Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимоотношения идеологии с философией и наукой — Функции науки

В настоящее время стало очевидным, что с развитием науки уровень и качество жизни человека развивается и улучшается. Окружающие нас предметы — компьютеры, телевизоры, телефоны, средства передвижения, а также развитие медицины, полет на Луну — все эти достижения человечества связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями. Сейчас трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научных знаний. И дальнейший прогресс человеческого общества, как правило, связан с новыми научно-техническими достижениями.

Огромное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом специального изучения. Что такое наука?

Наука — это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе и мышлении, результат конкретной деятельности людей по производству знаний, то есть результат научного творчества. Наука всегда характеризуется как высшая форма познания действительности, дающая человеку возможность не только характеризовать настоящее, но и предвидеть будущее и сознательно создавать его своей деятельностью. Поэтому максимальное использование всех возможностей науки является одной из главных задач глобальной политики нашего государства. По словам М.В. Ломоносова: «Наука есть ясное познание истины, просвещение ума, чистое увеселение жизни, похвала юности и помощь старости».

Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только мир вне человека, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек.История развития современной науки показывает, что в ее эволюционном развитии и самореализации наблюдались такие объективные тенденции, как дифференциация, интеграция, внутридисциплинарное взаимодействие, междисциплинарное взаимодействие отраслей научного знания. В связи с этим развитие науки принято делить на 2 этапа.

Первый этап развития — коллективная наука в системе философского знания, начинается с античности и длится до XVII века. В этот период наука не являлась производительной силой, т.е. производство и наука не были взаимосвязаны.

Второй этап в развитии науки — наука в собственном смысле слова, начинается в XVII веке. С этого периода возрастает роль научных знаний в социокультурной жизни общества. В материальном производстве, благодаря развитию науки стало возможным решение многих актуальных проблем социально-цивилизационного процесса развития человечества. В связи с этим происходит не только становление и развитие науки, но и широкое функционирование системы наук в пространственно-временном контексте.По своему предмету науки делятся на естественные и технические, изучающие законы природы и пути ее развития и преобразования, и общественные, изучающие различные социальные явления и законы их развития, а также самого человека как существо социальное (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из основных методов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика.

Взаимоотношения идеологии с философией и наукой - Функции науки
Взаимоотношения идеологии с философией и наукой — Функции науки

Функции науки

Слово философия происходит от греческого filosofia, которое, в свою очередь, образовано от двух других слов: fileo (любить, иметь склонность к чему-то, увлекаться чем-то и даже целовать это) и sofia (мудрость, проницательность, ум, знание, ученость, мудрость, мудрость Бога). Философия как метод и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Платон впервые использовал термин «философия» для обозначения особой сферы знаний. Первоначально философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Платон дает такое замечательное определение «философия есть уподобление Бога мере сил человека» [9]. В Советском энциклопедическом словаре сказано, что философия — это определенная форма общественного сознания, мировоззрение, система определенных идей, взглядов на мир и на место, занимаемое в нем человеком. Также интересное определение дает «Словарь греческой лексики» под редакцией Лиделла и Скотта, где говорится, что философия — это любовь к знанию, стремление и поиск его. Короче говоря, философию, как ее понимали в древнем мире, можно определить как поиск истины о природе Вселенной и человека.

«Тот, кто однажды воспылал любовью к философскому слову и вкусил его сладость кончиком пальца, тот, расставшись со всеми суетными мыслями, будет стремиться к этому слову с благоразумным вдохновением. Его любовь не преминет перекинуться на пауку о бытии. Наука о бытии, которую мы собираемся изложить, — это философия.

Философия как система знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру возникает из потребности людей выработать рациональные основания, придающие целостность их мировоззрению и направленность их познавательным и практическим усилиям. Это означает, что философия аккумулирует, с одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой — наиболее далеко идущие принципы отношения к миру в целом, которые применяются в познавательной и практической деятельности. Воспринимая прежние формы внефилософского, предфилософского и дофилософского мировоззрения и подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтеза информации о нем формирует его обобщенный образ применительно к потребностям человеческой жизни. Для этого философии необходимо выработать специальный понятийный аппарат, который составляет основу ее языка, помогающего выразить философское отношение человека к миру. Однако формирование философского языка, методов и приемов философского познания является лишь составной частью цели философии. Суть цели философии состоит в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация этой цели делает философию основой для понимания человеком смысла и цели жизни, для его причастности к тому, что происходит в мире. Такое понимание цели философии и ее предназначения возникло не сразу. По мере развития философии она менялась в соответствии с представлениями о том, что такое философия.

