Для связи в whatsapp +905441085890

Основные понятия философии Ф. Ницше — Биография Ницше

Одно из направлений западноевропейской философии второй половины XIX и начала XX века вошло в историю под названием «философия жизни». Представители этого направления — такие философы, как Т. Лессинг, У. Дилтей, О. Спенглер, Г. Симмел и так далее. Пионером философии жизни был А. Шопенгауэр. Одним из его самых блестящих представителей был Ф. Ницше. В середине XX века жизненно-философские традиции были введены в модернизированную и усовершенствованную к Х. форму. Ортега и Гассет и А. Бергсон. Идеи философии жизни нашли свое выражение во многих других течениях философской мысли XX века.

В основе различных концепций философии жизни лежит своеобразно трактуемое понятие «жизнь». Жизнь — это то, что не может быть определено научно и рационально в принципе. Жизнь непредсказуема, это импульс, это спонтанный поток, внутренняя свобода, творчество, это процветающая полнота бытия. Жизнь противостоит всему искусственному, «выраженному», механическому. Его нельзя втиснуть в рамки искусственных схем и определений. Именно это пыталась сделать научно-ориентированная, рационалистическая западная философия предыдущего периода. Таким образом, выдвигая на первый план концепцию жизни, представители рассматриваемого направления сознательно бросают вызов философии предшествующего периода.

Они выступают против всеобщего распространения науки, поскольку считают, что наука не может и не должна стать единственной формой понимания бытия. Очень важные аспекты реальности остаются вне научного знания. Именно этот факт подчеркивается акцентом на концепции жизни.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) видел в воле к жизни главный фактор бытия. Он резко противопоставил идею своей философии главному тезису гегелевской философии, согласно которому «разум управляет миром». Не причина, а воля к жизни — это самое главное, это то, что действительно «управляет» миром, как думал Шопенгауэр.

Философия Шопенгауэра прославилась и получила широкую известность только после его смерти, в то время, когда влияние гегелевской философии резко снизилось, а ее различные варианты были заменены доктринами, открыто провозгласившими разрыв с гегелевской традицией и подвергшимися жесткой критике. Философия Шопенгауэра открывает период «переоценки ценностей» в западной философии, период переосмысления многих высказываний, содержащихся в философии XVII-XVII веков.

Главным произведением Шопенгауэра является объемное произведение под названием «Мир как воля и воображение», над которым он работал в течение многих лет. Его философия была также изложена в небольших работах, таких как «Афоризмы Мудрости Мира», «Концепция воли», «О Наллии и страданиях жизни», «Метафизика Сексуальной Любви» и др.

В отличие от основного произведения «Мир как воля и воображение», небольшие работы написаны на более простом языке и призваны дать ответы на конкретные вопросы человеческой жизни. Таким образом, Шопенгауэр в очередной раз хотел подчеркнуть отличие своей философии от гегелевской, что было очень сложно для обычного читателя, не знакомого с терминологией из-за сложного стиля высказываний. Мыслитель пытался максимально приблизить свою философию к жизни человека. Философская система Шопенгауэра была основана на Канте, Платоне и буддийской философии.

Шопенгауэр утверждал, что мир, данный непосредственно в нашем опыте, является совокупностью наших представлений. В обычной жизни человек живет в мире идей, разработанных под влиянием личного опыта. Опыт всегда ограничен, он постигает только определенную часть того, что существует, и просматривает все данные через призму личного восприятия. Выход из мира восприятий посредством знаний, даже научных знаний, принципиально невозможен. Последнее утверждение находится в резком противоречии с уверенностью, характерной для классической философии, что на пути научного познания человек преодолевает свою субъективность и открывает мир таким, какой он есть. По мнению Шопенгауэра, сама наука является одним из активных факторов формирования мира наших представлений и ни в коей мере не выводит человека за его пределы. Как и Кант, Шопенгауэр считает, что наука способна познавать только мир внешности, а не реальный мир во всем его многообразии и глубине.

Основные понятия философии Ф. Ницше

Биография Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий филолог, писатель и философ. Родился в семье пастора, окончил среднюю школу и изучал классическую филологию в университетах Бонна и Лейпцига. В Лейпциге он познакомился с «Die Welt als Wille und Vorstellung» Шопенгауэра, которая оказала на него большое влияние, а в Лейпциге он также познакомился и подружился с Р. Вагнером, чью музыку он считал инструментом человеческого обновления. В 1869-1879 годах Ницше был профессором Лейпцигского университета. Ницше был профессором классической филологии в Базельском университете.

