Для связи в whatsapp +905441085890

Общество, история и культура. Ключевые понятия и методологические подходы — Природа — человек, общество, культура

Примерно в начале I тысячелетия до н.э. этруски, или тосканцы1 — так их называли латинские авторы (самоназвание этрусков — расены, для греков они были тиррены, или тирсены) поселились в Италии. Своими знаниями об этрусках мы обязаны в основном результатам археологических раскопок. В XIX-XX веках были раскопаны многочисленные гробницы, святилища и остатки крепостей, найдено множество ремесленных изделий и скульптур, посуды, керамики и, наконец, многочисленные надписи. Так называемая тайна этрусков заключается в том, что происхождение, язык и точная дата появления этого народа в Италии остаются неизвестными. Существует более 10 тысяч этрусских надписей, размещенных на урнах, саркофагах, статуэтках, свинцовых табличках, бронзовых зеркалах и других предметах. В большинстве своем они предельно лаконичны. Большинство надписей носят одаривающий или посвятительный характер. Есть эпитафии, есть даже уникальный текст религиозного содержания — так называемая Книга мумии, которая когда-то представляла собой рулон льна длиной более 13 метров. Краткость сохранившихся надписей и полное отсутствие литературных текстов (написанные на льняных свитках, они имели мало шансов пережить века) делают изучение этрусского языка очень трудным. Из-за отсутствия письменных источников история этрусков до сегодняшнего дня может быть представлена только в общих чертах. В науке существует несколько теорий этногенеза этрусков: нордическая, восточная и автохтонная.

Наиболее плодотворным сегодня является взгляд на этногенез этрусков как на сложный процесс, включающий, с одной стороны, местные автохтонные элементы, а с другой — пришлых людей, прибывших по морю с Востока, скорее всего, из Малой Азии. Этот процесс, по-видимому, можно датировать началом 1-го тысячелетия до н.э.

Первые достоверные сведения об этрусках происходят из VIII. Век до н.э., когда в центральной Италии возникли этрусские города: Вейи, Клузии, Перузии, Популонии, Тарквинии, Вульчи, Тере. Высокий уровень этрусского градостроительства характеризуется мощными укреплениями, регулярным расположением улиц (шириной 10-15 м), площадей и кварталов, каменными мостовыми, системой водоснабжения и канализации. Формально этрусскими городами первоначально управляли цари, которых в 6 веке до н.э. сменили магистраты. Фактически власть принадлежала аристократии (так называемым лукумонам), которая имела земли и значительные материальные ресурсы, а также массу рабов и клиентов. В VII-VI веке до н.э. в Этрурии существовала конфедерация из 12 городов, центром которой была Вольсиния (где находилось святилище верховного бога этрусков Вертумна). Политикой этой конфедерации управлял Совет Лукумо (один из 12 членов совета был лидером). Конфедерация имела возможность при необходимости высылать пешее ополчение; в бою лукумоны сражались на колесницах во главе своих когорт.

Общество, история и культура. Ключевые понятия и методологические подходы

Природа — человек, общество, культура

Немецкие исследователи считали, что законы истории не существуют из-за уникальности исторических событий: закон проявляется только в отношении повторяющихся событий.

Закон — это объективная, устойчивая, необходимая, существенная повторяющаяся связь между явлениями.

Различают следующие виды законов:

  • динамические — отражающие факт существования определенной связи между двумя-тремя явлениями: закон Ома, законы Ньютона, Кирхгофа и т.д.; законы такого типа редко встречаются даже в природе;
  • статистические (или трендовые) законы — описывают специфическое поведение большого числа однородных явлений.

В этом суть социальных законов: Экономические законы не позволяют описать действия каждого отдельного покупателя, но правильно характеризуют динамику больших масс потребителей на рынке. Но большинство законов в природе также отличаются друг от друга: закон Бойля-Мариотта не способен предсказать траекторию движения одной молекулы газа, но он успешно предсказывает совокупное действие миллионов молекул.

