна с древней цивилизацией, имеет давние традиции в культуре и системе образования.

Согласно традиции, воспитание детей начиналось с момента рождения. Считалось, что когда ребенок уже может поднести руку ко рту, его следует отлучать от груди, чтобы научить есть самостоятельно. Однако раннее образование было ничем не примечательным.

В контексте большой китайской семьи люди жили в нескольких поколениях, поэтому ребенок каждого члена семьи считался жемчужиной всего клана. В такой семье было принято, чтобы старшие дети присматривали за младшими братьями и сестрами. Однако, когда детям исполнялось семь лет, все поблажки сразу заканчивались. В этом возрасте в древнем Китае детей начинали воспитывать и обучать в школах.

С самого раннего возраста детей учили, что они самые младшие, знают свое место и всегда должны поступиться своими личными интересами ради блага семьи, то есть, прежде всего, ради блага старшего поколения. Рождение ребенка, особенно мальчика, очень приветствовалось, и первое время детей кормили грудью. Мать кормила его своим молоком до 3-4 лет и везде брала его с собой, пристегивая к спине. Они мало общались с детьми и, как правило, выдавали их. Младшие дети учились подражать поведению своих неразговорчивых родителей. Капризы и шалости были запрещены, а непослушных иногда привязывали к ножке стола. В богатых семьях мальчиков заставляли учить иероглифы с трехлетнего возраста.

Порка была обычным делом, и на первом уроке ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.

Девушки менее востребованы: рано или поздно они выходят замуж и принадлежат другой семье. Но будущих невест также держали в строгости. Уже в возрасте 5-6 лет они одевались в женскую одежду, имели отросшие волосы, им не разрешалось играть с братьями и выходить из дома без сопровождения. С 12 лет девочку готовили к новой жизни: Она научилась вести хозяйство, шить и, если позволяли средства, получила достойное образование. Богатые китайские женщины умели читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже писать стихи. Но вместе с тем росло и количество ограничений: девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела права выходить одна на улицу и разговаривать с гостями без спросу, а громко смеяться считалось верхом неприличия. Она носила темную одежду без яркой вышивки и без украшений, что было уместно только для замужних женщин.

Идеал образования предусматривал воспитание образованного, вежливого, владеющего собой человека, который мог познать себя и установить гармонию в своей душе. Воспитание основывалось на уважении младших к старшим, и получение образования считалось чрезвычайно важным. Образование было основано на взаимопонимании между учеником и учителем и автономии учеников. В древнем Китае были сформированы следующие образовательные принципы: предотвращать плохие вещи до их обнаружения; учиться до того, как время будет потеряно; соблюдать последовательность в обучении; учиться с товарищами, так как у тех, кто учится в одиночку, ограничен кругозор, а знания скудны.

Вот несколько примеров, на которых выросло молодое поколение.

Взрослый сын, приехавший к родителям на каникулы, вел себя как маленький ребенок. Почему? Поэтому они не могут чувствовать себя старыми! Другой столь же уважаемый сын продал своего ребенка в рабство, потому что не мог содержать его мать. Он рассуждал так: жена родит и второго ребенка, и второй матери не будет. Но небеса вознаградили его, найдя в саду кувшин с деньгами, и он использовал их, чтобы купить своего ребенка и обеспечить его мать. Это не послушание, а самопожертвование. С детства китайцам прививали мысль о том, что в «большой семье» отцовская власть принадлежит императору, а в «малой», к которой он принадлежал, — главе семьи. Отец считался «представителем» императора, и разрушение устоев дома рассматривалось как разрушение устоев государства. Древняя китайская мораль была основана на сыновней почтительности, на общественном долге сына служить своему отцу.

После смерти главы семьи власть переходила к старшему сыну — не только к его братьям и сестрам, но и к его собственной матери и всем женам умершего родителя.

Обучение в древнем Китае - Школьное образование

Школьное образование

Образование в основном определялось социальным и имущественным положением человека.

Первые школы в Китае появились в III тысячелетии до н.э. и назывались сян и сю. Сян были основаны на месте поселений пожилых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь. Сюй обучал военному делу, особенно стрельбе из лука. Программа обучения и воспитания в древнем Китае включала шесть основных искусств: мораль, письмо, арифметику, музыку, стрельбу из лука и обращение с лошадьми.

Во времена династии Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала достаточно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют сохранившиеся надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, датируемые 14-12 вв. до н.э. Они содержат около 3 000 различных иероглифов.

