Для связи в whatsapp +905441085890

Активность творческой деятельности — Концепция творческой деятельности, ее виды, направления

Творчество («креативность») можно отнести к общим способностям, так как оно отражает склонность человека к созданию нового, оригинального продукта в различных областях своей деятельности. Многие психологи рассматривают творчество как высшее проявление человеческого феномена, как одну из составляющих его духовной и личной зрелости, как интегративную черту личности в сочетании с другими ее качествами (инициативностью, находчивостью, самостоятельностью, эмоциональностью и т.д.). Существует представление о том, что творчество (творческий подход) — это особенность особого, качественно определенного стиля деятельности, конкретного способа решения жизненных задач личностью, позволяющая раскрыть его суть.

Поэтому естественно, что психологи заинтересованы в изучении творческих способностей человека, а стремление психодиагностики — научиться их измерять (оценивать). Изучению творчества способствуют резонансные работы по творческим достижениям ученых, изобретателей, топ-менеджеров.

Но на пути диагностики творчества возникают трудности, связанные с тем, что объективная оценка творческих способностей только по производительности (продукту) в диагностической ситуации невозможна (об этом сказано в ч. II, гл. 3), а процесс творчества характеризуется спонтанностью и непредсказуемостью момента его возникновения. Это объясняет неоднозначные и критические высказывания о креативных тестах и особенности интерпретации их результатов. Данная глава посвящена как анализу подходов и методов творческой диагностики, так и критике этих подходов и методов.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики в современном мире. Его решение должно начинаться в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является зрительная активность детей.

Федеральные государственные требования к дошкольным образовательным программам включают образовательную программу в области «Художественное творчество», содержание которой направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие производственной деятельности (рисование, моделирование, аппликация, художественное произведение).

В процессе рисования, моделирования, аппликации ребенок испытывает самые разные чувства: он доволен созданным красивым образом, расстраивается, когда что-то не получается. Но самое главное, что через создание картины ребенок приобретает различные знания; его представление об окружающей среде уточняется и углубляется; в процессе работы он начинает задумываться о свойствах предметов, запоминать их особенности и детали, овладевать графическими навыками и умениями, учится ими сознательно пользоваться.

Именно поэтому так важно включать в образовательный процесс разнообразные художественные и визуальные мероприятия. Здесь каждый ребенок может проявить свои лучшие качества без какого-либо давления со стороны взрослого.

Активность творческой деятельности - Концепция творческой деятельности, ее виды, направления

Концепция творческой деятельности, ее виды, направления

Творческая деятельность, форма человеческой или коллективной деятельности, — это создание чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности является проблематичная ситуация, которая не может быть решена обычным способом. Оригинальный продукт деятельности является результатом формулирования нетрадиционной гипотезы, признающей нетрадиционные взаимосвязи элементов проблемной ситуации, неявно включающей взаимосвязанные элементы, устанавливающей между ними новые виды взаимозависимости. Предпосылками Т.Д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения проблем), критичность (способность отказаться от непроизводительных стратегий), способность к сближению и увязыванию понятий, целостность восприятия и т.д. Каждый человек, каждый нормальный ребенок имеет склонность к творческим способностям. Необходимо уметь их раскрывать и развивать. Проявления творчества варьируются от великих и ярких талантов до скромных и едва заметных. Но суть творческого процесса одинакова для всех. Разница заключается в специфическом материале творчества, масштабах его достижений и его социальной значимости.

В традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию в процессе обучения, становится способным воспроизводить заданные способы решения проблем, доказывать теоремы и т.д. Однако он не участвует в творческом поиске решения поставленной задачи и, следовательно, не приобретает опыта такого поиска. Чем больше проблема, которая должна быть решена, отличается от известной, тем сложнее процесс поиска для студента, если у него нет специального опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник школы, успешно освоивший материал школьной программы, не может справиться с университетскими экзаменами (которые проводятся на основе одного и того же материала), так как они требуют нестандартного подхода к решению.

