Для связи в whatsapp +905441085890

Тенденции свободного воспитания в мире — Педагогика в Древнем Риме

М.И. Рожков, в соответствии с современным гуманистическим мировоззрением, считает целью образования воспитание свободного человека. Свободный человек — это не тот, кто делает то, что хочет, вопреки нормам общества. Свободный человек — это внутренне свободный человек, который осознает свою судьбу и действует в соответствии с принятыми жизненными принципами, выбор которых он делает сам.

Воспитать свободного человека — значит, прежде всего, создать условия для внутреннего освобождения, предоставить возможность экзистенциального выбора. Такой выбор может быть сделан как в условиях бесплатного образования, так и при наличии определенной степени регулирования. Важно сформировать у молодого человека внутреннее ощущение зависимости реализации целей от выбора жизненного пути. В то же время должно быть понимание возможности создания собственного проекта существования, сознательный выбор целей в жизни, осознание скоротечности существования на Земле.

Главным компонентом воспитания свободного человека является формирование его готовности прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознать его смысл и реализовать себя в соответствии с этим выбором.
Среди основных принципов воспитания свободной личности, определяющих совокупность требований к содержанию и организации образовательного процесса, выделяются следующие принципы:

  • 1) принцип содействия саморазвитию человека. Главным условием должно стать формирование мотивов самообразования и самопознания. Важными характеристиками этого процесса являются осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования человека, самопознание и определение потенциалов и направлений работы над собой. Важнейшим условием реализации этого принципа является обучение студентов методам самопознания, рефлексии и планирования жизненных событий;
  • 2) принцип нравственной саморегуляции, предполагающий педагогическую помощь детям в осуществлении нравственной оценки происходящих событий на основе сформированных норм отношения и поведения. Педагоги, психологи, священники и социальные работники могут оказать эту помощь. Эта помощь включает в себя ознакомление детей с нормами общечеловеческой морали и обучение их нравственному поведению. В то же время важно стимулировать моральную самооценку и моральную коррекцию своих действий;
  • 3) Принцип актуализации ситуации предполагает, что каждое событие содержит ситуационную доминанту, которая представляет собой актуализированное внутреннее состояние человека, определяющее, что в содержании данного события является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке. Этот принцип требует помочь студенту проанализировать событие, выделить в нем главные и второстепенные события. При этом очень важно подчеркнуть в деятельности и общении ту часть события, которая имеет большой потенциал для решения образовательной задачи. Ситуативное доминирование тесно связано с эмоциональной оценкой события и, таким образом, предполагает развитие эмоциональной сферы учащихся;
  • 4) Принцип социальной закалки предполагает вовлечение учащихся в ситуации, требующие волевых усилий по преодолению негативного влияния общества, освоение определенных способов этого преодоления, соответствующих индивидуальным особенностям личности, формирование социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания являются вовлечение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и моделируемых ситуациях (социальные репетиции); диагностика волевой готовности к системе социальных отношений; стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; поддержка детей в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Тенденции свободного воспитания в мире

Педагогика в Древнем Риме

В V-IV веках до н.э. на фоне экономического роста и процветания полисного самоуправления в древнегреческих городах-государствах бурно развивалась интеллектуальная жизнь. Возникающая установка на постоянное совершенствование мыслимого мира ориентировала людей на преобразовательную деятельность, способствовала пробуждению свободной индивидуальной активности, создавала основу для ее развития и для высокой самооценки личности. Политическая демократия, особенно в Афинах, представляла собой своеобразную систему гражданского воспитания, основанную на содействии развитию индивидуальных способностей и активности граждан и использовании их для личного и государственного блага. Свободное творчество и личная ответственность в кругу граждан стали нормой жизни.

