Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм — Дискуссия об универсалиях

Одна из особенностей средневековой философии проявилась в знаменитом споре реалистов (от латинского realis — материальный, действительный) и номиналистов (от латинского nomen — имя, наименование). Спор касался природы универсалов (от латинского universalis — общий), т.е. природы общих концепций. Реалисты Джон Скотт Эриугена (ок. 810 — ок. 877) и особенно Томас Аквинский, исходя из позиции Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с сингулярным, являясь его формой, сформулировали концепцию трех способов существования вселенных. По их мнению, вселенные существуют тремя способами: «до вещей» в божественном разуме, «сами вещи» как их сущность или форма, и «после вещей», то есть в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса в истории философии называется «умеренным реализмом», в отличие от «крайнего реализма», согласно которому общее существует только вне вещей. Экстремальный реализм платоновского типа, несмотря на кажущуюся присущую ему приспособляемость к идеалистическому схоластике, не мог быть принят Православной Церковью именно потому, что материя была оправдана в христианстве отчасти как одна из двух естеств Иисуса Христа.

Номиналисты, в первую очередь французский философ и богослов Иоанн Роззелен (ок. 1050 — ок. 1120), до крайности отрицали объективное существование общего, полагая, что вселенные существуют только в человеческом разуме, в мыслях, т.е. отрицали не только существование общего в определенной сингулярной вещи, но и ее существование «перед вещью». Универсалы, по словам Росзелина, — это только названия вещей, и их существование сводится только к колебаниям голоса. Существует только человек, и только он может быть субъектом знаний[1].

Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росзелина был осужден еще на Суйсонском Соборе в 1092 году.

Против крайностей реализма и номинализма Пьер Абеляр, стоявший в основном на почве номинализма, разработал примирительную формулу единства концептуализма: Универсалы не имеют самостоятельной реальности, только отдельные вещи реально существуют; но универсалы приобретают определенную реальность в сфере разума как понятия, которые являются результатом абстракции, умственного обобщения и обобщения отдельных свойств вещей.

В заключение следует подчеркнуть, что средневековая философия внесла значительный вклад в дальнейшее развитие эпистемологии, разработав и конкретизировав все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое впоследствии стало не только предметом научных споров, но и основой для формирования основ научного и философского знания. Философия зрелого средневековья, начиная с XI-XII веков, находясь под влиянием христианства, принесла удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовила достаточно благоприятную почву для дальнейшего движения. Творчество Блаженного Августина, Томаса Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маймонида, Данс Скотта, Р. Бэкона, У. Оккама и др. не уступает по уровню интеллектуальной культуры и значимости выдающимся учениям мыслителей более поздних времен.

Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм

Дискуссия об универсалиях

Дискуссия об универсальных существах велась практически на протяжении всего Средневековья и была одной из важнейших, если не самой важной философской проблемой той эпохи. «В начале было Слово», провозглашает Библию. Неудивительно, что философы поставили перед собой задачу выяснить, что такое Слово (т.е. понятие) и как оно связано с конкретными вещами. Философским стержнем спора об универсальных (общих понятиях) тогда был поиск ответа на вопрос о природе связи между идеальными понятиями и реальным существованием вещей. Другими словами, это была проблема противоречивого взаимодействия общего и сингулярного, мысли и реальности.

Позднее в схоластике возникли три подхода к решению этих вопросов, кульминацией которых стал грех основных (и других) ветвей схоластической христианской философии: крайний реализм, крайний номинализм и концептуализм. Рассмотрим философские позиции представителей этих школ мысли.

Средневековые номиналисты (от латинского pot — имя, титул) считали, что универсалы существуют только в человеческом разуме как понятия вещей или их названия. Согласно Оккаму, Бог также сначала создает вещи актом всемогущей воли, а затем в его сознании возникают идеи, как понятия или представления об этих вещах. На самом деле, ничего не существует, кроме отдельных вещей. В чистом виде этот взгляд восходит к древнему циничному антисфорсу и стоикам, которые спорили с Платоном о том, что идеи обитают только в человеческом разуме и не существуют вне разума. Позиции номиналистов защищали Пьер Абеляр, Джон Рошелинус, Уильям Оккам и Николас из Отрекура.