С детства Ницше мучили страшные головные боли, которые приводили к обморокам, рвоте, временной слепоте и т.д. В 1879 году он был вынужден отказаться от своей преподавательской карьеры из-за болезни; в поисках подходящего климата он бродил по Швейцарии, Италии, Франции, где написал свои лучшие книги. С 1889 года его творческая деятельность прекратилась: душевная болезнь отправила его в психушку, где он оставался до конца своих дней.

В целом, философию Ницше можно отнести к субъективному идеализму и назвать иррационализмом.

Важные работы. «Рождение трагедии от духа музыки» (1872), «Безвременные размышления» (1873), «Человек, слишком человечный» (1878-1880), «Рассвет» (1881), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратуштра» (1883-1885), «За пределами добра и зла» (1886), «Антихристианин» (1888), автобиография «Эсс Гомо» (1888), «Сумерки идолов» (1889); После смерти Ницше вышла его книга «Воля к власти» (1901 г.).

Философские взгляды. Периоды развития. В творчестве Ницше принято выделять три основных периода развития, в которых сам Ницше не считал себя профессиональным философом, а его учение находилось в прямом противоречии с «философией специалистов». Напротив, он не пытался построить философскую систему, разработать конкретный метод исследования и преподавания. Он «проповедовал» свои взгляды и не заботился об их последовательности, связях и обоснованиях. Поэтому основные сочинения Ницше структурированы как сборник афоризмов; он сознательно использует многозначные и неоднозначные термины, «играет» с их разными значениями, часто и намеренно шокирует и сбивает с толку читателя[1]. Цель Ницше — выразить свое понимание и смысл жизни. По мнению Ницше, любое явление можно оценить с разных точек зрения, с разных «центров перспективы» или «центров силы», и поэтому нет ни абсолютной истины, ни единой правильной точки зрения. Он дает свой взгляд на жизнь и не заботится о мнении читателя — это дело каждого.

Судьба учения

Философские идеи Ницше подверглись сильному влиянию книги Шопенгауэра «Мир как воля и воображение». Понимание Ницше жизни как проявления спонтанной иррациональной силы, «воли к жизни», которая является основной основой существования, занимает центральное место в его учении.

Основные термины, которые он использует — «мир», «жизнь», «вещь», «становление», «человек». Все эти термины полисемантичны с ним и приобретают определенное значение только в конкретном контексте использования. В целом, однако, их можно охарактеризовать следующим образом. Мир является постоянным образованием, поэтому Ницше заменяет традиционное философское понятие «образование бытия» на «бытие образования». Бессмысленность бытия обнаруживается тогда, когда мы, наконец, осознаем, что его сущность — это «вечное повторение», повторение и обновление того, что уже неоднократно существовало. Становление — это чистое и непрерывное движение, и то, что мы считаем вещью, это лишь момент стабильности в хаосе становления. Воля (воля к жизни), которая является движущей силой становления, лежит в основе мира, а воля в его динамизме является сущностью бытия. Но воля — это еще и чувство, страсть с разными оттенками, а самое главное в этой страсти — это всегда воля к расширению себя, «воля к власти». Жизнь — это мир, понимаемый как организм, и это мир, воспринимаемый субъектом (и каждым по-своему).

Человек — это биологический организм, возникший в процессе эволюции, поэтому в человеке все стадии его эволюции присутствуют в «отдаленной форме». В процессе развития (а значит, и борьбы за существование[2]) организм развивается во все более сложных формах адаптации к окружающему его миру. Человек — это прежде всего тело; но он также иерархическая структура, в которой верхний слой — это интеллект, но интеллект важен, потому что он необходим для поддержания низших жизненных способностей и инстинктов. Интеллект не способен познать мир, и он не знает его, но схематизирует его — настолько, насколько это необходимо для практических нужд организма. Метафорическое и живописное мышление связывает человека с реальностью, но научные понятия, не имеющие отношения к жизни, не способны на это.

Жизнь — это определенная целостность, поэтому Ницше отвергает традиционное философское разделение на «субъект» и «объект» (на «познание» и «восприятие»), возвращаясь, таким образом, к доократовской философии (с ее неразделенным бытием и мышлением), которую он держит в гораздо большей степени, чем всю последующую философскую мысль.

