Для связи в whatsapp +905441085890

Полифункциональность эстетики — Функции искусства в его отношении к человеку

Особое место, которое искусство занимает в культуре, определяет и его специфическое «поведение», его роль в жизни человека и человечества, в развитии общества и культуры. Системный подход позволяет нам, исходя из уже известной структуры бытия «природа-общество-гуманитария-культура», выделить пять аспектов в целостной и многогранной деятельности искусства: функциональные отношения искусства по отношению к природе, обществу, человечеству, культуре и… Функциональное отношение искусства к природе, обществу, человеку, культуре и самому себе как специфическому культурному явлению. Такой системный взгляд на функционирование искусства можно проиллюстрировать конкретизацией уже знакомой схемы: Рассмотрим особенности каждого из этих функциональных направлений искусства.

Полифункциональность эстетики - Функции искусства в его отношении к человеку

Функции искусства в его отношении к человеку

Я начну свой анализ с роли искусства в жизни человека, центрального вектора этой функциональной системы.

Поскольку индивид и вид — человеческий род, человечество — являются одновременно людьми, то проблема отношения искусства к индивиду имеет два измерения — историческое и биографическое. Анализ исторического процесса возникновения художественных потребностей человечества позволил определить их как потребность в гуманизации человека, его оторванность от первоначального животного состояния, его одухотворённость и возвышение над биофизическими и утилитарными практическими потребностями. Изучение первобытного искусства, его места в жизни первобытного общества и той роли, которую оно там играло, показало (см. лекцию 13), что искусство действительно одухотворяло, облагораживало и возвышало человека с самого начала, активно развивало его изначально дремлющие духовные потенции. Но более того, в ходе истории культуры степень знакомства с искусством обозначила общий уровень духовности человека, эмоциональной «чувствительности», эстетической восприимчивости, его способность не ограничиваться удовлетворением только физиологических и утилитарных потребностей. Это дает нам основания утверждать, что функция искусства по отношению к человеку как таковому заключается в развитии его духовного потенциала, его — в буквальном смысле этого слова — гуманизации.

Конечно, не только искусство решает эту проблему, но и все «инструменты» духовной культуры. Особенность искусства заключается в том, что в отличие от всех других видов деятельности, формирующих сознание человека в одностороннем порядке (наука, например, развивает мышление, нравственность — нравственное сознание), политическая деятельность развивает социальные взгляды и т.д. Искусство развивает духовность человека всесторонне — целостно — в единстве его мыслей, чувств, воли, воображения, вкуса, в единстве его эстетического, нравственного, гражданского и политического отношения к миру, в единстве его сознания и самосознания. Функция искусства по отношению к «человеку вообще», то есть к человечеству, не является чисто эстетической, а заключается в его целостном духовном возвышении, которое включает в качестве необходимого, но особого аспекта (развитие эстетического сознания на всех его уровнях — эстетической потребности) факультеты эстетического восприятия, эстетического вкуса и эстетического отношения.

Потребность человека в эстетике

Более того, потребность человека в искусстве в первую очередь эстетическая, так как она выражает его желание испытать радость, удовольствие и наслаждение от совершенства художественного творчества. Важность этой потребности такова, что человек (как каждый хорошо знает по собственному опыту) не нуждается в тех сферах и произведениях искусства, чье общение с ним не удовлетворяет, и общество не считает себя вправе вмешиваться в эту интимную сферу отношения человека к искусству; оно не может заставить меня пойти в филармонию или музей, если это не обусловлено моей внутренней эмоциональной потребностью. Следовательно, первой функцией искусства по отношению к человеку является удовлетворение этой потребности, предложение высоких эстетических удовольствий и, таким образом, сильное взаимодействие с этой потребностью, ее развитие и совершенствование.

