Для связи в whatsapp +905441085890

Обучение детей лепке в младшем дошкольном возрасте — проблема развития детского творчества в трудах отечественных и зарубежных ученых

В истории дошкольного образования проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена существовала потребность в творческих людях, так как именно они определяют прогресс человечества. Известное высказывание С.В. Михалкова: «Все начинается в детстве» применимо и в данном случае, поскольку дошкольный возраст является сенситивным и наиболее благоприятным для развития не только образного мышления, но и воображения — психического процесса, лежащего в основе творческой деятельности. Поэтому развитие креативности является одной из основных задач дошкольного образования.

Широко признана возможность творческого развития во всех сферах деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заложен в изобразительной деятельности дошкольников.

Любой вид изобразительной деятельности способствует развитию у детей умственной активности, творческих способностей, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первых основ социально активной личности. Лепка как один из видов деятельности изобразительного искусства приводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению ряда математических представлений, способствует развитию чувства осязания обеих рук, развивает эстетический вкус. Пытаясь как можно точнее воспроизвести форму, ребенок активно работает пальцами, чаще всего десятью, что, как известно, способствует развитию речи.

Воспитатель дошкольного учреждения должен учитывать, что не все дети и условия их развития одинаковы. Поэтому не существует точных временных рамок для развития зрительной деятельности детей. Один ребенок проходит все этапы медленно, по очереди; другой ребенок проходит их быстро, как будто все сразу. Важно видеть перспективы развития и создавать для них соответствующие условия.

Актуальность проблемы, на наш взгляд, очевидна. Развитый ребенок в целом — залог дальнейшего успешного обучения в школе.

Ученые отмечают, что недостаточное развитие образных представлений является одной из распространенных причин трудностей в обучении не только в шестилетнем возрасте, но и гораздо позже (вплоть до старшей школы). При этом период их наиболее интенсивного обучения приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребенка возникают проблемы при поступлении в школу, их нужно как можно быстрее «компенсировать» через изобразительную и конструктивную деятельность — поощрять рисование, лепку, аппликацию, конструирование в свободное время.

Во многих философских, психологических и социологических исследованиях А.В. Антонова, Е.А. Глаголевой, О.В. Дивненко, Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.Х. Фохт-Бабушкина рассматривалась проблема творческого развития личности через искусство, которое обладает значительным потенциалом развития и воспитания с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей.

Обучение детей лепке в младшем дошкольном возрасте

Проблема развития детского творчества в трудах отечественных и зарубежных ученых

На сегодняшний день большое количество работ педагогов и психологов посвящено изучению развития креативности у детей.

Термин «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, проявляя фантазию, реализуя свой замысел и самостоятельно находя средства для его осуществления.

Аристотель утверждал: творческая деятельность способствует разностороннему развитию ребенка.

Зарубежные ученые Б. Джефферсон, Д. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнер, Э. Эйснер рассматривали изобразительную деятельность детей как одну из эффективных форм присвоения детьми действительности, в процессе которой они представляют предметы и явления. Изобразительная деятельность отражает этапы развития личности ребенка, которые необходимо учитывать для правильной педагогической организации творческого развития.

Выдающиеся учителя прошлого — Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля — и многих отечественных исследователей.

Известный исследователь А.Лилов так выразил свое понимание творчества: «Творчество имеет свои общие качественно новые определяющие черты и характеристики, некоторые из которых уже убедительно раскрыты теорией. Эти общие регулярные моменты следующие: Творчество — явление социальное; его глубинная социальная сущность состоит в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет социальные потребности и, прежде всего, в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта (класса, народа, общества) в его взаимодействии с объективной реальностью.

Другой исследователь, В.Г. Злотников, отмечал, что художественное творчество характеризуется непрерывным единством познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, это специфическая умственная и практическая деятельность, которая приводит к созданию особого материального продукта, произведения искусства.

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, опирающееся на работу воображения и отражающее его наблюдения, а также впечатления, полученные через слово, изображение и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в контексте накопленного опыта, отношения к тому, что изображено.