Древнейший литературный памятник древнего Китая, Книга стихов и песен (Шицзин), датируемая XI-VII веками до нашей эры, содержит описание учебных заведений династии Шан. В это же время в Китае появилось первое высшее учебное заведение — своеобразный университет «Да Сюэ». Судя по всему, Да Сюэ является одним из самых ранних высших учебных заведений в мире.

Учебные заведения делились на два основных типа: одни были созданы в столице под управлением правительства, другие находились в ведении местных властей.

Учебные заведения в столице были разделены на два уровня: Начальные школы и средние школы. В древней классической книге «Ли цзи» («Книга обрядов и этикета») описываются эти школы. Дети из знатных семей зачислялись в начальные школы Сяо Сюэ в возрасте 13 лет и учились там в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжить образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения. (Интернет)

За эпохой Шан (Инь) последовала эпоха Чжоу (XI-III века до н.э.). В этот период в школах учились дети из высшего сословия (gosiyue в столице) и из низшего дворянства (sansiyue в провинциальных городах).

Главной целью занятий было освоение иероглифического письма. Во времена первых школ очень немногие люди — так называемые пишущие жрецы — знали, что это такое. Они унаследовали знание иероглифов, которые очень медленно распространялись по всему обществу.

Недостаток знаний проявляется в том, что даже в 19 веке китайские студенты ничего не знали о других странах, даже о тех, которые граничили с Китаем. Студентам внушали мысль, что «Китай — это весь мир».

В ранние времена 7-8-летний мальчик в сопровождении отца, празднично одетый, переступал порог школы с кистью для написания иероглифов, тушью и чернильницей. Первое, что он должен был сделать, это преклониться перед изображением Конфуция и учителя, который стал духовным наставником ученика на все годы обучения.

Мальчики шли в школу с восходом солнца и сидели за книгой весь день, делая перерыв только в обед. Они учились зимой, когда сидели в холодном классе, и учились летом, когда было трудно дышать в жаре школы.

Здесь, в школе, ученики готовили свои задания на следующий день. Он не знал ни праздников, ни игр в свободное время. Школа была предназначена для обучения, и любое удовольствие мешало учебе. Поэтому студенты могли отдыхать только во время еды.

Сельская школа была общеобразовательной. Единого учебного плана не было — каждый студент проходил индивидуальный курс обучения в соответствии со своими способностями.

Урок был организован следующим образом: Учитель давал задание, а затем вызывал всех по очереди для опроса и проверки. Ученик отвечал, повернувшись спиной к учителю (чтобы не смотреть на тексты на столе учителя).

Обычный способ обучения, использующий простые и доступные методы, истории из жизни детей и смешные сказки, считался в древнекитайской школе безнравственным и вредным. Детской литературы как таковой в Китае не существовало.

В 8 веке до н. э. — до н. э. для письма использовали расщепленные бамбуковые пластины и шелковую ткань, на которой писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После появления бумаги и чернил в начале II века до н.э. процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал проще.

Конфуцианство

Монополия рабовладельцев на культуру и образование была нарушена. Стали появляться различные философские школы и течения, начался период бурного развития образования. Этот период в истории Китая называют периодом развития «Сто школ и сто цветов», появились частные школы «Си Сюэ». Богатые классы нуждались в образованных и талантливых людях, которые могли бы быть им полезны, помогать в управлении, вести политические дела. Это привело к формированию ученого сословия («ши»). Из этого класса вышли учителя, которые основали свои собственные независимые (авторские) школы.

Существовали и развивались различные философские школы и течения:

  1. даосская школа (даоцзя), основателем которой является Лао-цзы (родился около 590 г. до н.э.).
  2. конфуцианская школа (Чжуцзя), основанная Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н.э.).
  3. школа моистов (моцзи), основанная ученым и философом Мо-цзы (Моди) (479-381 гг. до н.э.).

Основой педагогической мысли и практики в древнем Китае были учения философа и педагога Конфуция.

Центральное место в его учении занимал тезис о надлежащем образовании как необходимом условии процветания государства.

Конфуцианство исходило непосредственно из того, что оптимальный порядок в обществе возможен только тогда, когда никто не думает о себе и каждый в первую очередь озабочен только выполнением своих обязанностей перед другими.

Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (на протяжении почти 2 тысяч лет). Позитивным в конфуцианстве был призыв к нравственному совершенствованию, провозглашение принципов жэнь (человечность, гуманность) и ли (правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности).

