Для связи в whatsapp +905441085890

Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии — Подход гештальт-психологии

Психология и Церковь, священник и психолог — снова и снова возникает вопрос о сопоставлении этих понятий. Актуальность этого вопроса не исчезла: Хотя противостояние между психологией и Церковью уже ушло в прошлое, священнослужители по-прежнему относятся к психологии не совсем положительно.

Можно ли сравнить проблему человека, который приходит в Церковь, с проблемой человека, который занимается длительной работой с психологом. Что объединяет этих людей? Сопоставима ли деятельность практического психолога и священнослужителя?

Чтобы провести сравнительный анализ работы психолога и священника, необходимо понять специфику их профессиональной деятельности и их историю.

Христианство не родилось одновременно со священниками. Сначала они были апостолами, затем епископами. Оба они были хранителями тайн Церкви и в то же время учителями, помощниками и служителями Церкви. Позже появились священники и дьяконы.

Тогда священник был помощником епископа и лишь много позже получил право совершать церковные таинства. Исповедник (пресвитер) выслушивает исповедь, готовит человека к крещению и помогает в различных делах. Это отдельная личность. Это различие позволяет нам отделить понятие священнослужителя, совершающего таинства, от понятия клирика.

Что на самом деле представляет собой деятельность священника? Чаще всего исповедь зарождается в разуме. Но не стоит забывать, что на исповеди священник не должен ничего говорить — это не разговор. Хотя в таинстве исповеди есть вопросы, которые священник может задать человеку.

Очень часто тема разговора уходит от духовной жизни человека и касается его отношений в семье, на работе и т.д. Для многих людей это единственный способ пожаловаться на жизнь. Такие разговоры не имеют духовного значения, но они необходимы людям.

Что необходимо для того, чтобы священник был успешным? Достаточно ли рукоположения? Очевидно, нет. Образование, воспитание и серьезная подготовка необходимы для того, чтобы служение было успешным.

Как можно методично сравнить работу практического психолога с работой священнослужителя? При таком сравнении необходимо помнить, что человек обладает даром свободы, и поэтому ни в первом, ни во втором случае невозможно манипулировать душой без свободного решения самого человека.

Основные способы и виды работ.

Беседа — это элемент работы практического психолога. Разговор психолога, несомненно, отличается от разговора в церкви. Это, как и со священником, тоже разговор с человеком, который пришел со своими проблемами, но несколько иной. Человек просит о помощи, и психолог обязан эту помощь оказать. Это его священный долг, его главная должность. Беседа, разговор, общение — это сближает священническое служение и практическую психологию.

Психолога можно назвать учителем, потому что он просвещает людей, делится с ними антропологическими и психологическими, а то и духовными знаниями. Психологическое консультирование — это просвещение и обучение.

Консультации с психологом отличаются от бесед со священником, как групповых, так и индивидуальных. Целью этих консультаций являются нерелигиозные вопросы: обретение веры, разрешение сомнений (работа священника), личная жизнь человека. Вопросы, обсуждаемые с психологом, касаются личной, профессиональной и семейной жизни. Таким образом, этот вид работы является одновременно родственным для этих профессий и, в то же время, в некотором смысле разделительным.

Как, например, можно сравнить общение священника с работой практического психолога с группой? В первом случае мы имеем дело с реальной жизнью, тогда как в случае с психологом мы имеем дело с искусственно созданной ситуацией. Разница очевидна. Где происходит перекрытие? Беседа, индивидуальный подход, элементы обучения объединяют пастырскую заботу священника и психолога.

Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии - Подход гештальт-психологии

Подход гештальт-психологии

Гештальтпсихология была основана как психологическая дисциплина в начале 10-х годов 20 века тремя немецкими психологами — Максом Вертхаймером (1880-1943), Вольфгангом Келером (1887-1967) и Куртом Коффлкой (1886-1941). Условной датой рождения этого направления считается 1912 год — год, в котором была опубликована работа М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения». В многочисленных экспериментах, объектами которых были его друзья В. Келер и К. Коффка, он в основном исследовал кажущееся движение, то есть восприятие движения при отсутствии такового объективно. Подавляющее большинство экспериментов было построено по следующей схеме.

