Для связи в whatsapp +905441085890

Человек как деятельное и творческое существо — Человеческая деятельность в зеркале культуры

Человеческие дела являются постоянным предметом философских размышлений. Как жить и что делать, чтобы жить счастливо? Какое поведение следует считать правильным? От чего зависит счастье в бизнесе? Как найти наилучший путь к успеху? Ответ на такие вопросы, конечно же, зависит от обстоятельств. Но есть ли какие-то общие принципы, на которые можно ссылаться для их решения?
Пережившие древние мифы свидетельствуют о том, что еще с древности люди стремились связать свои действия с волей богов. Эта тенденция прослеживается и в философских учениях, где имена мифических божеств часто служат символами судьбы, судьбы и закона, определяющих ход человеческих поступков и их исход.
В Древнем Китае было широко распространено учение «Дао», «правильный путь», которому должен следовать каждый человек в своих действиях. Древнеиндийские мудрецы считали, что никто не может уклониться от «надлежащего действия», поскольку оно предопределено «дхармой» (законом богов) и «кармой» (индивидуальной судьбой), которые, тем не менее, вынуждают к надлежащему действию. Древние греки верили, что не только люди, но и боги не могут избежать того, что предопределила для них ананка (судьба, необходимость, неизбежность). Вмешательство богов объясняло достижения и несчастья человека, его удачу и неудачи. Считалось, что боги (Прометей в греческой мифологии) учили человека различным полезным занятиям — как обращаться с огнем, делать металлические орудия труда и другие ремесла. Они жестоко наказывали смертных, если они пытались сделать что-то, противоречащее Божественному замыслу.
Но люди не знают, что написано в Книге Судьбы, мысли богов им неизвестны. И если это так, то у них есть два варианта: либо не тратить энергию на какие-либо действия и пассивно ждать того, что произойдет само собой («чего не будет»), либо действовать так, как они считают нужным (надеясь, что боги будут благосклонны к ним или что им удастся склонить судьбу на свою сторону и сделать ее желанной с помощью экстраординарных усилий).
В древней культуре Китая и Индии было традиционным отдавать предпочтение первому варианту, а в древней культуре — второму.
В древнекитайской книге Даодэцзин, в которой излагаются философские учения даосизма, говорится: «Оторванность, безмятежность, а не действие — вот в чем суть дао». Даосы провозглашают принцип бездействия высшим принципом человеческого поведения» «Человек с высшим даэ («даэ» — проявление даэ) бездействует и совершает бездействие». Аналогичные идеи выражены и в древнеиндийской философии. В Бхагавадгите, одном из древнейших произведений индийской литературы, из уст бога Кришны сказано: «Дело намного ниже, чем йога мудрости». Буддизм и другие религиозные философские учения характеризуются проповедью смирения, воздержания, отказа от мирской суеты, впитыванием в себя.

Человеческая деятельность в зеркале культуры

Древняя культура, с другой стороны, способствует стремлению к активным действиям, борьбе и риску. Она характеризуется духом агонии (борьба, конкуренция, суд). Он празднует героев, которые пытаются действовать по-своему, пренебрегая волей высших сил. В «Илиаде» Гомера, Диомед отвечает Агамемнону, который убежден, что Зевс защищает троянцев, и заявляет, что он будет продолжать войну с ними в любом случае, пока он не возьмет Трою. Герои греческих трагедий вступают в битву с богами, хотя знают, что чем упрямее они будут, тем страшнее будет их судьба. В трагедии Софокла Эдип, узнав, что ему предсказано стать убийцей отца и жениться на матери, вступает в битву с судьбой и уходит из дома, чтобы предотвратить свою судьбу — но именно этот уход и ведет к осознанию того, что было предсказано. И как бы он ни старался делать добрые дела, эти стремления превращаются в страшные неприятности для него, его близких и жителей его города.
Размышление. Разве не отсюда — из-за различного отношения к человеческой деятельности, возникшего в древности — сохранились особенности восточной и западной культуры и по сей день? Но почему в древнем мире человеческая деятельность ценилась по-разному на Востоке (в Китае, Индии) и на Западе (в Греции)?
Среди всех видов человеческой деятельности древние греки ценили интеллектуальную и бескорыстную деятельность, которую они делали для удовольствия, а не для оплаты. В римской культуре отношение к человеческим делам становится более утилитарным: ценится то, что приносит практическую пользу и доход. Во времена падения Римской империи, когда общественный порядок рухнул и повсюду царила неразбериха, разжигая неопределенность и страх перед завтрашним днем, популярность приобрели два противоположных взгляда на человеческую деятельность. Философия скептицизма утверждала тщетность человеческих усилий и возводила пассивно-наблюдательное отношение к жизни в ранг мудрости. Философия стоицизма настаивала на том, что каждый должен стремиться исполнять обязанности судьбы, ставя на первое место принципы долга и добродетели.
Христианская религия создала предпосылки для более глубокого проникновения в мир человеческой души, чем это было в древней культуре. В христианской культуре о поступках человека стали судить не только по их результатам, но и по основополагающим «мотивам души» — мотивам, стремлениям, желаниям. Важно, чтобы поступки человека были «благочестивыми», совершались с добрыми намерениями и «во славу Божию», а вопрос о том, насколько велики поступки человека, является второстепенным. Религиозная традиция не уделяет особого внимания практической эффективности благочестивых дел.
Согласно христианскому учению, малые дела в суде Божьем так же важны, как и великие, если они являются добрыми делами, и человек вкладывает в них душу. «Блаженны нищие духом», когда, хотя они и не способны делать ничего великого, они творят добро в соответствии со своей смиренной силой. Они больше заслуживают Божьей милости, чем «великие мира сего», которые хвастаются своими великими делами милосердия. Пенни, отданная бедному человеку, стоит Богу больше, чем золотая монета богачу.
В христианстве и исламе, как и в буддизме, созерцательный образ жизни считается более подходящим путем к святости, чем активные занятия. Отшельник, который отказывается участвовать в «мирских делах», который мучает себя цепями и посвящает себя только молитве, или отшельник-столпотворец, который проводит много дней стоя на столбе, — это люди, которые отворачиваются от активной работы на благо общества. Их «бездействие», однако, радует Бога и оценивается с религиозной точки зрения как преданность, которая возвышает человека больше, чем ежедневная общественно полезная работа.