Согласно Конфуцию, идеально образованный человек должен обладать благородством, правдивостью, истинностью, благоговением и богатой духовной культурой. Конфуций считал, что люди близки по природе, но очень отличаются по привычкам. Поэтому в деле воспитания и обучения не следует делать различия между людьми, но необходимо учитывать способность каждого человека к постижению мудрости.

Конфуций открыл первую в мире частную школу, основанную на принципах уважения к ученику, где пример учителя является основой образования; пример терпимости, единства обучения и жизни. Задача учителя состояла в том, чтобы открыть новый взгляд на мышление ученика. В процессе обучения использовались диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, имитация моделей, умение самостоятельно задавать вопросы и находить на них ответы. Конфуций выступал против любого формализма, «техницизма» в обучении, утверждая, что технические знания мешают истинному совершенствованию.

Негативным в конфуцианстве было пренебрежение к таким наукам, как математика, астрономия, медицина.

Конфуцианство помогло утвердить в Китае культ образованного человека и сделало заботу об образовании важнейшей частью государственной политики.

Как в Китае, так и в других странах Древнего Востока практика образования помогала закрепить за каждым человеком определенную социальную функцию и статус. Самой важной задачей для него всегда оставалось сохранение существующих традиций и порядков.

Роль иероглифики в китайских школах

В китайских школах упор делался на заучивание иероглифов. В китайском алфавите такого нет: каждый предмет, каждое понятие выражается в письменной форме особым иероглифом — иероглифом или комбинацией нескольких иероглифов, состоящих из различных черт и штрихов.

Современные иероглифы развились из пиктографического письма, также известного как пиктография. Знаки пиктографического письма отражали внешний вид и форму отдельных предметов или явлений окружающей человека действительности. Постепенно рисунки упрощались и схематизировались, превращаясь в систему идеографического письма, в которой каждый знак передавал общее представление о предмете, явлении или понятии, которое он обозначал.

Общее количество китайских иероглифов достигает 80 тысяч. Такое большое количество объясняется тем, что на протяжении многих веков существования иероглифической письменности китайские писцы изобретали новые иероглифы, которые сохранились только в их работах. Таким образом, ряд иероглифов, которые можно найти в китайских словарях, совершенно не используются.

Повествования этого периода являются ценными документами для изучения менталитета образованных людей того времени. Китайская поэзия достигла одного из своих расцветов в период Тан. Поэты воспевали свои чувства, красоту пейзажей, радости дружбы, веселье дружеского праздника, сетовали на суетность общества на их глазах, сожалели о нищете народа, угнетаемого богатыми.

Чтобы читать древние конфуцианские книги, необходимо было знать до 7 тысяч иероглифов. Китайские иероглифы сложны для написания: каждый из них состоит из нескольких строк (от одной до 52). Наиболее распространенные две тысячи иероглифов имеют в среднем 11 черт. Чтобы выучить такое количество символов и запомнить их порядок, требовалась огромная нагрузка на память.

В начале 20 века в Китае одновременно существовали два письменных языка — байхуа и вэньян, оба иероглифические, но в то же время сильно отличающиеся друг от друга. Байхуа — это литературный язык, основанный на нормах разговорной речи, а потому понятный широким массам. В байхуа есть двухсложные слова, это верно. Вэньян — это архаичный письменный язык, в котором одно слово соответствует одному иероглифу в скорописи. Вэньян основан на нормах древнего языка и воспринимается на слух, но только на глаз. Все конфуцианские книги написаны в Вэньяне.

Китайская каллиграфия — это особая форма изобразительного искусства. С древних времен китайцы были поклонниками этого вида искусства. Человек, овладевший китайской кистью, вызывал всеобщее восхищение. Каллиграфы пользовались высокой репутацией, наравне с живописцами и другими художниками. Между каллиграфией, литературой и живописью существовала тесная связь. Знаменитые каллиграфы обычно были одновременно поэтами и художниками. В домах китайских чиновников и интеллектуалов часто можно было увидеть каллиграфические работы известных художников и гравёров, обрамлённые на стенах. В городах многие вывески магазинов были расписаны художниками-каллиграфами. В начале века, например, в некоторых старых магазинах Пекина до сих пор сохранились вывески, сделанные знаменитыми каллиграфами, жившими 400-500 лет назад. Рукописи таких светил ценились наравне с лучшими картинами.

Развитие каллиграфического почерка зависело от подвижности пальцев, поэтому каллиграф и писец снова и снова проводил правой рукой по двум шарикам (1-2 сантиметра в диаметре), не позволяя пальцам «окоченеть».

