Для связи в whatsapp +905441085890

Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной — Проблема «образа семьи» в современной психологии

Уже стало привычным описывать конец XX века как век революций: социальных, научно-технических, пространственных. Век как век революций: социальных, научно-технических, пространственных. Мы с полным правом можем назвать его веком революции в семейно-брачных отношениях. Великие социальные изменения, преобразовавшие брак и семью, также начались в нашем веке. Среди молодых людей стало «модно» жить вместе, не регистрируя свои отношения в так называемом «гражданском» браке. И с каждым годом популярность таких отношений растет.

Можно пояснить, что в отечественной юридической практике под гражданским браком понимаются незарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной, которые проживают вместе на одной территории и ведут общее хозяйство в течение месяца.

В отечественной психологической науке это важное явление и связанные с ним отношения еще совершенно не изучены, в то время как на Западе уже появился ряд работ психологов, посвященных этому явлению социальной жизни, в том числе истокам, причинам этого явления, взаимоотношениям мужчины и женщины, родителей и детей в таком союзе, отношению общества к такому сожительству

Семейные проблемы всегда были в центре внимания социальных психологов. В психологии накоплен большой опыт изучения семьи и брака: социально-психологический аспект общения в семье и его роль в формировании личности (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, В.М. Родионов); эмоциональное отношение в семье (З.И. Файнбург); его влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия стабильности семьи (Ю.Г. Юркевич). Однако проблема влияния родительской семьи на супругов практически не рассматривается в литературе. А те данные, которые имеются, в основном ограничиваются обсуждением теоретических проблем, в то же время вопросы организации и специфики применения практических методов остаются без внимания.

В последние годы, как отмечают многие социологи и демографы, наблюдается ряд негативных явлений в развитии института семьи в нашей стране — растет число одиноких людей, увеличивается количество разводов и т.д. Решение подобных проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. В этой статье. Все это, а также ряд разногласий по поводу критериев успешности-неуспешности брака, приводит нас к выводу, что современная картина процессов, происходящих в семье, влияющих на удовлетворенность браком супругов, нуждается в более тщательном рассмотрении. Поэтому любое исследование (в том числе и наше), касающееся современного института семьи и брака, является актуальным, поскольку полученные знания могут обогатить как базовые теоретические представления ученого, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося оптимизацией межличностных отношений в семье.

Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной - Проблема "образа семьи" в современной психологии

Проблема «образа семьи» в современной психологии

Проблема семьи всегда вызывала большой и постоянный интерес. Существует множество определений семьи, которые подчеркивают различные аспекты семейной жизни как семьеобразующие отношения. Они варьируются от самых простых (например, семья — это группа людей, которые любят друг друга, или группа людей, которые имеют общих предков или живут вместе) до обширных списков атрибутов семьи. Среди определений семьи, учитывающих критерии социально-психологической целостности, привлекательным является определение семьи как открытой социальной системы, обладающей рядом следующих признаков:

1) система в целом больше, чем сумма ее частей,

2) то, что влияет на систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент в системе,

3) нарушение или изменение в одной части единицы отражается на изменениях в других частях и системе в целом .

То есть семья как живой организм постоянно обменивается информацией и энергией с окружающей средой и является открытой системой, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с внешними институтами (образовательные учреждения, производство, церковь и т.д.). Силы извне и изнутри влияют на него как положительно, так и отрицательно. В свою очередь, семья аналогичным образом влияет на другие системы (MinuchinS., FishmanH. S., 1981).

Таким образом, семейная система функционирует под влиянием законов гомеостаза и развития, имеет свою структуру (состав семейных ролей, семейных подсистем, внешних и внутренних границ между ними) и параметры (семейные правила, стереотипы взаимодействия, семейные мифы, семейные истории, семейные стабилизаторы).

Представления членов семьи о своей семье насыщены значимыми истинами — семейными постулатами. Э.Г. Эйдемиллер определяет семейные постулаты как суждения членов семьи о своей семье (т.е. о себе и других членах семьи, об определенных сценах семейной жизни и о семье в целом), которые кажутся им очевидными и которыми они руководствуются (сознательно или бессознательно) в своем поведении.