Формулирование новой гипотезы в сочетании с новой проблемой требует конкретных действий, которые критически зависят от навыков исследователя. Эти навыки формируются под воздействием деятельности самих учащихся. Никакие разговоры о роли гипотез не могут заменить развитие у человека способности исследовать даже небольшую, самостоятельно сгенерированную гипотезу. Также хорошо известно, что решение ряда проблем требует взгляда на традиционные пути с совершенно новой, неожиданной точки зрения. Однако знание этого не гарантирует, что эта новая перспектива будет найдена в процессе реальных исследований. Только практический опыт исследований развивает эту способность.

Для формирования творческого опыта необходимо разрабатывать специальные педагогические ситуации, требующие творческих решений и создавать для них условия. Возможность построения таких ситуаций обусловлена тем, что преподавание творчества осуществляется в основном по тем проблемам, которые общество уже решило, и пути их решения уже известны. Поэтому определение Т.Д. для учебного процесса требует адаптации. Учащиеся могут создавать новые ценности только в определенных случаях, на определенном уровне развития и в зависимости от организационной деятельности учителя. Отсутствие социальной новизны в результатах творческой деятельности студентов не приводит к кардинальным изменениям в структуре осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому, с точки зрения учебного процесса, творчество следует определить как форму человеческой деятельности, направленную на создание качественно новых ценностей социального значения, т.е. важных для формирования личности как социального субъекта.

Проблемные ситуации могут быть представлены ученикам различными способами: преподавателем, четко формулирующим проблему; созданием ситуации, в которой ученик сам должен понять и сформулировать проблемы, которые в ней содержатся; созданием ситуации с более или менее четко определенной проблемой, но логикой нахождения решения, к которому должен прийти ученик, новой, дополнительной проблемы, которую он сам определил и предусмотрел в построении ситуаций. Особый случай — это когда студент при решении задания самостоятельно обнаруживает новую проблему, которая не была предусмотрена при проектировании ситуации.

Факторы определяющие развитие креативности

Зависимость оценки креативности от окружающей среды позволяет формировать и развивать креативность путем воздействия на окружающую среду. Какие экологические показатели могут оказать первичное воздействие на развитие? Как показывают исследования, окружающая среда должна характеризоваться информационным богатством и большой свободой, свободной атмосферой. Например, Ф. Хеддон и Г. Литтон обнаружили более высокие результаты творческой деятельности студентов в школах с неформальной атмосферой и организацией обучения по сравнению с более формальными школами.

Было установлено, что развитие творчества зависит от культурных особенностей, традиций и ценностей, поддерживаемых обществом. В США, например, престиж творчества высок, американские школы прилагают усилия для развития детского творчества со специальными обучающими программами, и это приводит к заметному повышению уровня творчества американских школьников.

Такие данные свидетельствуют о большой роли личностных качеств в развитии творчества. Личный подход к изучению творчества характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, связанным с этой чертой. С точки зрения личностных качеств, связанных с творчеством, результаты разных исследователей одинаковы. Выявлены некоторые черты личности (высокомерие, агрессивность, самоуспокоенность, непринятие социальных ограничений и мнений других людей), отличающие креативные от некреативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа творческой личности, в отличие от типа не творческой личности. Интересно, что исследования, посвященные детям и подросткам, показали, что личностные качества молодых и взрослых творческих людей последовательны. Это означает, что, по-видимому, творчество можно предсказать, основываясь на выражении личностных черт в достаточно раннем возрасте.

Существует мнение, согласно которому творческое исполнение связано с неврозами и патологией головного мозга и нервной системы. Таким образом, Л. Кронбах склонен видеть причину творчества в дефектной регуляции мыслительного процесса, в неспособности овладеть качественным «просеиванием» идей.

Г. Домино показал, что у творческих детей есть матери с патологическими личностными особенностями. Но есть исследователи

Которые, напротив, находили в высокотворческих личностях большую силу духа, сопротивление нарушениям окружающей среды, всевозможным конфликтам. Итак, Ф. Баррон и Р. Кэттелл обнаружили, что среди креативных людей психозы встречаются реже, чем в среднем населении, но эксцентричности, отклонения от норм поведения и суицидальные случаи встречаются чаще. Ф. Баррон объяснил это большей чувствительностью к окружающей среде.