Н.А. Бердяев заключил: «Философия всегда была прорывом от бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла»[4].

Функции философии в научном познании

Проксилогическая (практическая) функция философии заключается в том, что философия может помочь человеку в действиях, помочь в решении запутанных жизненных проблем. Стоит отметить, что люди, как правило, не обращаются к философии в счастливые периоды своей жизни, когда они не испытывают никаких трудностей. Однако как только возникают проблемы, которые человек не может решить сразу, то многие испытывают острую потребность в философских (или религиозных) аргументах, которые помогли бы оправдать те или иные действия человека. Философия может побудить человека к действию, а может примирить его с несовершенством реальности, в некотором роде утешить, чтобы он менее остро переживал свои испытания (так называемая терапевтическая функция философии). Практическая функция философии задействуется в основном тогда, когда человек оказывается в «пограничной ситуации» и ему необходимо сделать выбор в своем отношении к действительности, а затем реализовать этот выбор в действии. Особенно серьезным является выбор человека, оказавшегося в «пограничной ситуации» между жизнью и смертью.

Социокультурная функция философии призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы ее развития в будущем. Философия определяет основные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека. Через философскую рефлексию происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них так или иначе предполагает другие. Так, гуманитарная функция философии тесно связана с социальной функцией. Философия должна играть адаптивную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально-гуманитарная функция призвана выполнять функцию интеллектуальной терапии, что особенно важно в периоды социальной нестабильности, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человек находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор. Слово философия происходит от греческого filosofia, которое, в свою очередь, образовано от двух других слов: fileo (любить, быть склонным к чему-то, увлекаться чем-то и даже целовать) и sofia (мудрость, проницательность, разумность, интеллект, знание, обучение, мудрость, премудрость Божья). Философия как метод и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Платон впервые использовал термин «философия» для обозначения особой сферы знаний. Первоначально философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Платон дает такое замечательное определение «философия есть уподобление Бога мере сил человека» [9]. В Советском энциклопедическом словаре сказано, что философия — это определенная форма общественного сознания, мировоззрение, система определенных идей, взглядов на мир и на место, занимаемое в нем человеком. Также интересное определение дает словарь греческой лексики под редакцией Лайделла и Скотта, где говорится, что философия — это любовь к знанию, стремление и поиск его. Короче говоря, философию, как ее понимали в древнем мире, можно определить как поиск истины о природе Вселенной и человека.

Сходства и различия философии и науки

Совершенно очевидно, что ни одна сфера человеческого духа, в том числе и философия, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о Вселенной. «Философия не может быть наукой всех наук, т.е. она не может стоять над отдельными дисциплинами, как и не может быть одной из специальных наук среди других»[5].

Давний спор между философией и наукой о том, что больше нужно обществу — философия или наука — и каково их действительное соотношение, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпретаций проблемы.

Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть взаимоотношений философии и науки:

Специальные науки обслуживают отдельные специфические потребности общества: техника, экономика, искусство врачевания, искусство преподавания, законодательство и т.д. Они изучают свой специфический срез реальности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Согласно Гегелю, научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного.

Философию, напротив, интересует мир в целом. Она не может примириться с конкретным, поскольку стремится к целостному постижению Вселенной. Философия думает о мире в целом, о всеобъемлющем единстве всего сущего; она ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее как оно есть?». В этом смысле верно определение философии как науки «о началах и первопричинах».

Частные науки рассматривают явления и процессы действительности, существующие объективно, независимо от человека и человечества. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов, они свободны от ценностей. Наука формулирует свои выводы в виде теорий, законов, формул, отбрасывая личное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, его склад ума и темперамент, характер его признаний и предпочтений в жизни также малоинтересны. Закон всемирного тяготения, квадратные уравнения, система элементов Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений или личности ученого. Однако для современников науки важны ценностно-целевые аспекты.