Внутренняя картина семьи также включает в себя самовосприятие человека, его потребности, способности, других членов семьи, с которыми у человека есть семейные отношения, и характер этих отношений.

Общее развитие внутреннего образа семьи происходит на протяжении жизни многих поколений семьи: когда индивид учится осознавать происходящее в семье, понимать взаимосвязь различных аспектов своей жизни, отношений, чувств всех ее членов. Это происходит через: а) социализацию (ребенок учится этому у своих родителей в процессе ежедневного взаимодействия и переносит приобретенные навыки в созданную им семью); б) культуру и средства массовой информации; в) межличностное общение, «межличностную сеть», в которую интегрирована семейная система (BowenM., 1966, 1971).

Таким образом, восприятие индивидом семейной жизни является самостоятельным, сложным механизмом, необходимым для успешного функционирования семьи. В 1983 году Т.М. Мишина ввела понятие «образ семьи» или «мы-образ» как феномен семейного самосознания, под которым она подразумевала целостное, интегрированное образование. «Одной из важнейших функций семейного самосознания является целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов. Соответствующий образ «мы» определяет стиль семейной жизни, в частности, супружеские отношения, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ «мы» — это согласованные селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, которые создают наблюдаемый публичный образ для каждого члена семьи и семьи в целом — семейный миф. Цель такого мифа — замаскировать неудовлетворенные потребности и конфликты между членами семьи и примирить некоторые идеализированные представления друг о друге. Гармоничные семьи характеризуются согласованным мы-образом, дисфункциональные — семейным мифом» [84, с.22].

Синонимами образа семьи являются термины «семейный миф», «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые ожидания», «согласованная защита», «мы-образ», «наивная семейная психология» и другие. (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, 1999).

Влияние родительской семьи на систему отношений в браке

В семье закладывается модель внутрисемейных отношений, приобретаются навыки общения с разными людьми — по возрасту, интересам, чертам характера. Формируются социально-адаптивные способности и навыки разного уровня и направленности.

Влияние родителей (чаще всего матери) на психическое развитие ребенка чаще всего рассматривается в литературе. Существует множество теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных различными школами психологии. К ним относятся: психоаналитическая модель (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ф. Дольто, Д.В. Винникотт, К. Бютнер, Э. Берн), бихевиористская модель (Дж. Уотсон, Б.Ф. Уотсон, Б.Ф. Берн). Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Р. Сир, А. Бандура) и гуманистическая модель (А. Адлер, Р. Дрейкурс, Д. Нельсен, Л. Лотт, К. Роджерс, Т. Гордон). В «психоаналитической» и «бихевиористской» моделях ребенок представляется скорее как объект родительских усилий, существо, которое необходимо социализировать, дисциплинировать и адаптировать к обществу. Гуманистическая» модель предполагает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях со своими детьми. Однако проблема влияния родительской семьи остается практически неизученной.

Особое место в процессе формирования позитивного отношения к браку и семье занимает период детства, который связан с родительской семьей. В этот период формируется представление о семье, закладываются черты характера будущего семейного человека. Социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с усвоения образа семьи.

Семья — это многоуровневая система, в которой существует не только взаимодействие и взаимоотношения в диаде «родитель-ребенок», но и проникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи».

Семейная атмосфера способствует развитию богатой эмоциональной жизни ребенка (эмпатии, сочувствия, радости и сострадания), что представляется важным для формирования положительного образа семьи.

И.В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодые люди от старшего поколения «перенимают много знаний об отношениях с человеком противоположного пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения в семейной жизни.

Н. Пезешкиан, основатель позитивной психотерапии, убежден в важности психологического «наследия» человека и безразличия происхождения как фактора идентичности. Он использует понятие «семейные концепции», которые определяют правила обращения с людьми и вещами: От поколения к поколению передаются не столько материальные блага, сколько стратегии управления конфликтами и формирования симптомов, структуры мировоззрения и установок, которые передаются от родителей к детям. Концепции зарождаются в критическом опыте одного из членов семьи, религиозные и философские идеи укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению детей. Примерами концепций семьи являются: «Что скажут люди», или «Предупрежден — значит предупрежден», «Ничто не дается легко», «Верность до смерти», «Достижения, честность, бережливость» и т.д. Они частично осознаются и формулируются говорящим в сжатой форме в виде любимых изречений, наставлений детям, комментариев к ситуациям: «Будь верным и честным, но покажи, на что ты способен» или «У нас должно быть все, как в лучших домах». По большей части они остаются бессознательными и не оказывают явного влияния.