Единого мнения относительно мотивационных характеристик творчества нет. С одной точки зрения, творческая личность пытается реализовать себя наилучшим образом, максимально раскрыть свои способности, выполнять новые, незнакомые ему виды деятельности, применять новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация творческих способностей основана на желании рискнуть чем-то, проверить пределы своих возможностей.

Подводя итог, отметим, что особый вид интеллектуальных способностей, называемый творчеством, в настоящее время широко изучается англо-американскими психологами. Полученные в их исследованиях данные позволяют констатировать следующее:

♦ Существует связь между творчеством и творческим исполнением индивида, но природа этой черты еще не до конца понята;

♦ Творчество еще нельзя с уверенностью отделить от интеллекта в традиционном смысле;

♦ Пока не найдено надежных методов измерения креативности.

Механизмы творческой деятельности

Многие представители творческих профессий — ученые, изобретатели, писатели — считают, что важные, критические этапы их деятельности интуитивно понятны. Решение проблемы приходит внезапно, а не в результате логического рассуждения. Творчество в основном представлено механизмами сверхсознания (СимоновП.В., 1975). Когда сознание ассоциируется с языком, математическим

Магические формулы и образы художественных произведений, язык сверхсознания — это чувства и эмоции. Творческий процесс ведет не только к расширению знаний, но и к преодолению уже существующих общепринятых норм.

Существует три основных этапа творческого процесса: зачатие, рождение догадки; генерация различных гипотез, в том числе и самых фантастических, для объяснения данного явления; критический анализ и выбор наиболее правдоподобных объяснений, которые происходят на уровне сознания.

Просвещение, открытие и нахождение способа решения проблемы возникают в виде опыта и ощущения того, что выбранное направление заслуживает внимания. И здесь решающая роль принадлежит чувству, интуиции — языку сверхсознания. Многие изобретатели находят, что догадка возникает как расплывчатое изображение, которое еще только предстоит выразить словами. Тем не менее, внезапность появления догадки, прозрение, очевидно, потому что это результат напряженной мыслительной работы человека, поглощенного проблемой или произведением искусства, которое очаровывает его.

По мнению Р.А. Павлыгиной и П.В. Симонова, доминанта связана с явлениями озарения, познания, которые занимают центральное место в творческом процессе. Внезапное прерывание доминирующего государства может привести к внезапному закрытию ассоциаций (установлению неожиданных связей). Эксперименты на кроликах показали, что в условиях голодного доминирования, вызванного естественной нехваткой пищи, любое вторичное действие, в том числе выдувание воздуха над глазом, вызывает не только мигание, но и жевательную реакцию. если голодающее животное получает пищу сразу после выдувания воздуха над глазом и, таким образом, отменяет доминирующее состояние, это приводит к формированию стабильного инструментального рефлекса. Когда одна и та же доминанта воспроизводится неоднократно, кролик имеет тенденцию регулировать свое состояние, проявляя реакцию моргания, которая сопровождалась лишь однократным устранением доминанты.

Другим феноменом, который также имеет отношение к творческому мышлению, является установление связей между подсознательными стимулами. Сочетание подпороговой стимуляции лапы и круговых мышц глаза привело к формированию ассоциации между реакцией на моргание и движением лапы (PavlyginaR.A., 1990). Это может быть выявлено путем замены подпороговых стимулов на сверхпороговые: Стимуляция лапы вызывала мигающую реакцию, а стимуляция глаза сопровождалась моторной реакцией конечностей (двусторонняя связь, после Е.А. Асратяна).

Таким образом, доминирование сильно напоминает мотивационное состояние, в котором ассоциации между стимулами и между стимулами и ответами актуализируются на основе типа и приобретенного опыта. При анализе этой информации могут быть выявлены ранее скрытые (подсознательные) связи, что приводит к новому взгляду на проблему. Феномен внезапного формирования устойчивых ассоциаций в результате устранения доминирующего возбуждения рассматривается исследователями как нейрофизиологический механизм творческого озарения.