Средневековые реалисты считали, что общие понятия, т.е. универсалы, реальны и не зависят от человеческого разума. Экстремальные реалисты считали, что вселенные существуют независимо от вещей и до них. Умеренные реалисты считали, что вселенные реальны, но живут в единичных вещах.

Реализм Альберта Великого и его талантливого ученика Томаса Аквинского оказался чрезвычайно работоспособным и удобным для церкви. Аквины утверждали, что вселенные существуют тремя путями: до того, как единичные вещи как их идеи в божественном разуме; в самих вещах как их сущности; после того, как вещи как их концепции в человеческом разуме. Человеческий разум вполне способен постичь суть вещей, т.е. общие понятия, потому что они уже существуют в божественном разуме. Реалисты, поставившие причину выше, будут знать. У номиналистов была воля над разумом.

Экстремальный реализм, по сути, восходит к доктрине Платона о самостоятельном существовании идей (eidos) в идеальном мире. Умеренные реалисты были близки к позиции Аристотеля, в которой общая (форма) была тесно связана с сингулярным, т.е. с индивидуальными вещами. Различные варианты реализма пропагандировали такие известные философы средневековья, как Аврелий Августин, Гийом Шампотский, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский.

Концептуализм занимает промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом. В некотором смысле это можно считать умеренной формой номинализма. Концептуалисты (Пьер Абеляр, Данс Скотт) считали, что универсалы не существуют объективно в онтологическом смысле. Они существуют только в человеческом разуме, но в то же время соответствуют чему-то общему, что существует в самих вещах.

Проблема знания и веры в европейской схоластике

Уже в первые века существования христианства в богословии стали появляться две основные позиции (рис. 80): одни богословы считали, что нужно просто верить и даже не пытаться понять Бога, потому что человеческий разум в принципе не способен на это, другие же считали, что главная цель каждого верующего — как можно ближе приблизиться к пониманию Бога. И поскольку мир был творением Бога, то, постигая мир, мы также постигли Творца. В своем изучении мира они опирались на древнюю философию и пытались адаптировать его к христианской доктрине. Но применение рациональных методов познания неизбежно привело к открытию ряда противоречий, как внутри религиозных учений, так и между результатами научных исследований и религиозными идеями, зафиксированными в Библии (аналогично в Коране). Это порождает проблему знания и веры, которая в равной степени актуальна в мусульманском и христианском мире, а именно: выше сотни: правда науки или правда религии?

Эту проблему можно сформулировать как вопрос о способах познания: Должны ли мы верить, чтобы познать мир и Творца посредством разума? Или это рациональное исследование мира ведет нас к вере? Положительный ответ на первый вопрос дали Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский («Я верю, чтобы понять») и другие, на второй — Пьер Абеляр и его последователи («Я понимаю, чтобы верить»), В учении Фомы Аквинского эти две позиции были синтезированы. В частности, он провозгласил тезис о гармонии разума и веры, которые не могут противоречить друг другу (а если такое противоречие найдено, значит, мы просто ошиблись в рассуждениях). Что объединяет все эти взгляды, так это мысль о том, что разум может и должен служить вере («философия — слуга богословия»).

Мусульманский философ Аверроэс (Ибн Рушд) предложил теорию «двух истин» для решения проблемы знания и веры. Согласно этой теории, истины науки превосходят истины религии, но лишь немногие могут понять истины науки, а для всех остальных религиозные идеи полезны, поэтому они имеют право на существование и не должны быть публично опровергнуты. В тринадцатом и пятнадцатом веках теория двух истин распространилась в Европе, при этом Сигер Брабантский, Дуис Скотт и Уильям Оккам утверждали, что разум и вера не имели ничего общего, и что разум не мог помочь вере.