Формирование гуманистической педагогической традиции, зародившейся в Древней Греции, продолжилось в эпоху эллинизма (конец IV — середина I века до н.э.), когда греческая культура распространилась на обширной территории от Сицилии до Индии после завоеваний Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.). Индивидуалистические тенденции в культуре и педагогике резко усилились в эллинистический период. Самодостаточность, ранее считавшаяся атрибутом полиса, была признана атрибутом индивида. Философ Панетий Родосский (180-110 гг. до н.э.), отстаивавший принцип «Живи согласно природе», трактовал природу как индивидуальность, как те качества, которые даны человеку от рождения. «Жить согласно природе» означает жить в соответствии со своей индивидуальностью. Подготовить человека к этому — главная задача образования.

Примерно в то же время Цицерон (106-43 гг. до н.э.), римский политик, оратор и писатель, ввел термин гуманизм в отношении человеческого образования, который развился и обогатился, став одним из ключевых в западной культуре и педагогике. Для Цицерона гуманизм — это идеал воспитания, образ мышления, достойный человека. Квинтилиан, выдающийся римский оратор и педагог (ок. 35 — ок. 96 гг. н.э.), решительно выступал против телесных наказаний и настаивал на индивидуализации воспитания, советуя, что «опытный педагог должен сначала изучить ум и характер порученного ему ребенка».

Вдохновленная гуманизмом педагогическая идеология, возникшая на Западе в античности (она еще не была полностью сформирована, не была единственной и не получила широкого распространения), значительно отличалась от педагогических установок, сложившихся на Востоке к первому тысячелетию нашей эры. до н.э., и были ориентированы на формирование «традиционного» человека, индивидуальное самовыражение которого было строго ограничено различными надличностными ценностями и структурами. Гуманистическая педагогика подошла к проблеме воспитания свободного человека, индивидуальное развитие которого связано с реализацией человеческой природы. Здесь мы находим истоки феномена бесплатного образования в начале двадцатого века.

С начала первого тысячелетия нашей эры на Западе начало распространяться христианство, которое стало доминирующим духовным развитием в Средние века. С представлением о сотворении мира из ничего в качестве одного из фундаментальных догматов веры, христианство утверждало динамическое восприятие человека, в формировании которого воспитательное воздействие играло чрезвычайно важную роль. Сама христианская антропология связывала человека непосредственно с Богом, по образу и подобию которого он был создан. Это имело далеко идущие последствия как для педагогики, так и для культуры в целом. «Отныне, — пишут современные авторы, — человек рассматривался как центр и высшая цель вселенной. Природа, космос, социальная реальность постигаются через определенное отношение, которое ставит человека в центр мироздания. Все явления мира воспринимаются в терминах человеческого опыта и ценностей.

Христианство является основой для европейской персоналистической традиции. Она представляет себе личность как нечто особенное, священное, абсолютное. Человек — не смертное существо, он — божественное существо. Лекция посвящена интерпретации человека как безусловной ценности. Христианство принципиально отличается от язычества своей концепцией человеческой личности. Оно делает акцент на личности, в то время как язычество растворяет личность в социальной общности.

Современные концепции воспитания

Принятие официальной концепции образования, принятой в стране, определяется реальными социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы резко изменились в России в 1990-е годы. До этого времени в нашей стране общепринятой была только концепция коммунистического воспитания молодежи.

Современная Россия находится в процессе формирования демократического общества, которое руководствуется такими основными положениями и идеями, как: Права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика и гуманизм. Эти основные принципы должны определять жизнь людей на Земле в настоящем и в обозримом будущем.

Гуманизм — это мировоззрение, основной ценностью которого является право человека на развитие, счастье, развитие своих способностей, свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. Ученые считают, что гуманизм — это естественный результат мировой эволюции. Гуманизм как социальное, научное, культурное и этическое явление представляет собой сумму взглядов на природу, общество и человека. Гуманистические идеи известны с древних времен, но своего пика гуманистическое понимание мира достигло в эпоху Возрождения, когда деятели Ренессанса провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, а также преобразование мира.

В педагогической литературе утверждается концепция личностно-ориентированного образования, гуманистической педагогики, воспитания в духе любви и свободы, педагогики ненасилия.

Концепция образования — это более или менее полное представление об основных компонентах образования: целях, содержании, методах, средствах и формах.