Два изображения простого объекта (например, светящейся полоски) были даны на определенном расстоянии друг от друга. Сначала освещалось левое изображение, затем через некоторое время — правое. Если временной интервал между первым и вторым объектом был достаточно большим, испытуемый видел только одну полосу слева, а затем вторую полосу справа. Если интервал был очень коротким, испытуемый не успевал отследить, последовательно или нет были представлены объекты, и видел их одновременно в привычных местах. Только при средней скорости изменения от одной экспозиции к другой испытуемый видел отчетливое движение полосы из левого положения в правое, тогда как на самом деле никакого движения не было.

Принцип элементаризма (также в варианте австрийской школы), который все еще преобладал в то время, совершенно не подходил для объяснения этого явления; фон М. Вертгеймер назвал его фифеноменом. На самом деле, полученное интегральное впечатление не строится как сумма содержащихся в нем ощущений — ведь во всех трех упомянутых выше случаях имеют место два ощущения (или элементарных восприятия) двух полос света, но во всех случаях они воспринимаются по-разному, т.е. каждый раз возникает новая форма, новое интегральное образование, качественно отличное от других.

Более того, все, что нам нужно сделать, это каким-то образом изменить пространственно-временные условия представления полосок (увеличить или уменьшить расстояние между ними, изменить интервалы их следования), изменить их цвет (например, сделать одну полоску синей, а другую красной) и так далее. — И каждый раз появляются качественно иные формы (т.е. различные целостные ментальные структуры). Так, помимо явления «обычного движения», в исследовании 1912 года было обнаружено явление «чистого движения» (когда кажется, что полосы неподвижны, а между ними движется какой-то объект, но какой объект — неизвестно) и явление «частичного движения» (когда кажется, что оба объекта движутся: только первый из начального положения в точку посередине, а второй из точки посередине в конечное положение), и так далее.

Поэтому, чтобы объяснить полученные явления, М. Вертгеймеру пришлось отказаться от элементаризма во всех его вариантах и предложить альтернативный холистический подход. Это означало, что (в данном случае) восприятие движения не следует рассматривать как сумму ощущений, являющихся частями целого — оно (восприятие) прежде всего строится как целостная структура, особенности которой определяются здесь и сейчас существующими пространственно-временными условиями восприятия того или иного конкретного материала.

Основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии

Естественно-научные основы в психологии:

  1. реальность изучаемого объекта. Простым примером проявления этого принципа является изучение эмоций, снов и т.д. Если эмоции реальны, то в каких единицах их можно измерить? А если они не реальны, то как мы можем проявлять и видеть их?
  2. Объект познания (познаваемое) обозначает объект реальности материальный или идеальный. В этом контексте представители научной парадигмы утверждают, что идеальное — это результат работы мозга. Мозг и его работа — это механизм, который превращает причины в следствия, механизм, недоступный гуманитарным наукам. Но он доступен для естественных наук, потому что мозг материален, а мы можем изучать материю. И мы изучали его, но не изучили; история насчитывает большое количество неудачных попыток.
  3. Обособленность реальностей, то есть для объяснения явлений психической реальности должны использоваться объяснительные принципы, и только когда их недостаточно, и можно показать взаимодействие различных реальностей, в качестве объяснительных принципов используются явления материальной реальности.
  4. «Сенсорное» познание в применении к психической реальности. Если мы хотим применить научные принципы к психологии, мы должны найти аналог чувственного познания для явлений психической реальности.
  5. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, оно обращено к ментальному миру человека, его личностным ценностям и смыслу жизни.

Современные гуманитарные дисциплины руководствуются общими критериями научности:

  • Интерсубъективность.
  • Прогрессивность.
  • Валидность.
  • Критичность.

