Для связи в whatsapp +905441085890

Цели и ценностные ориентации личности — Общие характеристики регуляторов поведения

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, потому что именно ценности характеризуют сам человеческий образ жизни, уровень отделения человека от животного мира.

Проблема ценностей приобретает особое значение в переходные периоды социального развития, когда кардинальные социальные преобразования приводят к резкому изменению существующих систем ценностей, ставя людей перед дилеммой: либо сохранить устоявшиеся, привычные ценности, либо адаптироваться к новым, широко предлагаемым, даже навязываемым представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Поэтому сегодня решающее значение имеют следующие вопросы: что такое ценности, какова взаимосвязь между ценностями и оценками, какие ценности являются первичными, а какие вторичными для индивидуума?

В последнее время все более актуальной становится проблема изучения ценностных ориентиров личности и их влияния на поведение человека. Это не случайно, в переходные периоды социального развития проблема ценностей всегда стоит на первом месте. Это как раз то время, которое наше общество переживает сегодня, с его нестабильностью, драматическими социальными сдвигами, дезориентацией и деидентификацией личности. Интерес к феномену ценностных ориентаций обусловлен интересом общества к социальным проблемам, проблемам психического здоровья людей, а также к проблеме культуры общества в целом.

А поскольку ценностные ориентации являются предметом изучения различных социальных дисциплин, они являются важной и необходимой областью исследований, нашедшей отражение во многих гуманитарных науках: Философия, образование, психология и социология.

Как западная, так и научная классика посвящены проблеме ценностных ориентаций человека, а их теории основаны на понятии личности, поскольку ценностные ориентации неотделимы от понятия личности, а также от изучения поведения и мотивов человека.

Цели и ценностные ориентации личности - Общие характеристики регуляторов поведения

Общие характеристики регуляторов поведения

Чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, человек должен оценивать свою деятельность и поведение с точки зрения соответствия требованиям социальной среды. Соответствие жизни и действий человека социально принятым нормам и правилам создает ощущение общественной значимости. Эта ценность является условием нормального социального благополучия, а наоборот, чувство несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, а также может стать причиной тяжелых чувств. Поэтому человек нуждается в постоянном контроле и регулировании своего поведения. Внешний контроль за степенью социальной завершенности осуществляется институтом общественного мнения, правовыми органами и т.д. Внутренний контроль и регулирование осуществляется самим человеком с позиции норм и требований общества, которые он усваивает в процессе социализации.

Социальный регулятор поведения — это точка отсчета, воспринимаемая индивидом (рациональная или привлекательная), согласно которой он действует. Поэтому необходимо обнаружить такие поведенческие черты, которые выполняют функцию социальных регуляторов поведения. Соответственно, такие регуляторы встречаются только в типичных поведенческих признаках.

Регуляторы поведения человека выступают в качестве внутренних познавательных процессов и внешних явлений окружающей социальной среды. Поведенческим регуляторам могут быть присвоены следующие понятия:

Таможня. Обычаи в обществе формируются в результате многократного повторения одних и тех же действий членами общества, которые способствуют формированию устойчивых социальных отношений. На основе этих устойчивых социальных отношений формируются правила поведения, которые становятся привычкой и обычаем. Они порождаются образом жизни того или иного социального класса или социальной группы.

Традиции. По способу регулирования общественных отношений традиции схожи с обычаями, но, в отличие от последних, детально не регламентируют общественное отношение, а лишь определяют общую линию поведения. Обычаи и традиции имеют ряд общих черт: преемственность, стабильность, защита от нарушений со стороны общественного мнения.

Моральные нормы. Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют моральные нормы, т.е. системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие [11].

Отношение. Понятие отношения впервые появилось в книге Герберта Спенсера «Первые принципы», изданной в 1862 году. Этот термин был введен в русскую психологию известным представителем грузинской (советской) психологической школы Д.Н. Узнадзе. По его словам, отношение — это готовность перед любым психологическим или поведенческим действием вести себя в соответствии с данной ситуацией. Он утверждал, что реакции человека на ситуацию (оценочную или поведенческую) обусловлены не только самой ситуацией, но и внутренней, неосознанной склонностью к определенной реакции. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, какие потребности он испытывает в данный момент, и выбирать наилучшие способы их удовлетворения. Все это уже определено в установке на основе опыта. Помимо собственного социального опыта, отношение может быть продуктом спонтанной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень эмпатии к происходящим событиям.

Большинство установок приобретается из социального опыта и культуры.