Однако было бы поверхностным сводить художественную потребность человека к эстетической. Научный анализ выявляет в нашем отношении к искусству необходимость иного рода, менее явного, скрытого в глубинах психики человека, что порождает столь же глубокую тенденцию к тому, чтобы искусство функционировало, не будучи непосредственно видимым наблюдателю. Это соответствует более или менее сознательному стремлению человека к духовному самоопределению, к обретению собственного самосознания, к утверждению своей уникальной индивидуальности, в которой проявляется диалектика привязанности индивидуума к социальному целому и его изоляции внутри этого целого. Нарушение этого процесса приводит либо к стандартизации, деперсонализации людей, либо к распаду общественных отношений между ними. Искусство активно способствует тому, чтобы быть человеком и в то же время позволяет каждому человеку «найти» себя, «найти себя» и заявить о себе как об уникальной человеческой индивидуальности.

Искусство

Искусство реализует свою функцию благодаря способности обращаться к человеку не к обезличенной мысли, к которой обращается наука, и позволяет всем людям одинаково понимать ее истины, а к тем самым внутренним личностным механизмам психики, с помощью которых образы интерпретируются по-своему и творчески обогащаются воображением каждого читателя, слушателя, зрителя, т.е. соотносятся с его личным опытом, окрашиваются его личными ассоциациями, становятся частью его самосознания. Так что если стол Менделеева или теория Эйнштейна «один за всех», то у каждого есть свой Гамлет, свой Базаров, свой Мелехов, свой «Живаго….».

Таким образом, мы расширяем реальную сферу человеческого общения, создавая новых партнеров по коммуникации — вымышленных персонажей, которых мы воспринимаем как реальных людей и эмоционально участвуем в их судьбах, сопереживаем им, сочувствуем им, делимся опытом этих «искусственных людей», населяющих художественные миры, которые рождаются в романах, картинах и фильмах….. Потому что суть в том, что наш практический, жизненный опыт ограничен в пространстве и времени, в то время как искусство может расширить свои границы и дать каждому шанс «прожить» много жизней, по крайней мере, в видении! — и тем самым бесконечно расширять наш реальный жизненный опыт, добавляя к нашему существованию небытие, которое становится нашим квази-бытием.

Ценность культуры

Мы только что видели механизм этой «жизни в искусстве» — в чтении романа, в восприятии спектакля, фильма, картины, человек психологически переносится в иллюзорный мир образов, преподносимых ему художниками, С целостностью всей своей душевной жизни — силой воображения, опыта, рефлексии, памяти, предчувствия — погружается в них и начинает «жить» в этом мире вместе со своими героями — с Отелло и Дездемоной, с Моцартом и Сальери, с семьями Карамазовых и Турбиных. .. В результате человек органически знакомится с определенными ценностями культуры, впитывает опыт, накопленный человечеством в процессе его развития, и формируется под влиянием норм, предлагаемых обществом. По мере того, как общество меняется исторически, как оно развивается в самых разных национальных формах, как оно на протяжении длительного периода своей истории окончательно разделилось на антагонистические сословия, классы, профессиональные группы с противоположными идеалами, интересами, психологическими и идеологическими ориентациями, то направление человеческой социализации постоянно менялось вместе со специфическими социально-историческими условиями его жизни, и личность всегда находилась в «перекрестном огне» различных социально-исторических условий. Так, аристократические и демократические тенденции в европейском искусстве XVII-XVIII веков включали в себя радикально разные программы духовного становления личности, как в работах А.С. Пушкина и Ф.А. Булгарина XIX века, так и в работах представителей «природной школы» Гоголя и пропагандистов идей «православия, самодержавия, национальности».

Уже здесь мы можем видеть связь влияния искусства на человека и на систему человеческих отношений, которые формируют общество.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эстетика И. Канта
  2. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация
  3. Проблема единства бытия в арабо-исламской философии
  4. Социум
  5. Ересь стригольников: философские корни
  6. Гносеология и круг ее проблем
  7. Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист
  8. Понятие сущности и явления
  9. Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
  10. Человек, общество и природа: проблемы экологии