Как отмечает В.Н. Сурков, критерии научности в психологии реализуются только в тенденциях. В то же время автор указывает на особенности, которые традиционно выражают специфику гуманитарного знания. К ним относятся, прежде всего, человеческая размерность, ценностная размерность, процессуальность, индивидуализированная методология, субъективность, осознание особой роли понимания, приоритет качественного аспекта исследования над количественным и лингвистическая чувствительность. В.Н. Сурков сравнивает особенности познания в парадигмах естественных и гуманитарных наук

Содержание гуманитарного знания связано с вопросами о смысле человеческого существования, оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание — это благодарное присвоение человеческого существования. Бессмысленно прибегать к ценностным суждениям о природных явлениях, поскольку вещи и природные явления не являются ни добрыми, ни злыми. Гуманитарное знание — это единство истины и ценности, факта и смысла, сущности и должного.

Большая часть дискуссий о статусе научности психологии ведется не столько о том, является ли психология наукой, сколько о том, какому стандарту (научному или гуманитарному) она должна следовать (и каким критериям научности она должна соответствовать).

Зарубежные психологи склонны воспринимать психологию больше в рамках гуманитарной психологии, отечественные же психологи придают гуманитарному знанию в психологии еще меньшее значение, чем научному. Но тенденцией последних лет остается гуманизация знаний о психической реальности. Как справедливо отмечают многие авторы, гуманистическая парадигма должна быть ориентирована на получение психологических знаний, а естественнонаучная парадигма служит для доказательства неоспоримых фактов, т.е. обе парадигмы необходимы в изучении психической реальности.

Признаки кризиса в психологии

Психология очень слабо развита и медленно эволюционирует. Конечно, она находится в кризисе. Причиной этого кризиса является полное непонимание того, как работает мышление. Современная психология, за неимением знаний, пытается избежать этого вопроса, абстрагируясь в философии.

Однако сегодня существуют модели, которые используют альтернативные физические модели для объяснения мышления.

Многих членов психологического сообщества волнует вопрос: что представляет собой научная психология, вступившая в XXI век, находится ли она в кризисе или, наоборот, уверенно смотрит в будущее? Конечно, психология не настолько однородна, чтобы дать простые и однозначные ответы на поставленные вопросы, тем более что ряд перспективных направлений в ней существует давно и активно развивается (даже если они не стали доминирующими). И все же большая часть современной психологической науки на самом деле уходит в прошлое. Для психологии, которая не так жестко парадигматична, как, скажем, естественные науки (хотя существование строго принятых парадигм в них сейчас многими оспаривается), очень важен «вектор» поисков и ожиданий.

Современному мнению, что психология находится в кризисе, противостоит тот факт, что она продолжает интенсивно развиваться как академическая наука, о чем свидетельствуют тысячи томов монографий, сотни научных журналов, многочисленные встречи, симпозиумы, конгрессы и так далее. Как практико-ориентированная область знаний, психология востребована в обществе, а услуги психологов хорошо оплачиваются. Так что есть производство и спрос, поэтому нужно уточнить: когда психологи говорят о кризисе — мы говорим о научной психологии.

Как и любая наука, стремящаяся адекватно объяснить свой предмет, психология претендует на создание теории психики. И если она честна сама с собой, то признает: создаваемые ею модели далеки от того, чтобы дать последовательную картину психической жизни человека во всей ее полноте и сложности. Если окажется, что наука упрощает ее, подвергает редукции, сводит к каким-то единичным проявлениям, то этот факт заставляет говорить о наличии кризиса в психологии. В этом смысле кризис современной психологии не вызывает сомнений, даже с учетом достижений и разработок во всех ее областях и отраслях. Более того, фиксация кризиса является дополнительным стимулом, корректирующим направление развития научной психологии.