Стереотипы. Термин «стереотип» был впервые введен в социальные науки в США в 1920-х годах, когда возникла необходимость изучать и объяснять законы функционирования массового сознания. Г. Тейфель подвел итоги основных результатов исследований в области социальных стереотипов:

  • Люди с готовностью демонстрируют готовность характеризовать широкие человеческие группы (или социальные категории) недифференцированным, грубым и предвзятым образом;
  • Такая категоризация характеризуется высокой стабильностью на протяжении очень длительного периода времени;
  • социальные стереотипы могут в определенной степени меняться в ответ на социальные, политические или экономические изменения, но этот процесс идет очень медленно
  • социальные стереотипы становятся более явными («выраженными») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
  • они изучаются очень рано и используются детьми задолго до того, как у них появляется четкое представление о группах, к которым они принадлежат.
  • Социальные стереотипы не являются большой проблемой, когда нет явной враждебности между группами, но их крайне сложно модифицировать и управлять, когда есть значительная напряженность и конфликт.

Ценности. Под ценностями часто понимают те установки, которые определяют структуру личности, а под установками особого рода — те, которые воспринимаются как «стандарты», нормы, которые являются основой для решений, принимаемых человеком. В то же время «выбор» рассматривается как ядро личной организации. Ценности той или иной культуры вместе составляют идеал этой культуры. В социальной психологии ценности ассоциируются с отношениями, с одной стороны, и нормами — с другой.

В.Б. Ольшанский сравнивает ценности с особыми маячками, которые помогают «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, к которым у человека есть уверенность, внутренняя согласованность его поведения».

Поведенческие регуляторы являются неотъемлемой частью нормального сознания. Социальные регуляторы формируются относительно легко, потому что наше собственное воспитание и культура создают в нас набор ожиданий о поведении и характеристиках других людей. Источником регуляторов поведения являются личный опыт и нормы, разработанные обществом, которые люди узнают через образование, средства массовой информации и непосредственный контакт со значимыми и авторитетными людьми.

Концепция личностных убеждений и ценностей

Люди используют ценностные ориентации для того, чтобы иметь отношение к отдельному человеку или группе, но не к обществу в целом. В целостном анализе общества используются термины «культурные ценности», «духовные ценности культуры» и «жизненные ценности». В последнем случае речь идет о некоторых стратегических детерминантах поведения больших групп людей, уходящих корнями в конкретную социокультурную среду на длительный период времени. Это порождает сходства и различия, которые существуют в толковании и использовании терминов «ценностные ориентации» и «культурные ценности», «жизненные ценности».

«Система ценностных ориентаций — важнейшая особенность индивида и показатель его формирования. Степень развития ценностных ориентаций, особенности их формирования позволяют оценить уровень развития личности».

Механизм формирования личностных ценностей давно описан в понятиях интернационализации социальных ценностей человеком. Ряд авторов отмечают, что осознание объекта как социальной ценности предшествует его превращению в личную ценность — регулятор индивидуального поведения. Однако не все социальные ценности, которые признаются и даже признаются как таковые индивидом, фактически ассимилируются им и становятся его личными ценностями. Очевидно, что знаний и позитивного отношения к ценностям недостаточно, и они даже не кажутся необходимыми. Однако необходимым условием такой трансформации является практическое вовлечение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Э.А. Арутюнян отмечает, что промежуточным звеном, опосредованным этим процессом, является система ценностей референта малой группы для индивида. Можно предположить, что ассимиляция ценностей больших социальных групп и сообществ всегда опосредуется значениями малых опорных группю

Семья долгое время остается небольшой контрольной группой для отдельного человека. Поэтому большинство ценностей, усвоенных в раннем детстве, передавались родителями, а иногда и индоктринировались ими. Поскольку в этом возрасте до сих пор нет критической оценки воспринимаемой информации, эти ценности ассимилируются на бессознательном уровне и тем самым становятся незыблемой основой для дальнейшего формирования иерархии личностных ориентаций. Соответственно, именно качественное содержание передаваемых родителями ценностей определяет дальнейшую ценностную ориентацию человека.

В более позднем подростковом возрасте начинают формироваться стабильные группы сверстников. В этих справочных группах для отдельного человека ценности также усваиваются через общение и принадлежность к этой группе. Если на данном этапе референтная группа индивида характеризуется девиантным поведением, то, скорее всего, качественное содержание значений будет соответствующим.

Постановка целей и личных задач

Цель — это осознанный и ожидаемый результат определенной человеческой деятельности.

Цели играют важную роль в саморегулировании человеческой личности и занимают фундаментальное место в структуре его мотивации. Развитие личности немыслимо без реализации прогноза своих действий, без предвидения своего поведения и действий. Ряд отечественных психологов, таких как Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев и др., при изучении личности особо отмечали важность ее определения как системной деятельности каждого человека.

Любая деятельность лица предусматривает обязательное наличие цели и мотива. Без вектора «мотив — цель» невозможно реализовать собственную деятельность. Цель, то есть результат, ожидаемый человеком, определяет, какой будет деятельность.

