Для связи в whatsapp +905441085890

Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса — Общественно-политические взгляды Гоббса

Общественно-политические взгляды Гоббса

Главный в процессе изучения политико-правового учения Т. Хоббса. Общественно-политические взгляды Гоббса, содержащиеся в произведениях «О Гражданине», «Левиафан». Сердце его философской системы Т. Хоббс имеет определенное представление о природе человека. Отправной точкой его размышлений о социальном порядке и государстве является «естественное состояние человека». Это состояние природы характеризуется «естественной склонностью людей причинять вред друг другу, которая проистекает из их страстей, но особенно из тщеславия любви к самому себе, права всех на всех».

Философ считает, что хотя изначально все люди созданы равными по своим физическим и умственным способностям, и каждый из них имеет такое же «право на все», как и другие, человек также является глубоко эгоистичным существом, отягощенным жадностью, страхом и амбициями. Он окружен завистливыми людьми, соперниками и врагами. «Человек — волк для человека».

Поэтому философ считает, что в природе человека есть причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на уничтожение или порабощение других. Кроме того, существует жадность к славе и разногласиям, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Отсюда и роковая неизбежность в обществе «…войны всех против всех, в которой каждый управляется по своему разумению и нет ничего, что он не мог бы использовать как средство побега от своих врагов».

Иметь «право на все» в такой войне — это иметь «…право на все, даже на жизнь каждого другого человека». В этой войне, по мнению Гоббса, не может быть победителей, выражающих ситуацию, в которой каждому угрожает все — «…пока поддерживается право каждого на все, ни один человек (каким бы сильным и мудрым он ни был) не может быть уверен в том, что он будет жить все время, которое природа обычно обеспечивает для человеческой жизни». В ходе этой войны люди применяют изощренное насилие для порабощения других людей или в целях самообороны.

Однако «…люди по своей природе подвержены жадности, страху, гневу и другим животным страстям», ищут «чести и преимущества», действуют «ради выгоды или славы, то есть ради любви к себе, а не к другим», так что каждый является врагом другого, полагаясь в жизни только на собственные силы и ловкость, находчивость и гениальность. Таким образом, эгоизм объявляется главным стимулом человеческой деятельности.

Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса -  Общественно-политические взгляды Гоббса

Первая часть фундаментального закона природы

Естественное право — это рецепт человеческого разума. Согласно Евангелию, законы природы проистекают из самой человеческой природы и являются божественными только в том смысле, что разум «дается каждому человеку Богом как эталон его поступка», а нравственные заповеди Писания, хотя и проповедуются людям самим Богом, могут быть выведены независимо от него «по умозаключению из понятия «закон природы», то есть по разуму». Важнейшая общая заповедь разума, по мнению Гоббса, состоит в том, что каждый человек должен стремиться к миру, если у него есть хоть какая-то надежда на его достижение; если он не может его достичь, он может использовать любые средства, которые дадут ему преимущество на войне.

Таким образом, первая часть фундаментального закона природы, выведенная философом, заключается в том, что необходимо стремиться к миру и следовать ему. Вторая часть — это содержание естественного права, которое равнозначно праву защищать себя всеми возможными средствами. Из фундаментального закона Гоббс черпает другие законы природы. Наиболее важным из них является отказ от прав каждого человека в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самообороны (второй естественный закон), а также отказ от права сопротивляться насилию, попыткам лишить людей свободы. Отказ от права, согласно Гоббсу, достигается либо простым отречением, либо передачей другому лицу. Но не все права человека могут быть отчуждены — человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и противостоять тем, кто на него нападает. Нельзя требовать тюремного заключения и т.д. Взаимная передача прав осуществляется людьми в форме соглашения — «соглашение — это акт двух или многих лиц, передающих друг другу свои права». В случае, когда соглашение заключается в отношении того, что относится к будущему, оно называется соглашением. Соглашения могут заключаться людьми под влиянием страха, но и добровольно.

Второй закон природы приводит к третьему: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае они лишены смысла. Третий закон природы содержит источник и начало правосудия.

В книге «Левиафан» Гоббс указал на 16 других природных (непреложных и вечных) законов в дополнение к вышеуказанным трем. Большинство из них имеют характер заповедей или запретов: быть справедливыми, милосердными, снисходительными, немилосердными, беспристрастными и в то же время не быть жестокими, мстительными, высокомерными, предательскими и т.д.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Т. Хоббс построил свою доктрину на изучении человеческой природы и страстей. Мнение Гоббса об этих страстях и природе чрезвычайно пессимистично: людям свойственно соперничество, недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе. Эти страсти делают людей врагами. Поэтому в состоянии природы люди находятся в состоянии войны всех против всех. Но это естественное состояние может быть преодолено наличием естественного разума, естественного закона, который заставляет людей задуматься о последствиях своих действий и регулирует их поведение. Хоббс сводил все законы природы к одному общему правилу, позднее выраженному в категорическом императиве Канта, а именно: отказ делать с другими то, что вы не хотите, чтобы они сделали с вами.