В настоящее время в России нет ни устоявшейся парадигмы (парадигма — теория, принятая в качестве образца для решения исследовательских задач, т.е. научный подход), ни целостной концепции образования, но есть большое желание либеральных ученых и педагогов оторваться от прежней советской педагогики.

Цель гуманистического воспитания — гармоничное развитие личности, и оно предполагает гуманистический подход к отношениям между участниками педагогического процесса. Для описания этих отношений используется термин «гуманистическое образование». Последнее подразумевает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое образование — одна из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, которая захватила и образовательную практику в России. Осознание этой тенденции потребовало пересмотра прежней адаптивной парадигмы в педагогике, которая ориентировалась на определенные личностные параметры, наиболее ценными из которых были идейность, дисциплинированность, трудолюбие, социальная ориентация и коллективизм. Таково было основное содержание «социального заказа», над которым работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из жестких рамок такого социального порядка требует изучения и развития личности как целостного образования, интегрирующего основные проявления ее духовности. Индивид задумывается не как направляемый и ведомый, а как автор, создатель собственной субъективности и жизни. Такой подход связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, среди которых ведущей является развитие личности.

Свободное воспитание

Щадящая техника плохо совместима с коллективным воспитанием, которое требует определенного порядка, дисциплины, взаимной поддержки, взаимного контроля. Она имеет индивидуалистическую направленность, которая ближе всего к так называемому свободному образованию.

Идея бесплатного образования была широко распространена в дореволюционной России. Л. Н. Толстой последовательно отстаивал идеи свободного саморазвития ребенка и считал, что школа и образование должны быть абсолютно свободными. Теория бесплатного образования получила дальнейшее развитие в трудах К. Н. Вентцеля (1857-1947), который утверждал, что общественный строй в России может быть улучшен только через бесплатное образование. В начале нового века (1907-1918) в России появился журнал «Свободное воспитание» под редакцией И. И. Горбунова-Посадова. Выдающиеся педагоги и общественные деятели, такие как К. Н. Вентцель, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий, Η. Н. Гусев. В журнале публиковались статьи Н. К. Крупской с критикой старой школы.

Примечательно, что советская школа с ее идеологической зашоренностью не принимала бесплатное образование. В «Словаре по педагогике», опубликованном в 1960 году, свободное воспитание описывалось как «мелкобуржуазная педагогическая теория», которая идеализирует ребенка, признает его «прообразом истины, правды и красоты» и предполагает его саморазвитие. Но она направлена против забивания и угнетения детей, против формализма и заучивания, и не может предложить никакого правильного метода обучения.

Эта теория отрицает право взрослых руководить воспитанием ребенка, направлять его, рассматривая такое руководство как насилие над личностью ребенка. Идеологи советской педагогики критиковали теоретические основы свободного воспитания, практику работы учебных заведений, использование соответствующих технологий. Считалось, что все это лишь объяснение, а на практике система бесплатного образования обеспечивает контроль над всеми действиями и поступками ребенка.

В советское время резко критиковали западную школу, отрицали ее учебные планы, программы, учебники. Особенно марксистско-ленинским идеологам не нравилось то, что они ставили на первое место саморазвитие и самовоспитание детей, отрицали ведущую роль учителя. И сегодня идеи и технологии бесплатного образования признаются и даже рекомендуются к внедрению, но лишь наполовину, как благие пожелания, а не как общая стратегия обновления образования.

Определим общие зависимости, которые влияют на применимость гуманистических образовательных технологий.

  1. гуманистическая технология руководствуется гуманистическими ценностями; однако провозглашение этих ценностей — это одно, а их практическое воплощение — совсем другое. Практика служит критерием истины и является первым и очевидным свидетельством того, что технология направлена на реализацию гуманистических ценностей.
  2. Гуманистическая технология может применяться только в гуманистически ориентированных образовательных системах, характеризующихся практическим, ценностно-ориентированным подходом к человеку. Акцент делается на жизни студента здесь и сейчас, в настоящем, а не в будущем. Существуют традиции и привычные модели поведения, которые принимаются большинством, роль наказания в них незначительна. В нашей стране школы, в которых система отношений близка к характеристикам гуманистической системы образования, все еще редки и уникальны.
  3. Гуманистическая система образования может существовать только в гуманистическом обществе. Общество, которое не является гуманистически зрелым, не может ни понять, ни принять гуманистическое образование. Вообще говоря, в каждом обществе существует система образования, соответствующая ценностям и уровню развития этого общества.