Целью является особая форма упреждающего осмысления, которая действует либо в форме постановки цели, либо в форме предвидения. Личность наиболее активна на уровне постановки целей.

Постановка целей — это сложный процесс, которому можно присвоить ряд последовательных этапов: Формирование целей, постановка целей, реализация целей и достижение целей.

Постановка целей — это начальный этап, когда человек осуществляет формирование целей, которые связаны с реальными мотивами и потребностями, условиями существования, а также с собственными возможностями и ограничениями. То есть на данном этапе идет процесс постановки целей и выбора наилучших методов их достижения.

Таким образом, постановка целей — это интегральный процесс саморегуляции поведения и деятельности человека. Этот процесс не является спонтанным, так как он обусловлен определенным содержанием деятельности, в рамках которой личность ставит цели при определенных «объективных обстоятельствах».

Формирование личности влияет на процесс постановки целей. Это происходит потому, что чем более развит человек, тем большее влияние на его цели оказывают различные социальные институты, которые передают индивидууму установки, ценности и нормы. Однако все они подвергаются обработке своим эго, внутренним миром и системой ценностей.

Более того, постановка целей личности зависит от когнитивных процессов, которые определяют способность личности предвидеть и предсказывать последствия своих действий и поступков.

Таким образом, цели определяются профессиональным содержанием, личностным и интеллектуальным развитием человека.

Понятие и структура ценностных ориентаций человека

Ценностные ориентации — это элементы внутренней структуры человека, которые формируются и консолидируются через жизненный опыт и в процессах социальной адаптации и социализации.

Ценностные ориентации направлены на обеспечение стабильности и целостности личности, определяют программу и структуру человеческого сознания, стратегии поведения и деятельности, организуют и контролируют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на определенные виды и объекты деятельности и отношения, направленные на достижение поставленных целей.

Ценностные ориентации определяют ряд важных компонентов жизни, например:

  • Общая направленность устремлений и интересов человека.
  • Иерархия индивидуальных шаблонов и предпочтений.
  • Мотивационные и целевые программы.
  • Уровень престижных предпочтений и устремлений.
  • Восприятие механизмов отбора, критерии их значимости.
  • Восприятие себя, уровень готовности и решительности для достижения целей жизни.

Таким образом, ценностные ориентации — это оценочное отношение индивида к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых с точки зрения предметов и их свойств, целей и средств удовлетворения собственных потребностей.

Ценностные ориентации выражаются в личном смысле и идеалах жизни, которые проявляются в форме социального поведения индивида. Ценностные ориентации отражают то, как субъект относится к условиям своей жизни и бытия, в результате оценочного и сознательного отбора наиболее значимых объектов и предметов в жизни.

Структура ценностных ориентаций человека — это иерархия ценностей, определяющая уровень его ранжирования непосредственно самим человеком.

Иерархическая структура личных ценностей представляет собой совокупность фиксированных и относительно взаимозависимых ценностей, направленных на поддержание порядка сосуществования всех человеческих ценностей.

Структура системы элементов стоимостных ориентаций включает в себя три подсистемы:

  • Когнитивная подсистема — включает в себя систему суждений, взглядов и убеждений об определенном объекте, действии или явлении.
  • Эмоциональная подсистема — это подсистема, включающая в себя чувства и эмоциональную оценку объектов и действий.
  • Поведенческая подсистема — это подсистема, которая включает в себя определенные действия и последовательности поведения личности при определенных условиях.

Таким образом, ценностные ориентации человека не существуют сами по себе, а объединяются в конкретную систему, содержащую набор упорядоченных ориентаций и ценностей, важных для каждого человека.

Ценностные ориентации тесно связаны с нормами поведения и тем самым формируют ценностно-нормативную систему — совокупность и взаимозависимость ценностных ориентаций и норм, которые относятся ко всем проявлениям социальной жизни и характерны для культуры общества.

Ценностные ориентации и значения человека имеют набор основных характеристик:

  • Наборы ценностей человека — это его имущество, даже если их количество относительно невелико.
  • Каждый человек имеет набор ценностных ориентаций, каждая из которых представлена в различной степени.
  • Ценностные ориентации и значения организуют кумулятивную систему.
  • Происхождение любой человеческой ценности — это культура конкретного общества и его институтов.
  • Влияние ценностей можно продемонстрировать практически во всех социальных явлениях, достойных изучения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема экологического воспитания
  2. Деятельностный подход к исследованию личности
  3. Компьютерная психодиагностика в профессиональной консультации
  4. Факторы удовлетворенности жизнью у людей разных возрастов
  5. Методика изучения личностных ценностей
  6. Психологическое взаимодействие и его модели
  7. Психологические особенности профессиональной деятельности фармацевта
  8. Приемы коррекционной педагогики
  9. Личность в группе
  10. Воображение детей