Творчество — создание чего-то нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительный эмоциональный отклик. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой за творческий процесс и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Характеристики и типы творческого мышления

Творческое мышление. Далее можно выделить следующие основные характеристики творческого мышления:

  1. Зоркость в поисках. В потоке внешних стимулов большинство людей обычно воспринимают только то, что вписывается в «координатную сетку» ранее существовавших знаний и представлений, и бессознательно отбрасывают остальную информацию. Восприятие находится под влиянием привычных структурных установок, оценок, чувств и комфорта с общепринятыми взглядами и мнениями. Творческое мышление характеризуется способностью видеть дальше того, что было ранее «выучено» — это больше, чем просто наблюдение.
  2. Способность объединять мыслительные операции. В процессе мышления необходим постепенный переход от одного звена в цепочке рассуждений к другому. Поэтому иногда невозможно уловить всю картину глазами разума, все рассуждения. Экономическое понимание уже известных фактов, сжатая форма изложения разработанной теории является необходимым условием дальнейшего прогресса, одним из важнейших этапов научного прогресса. Ввести новый, элегантный способ символизации, изящно объяснить известный метод — такая работа тоже носит творческий характер и требует нестандартного мышления.
  3. Переносимость. Существенным является умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой задачи, т.е. умение отделить конкретный аспект задачи от неспецифического, который может быть перенесен в другие области. По сути, это способность разрабатывать обобщающие стратегии. Поиск аналогий — это разработка стратегии обобщения, необходимого условия для передачи навыка или идеи.
  4. Латеральное мышление. Широко распределенное внимание увеличивает шансы решения проблемы. Французский психолог Сюрье писал: «Чтобы творить — надо думать быстро». Подобно латеральному зрению, врач де Боно описал латеральное мышление как способность видеть путь к решению с «посторонней» информацией.
  5. Честность восприятия. Этот термин относится к способности воспринимать реальность в целом, не фрагментируя ее (в отличие от восприятия информации небольшими независимыми «порциями»). Творческая работа требует умения оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в общую картину.
  6. Готовность памяти. Когда человек ищет решение проблемы, он может полагаться только на ту информацию, которую он воспринимает в данный момент и может вспомнить из памяти, в таких случаях речь идет об интеллекте, то есть о готовности памяти «выдать» нужную информацию в нужный момент. Готовность памяти — одно из важнейших условий продуктивного мышления.
  7. Гибкость мышления. Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить из одного класса явлений в другой, далеко не первый по содержанию, отсутствие гибкости называется инерцией, жесткостью.
  8. Гибкость интеллекта. Существует также такая гибкость, как возможность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь следует подчеркнуть слово «во времени». Если вы слишком долго упорствуете с соблазнительной, но неправильной идеей, время теряется. И отбрасывание гипотезы слишком рано предотвращает пропущенное решение. Это особенно трудно отказаться от гипотезы, когда это ваша собственная, придуманная вашими собственными усилиями мышления. Способность преодолевать такие невидимые, но мощные барьеры — это гибкость интеллекта.
  9. Способность оценивать действия. Чрезвычайно важно оценить возможность выбора одной из многих альтернатив, прежде чем тестировать ее. Оценочные действия выполняются не только в конце работы, но и по мере ее выполнения; они служат вехами на пути творческого поиска и разделяют различные этапы и фазы творческого процесса.
  10. Беглость.
  11. Способность видеть дело до конца.
  12. Профессиональные навыки. Существуют сочетания способностей и психофизиологических характеристик, которые позволяют их обладателю успешно осуществлять определенный процесс, деятельность. Термин «способности для определенной профессии» относится не только к психогенетическим заданиям, но и к тому, как они выполняются.

Термин «творчество» происходит от латинского «sreativity» и означает творческие способности (умения) человека, которые могут проявиться в мышлении, чувстве, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их формирования.

Интерпретации творческой деятельности в разных традициях

К сожалению, термин «творчество» еще не приобрел строгости научной концепции, но выполняет стимулирующую, интегрирующую функцию в познании и научных исследованиях. Предпосылками творчества считаются повышенная восприимчивость, восторг от внезапно возникающих идей, независимость мысли.