Такие классики дошкольной педагогики, как А.П. Усова,

Н.П. Сакулина в своих работах писали, что «творчество» характеризуется двумя показателями. Она должна быть общественной ценностью и давать абсолютно новые продукты. Конечно, нельзя говорить о полном соответствии детского творчества этим критериям, но его социальная и образовательная ценность очевидна.

Ученый И.П. Закулина признала правомерность критики педагогов, доказала, что необходимо и возможно найти такие способы взаимодействия, которые, с одной стороны, сохраняют преимущества детского творчества, а с другой — помогают детям овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно высокоуровневое развитие ребенка и, в частности, творческое развитие, она признала специфику детского творчества. В результате была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для взрослого мира, но он делает открытия для себя. Поэтому по отношению к деятельности ребенка правомерно использовать термин творчество и ограничивать его словом «детский».

Известный ученый А.А. Волкова писала, что поощрение творчества — это многогранное и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых участвуют разум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувства (любовь к прекрасному, увлеченность образом, мыслями). Эти же стороны личности мы должны поощрять в ребенке, чтобы успешно развивать в нем творческие способности. Обогатить ум ребенка разнообразными идеями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно смотреть, быть внимательным — значит сделать представления более ясными, более полными. Это поможет воспроизвести детей более ярко проявить себя в творчестве.

Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста

Важнейшее место среди умений, обеспечивающих успех художника, скульптора, архитектора и многих других, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью уловить и передать тончайшие нюансы формы, цвета, звука и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигнутом в детстве.

Формирование необходимо для развития детских ощущений, восприятия и визуальных представлений. Предполагается, что ориентиром в восприятии объектов реального мира является зрение, но на первых этапах формирования образа у детей опорой для зрения является осязание объекта. И.М. Сеченов отмечал, что руки определяют форму тела предметов иначе, чем глаза, и определяют ее более полно, так как мы можем класть ладони на боковые поверхности предметов, которые всегда более или менее скрыты от глаз, и на задние поверхности, которые совершенно недоступны для глаз. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень важную роль играют разнообразные изменения формы поверхности ладони, дающие возможность ощутить углы, выпуклости, впадины.

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел — их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно только в том случае, если ребенок уже имеет тактильные следы в своем опыте, потому что зрительное отражение этих свойств объекта передается в отличие от тактильного. Детальные визуальные представления о механических свойствах вещей возникают в результате повторного видения и ощущения объекта в опыте человека.

Для детей дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков объекта, чтобы узнать его. Тактильное знакомство с предметом обычно ограничивается частями, с помощью которых ребенок держит или трогает его. Такое пассивное осязание дает ребенку информацию об отдельных признаках объекта; они не объединяются в целостную картину. Но этого недостаточно, чтобы изобразить объект: Ребенок должен представить себе весь объект в деталях, во всей совокупности его свойств и качеств. Процесс формования требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств объекта. Ребенок не может сделать это самостоятельно. Ему должны помогать взрослые. Они могут научить его обобщенной системе активного обследования объекта, ознакомить с общественными сенсорными стандартами.

Активное обследование объекта перед лепкой — это педагогический способ организации сенсорного опыта детей. В этой системе можно условно выделить четыре стадии.

Первый этап — организация восприятия объекта в целом. Она включает в себя последовательные и непрерывные движения пальцев и глаз, начиная сверху вниз, по основным линиям характеристик (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение объекта всегда фиксировано (левая рука держит объект, правая исследует его; объект может неподвижно стоять на столе).

На втором этапе изучение объекта сочетается с его анализом. Исследование объекта руками и глазами сопровождается анализом его основных частей и выявлением их характеристик (форма, размер, пропорции и т.д.); движения пальцев используются для измерения соотношения глубин и определения пространственного соотношения частей.

Третий этап — идентификация более мелких частей объекта и определение их формы, размера и пространственного положения по отношению к основным частям.

Четвертый этап — повторное целостное восприятие объекта. Совместное завершающее движение руки и взгляда вниз позволяет объединить сенсорные данные в целостную картину. Целью экспертизы может быть также анализ (ощупывание) структурной поверхности объекта. Все пальцы руки должны работать. При нажатии на поверхность объекта определяется структура материала.