Объективность законов природы определяется их независимостью от субъекта (от человека); механизм их действия также объективен. Законы общества не существуют вне и отдельно от общества, а человеческие действия всегда чем-то мотивированы, так что субъективные факторы, включая свободу воли, не устраняются из социальной жизни.

Однако пределы человеческой свободы воли определяются определенными факторами, которые являются объективными по отношению к конкретному человеку или социальной группе. Они могут включать природно-климатические, пространственно-временные, технические и другие факторы. Через систему таких факторов формируется поле необходимости, которое существенно ограничивает возможности индивидуального или социального выбора. В механизме действия социальных законов объективные и субъективные факторы тесно взаимосвязаны, но это не означает, что социальных законов не существует.

Человек, общество, культура

ермины «общество», «социум», «общественный» и «социальный» очень распространены, но их значение часто двусмысленно и не совсем понятно.

Общество — это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединившихся на основе общих интересов.

Человек всегда вовлечен в общение с другими людьми, он осваивает правила и нормы совместной деятельности, становится равноправным членом общества. Общество, в самом простом смысле этого слова, — это объединение людей на общей основе, или, точнее, это совокупность отношений, которые складываются между людьми из-за каких-то важных для них объектов. Характер социальных отношений определяется конкретным объектом, вокруг которого они строятся. В зависимости от субъекта социальные отношения могут принимать экономические, политические, моральные, религиозные и другие формы.

Одновременно с обществом на человека влияет культурная среда, через которую формируется менталитет, то есть специфический этнонациональный стиль мышления, определяющий иерархию ценностей, идеалов и так далее. Общество регулирует общую деятельность людей, культура придает ей индивидуальный смысл. Культура — это уникальный способ человеческого существования, она возникает в результате обмена знаками и символами между людьми.

Культура — это все, что создано руками и разумом человека в процессе его исторического существования. Культура включает в себя материальную и духовную части. Культура включает в себя здания, машины, каналы, предметы повседневной жизни и т.д., созданные человеком в процессе его деятельности, а также идеи, ценности, религии, научные теории, нормы, традиции, правила грамматики и ритуала и т.д., созданные им самим.

При широком понимании культуры как всего, что создано человеком и существует только благодаря его деятельности, культура включает религию, церковь, право, государство, мораль, науку, язык, литературу, искусство, экономику, а также необходимые для их функционирования технические средства и т.д.

Развитие культуры и общества имеет исторический характер, который выражается в различных формах человеческой деятельности и меняет свое содержание с течением времени.

Культура и общество

Культура и общество — системы настолько близкие друг другу, что их содержание часто вообще не различают, либо представляют его таким образом, что одно понимается как часть, раздел, аспект другого. Между тем, эти системы самостоятельны и в какой-то степени автономны, и каждая развивается по своим законам.

Прежде всего, необходимо рассмотреть существенные расхождения в философии и в самой социологии относительно интерпретации понятия «общество»: В свое время К. Маркс полемизировал с теми социологами, которые рассматривали общество как «сумму индивидов», и противопоставлял этому взгляду понимание общества как «суммы тех связей и отношений, в которых… индивидов друг к другу» или как единство «базиса» и «надстройки». В настоящее время некоторые ученые — как в России, так и на Западе — разделяют этот подход, а другие подвергают его сомнению (о спектре научных мнений можно прочитать в монографии Э.П. Черняка «Цивилиография: наука о цивилизации» (Москва, 1996)). (Москва, 1996), в котором «основные концепции социальной реальности», начиная от взглядов О. Конта и К. Маркса до теорий современных западных социологов и философов, охарактеризованы и представлены в виде таблицы).

П. Монсон, характеризуя современное состояние западной социологической мысли, выделил четыре основных теоретических направления: структурализм, феноменологию, теорию действия и марксизм, фундаментальные различия которых, по его мнению, заключаются в понимании самого общества. «В спорах между структуралистами и феноменологами, — пишет ученый, — вопрос часто сводится к тому, следует ли понимать общество как надличностную объективную социальную структуру или как жизненный мир человека с его собственной человеческой культурой и содержанием.

