Для связи в whatsapp +905441085890

Критическая философия и. Канта и его проект «новой метафизики» — Мир науки

Мир науки

Иммануил Кант (1724-1804) — родоначальник немецкой классической философии, сын небогатого седельного мастера и почти всю жизнь провел в Кенигсберге. Окончил местный университет в 1745 году. В 1770 году, имея уже значительный

научный опыт, он стал профессором университета по кафедре логики и метафизики. Был деканом, его дважды избирали ректором университета. Здоровье было слабое, но железная воля, упрямство и настойчивость продлили ему лет. Основные труды И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В творчестве Канта различают два периода: докритический и критический. В докритический период творчества (1746-1770) Кант эклектично совмещал идеи Лейбница, Х. Вольфа и естественнонаучный материализм. В целом Кант в то время мыслил на уровне передового французского естествознания.

Разделял идеи Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Кант рассматривал исходное состояние природы как рассеянную повсеместно первичную вещество всех небесных тел.

Считая, что материя подчиняется определенным необходимым законам, Кант допускал существование Бога, как господствующей в мире первопричины.

Кант исходил из того, что существует материя, которая по природе своей обладает способностью притяжения. Отсюда не трудно определить причины, которые способствовали построению системы мира.

Космические тела шаровидные, они вращаются вокруг центра, к которому притягиваются, их движение объясняется простыми механическими причинами. Представив мир в состоянии простого хаоса, Кант объяснил порядок в природе только ньютоновскими силами притяжения и отталкивания.

Однако сам Кант ясно осознавал, что легче объяснить возникновение и движение небесных тел, чем происхождение одной травины или гусеницы.

Для творчества Канта в докритический период характерно понимание им непрестанного возникновения и гибели миров во Вселенной.

Природа творит многообразие явлений, а Бог неуклонно создает материал для образования еще больших миров.

Наш дух, размышляя над величественными тайнами природы, приходит в изумление и считает необходимым лучше понять то существо, чей ум и величие проливаются на всю природу.

Основание веры в существование Бога Кант видел в космологическом аргументе, в существовании сущности всей сути, бесконечном разуме и самостоятельной мудрости, которая создает все существующее.

Чем совершеннее природа в своем развитии, чем лучше ее законы приводят к гармонии и согласованности, тем больше этим доказывается существование Бога. Космологическая концепция Канта-это попытка обоснования деизма.

Бог не нужен для того, чтобы объяснить особенности творения и существования солнечной системы. Но Бог — творя начало.

Кант критического периода — это мыслитель, радикально изменил стиль философствования. Он создал философскую систему, способную к саморазвитию, к достижению чего-то высшего, высшей точки понимания. Начальные принципы новой философии изложены в «Критике чистого разума». В наш век, утверждал Кант, все подлежит критике.

Религия и законодательство хотят поставить себя вне критики, теряя тем самым к себе уважение. Критика чистого разума критика способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта.
Поэтому должно решить вопрос о возможности или невозможности метафизики вообще, о ее границы и принципы.

Кант считал, что неизбежные проблемы чистого разума суть Бог, Свобода и Бессмертие. Метафизика — это наука, которая должна решить только эти проблемы, не проверяя способность ума к такому величественного начинания.

Критическая философия и. Канта и его проект "новой метафизики" - Мир науки

Критическая философия Канта

Кант родился в 1724 году в Кенигсберге, где и прожил всю жизнь. После учебы в университете «Альбертина» и нескольких лет учительства он стал университетским преподавателем, сначала приват-доцентом, а с 1770 года — профессором метафизики. В 1796 году Кант прекратил чтение лекций, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти в 1804 году.

Безусловно, не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.

Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии.

Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.

Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х годов ?VІІІ в. его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефизиологические, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.

Таким образом, философское развитие Иммануила Канта разделяют обычно на два периода: «докритический» (до 1770 г.) и «критический».

  • «Докритический» период творчества И. Канта

Для докритического периода характерен интерес Канта к естественно-научным и натурофилософским темам. Кант писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясений и т.п.

Важнейшим трактатом этого цикла стала «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).

Здесь Кант описывает картину развивающейся вселенной, формирующейся из хаоса естественным путем материи под воздействием сил притяжения и отталкивания.

Другим важнейшим направлением теоретических изысканий Канта в докритический период была философская методология. Кант хотел отыскать способ превращения метафизики в точную науку. Но он не разделял популярного в то время мнения, что для достижения этой цели метафизика должна уподобиться математике.

Математика конструктивна, метафизика — аналитична. Задача метафизики состоит в том, чтобы выявить элементарные понятия человеческого мышления. И уже в докритический период Кант не раз высказывал мысль, что философ должен всячески сторониться произвольных измышлений.

Иными словами, одной из главных проблем философии является вопрос о границах человеческого познания. Об этом Кант заявляет в одной из наиболее влиятельных работ докритического периода «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики» (1766).

И именно эта тема выходит на первый план в сочинениях критического периода, прежде всего в знаменитой «Критике чистого разума» (1781).

  • Критический период: тема «Критики»

Предметом теоретической философии является исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свою философскую систему также критической, или критическим идеализмом.

По Канту, философия есть форма критики, но критику он понимает весьма своеобразно.

В своих основных произведениях, в названиях которых, как правило, присутствует термин критика — «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума», — Кант не столько критикует в привычном смысле этого слова, сколько выясняет границы соответственно рассудка, способности суждения, воли.

Главной темой «Критики» Кант объявляет поиск ответа на вопрос «Как возможны априорные синтетические суждения?».