Особенно остро полемика звучала в связи с вопросами: существует ли мир вечно или он когда-то был создан? Бессмертна ли отдельная человеческая душа или смертна? Есть ли свободная воля, или каждое человеческое действие определяется Богом?

Проблема универсалий в средневековой философии

Универсальными являются те вещи, которые являются общими для всех конкретных объектов определенного вида или рода. Например, как уже было сказано, все отдельные лошади, несмотря на свои многочисленные индивидуальные различия, обладают определенной общей «лошадью», в силу которой на самом деле являются лошадьми.

Средневековая концепция вселенных возникла из доктрины Платона об идеях, которые, будучи «присущими» конкретным вещам, определяют их сущность, являясь их идеальной моделью и, более того, причиной и назначением этих вещей; с этим тесно связано учение Аристотеля о формах. В той форме, в которой она обсуждалась в средние века, проблема вселенных впервые была поднята в трудах неоплатониста Порфира, хотя она вошла в средневековый схоластизм через Бетия и его комментарии к трудам Порфира.

Порфири задал три вопроса.

1. существуют ли вселенные (т.е. роды и виды: животные, люди, лошади и т.д.) независимо друг от друга (т.е. вне конкретных вещей)?

2. Если да, то они телесны или бесплотны?

3. если они бесплотны, то имеют ли они одну природу с разумными вещами?

Сам Порфирий не дал ответов на эти три вопроса, но эти три вопроса, и особенно первый из них, стали предметом бурных дебатов в Средневековье. При рассмотрении вопроса «Есть ли независимые друг от друга вселенные?» все философы были разделены на два великих лагеря: Реалисты и Номиналисты (Схема 82).

Реалисты были философами, которые считали, что вселенные реально существуют вне конкретных вещей.

Номиналисты (от латинского «nomen» — «имя») были философами, которые считали, что вне конкретных вещей общая (универсалия) существует только в словах (именах), используемых для обозначения вещей определенного рода.

Таким образом, с точки зрения реалистов, действительно, вне конкретных лошадей и вне них есть присущая всем лошадям «лошадность» как таковая, вне конкретных быков есть «бычье», вне всех четвероногих есть «четырехножка» и т.п. А с точки зрения номиналистов, вне конкретных объектов нет «коня», «быка» и «четырехножки», а есть только слова (имена) «лошадь», «бык», «четырехножка», которые относятся соответственно к любой лошади, быку, четырехножке.

Западноевропейская схоластика

Завоевание Рима варварами в 476 году, которое считается началом средневековья, было лишь одним из эпизодов Великого переселения в Европу, которое произошло в V-VIII веках. Этот период известен в истории как Темные века. В этот период с Востока на Запад мигрировало большое количество различных племен — в основном германских и славянских. На развалинах бывшей Западной Римской империи началось формирование новых национальных государств, которое в целом завершилось к IX-XI векам.

Западноевропейская философия средневековья называется «схоластикой». Хотя история средневековой философии формально начинается только с конца V века, но по социально-политическим причинам в «темные века» развитие философии в Западной Европе практически не происходило. Почти единственными центрами культуры в то время были христианские монастыри, в библиотеках которых хранились и переписывались некоторые древние тексты, в том числе философского содержания.

Систематическое и последовательное развитие западноевропейского схоластики началось только с XI века. История средневековой философии делится на следующие периоды

Все философские труды схоластики были написаны на латыни, которая в то время была не только языком Церкви, но и международным языком науки. В V-XI веках главной основой философских построений был неоплатонизм, в основном в интерпретации Аврелия Августина. В период зрелого и позднего схоластики ведущим учением стали перипатетики, особенно в интерпретации Томаса Аквинского (Томизм).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идея общественного процесса в истории социальной мысли
  2. Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса
  3. Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)
  4. Искусство и эстетическое освоение действительности
  5. Предмет и объект философии. Структура философского знания
  6. Средневековая философия индии (В. К. Шохин)
  7. Лао-цзы, основатель даосизма
  8. Критическая философия и. Канта и его проект «новой метафизики»
  9. Предпосылки появления философии
  10. Эрнст Шлиермахер и его философия