Ф. Ле Плесс, например, считает, что если ребенок продолжает жить с родителями после брака, то в расширенной семейной группе создается вертикальная связь. Возникает авторитарная модель семейных отношений. Если же, с другой стороны, он покидает родительский дом, выйдя из подросткового возраста, и создает собственное домохозяйство для своего брачного сообщества, то в игру вступает либеральная модель, утверждающая независимость индивида. Для либеральной модели преемственность семейной группы, ее непрерывность, не является ценностью.

Формирование семейных паттернов и стандартов семейной жизни у подростка

В психологии семейных отношений современные психологи выделяют понятие дублирования родительских характеристик, которое говорит о том, что человек учится выполнять мужские и женские роли во многом у своих родителей и бессознательно использует модель родительских отношений в своей семье (В.С. Торохтий, 1996).

Подготовка к семейной жизни начинается в раннем возрасте. Брачная и родительская социализация, как D.N. Исаев, В.Е. Каган отмечают, начинается на 2-м году жизни, когда ребенок воспринимает первые образцы мужественности и женственности в семейном общении. Супружеское и родительское поведение матери и отца остаются в тени, не воспринимаются ребенком, но именно они оказываются проводниками гендерных ролей. В возрасте 2-3 лет, когда ребенок знает свой пол и начинает соотносить «свое Я» с репрезентациями лиц своего и противоположного пола, он репетирует мужское и женское поведение в ролевых играх как преимущественно супружеское и родительское (социосексуальные игры «папа-мама», «дочки-матери» и т.д.). Эти игры отражают формирование первого, самого простого уровня семейных установок, которые соответствуют общим стереотипам семьи. Уже в этих играх мальчики играют роли, связанные с уходом из семьи и возвращением в нее (охота, война, работа и т.д.), а девочки — роли, связанные с домом; мальчики более эксцентричны и инструментальны в проявлениях игрового стиля в этих играх, а девочки более сосредоточены и эмоциональны. Эти игровые перевоплощения являются одной из самых мощных форм формирования супружеских и родительских ролей. Основным механизмом этого формирования является идентификация и подражание. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и подражает поведению этого родителя, когда тот ведет себя холодно, грубо, несправедливо или жестоко.

Многие взрослые воспроизводят в своей семье «подпись» родительской семьи. По словам Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана, эти глубоко бессознательные или психологически противоречивые сознательные идентификационные установки должны контролироваться взрослыми, чтобы они не воспроизводились вновь у детей. В определенной степени установки, приобретенные в этом возрасте, также зависят от структуры характера ребенка.

В этом же возрасте — 3-5 лет — дети просят у родителей братика или сестричку и проявляют трогательную любовь и заботу по отношению к младшим детям. Появление в семье еще одного ребенка обычно не сопровождается детской ревностью. Не в каждой семье в это время рождается второй ребенок. Но огромное значение имеет реакция родителей на желания детей — осуждение, отговаривание, запрет или мягкое объяснение. Иногда родители пытаются завести домашних животных окольными путями. В это время интенсивно закладывается фундамент для домашних животных.

Даже младший школьник пытается разобраться в семейной ситуации, понять и оценить позиции родителя, выработать свою собственную. В случае конфликтов с родителем, возможно, уже существует осознанное желание «быть другим». В период сексуальной гомогенизации иногда наблюдается, что один ребенок приближается к родителю своего пола, а другой ищет близости со взрослым своего пола вне семьи. Это серьезный сигнал для родителей, указывающий на их низкий родительский потенциал в будущем. Чем менее эмоционально удовлетворен ребенок ситуацией в родительской семье, тем больше он воспринимает внесемейные паттерны — и тогда многое зависит от того, что это за паттерны.