Таким образом, детям представляется система обобщенных действий, которые они выполняют сначала под руководством взрослых, а затем самостоятельно.

Особенности моделирования с детьми дошкольного возраста

В результате сенсорной работы восприятие детей становится более дифференцированным, у них формируются представления о формах, цветах и размерах предметов. Происходит дальнейшее развитие памяти.

С обогащением детского опыта и совершенствованием языка развивается детское воображение. Сначала, под влиянием взрослых, формируются образы непроизвольного воображения. Представления детей по-прежнему бедны, неустойчивы.

Графическая деятельность детей четвертого года жизни характеризуется быстрыми переходами изобразительного процесса в игру. Ребенка привлекает процесс формирования, который он завершает своими действиями с формируемым объектом. С созданным образом сразу же начинают играть. Ребенок передает в своем рисунке то, что разжигает его воображение, то, что захватило его эмоционально.

Дети в этом возрасте очень активны и хотят действовать самостоятельно, без помощи взрослых. Они любят лепить и с удовольствием работают с глиной, глиняным картоном. Но у них плохо развита двигательная память, у них недостаточно координации движений, зрение не контролирует действия рук. Ребенка легко отвлечь, так как его внимание еще неустойчиво.

Происходят значительные изменения в отношениях с окружающими. У детей формируется умение работать в команде, помогать друг другу. Ребенок может элементарно оценить работу своего друга. Некоторые дети начинают посещать детский сад со второй младшей группы, поэтому все трудности, характерные для работы с детьми третьего года жизни, сохраняются.

На занятиях по лепке во второй младшей группе учитель решает серию программных задач. Это, прежде всего, формирование целенаправленного и постоянного интереса к пластической деятельности, к ее результату и к качеству самой работы. Это очень важная задача, так как интерес ведет к накоплению знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в изобразительном искусстве, он тесно связан с формированием деятельности. Интерес к лепке возникает и усиливается, когда процесс обучения организован таким образом, чтобы пробудить у детей чувство радости, удовольствия, удивления перед полученным образом. Чем чаще дети испытывают положительные эмоции во время урока, тем сильнее их интерес к этому занятию.

Серьезной задачей во втором детском саду является формирование наблюдательности, умения обращать внимание на объект, замечать его форму, размер, некоторые специфические особенности (например, особенности формы клюва птицы, ушей и хвоста животных). Учитель учит детей изображать простой предмет, состоящий из 2-3 частей, сначала одинаковых по форме, позже — разных (например, изображение снеговика состоит из трех одинаковых по форме частей, изображение гриба — из двух разных частей).

Новым в этой группе является задание сформировать у детей умение придумывать тему картины и воплощать ее, подвести их к самостоятельному поиску способов изображения, к элементам творческого решения задачи.

Технические навыки, которые дети приобретают в первой ясельной группе, закладываются в первом полугодии. Затем детей обучают новым, более сложным навыкам: раскатыванию под углом и в вертикальном положении, соединению, склеиванию, наклеиванию, сплющиванию, прищипыванию; учат регулировать давление руки на материал, координацию и плавность движений, развивают волевые движения рук с постепенным вовлечением пальцев, особенно указательного и большого.

Воспитатель формирует у детей некоторые навыки учебной деятельности: умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следовать показу способов действий или находить их самостоятельно; выполнять работу спокойно и в отведенное время; аккуратно использовать материал. Детей учат оценивать работу других, интересоваться тем, что делают другие дети, радоваться результатам совместной деятельности.

Большое внимание уделяется развитию эстетических чувств, ощущений, умению видеть красоту в окружающей среде, элементам выразительности образа.

Содержание занятий по лепке определяется с учетом уровня знаний детей, их технических и зрительных способностей, времени года и местных условий, а также задач, стоящих на данном этапе работы с детьми.

Тематика занятий и программное содержание

Тематика занятий в этой группе в основном объектно-ориентированная. Дети формируют ягоды, фрукты, овощи, печенье, конфеты, булочки, блины, чашки, блюдца, вазы, шары, сферы, башенки, куклы и т.д. Основное требование к заданиям этой группы — множественность и повторяемость изображения фигуры.