«Человек человеку — волк»

В Гоббе человек предстает в двух ипостасях — как естественная личность и как член общины — гражданин. Человек может находиться в естественном или социальном (гражданском, государственном) состоянии. Гоббс прямо не говорит о существовании двух видов нравственности, но говорит о нравственности и о понятиях добра и зла в контексте природного состояния и гражданского состояния, показывая, что различия между его характеристиками нравственности существенно различаются. Что характеризует состояние природы? — Это состояние, в котором проявляется естественное равенство мужчин. Конечно, Гоббс не может не видеть индивидуальных различий, как физических, так и ментальных; но в общей массе эти различия не настолько велики, чтобы в принципе нельзя было говорить о равенстве людей. От равенства способностей исходит равенство надежды на успех. Однако нехватка ресурсов не позволяет удовлетворять потребности всех в равной степени. Это приводит к соперничеству между людьми. Постоянное соперничество порождает недоверие между людьми. Никто, у кого что-либо есть, не может быть уверен в том, что его имущество и он сам не станет объектом воинственных притязаний со стороны другого. В результате люди испытывают страх и враждебность друг к другу. Для обеспечения собственной безопасности они стремятся к укреплению своей власти и авторитета, а также к тому, чтобы другие ценили их как самих себя. В то же время никто не хочет проявлять уважение к другому, чтобы это не воспринималось как выражение слабости.

Все эти особенности жизни людей в природном состоянии, а именно соперничество, недоверие, ищущих семьи, оказываются причиной постоянной войны всех против всех. Хоббс трактует войну в широком смысле, как отсутствие каких-либо гарантий безопасности; война «является не просто сражением или военным действием, а интервалом времени, в течение которого воля к борьбе проявляется путем сражения».

В естественном состоянии отношения между людьми выражаются в формуле: «от человека к человеку — волк» . Ссылаясь на эту формулу, Гоббс подчеркивает, что она характеризует отношения между государствами, в отличие от другой формулы «Человек — человек — Бог», которая характеризует отношения между гражданами внутри государства. Однако, как видно из Природы Человека, в которой Гоббс изображает все человеческие страсти через аллегорию расы, как в социальном, так и в естественном состоянии, принцип «человек-человеку — волк» всегда присутствует в отношениях между людьми, поскольку недоверие и злоба являются мотивами человеческих поступков. Состояние природы как состояние войны отличается другой особенностью: Здесь нет понятий справедливости и несправедливости — «там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет и несправедливости». Справедливость — это не естественное качество человека, это добродетель, поддерживаемая самим человеком в процессе его самоорганизации. Законы и соглашения являются действительной основой («причиной», как в некоторых местах говорит Хоббс) для проведения различия между правосудием и несправедливостью. В состоянии природы нет «ничего общего обязывающего, и каждый может делать то, что он лично считает хорошим». В этом состоянии люди действуют по принципу «быть способным или неспособным», «желать или не желать», а их личные желания оказываются истинной мерой добра и зла.

Общественный договор между людьми

Естественному состоянию противопоставляется государство (гражданское состояние),переход к которому обусловлен инстинктом самосохранения и разумным стремлением к миру. Стремление к миру, по мнению Гоббса, является главным естественным законом.

Превратить естественные законы в императив может только сила, т.е. государство. Государство возникает двумя путями: вследствие насилия и вследствие общественного договора. Гоббс отдаёт предпочтение договорному происхождению государства, называя такие государства политическими. Заключая общественный договор между собой, люди отчуждают все свои естественные права в пользу суверена. Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство — это, согласно Гоббсу, «механическое чудовище», обладающее необычайной и страшной силой: оно может защитить интересы человека, интересы партий и большой общественной группы.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Гоббс считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, сила, разумность политической жизни общества, общее благо людей, их согласие, которое составляет условие и «здоровье государства»; его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам или даже смерти государства. Отсюда Гоббс делает вывод, что все люди заинтересованы в совершенном государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер. Понятия добра и зла различаются только государством, человек же должен подчиняться воле государства и признавать дурным то, что признает дурным государство. При этом государство должно заботиться об интересах и счастье народа. Государство призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок; оно должно давать гражданам возможность увеличивать свое богатство, однако в безопасных для государства пределах.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема соотношения культуры и цивилизации
  2. Философия постмодернизма
  3. Философия эллинистической эпохи
  4. Человек как предмет философской рефлексии
  5. Идея общественного процесса в истории социальной мысли
  6. Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)
  7. Искусство и эстетическое освоение действительности
  8. Предмет и объект философии. Структура философского знания
  9. Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
  10. Средневековая философия индии (В. К. Шохин)