Подростковый возраст ставит перед педагогами все более сложные задачи. Эмансипационные тенденции, высокая критическая способность подростка делают его строгим судьей отношений в родительской семье. Реальность часто воспринимают через призму собственной, склонны к наивной идеализации, романтической увлеченности. Многие называют это мелочами, тогда как на самом деле это главные вопросы, которые вызывают трудности как у подростка, так и у взрослого.

Понятие брака и его основные виды

Брак — это социальный механизм, используемый для регулирования и управления многочисленными человеческими отношениями, которые являются результатом физического факта гетеросексуальности. Как такой институт, брак функционирует в двух направлениях:

  1. регулирование личных сексуальных отношений.
  2. регулирование передачи и получения наследства, наследования и социального порядка, что является его более древней и первоначальной функцией.

Закон не содержит определения брака. Анализ норм Семейного кодекса РФ, регулирующих условия и порядок заключения брака, а также его правовые последствия, позволяет выявить основные признаки брака, на основании которых брак можно определить как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи на условиях и в порядке, установленных законом, и порождающий взаимные права и обязанности супругов. [Фененко Ю.В.].

Под формой брака понимается способ его заключения, установленный законом. Юридической формой заключения брака в России является заключение брака путем его государственной регистрации в органах ЗАГС.

Государственная регистрация брака имеет юридическое значение: с этого момента возникают взаимные права и обязанности супругов. Государственная регистрация брака также имеет доказательственное значение: на основании произведенной регистрации о браке супругам выдается свидетельство о браке и делается соответствующая отметка в их паспортах, удостоверяющая факт состояния этих лиц в законном браке.

Но существует также так называемый гражданский брак. Иногда это называется де-факто, в просторечии — сожительство. У психологов есть свой термин — промежуточная семья, подчеркивающий, что в любой момент она может принять окончательную форму: распасться или быть документально оформленной. В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Муж и жена, живя годами под одной крышей, остаются «он» и «она», а у супружеского «мы» совершенно иное качество самовосприятия и жизни в целом.

Под фактическим браком понимаются отношения между сторонами, которые отвечают всем требованиям и условиям брака, но не зарегистрированы в установленной правовой системе. Фактический брак не может вызвать те правовые последствия, которые возникают при зарегистрированном браке. Никакой законодательный запрет не может исключить из нормальной жизни внебрачные союзы длительного характера, которые сами стороны, намеренно или нет, признают как фактический брак. Законодательство многих европейских стран и США не проводит строгого различия между зарегистрированными и фактическими браками с точки зрения последствий. В Шотландии, например, гражданский и церковный браки считаются равнозначными, и брак, возникший в результате фактического союза, также признается действительным.

Неженатые пары — довольно распространенное явление в современном индустриальном и урбанизированном мире. В 1980-х годах около 3% населения США составляли такие пары, и около 30% американцев имели опыт совместной жизни не менее 6 месяцев. В Дании и Швеции к середине 1970-х годов около 30% незамужних женщин в возрасте от 20 до 24 лет уже жили с мужчинами. Таким образом, в этой возрастной группе внебрачные отношения встречаются чаще, чем официальный брак. В большинстве других европейских стран в этот же период только 10-12% сожительствовали в этой возрастной группе, но впоследствии число людей, сожительствующих без брака, также увеличилось. Д. Крейг отмечает, что ситуация в Российской Федерации аналогична, или, по крайней мере, тенденция та же.

Р. Зидер считает, что незарегистрированное сожительство является лишь подготовительным этапом к последующему браку («брак на пробу») и в некотором смысле является альтернативой традиционному браку. Дело в том, что отношения в незарегистрированном сожительстве могут быть как формальными и краткосрочными, так и глубокими и постоянными. В первом случае совместная жизнь в «пробном браке» длится относительно недолго, после чего брак либо консумируется, либо отношения прекращаются. В то же время растет число случаев сожительства, отличающегося от брака только отсутствием юридической регистрации; рождение детей в долгосрочных отношениях часто приветствуется.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Клиент-центрированная психотерапия
  2. Социализация личности в психологии
  3. Педагогическое общение
  4. Душа – целесообразная основа человека
  5. Когнитивные исследования в психологии
  6. Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй
  7. Психотерапевтические и психодиагностические возможности современных изобразительных методов
  8. Первичные психологические защиты
  9. Общение
  10. Психологические проблемы педагогической деятельности