Даже в истории философии мы не видим единых подходов в изучении творчества: в древности творчество рассматривалось как стремление человека к совершенным образцам, как несовершенное, но богоподобное искусство; творческие способности понимались как божественная одержимость; в более позднем героизме — как соперничество с богами, оценка мудрости, созерцание теоретических знаний над экстатическим творчеством. В средние века творческий (лат. creatio — творение) предмет был низведен до анонимности и его ограниченность, греховность и несравненность с божественным творчеством утверждалась, раскрывая волевую природу творческого акта создания чего-то нового и, в этом смысле, творчества из ничего.

Ренессанс культивировал как возвышенное, так и приземленное понимание творчества как инновационного искусства (гуманизм) или как произведения спасения (Реформация), впервые выявив интерес как к авторству, так и к творческому процессу.

Новая эра рассматривает творчество как изобретательную комбинаторику или противопоставляет его универсальному и общедоступному методу, логике и интеллекту. В то же время развивается теория «творческого восприятия» (Дж. Беркли) и идея «продуктивного воображения» (И. Кант, Ф. Шеллинг, Романтика), согласно которой творчество является фундаментальным условием знания в целом. Теории эпохи Просвещения не выходили за рамки сопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества (Гёте, Гегель, Шопенгауэр, Ницше).

Философия жизни противопоставляет техническую рациональность творческому организму (А. Бергсон) или культурно-исторической деятельности (В. Дильтеи).

Экзистенциалистские теории интерпретируют творчество с точки зрения внутреннего опыта: как «встречу», «самореализацию», «конечный опыт», «готовность к новому рождению» (Э.Фромм, К.Роджерс, А.Маслоу). Теории глубинной психологии Фрейда подчеркивают роль бессознательного в творчестве и интерпретируют его как «реализацию детских мечтаний», «формирование нарциссического идеала» (О.Ранк), «управление интуицией по архетипам» (К.Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А.Адлер). Прагматичные и близкие к ним теории творчества отождествляют его с комбинаторным изобретением, решением ситуационных задач (Дж. Дьюи).

В превалирующей Новой европейской традиции творчество интерпретируется в христианском мировоззрении как действие, вдохновленное Богом. Творчество — это отражение божественного сотворения мира «из ничего». Традиция русского космоса ставит вопрос об обязанности творческого человека не только перед человечеством, но и перед Вселенной. Человек с его творчеством призван продолжать свою эволюцию на восходящей линии и формировать ноосферу в процессе техногенеза.

В диалектико-материалистической трактовке (К. Маркс, Ф. Энгельс) творчество воплощается во всеобщей работе человека, выполняющего свой долг перед обществом и государством. Маркс, описывая творчество в науке и технике, называет его «всеобщим трудом». В отличие от общего труда, всеобщий труд — это сотрудничество не только с современниками, но и с предшественниками и потомками. Такой способ использования терминологии политэкономии для раскрытия сущности творчества раскрывает специфическую черту творческой деятельности. Почему обычная совместная работа, характерная для материального производства, предполагает прежде всего сотрудничество с современниками? Потому что результат, полученный в совместной работе, уничтожается при его потреблении. Потомкам ничего не остаётся. Мы едим хлеб, произведенный в этом году, а в следующем году должны вспахать, посеять и снова собрать урожай. Обувь или костюм, изготовленный и купленный в течение одного года, должен использоваться в том же году, на следующий год стиль или мода одежды может измениться. Общий, научный и изобретательский труд, включая тот, который представляет собой интеллектуальное производство, с другой стороны, дает такие результаты, которые не подпадают под действие закона об уничтожении и не уничтожаются в процессе потребления. Новые идеи, открытия и изобретения, сделанные в этом году, в отличие от хлеба, навсегда останутся в культуре. Их использование не уничтожит его; напротив, оно постепенно улучшит форму его выражения, вовлечет его во все новые связи и отношения, сделает его богаче, более значимым. (При условии, конечно, что культура взаимосвязана и существует преемственность, если дети не забывают о достижениях своих отцов).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Константность и предметность восприятия
  2. Задатки и способности в психологии
  3. Психоанализ У. Биона
  4. Виды психологического анализа
  5. Имидж вербальный и невербальный
  6. Психология личности преступника
  7. Виды речи
  8. Произвольность и опосредствованность мотивации человека
  9. Дифференциальная психология
  10. Особенности проявления страха и тревоги в спорте — Психологические особенности тревожности и ее причины