Чтобы избежать возможных недоразумений, отметим, что речь ни в коем случае не идет о создании единой глобальной теории, которая «отменит» существующие в настоящее время. Как проницательно заметил в свое время К.Г. Юнг, «время глобальных теорий в психологии еще не пришло». Современная психология страдает (кризис — первое тому доказательство) от взаимного непонимания психологов разных школ, а также от отсутствия содержательной конструктивной коммуникации.

Хорошо известно, что во время кризиса методологические знания необходимы прежде всего, потому что только основанный на них анализ позволяет понять причины ситуации и показать пути выхода из нее. Ж.Пиаже подчеркивал: «Науки, более развитые, чем наша, давно поняли, что успех науки во времена кризиса обычно связан с ретроспективной критикой используемых понятий, то есть с внутренней (и независимой от философии) эпистемологической критикой». Дело в том, что кризис становится плодотворным.

Трансляция психологических знаний

Радиостанция «Ведамедиа» работает в прямом эфире в Интернете. Музыкальное радио Vedamedia — это первое радио на электронных волнах, которое дает возможность всему русскоязычному населению глубоко познакомиться с ведическими знаниями. В режиме нон-стоп волна транслирует программы, призывающие к счастью и мудрости.

По сути, это уникальный проект, который показывает, как жить счастливо. Гости, эксперты, консультанты, преподаватели делятся своими знаниями совершенно бескорыстно, что делает радио ненужным для рекламных пауз. Здесь вы не найдете сплетен, интриг, вражды или политики. Проект является некоммерческим и существует исключительно за счет энтузиазма участников и спонсорской помощи.

Миссия радио «Ведамедиа» — идея духовного развития и мира, независимо от религии и взглядов. На радиостанции царит атмосфера дружбы и сердечности. Это не развлекательный проект — все программы «Ведамедиа Радио» направлены их создателями на самосовершенствование, духовное и нравственное развитие. Участниками проекта являются более 25 высококлассных специалистов в различных областях ведического знания. Программы содержат материалы по ведической психологии, аюрведе, культуре, философии, ведической астрологии, психологии семейных отношений, йоге, Васту и медитации.
Профессиональная деятельность психолога, в отличие от других видов деятельности (школа, игра, социализация), состоит в том, что она предполагает обязательное осмысление содержания предмета профессиональной деятельности. В то же время, в этом смысле она совсем не принципиальна. Овладение профессией предполагает включение ее объекта в содержание Я-концепции человека. Конечно, варианты этого будут бесконечно разнообразны, но все же у них есть нечто общее, что составляет объект одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

На уровне Я-концепции человека это переживается как рефлексивно обоснованное ограничение его профессиональных действий. Знаменитая способность говорить себе и другим: «Я не могу этого сделать, я могу сделать это плохо, и я могу сделать это посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля и сфера профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность профессионального совершенствования путем преодоления «я не умею».

Возникновение профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в работе и учебе — человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло отражение в истории промышленной психологии и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило возникнуть целой отрасли психологического знания — психологии индивидуальных различий.

По сути, на заре своей профессии психолог начал работать с одной из важнейших особенностей индивидуальной жизни — особенностью перспективы развития личности, и тем самым взял на себя (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности реализации учебной или трудовой деятельности.

…Личность отличается не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Это особенно актуально для начинающих психологов. Ведь психолог должен быть разносторонним специалистом, и его профессиональная эрудиция должна включать не только знание психологии, но и некоторые знания в области других гуманитарных дисциплин. Профессиональные навыки психолога определяют успех его практической работы, а профессиональные навыки позволяют психологу работать эффективно. Чем больше опыт, тем больше знаний приобретает специалист.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гендерные отношения
  2. Классификация психодиагностических методик
  3. Психологические особенности людей с проблемами опорно-двигательного аппарата
  4. Деформация личности
  5. Восприятие и его свойства
  6. Требования к методам психологии
  7. Виды воображения
  8. Проблема одиночества и депрессии в период поздней зрелости
  9. Психотерапия
  10. Расстановки по Хеллингеру