В глазах философа мир — это не просто статичный слой реальности, а живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в которых переплетаются причины и следствия, цикличность и спонтанность, упорядоченность и разрушение, силы добра и зла, гармония и хаос. Философский разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).

Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла и как возможна его дисциплина, в чем ее специфика, методы и отличие от других. Если эти проблемы затрагиваются, то естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания.

Философия прежде всего стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и самого философского знания. Она стремится выявить такие надежные основания, которые могли бы служить ориентиром и критерием для понимания и оценки всего остального (различие между истиной и мнением, эмпирией и теорией, свободой и произволом, насилием и властью). Предельные, пограничные вопросы, с которых начинается или заканчивается та или иная познавательная область, являются излюбленной темой философской рефлексии.

Наука занимает достойное место как сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Это одна из форм общественного сознания, направленная на объективное постижение мира, предполагающая получение новых знаний.

Перспективы взаимоотношений философии и науки

Отношения между философией и наукой — острая проблема для современных философов. Например, Ричард Рорти утверждает, что постепенное отделение философии от науки стало возможным благодаря представлению о том, что «сердце» философии — это «теория знания, теория, отличная от наук, поскольку она была их основой». (11) Эта точка зрения подкрепляется ссылкой на историко-философскую традицию. Поставленный Кантом вопрос о том, как возможно наше познание, стал программой для всего последующего рационализма, доминирующего мировоззрения европейской философии.

В ретроспективе мы можем увидеть следующие взаимосвязи в отношениях между философией и наукой:

  • Наука отпочковалась от философии;
  • философия, стремясь сохранить за собой функции «трибунала» исходного интеллекта, сделала теоретико-познавательную и методологическую проблематику центральной, проработав ее во всех направлениях;
  • современная философия мыслится как возникшая из эпистемологии.

Наука не содержит в себе критериев социальной значимости своих результатов. Это означает, что ее достижения могут быть использованы как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что не сама наука обременена размышлениями о негативных последствиях применения достижений науки, а философия. Именно философия должна сделать предметом своего анализа рассмотрение науки как совокупности в ее антропологическом измерении, нести ответственность за науку перед человечеством. Оказывается, что достижения науки не могут функционировать в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, которые коренятся в необходимости предотвращения негативных последствий последних достижений науки и техники, связанных с угрозой самому существованию Homo sapiens, вынесены вовне, за пределы корпуса науки. Однако их реализация находится не только во власти философии. Необходима поддержка институтов государства, права, идеологии, общественного мнения. Позитивная задача философии — выступить в роли арбитра, оценивающего совокупность результатов научных исследований в их гуманистической перспективе, и двигаться в соответствии с логикой развития научных исследований, достигая исходной точки. То есть к той точке, где возникает сам тип подобных этических и мировоззренческих проблем.

Философы науки считают, что фундаментальные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания, и каждый, кто хочет достичь удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо познакомиться с философской мыслью. Хотя философия исключает из своего рассмотрения специальные и частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт духовного познания человечества. Она осмысливает те стороны личного и общественного мировоззрения, те отдельные виды опыта жизни людей, которые не представляют специального интереса для частных наук. Однако в отличие от отдельных наук, которые иерархичны и автономно разбросаны по своим предметным областям, философия имеет границы пересечения с каждой из них. Это закреплено сертифицированной областью, получившей название «философские вопросы естествознания», что подчеркивает огромное и непреходящее значение использования достижений естественных наук для философии. По сути, она не может игнорировать фундаментальные научные открытия, а должна реагировать на них с готовностью внести изменения во весь корпус философского знания.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Математизация технических наук
  2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
  3. Иеремия Бентам, английский философ и юрист
  4. Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований
  5. Предмет и метод философии права
  6. Философские проблемы науки и техники
  7. Результативная подсистема деятельности
  8. Философия техники
  9. История и философия истории
  10. Изменение содержания форм морального сознания