Кант впервые задается вопросом о границах человеческого познания. По его мнению, все предметы и явления («вещи») делятся на два класса. Первый класс он называет «вещи в себе». Вещи в себе — это предметы и явления, существующие независимо от нашего сознания и вызывающие наши ощущения.

О том, что находится за пределами нашего сознания, мы ничего определенного сказать не можем. Поэтому, считает Кант, корректнее будет вообще воздержаться от суждения об этом. Второй класс предметов Кант называет «вещи для нас». Это продукт деятельности априорных форм нашего сознания. Примером этого противопоставления может быть антиномия понятий «тяжесть» и «масса».

Первую нельзя понять и измерить, а можно только пережить. Вторая вполне понимаема и исследуема.

Критическая философия И. Канта и его проект

В докритическом периоде Кант преимущественно исследовал вопросы космологической проблематики, то есть происхождение и развитие Вселенной. Кант обосновывал идею о самообразовании Вселенной.

Кант давал обоснование возникновения Солнечной системы, базируясь на законах Ньютона. В соответствии со взглядами Канта, Космос не неизменен и внеисторичен, а пребывает в непрерывном движении и развитии.

Позже космологические взгляды Канта были развиты Лапласом и в истории известны как теории Канта-Лапласа.

Второй, очень важный период деятельности Канта, — это переход от онтологической и космологической проблематики к вопросу гносеологического и этического порядка.

Данный период носит название критического, так как именно в это время вышли в свет две важные работы Канта: «Критика чистого разума», где он критиковал познавательные способности людей, а также «Критика практического разума», где он подробно рассматривал природу человеческой нравственности.

В «Критике чистого разума» Кант давал классификацию самого знания в качестве результата познавательной деятельности, выделив три понятия, которые полостью характеризуют знание:

  • апостериорное знание;
  • априорное знание;
  • вещь в себе.

Определение 1. Апостериорное знание – это такое знание, которое человек получает в результате опыта.

Данный тип знания может быть только предположительным, но не достоверным, так как любое утверждение, взятой из данного типа знания, должно быть проверено на практике, и не всегда оно будет истинным. Например, человек из опыта может знать, что все металлы плавятся, но теоретически он может встретить металлы, не подверженные плавлению

Априорное знание – это знание доопытное, то есть существующее в разуме изначально и не требующее какого-то опытного доказательства. Например, человеческая жизнь протекает во времени или все тела имеют массу.

Каждое из этих утверждений очевидно и совершенно достоверно и с опытной проверкой, и без нее. Например, нельзя встретить какое-то тело, не имеющее массы или определенных размеров, или жизнь человека, которая не протекала бы во времени.

Только априорное знание является абсолютно достоверным и надежным, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Определение 2. Вещь в себе – одно из центральных философских понятий во взглядах Канта. Она представляет собой внутреннюю сущность вещи, которая никогда не может быть познана разумом.

Канта выделил схему познавательного процесса, в соответствии с которой:

  • изначально внешним миром осуществляется воздействие, то есть аффицирование на органы чувств человека;
  • органы чувств людей принимают аффицированный образы внешнего мира в виде ощущений;
  • сознание людей приводит разрозненные образы, полученные от органов чувств, в единую систему, в результате чего в разуме человека формируется целостная картина окружающего мира;
  • целостная картина окружающей действительности, возникающая в разуме на базе ощущений, представляет лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, у которого нет ничего общего с реальным миром;
  • реальный мир, образы которого воспринимаются разумом и чувствами, является вещью в себе – то есть субстанцией, абсолютно не понятой разумом;
  • разум человека может только познать образы огромного количества предметов и явлений окружающей действительности – вещей в себе, но не их внутренней сущности.

Иными словами, в процессе познания, разум сталкивается с двумя непроницаемыми границами:

собственными границами, то есть внутренними для разума, за которыми встают неразрешимые противоречия – антиномии;внешние границы – внутренняя сущность вещей в себе.

Новейшая метафизика

Кант критиковал метафизику не ограничиваясь заменой спекулятивной или теоретической метафизики, метафизикой нравов. Кантианство – это не просто критика метафизики, она является пролегоменой к любой будущей метафизике, которая может появиться в качестве науки.

Критика относилась в обычной школьной метафизике, как химия к алхимии.

Кант не дошел до того, чтобы представить систему самой науки, его критика – это просто трактат о методе. То есть его проект метафизики – это просто систематизированный инвентарь всего, что есть у человека благодаря чистому разума.

Чтобы метафизика в качестве науки могла претендовать не только на обманчивую уверенность, но и на действительное понимание и убеждение, для этого критика самого разума должна обладать полным спектром априорных понятий, разделяя их по различным источникам: чувственность, рассудок и разум.

Настоящее возражение Канта против метафизики заключается именно на уровне конфликта идей разума друг с другом. Именно противоречие идей внутри разума и делает несостоятельной точку зрения традиционной метафизики, для которой это свойство характерно.

Мысль о том, что противоречие, которое предполагает определение рассудка в разумном, существенно и необходимо, должна быть рассмотрена в качестве одного из важнейших и значительных успехов философии Нового времени.

Такая мысль на самом деле категорически запрещает возвращаться к докритическй метафизике.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Искусство и эстетическое освоение действительности
  2. Предмет и объект философии. Структура философского знания
  3. Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
  4. Средневековая философия индии (В. К. Шохин)
  5. Лао-цзы, основатель даосизма
  6. Предпосылки появления философии
  7. Эрнст Шлиермахер и его философия
  8. Проблема происхождения сознания человека
  9. Развитие информационных технологий и автоматизация проектирования
  10. Абхинавагупта, индийский философ