Идеи свободного воспитания в реформаторском движении «За новое воспитание». Программа развития сил ребенка в системе М. Монтессори

На рубеже конца XIX — начала XX века в зарубежной педагогике возникает движение, ставшее основой идей реформирования образования под лозунгом «За новое образование». Реформаторское движение было представлено большим количеством различных концепций, которые существенно отличались друг от друга в своих подходах к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Однако, несмотря на разногласия, реформаторы сходились в двух моментах: критике «старой педагогики» и идее педоцентризма как основного принципа «новой педагогики». Реформаторы критиковали существующую педагогическую практику и указывали на ее недостатки: недооценка детства как важного периода в развитии личности, игнорирование уникальности и неповторимости психики ребенка, шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарная позиция учителя.

Реформаторы видели суть движения в отказе от стандартизированной и догматической концепции образования и переходе к иной модели, основанной на идее педоцентризма. Американский психолог и педагог Дж. Дьюи — один из представителей движения реформ — выразил идею педоцентризма так: «Ребенок — это солнце, вокруг которого вращаются средства воспитания». Самое крайнее, «максимальное» проявление педоцентризма можно найти в программе развития, воспитания и обучения ребенка-дошкольника согласно концепции итальянского педагога М. Монтессори.

Мария Монтессори (1870-1952) — доктор медицины, профессор антропологии и гигиены, теоретик дошкольного воспитания, сторонник теории свободного воспитания. В 1907 году она открыла дошкольное учреждение для рабочих детей под названием «Детский дом». В 1912 году Монтессори опубликовала свои впечатления от работы в этом учреждении в книге «Детский дом. Метод научного воспитания», в котором она изложила свою систему воспитания и обучения детей.

Система Монтессори провозгласила идеи уважения личности ученика, недопустимости насилия над ребенком, предоставила ребенку возможность самовоспитания и самообучения. Эти идеи легли в основу программы развития детской индивидуальности, где отправной точкой является психология и физиология детей. Монтессори называет свой метод методом «научной педагогики», основанной на медицине. Задача педагога — изучать ребенка и помогать ему «развивать жизнь».

Цель образования — свободное развитие всех сил и способностей ребенка. Согласно Монтессори, в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) необходимо развивать в первую очередь сенсорные и психосенсорные способности. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте исключено.

Детский дом должен быть «домом» для детей, где они сами себе хозяева и работники, поэтому он должен быть ближе к жизни. Дом объединяет детей от двух до шести лет. Основной формой воспитания и обучения детей является их самостоятельная деятельность. В домашних условиях дети развиваются под присмотром взрослого учителя, им даются «индивидуальные уроки». Монтессори настаивает на индивидуальном обучении, т.е. занятиях педагога один на один с каждым ребенком. Основными целями программы воспитания и обучения ребенка в соответствии с методом «научной педагогики» являются: Подготовка к жизни, развитие индивидуальности, независимости, развитие чувств, подготовка к школе.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Альтернативная интеграция как принцип построения образовательного процесса в доу
  2. Содержание и структура иноязычной коммуникативной компетенции
  3. Cотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей подросткового возраста — Основные вопросы совместной работы семьи и школы
  4. Влияние сми на социальное становление детей
  5. Выявление и преодоление нарушений письма у младших школьников-билингвов
  6. Дидактическое обеспечение формирования творческих способностей школьников на внеклассных занятиях по технологии
  7. Способы осуществления мониторинга профессионально-образовательного процесса
  8. Закон рф «об образовании»
  9. Статистические методы в педагогических исследованиях
  10. Организация соревновательной двигательной деятельности старших дошкольников в условиях ДОУ