Мы начинаем с понимания общества и его соотношения с культурой, которое вытекает из системного анализа бытия: человеческое общество — это реальная и всегда конкретная среда для функционирования и развития культуры. Культура и общество живут по внеземным, внебиологическим, внегенетическим законам: общество — по закону смены одного состояния другим, а культура — по закону накопления ценностей, который позволяет функционировать прошлым и настоящим творениям в одну и ту же эпоху. Но они всегда активно взаимодействуют друг с другом: общество предъявляет к культуре определенные требования — одни его деятели им соответствуют, другие противостоят, третьи отказываются участвовать в решении социальных проблем, — а культура, в какой бы степени ее деятели это ни осознавали, влияет на жизнь общества и направление его развития. Такие термины, как «тенденциозность» и «аполитичность», «гражданское мышление» и «бездумность», «социальная ответственность» и «эскапизм», «критический реализм» и «искусство для искусства», многое говорят об интенсивности отношений между этими двумя сферами бытия.

Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества

Общество — это, прежде всего, совместная жизнь множества людей, которые активно взаимодействуют друг с другом для удовлетворения своих жизненно важных потребностей. В результате между ними формируются определенные отношения по способам и средствам удовлетворения их потребностей на основе существующих условий жизни. Со временем эти отношения становятся стабильными, и само общество возникает как совокупность социальных отношений.

Во многом эти отношения имеют объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Отношения развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Конечно, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг человеческого поведения. Однако в конечном итоге она прямо или косвенно определяет основное содержание и направление его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся творчески активная личность действует под влиянием существующих общественных отношений, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и т.д.

Таким образом, деятельность людей (социальных групп и индивидов) и их социальные отношения выступают системообразующими факторами существования и развития общества.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, создание необходимых условий жизни людей, а также их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности — созидательной или разрушительной. В этом смысле деятельность служит основой социального и его специфического способа существования. В то же время любая деятельность опосредована теми или иными социальными отношениями.

Деятельность людей и их социальные отношения составляют основное содержание их социального бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политической структуре общества, духовных ценностях и т.д. Важность всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению различных потребностей людей, создают условия для их развития и проявления творческих способностей.

Можно выделить объективную и субъективную стороны социального бытия. Его объективная сторона — это то, что существует вне и независимо от сознания и воли человека. Она включает в себя условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилье, размножении и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей находит уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которой он вынужден начинать свою социальную жизнь.

Субъективная сторона общественного бытия человека — это его сознание и воля. Здесь, однако, необходимо сделать уточнение. Сознание и воля связаны с сознанием и волей только в том смысле, что они существуют. Они присутствуют в деятельности человека, в его социальных отношениях и являются его наиболее существенными родовыми признаками, отличающими его от животных. При этом сознание человека, являющееся неотъемлемым атрибутом его общественной жизни, представляет собой не непосредственно общественное бытие в его, так сказать, субъективном существовании, а его психическое отражение — идеальное отражение, выраженное в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.

Вопрос об отношении социального бытия людей как реального процесса их общественной жизни и общественного сознания является одним из фундаментальных методологических вопросов социальной философии.

Ответ на него предполагает, прежде всего, выяснение того, насколько полно и глубоко общественное сознание людей отражает их общественное бытие. Здесь выявляется, насколько люди понимают происходящие в обществе явления и, следовательно, возможность их адаптивной и творческо-преобразующей деятельности в собственных интересах.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Новая онтология: бытие без субстанции в философии н. Гартмана
  2. Проблема субстанции. Поиски субстанциональной основы мира
  3. Алексей Федорович Лосев, российский философ и филолог
  4. Философские идеи Ф.М. Достоевского
  5. Логика как способ выражения смыслового содержания идеи
  6. Человек и познание
  7. Исторические этапы в развитии политической философии
  8. Ф. Энгельс и его философия
  9. Августин о платоновских идеях и о памяти
  10. Эпиктет, древнегреческий философ