Каллиграфия считалась одним из шести искусств, в число которых также входили этикет, музыка, стрельба из лука, верховая езда и искусство арифметики. Каллиграфия считалась одним из шести искусств, в число которых также входили этикет, музыка, стрельба из лука, верховая езда и искусство арифметики.

Поклонение китайским иероглифам иногда достигало уровня мистицизма.

В городах бумага с напечатанными на ней иероглифами собиралась в специальные ящики и торжественно сжигалась, разрезанная на полосы, под наблюдением и с разрешения духовенства. Рядом с ящиками висели призывы: «Уважайте написанную бумагу». Считалось даже, что такая бумага обладает лечебными свойствами. Особенно почиталась бумага с красиво написанными от руки иероглифами.

Конфуцианская мораль запрещала топтать исписанную бумагу или заворачивать в нее что-либо. Такие действия считались неуважительными по отношению к заповедям мудрецов.

Иероглифы писались кистью. Лучшие кисти изготавливались из соболиной и лисьей щетины, более дешевые — из оленьих, кошачьих, волчьих, заячьих, овечьих или птичьих перьев. Пучок щетины туго перевязывали ниткой, его основание смазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбукового древка, а кончик лисы нанизывали на пучок.

Живопись. Архитектура. Скульптура

В первые века нашей эры также наблюдался расцвет живописи и скульптуры, которые многие исследователи связывают с буддизмом: В буддийских храмах размещалось множество статуй различных божеств и святых. Особое развитие получило искусство живописи тушью на бумаге, шелке, а также искусство фрески.

Архитектура в Китае интересна и необычна. Уже в I тысячелетии до нашей эры китайцы умели строить двух-, трех- и более этажные здания с многоярусной крышей. Как правило, здание было построено из столбов в виде деревянных жердей с черепичной крышей с приподнятыми краями и четко обозначенными карнизами. Самые известные — пагода Сон-юэ-си в Хэнани, «Большая пагода диких гусей» в Сиане.

В 3 веке до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, и один из них был поистине огромным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Второй известный представитель «живописи интеллектуалов», знаменитый пейзажист Го Си, в своем трактате «О живописи» рассматривает картину как своего рода психологический портрет автора, подчеркивая высокую значимость личности и благородства художника. Художник подчеркивает необходимость совершенствования личности мастера. Он считает поэзию еще одним важным аспектом картины, цитируя фразу неизвестного автора: «Поэзия — это живопись, лишенная формы; живопись — это поэзия, присвоившая себе форму».

Со времен художника Ван Вэя (8 век) многие «интеллектуальные художники» предпочитали монохромную живопись тушью живописи, потому что считали, что: «Среди средств художника простые чернила стоят выше всех. Она раскрывает сущность природы, она завершает работу Творца».

В этот период были созданы самые важные жанры китайской живописи:

  • Жанр живописи растений, особенно бамбука. Основателем бамбуковой живописи был Вэнь Тонг.
  • Картина с изображением цветов и птиц.
  • Горные пейзажи (ЋRђ…ЃС shan shui, что означает «горы и вода»).
  • Жанр животного (?-C. ling mao. т.е. «пернатый и пушистый»).
  • Жанровый портрет.

В период Хань появилась станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины, на которой изображены девушка, феникс и дракон на шелке. Изобретение волосяной кисти и туши имело огромное значение для развития живописи и изобразительного искусства.

Китайская тушь изготавливалась из сажи и клея. Чернила использовались не только для письма, но и для рисования, печати, росписи зданий и дворцов; женщины красили чернилами брови. Чернила для письма наливали в давно появившуюся чернильницу. Самой распространенной была каменная чернильница, которая изготавливалась из специального камня и имела прямоугольную плитку с отверстиями для воды и чернил. Лучшие чернильницы хранились в шкатулках из цветного дерева (сандалового и грушевого).

Чернильница, традиционная письменная принадлежность, наряду с чернилами, кистью и бумагой, была обязательным атрибутом любого писца.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Планировка детского сада
  2. Сластенин В.А. «педагогика»
  3. Образовательное пространство, его источники и ресурсы
  4. Методы обучения математике
  5. Анализ современных моделей управления качеством образования
  6. Методические идеи в.Г. Маранцмана и их значение в современной школе
  7. Воспитание толерантности в школе
  8. Задачи физического воспитания детей
  9. Отечественная школа и педагогика советского периода
  10. Методика преподавания технологии