Этика. В учении Ницше переоцениваются все традиционные нравственные ценности Запада. По его мнению, христианство, взывая к жалости, милосердию и послушанию, развращает человека, подавляя основные жизненные силы. «Христианство встало на сторону всего слабого, низкого, уродливого; оно сделало свой идеал лишь противоположностью инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило дух даже самой сильной духовной природы, научив их чувствовать обман, искушение, греховность в высших ценностях духовного»[3]. Но «В наше время Бог мертв!». — Ницше провозгласил. Это означает, что наступила новая эпоха, с новой системой ценностей, родился новый человек — «супермен», «белокурый зверь». Только сильные имеют право на существование: «Пусть погибнут слабые и уродливые — первая заповедь нашей человеческой любви». Необходимо также помочь им погибнуть. Ницшеан Уберменш «выше добра и зла», выше всех нравственных норм, кроме тех, которые он сам создает.

Уберменш Ницше — сильный человек, разорвавший цепи «рабской морали», построенной на повиновении и восстании против человеческих законов; он аристократ вне «стада». Уберменш Ницше — аристократ вне «стада». Но он также является аристократом ума, то есть широко образованным человеком, хорошо разбирающимся в искусстве и способным к глубокому восприятию.

Философия религии

Иррационализм Шопенгауэра проложил путь к возникновению философии жизни Фридриха Ницше (1844-1900). В молодости Ницше находился под сильным влиянием идей Шопенгауэра и мистического символизма композитора Рихарда Вагнера, которому посвящены его ранние произведения. Ницше сосредоточился на жизни как явлении, связанном с «волей к власти», с драйвом, творчеством и силой. Все, что противоречит этому, и особенно, согласно Ницше, христианство, которое противопоставляет земную жизнь и жизнь потустороннюю, было объявлено им упадком.

Свою первую работу «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) Ницше посвятил Вагнеру. В ней он отверг идеи религии Древней Греции как «религии прекрасного», которую Гегель так называл в своих «Лекциях о философии религии» и классифицировал под «религией духовной индивидуальности». Ницше полностью пересмотрел смысл философии Сократа, который, по мнению немецкого мыслителя, своей философией нравственности проложил путь к возникновению христианства.

Ницше утверждал дуальность и сосуществование Аполлонского и Дионисского принципов, которые он связывал, соответственно, с Аполлоном и Дионисом — двумя божествами искусства, воплотившими противоположные «психические импульсы» древних греков. Первое началось с «радостной необходимости мечтать», выраженной в фантастическом мире лучезарного Аполлона — бога всех сил, который «создает образы» и провозглашает будущее. Мир Диониса отличается. По словам Ницше, Дионис вызывает «чудовищный ужас» и в то же время «блаженный восторг», сравнимый с опьянением. «По заклинанию Диониса, — заключает он, — восстанавливается не только единство человека с человеком: даже отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном, человеком».

Ницше утверждал, что Дионисий и Аполлонский — два мира древней культуры, мир интоксикации и мир мечты, мифологический синтез музыки и пластики, инстинкт и разум, порожденный древней трагедией: «Нет прекрасной поверхности без страшной глубины. Согласно Ницше, «упадок» культуры начинается с того, что все меняет свое место: «Инстинкт становится критиком, а сознание — творцом»[1] [2] Сократ отрицает истину греческой трагедии, воплощающую гармонию Анолонии и Дионисия; он ищет истину в себе и находит ее в добродетели. Для Ницше Сократ — первый «теоретический человек» и «деспотичный логик», который знаменует собой разрушение культуры мифа. С ним начинается своего рода новая эра — эра «религии» в ее противостоянии мифологии, или «раскола» прежнего «единства мысли и жизни».

Ключом к пониманию учения Ницше является понятие «вечного возвращения», которым он обозначает высшую форму утверждения жизни. В нем содержится понятие «быть единым целым», непрерывным и повторяемым. В основе «мысли о вечном возвращении» лежит переосмысленный мифологический смысл времени. По материалам германо-скандинавской мифологии мистическая оперная тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунгов» завершилась тем, что прежний мир — мир старых богов и героев, наслаждавшихся жизнью в Валгалле, — загорелся пламенем.
Однако, по словам Ницше, современная эпоха — это время, когда христианский Бог тоже «умер». Его утрата невосполнима; вместе с ним рушится иерархия ценностей, установленных «вне» земной жизни, и человек остается один в бесплотном мире — мире истории. Теперь только Заратустра, «пророк сверхчеловека», прославляющий и утверждающий жизнь, может «спасти» этого «последнего человека», утверждает Ницше. Он вновь выходит из глубин истории, чтобы замкнуть круг «вечного возвращения» и дать человеку возможность вновь обрести себя «вне добра и зла».