Программное содержание занятий несложное, но в этой группе закладывается фундамент многих навыков и умений, на котором будут формироваться более сложные навыки. Поэтому для их лучшего и прочного усвоения необходимо предусмотреть повторение изображения предметов одинаковой формы с разным тематическим содержанием. Например, дети осваивают образ мяча; объектами для формирования могут быть мячи, яблоки, вишни, конфеты и т.д. Пока дети еще не освоили изображение этой формы, не нужно спешить переходить к моделированию объектов других форм. Дети в возрасте 3—4 лет испытывают большую потребность в этом занятии.

Учитель должен учесть это и предложить детям смоделировать не одну конфету, а несколько, не одно яблоко, а много яблок и т.д.

Последовательность занятий обеспечивает постепенное освоение детьми различных форм, приемов и способов подачи материала, основанных на технике работы с ладонями с постепенным вовлечением пальцев.

Детей второй младшей группы постепенно знакомят с черчением. Преподаватель придумывает первые предметы после того, как дети смоделировали объект. Например, они моделируют цыплят, а преподаватель моделирует курицу. В конце занятия он составляет с детьми небольшую композицию — курочка гуляет с цыплятами, или курочка сидит, а цыплята гуляют вокруг нее. Если дети изображают мышь, учитель может изобразить кошку, и тогда мыши будут убегать от кошки. Дети могут устроить хоровод из снеговиков и т.д. Еще одно возможное задание: «Снеговики несут елки в детский сад». Дети формируют снеговиков, а учитель прикрепляет к каждому снеговику вырезанную из бумаги зеленую елочку. Когда дети научатся лепить колобка и зайчика, можно организовать встречу зайчика и колобка. Ребенок моделирует сказочного персонажа по своему выбору, а затем делает парную композицию со всеми вместе.

Декоративная лепка в этой группе не проводится, но детей следует обучать элементам украшения фигурных предметов. Они создаются с помощью различных штампов (шляпка гвоздя, штамп, круглое отверстие трубы и т.д.) или путем выдалбливания небольших кусочков глины, пластилина. Например, сделав булочку, ребенок может украсить ее маленькими продольными полосками, а пряник — маленькими шариками и т.д.

В начале года детям второй, младшей группы дается задание типа «Мы можем формировать», цель которого — выяснить, чему дети могут научиться, что они могут формировать, как использовать материал, какие способы изображения предметов они помнят из предыдущего года. После проведения этого занятия воспитатель получает представление об уровне развития детей в своей группе и на этой основе имеет возможность наилучшим образом спланировать дальнейшую работу.

Первые занятия посвящены закреплению и изучению технических приемов (перекаты, перекаты, перекаты вверх, перекаты вниз, соединение). Содержание работы должно быть интересным для детей, поэтому лучше провести 2-3 занятия по моделированию по замыслу. Предметы, которые имеют форму детей, просты по форме и состоят из одной части. Так, за несколько занятий дети закрепляют метод раскатывания: они формируют колбаски, сосиски, палочки. Главное в этих упражнениях — научить детей работать последовательно обеими руками, соответствующим давлением ладоней на материал (глину, пластилин).

На следующем этапе обучения дети учатся изменять знакомую форму под другой объект, например, сворачивать цилиндрическую форму, чтобы сделать барабан, бублик, сушилку, кольцо, крендель и так далее. Это задание предусматривает закрепление техники разворачивания и отрабатывает другую — соединение концов цилиндрической формы и скрепление их путем прижатия друг к другу.

Следующее упражнение связано с получением формы шара. Детей учат раскатывать материал между ладонями круговыми движениями. Они образуют яблоки, орехи, шарики, конфеты и ягоды.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Словесно-логическое мышление у дошкольников с ОНР
  2. Объект коррекционной педагогики
  3. Воспитание у детей культуры труда, дисциплинированности и аккуратности на уроках технологии
  4. Задачи родительского воспитания
  5. Коммерческое образование
  6. Гуманистическая концепция воспитания
  7. Народная педагогика и этнопедагогика
  8. Программированное обучение. Основные принципы и достоинства
  9. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
  10. Теоретические основы и особенности публичного выступления