Ницше: сверхчеловек и воля к власти

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) первоначально был последователем Шопенгауэра. Однако в процессе формирования своих философских взглядов он стал довольно критично относиться к своему предшественнику. Ницше считал учение Шопенгауэра средством выражения собственной личности. Понимание всей глубины видения Шопенгауэра является необходимым шагом, но должна быть альтернатива «антижизненной» позиции, выраженной в стремлении к искоренению воли и презрения к человеческой природе. Решение Ницше простое и радикальное: необходимо активное самоутверждение («Стань тем, кто ты есть!»), которое распространяется на боль и даже жестокость, так как они являются частью самого себя.

Из понятия Шопенгауэра «воля к жизни» Ницше выводит понятие воли к власти и пытается изобразить эту волю как основную движущую силу, определяющую не только поведение человека, но и, в определенном смысле, жизнь вселенной. Воля к власти — это не политический принцип, а попытка связать человеческое поведение, образ мышления и культурные ценности с фундаментальным желанием воспроизводить и иметь власть над миром и собой. Идея Шопенгауэра о том, что миропорядок определяется умами живых существ, принадлежащих к определенному биологическому виду, преломляет утверждение Ницше о том, что нет абсолютных истин и ценностей, а есть только наши собственные идеи и вымыслы, которые помогают нам справляться с жизнью. Ницше считает аскетический идеал Шопенгауэра фундаментальным для западной культуры: «Человек скорее ничего не хочет, чем ничего не имеет».

Хотя взгляды Ницше достаточно последовательны, нельзя сказать, что он создал какие-то новые системы или теории в онтологии или эпистемологии. Ницше не был академическим философом; он любил говорить парадоксами и часто шокировал ими своих читателей. Идеи Ницше наиболее значимы в области этики и критики религии. Философию Ницше часто описывают как «переоценку всех ценностей».

Отказ от вечных ценностей побуждает Ницше к парадоксальному тезису о смерти Бога. «Кто убил его? — Ницше поднимает вопрос. — Я скажу тебе. Это мы его убили: Ты и я. Мы его убийцы». Убийство Бога заключалось в последовательном отказе от ценностей, которые всегда лежали в основе западной цивилизации. Человек постепенно ликвидировал мир сверхъестественного и все, что было с ним связано — идеалы, ценности. Бог исчез вместе с миром сверхъестественного. С ним исчез старик, а нового еще нет.

Нападая на христианство, Ницше не останавливается на традиционной морали. Он видит в этом «нравственность рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородного, прекрасного и аристократичного». Но следует отметить, что этика Ницше не является этикой самооправдания. Ницше просит человека предъявлять к себе самые жесткие требования. Парадоксальный совет Ницше: «Тот, кто падает, толкается!» относится к необходимости культивировать необыкновенную силу воли, которая поможет выжить в самых трудных условиях. Ницше ставит силу воли человека выше всего остального.

Предшественники современной философии многое сделали для того, чтобы она отличалась от философии Нового времени. Они заложили основу иррациональной философии, концепции, которая отрицает или существенно ограничивает возможность рационального познания реальности. Отрицая или принижая рациональное познание, иррационализм выдвигает на первый план имплементационные аспекты психической жизни человека: инстинкт, интуиция, эмоции, сила воли, мистическое озарение, воображение, любовь, бессознательное и т.д. Иррационализм обычно утверждает нелогичную, иррациональную природу самой реальности. Она исключает свое познание с разумом или делает такое познание вторичным.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объективная истина и наука
  2. Управление и развитие
  3. В.И. Вернадский. Человек и ноосфера — Концепции эволюции биосферы. Отличие теории Вернадского от других теорий
  4. Культурный нигилизм философов-модернистов
  5. Социальная философия и альтернативные варианты развития человечества
  6. Схоластика и культура средних веков
  7. Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена
  8. Понятие укладов общественной жизни
  9. Наука как форма специфической познавательной деятельности
  10. Соотношение биологического и социального в человеке