В наше время человеческая деятельность достигает космических масштабов. Человек меняет лицо своей планеты и находится на грани выхода за ее пределы. Но сто или двести лет назад никто не думал о таких мощных человеческих способностях. Считалось, что только боги способны изменить мир. Человек не был способен изменить порядок природы и общества, установленный Богом на земле, и грешно даже мечтать об этом. Ибо кто хочет улучшить Божье творение, тот нарушает Божий план, проявляя тем самым чрезмерную гордость и впадая в смертный грех. Даже сегодня католическая церковь принципиально выступает против генной инженерии, абортов и подобных человеческих вмешательств в вещи, которые должны быть по воле Божьей.
На протяжении многих веков вера в то, что человек является «рабом Божьим» или, говоря словами Б. Паскаля, «разум Божий» укоренилась в сознании людей. На протяжении многих веков люди были убеждены, что человек — «раб Божий» или «мыслящий тростник», крошечный тростник в руках высших сил. При этом она исходила из того, что человеческая деятельность вращается вокруг того, что не может и не может вырваться из жизненного цикла. В этом отношении она, как представляется, не сильно отличается от той деятельности, которую другие живые существа осуществляют для своего собственного существования. Его особенность была связана только с тем, что при этом человек пытается руководствоваться разумом.
Другой взгляд на человеческую деятельность был взят И. Кантом. Рассмотрев его как одну из важнейших характеристик человека, Кант совершил «коперниковскую» революцию в понимании своего места во Вселенной: в доктрине Канта человек появился как создатель мира, в котором он живет.
На самом деле, согласно Канту, пространство и время — это не формы бытия, которые существуют независимо от сознания, а «способы взглянуть» на явления (нечто вроде пары очков, которые надевают на человеческий разум и через которые видят мир). А сами явления являются продуктом навязывания категорических схем умственной деятельности на сенсорные данные опыта. Это означает, что мир явлений, данный человеку в переживании (мир «вещей для нас»), оказывается зависимым от возможности и работы его познавательных способностей. Но этот мир — природа, которая окружает человека — он не может знать другого (мир «вещей в себе» недоступен для него). Таким образом, человек подчиняет всю природу законам своей мыслительной деятельности. Он даже признает существование Самого Бога только потому, что его можно примирить с законами человеческого разума и морали.
Вслед за Кантом Дж. Г. Фихте (1762-1814) разработал концепцию человека как активного существа. Он считал деятельность наивысшей ценностью для человека. Делать для того, чтобы жить или жить для того, чтобы действовать? Фихте ясно ответил на этот вопрос: «Действовать! Действуй! — Вот для чего мы здесь!».
Однако представители классической немецкой философии, считавшие деятельность важнейшей характеристикой человеческого существования, понимали под ней односторонне, прежде всего психическую, мыслящую деятельность. Они преувеличивали свободу человеческого духа и его влияние на природу, утверждая, что его деятельность определяет законы природы и в то же время остается полностью независимой от них.

С материалистической точки зрения, человеческая деятельность — это процесс, который, будучи направленным на достижение субъективных целей человека, может привести к успеху только в той мере, в какой он не противоречит объективным законам природы. В разграничении ментальной и материальной деятельности материализм рассматривает первую как некую «надстройку», которая растет над второй и обретает самостоятельность в процессе становления и эволюции человека. Существование человека основано, прежде всего, на материальной, практической деятельности. Способность человека к умственной деятельности исторически формируется и улучшается с развитием социальной практики человечества.

Особенности человеческой деятельности

Понятие деятельности используется в литературе неоднозначно. Поэтому необходимо разъяснить значение, которое мы к нему придаем.
Наиболее общей философской категорией, которая может привнести концепцию деятельности, является категория движения. Движение — это способ существования материи. Однако, различая неорганическую и органическую (живую) материю, необходимо конкретизировать общее понятие движения, чтобы отразить специфику последнего. Одним из таких более конкретных понятий, характеризующих особый вид движения, свойственный живым организмам, является понятие «деятельность». Но жизнь делится на растительную и животную. Для обозначения более сложного вида деятельности, который функционирует как способ существования животных, используется термин «жизненная активность» (или «поведение»). Ведь человек отличается от животных определенной формой движения, деятельностью, поведением, которое называется активностью.
Деятельность — это форма человеческого существования. Следует, однако, отметить, что не все человеческие действия на самом деле являются человеческой деятельностью. Когда мы дышим, едим или невольно отрываем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий животных. Правильная человеческая деятельность — это деятельность, имеющая сознательную цель.
Человек оценивает свою деятельность по степени ее совершенствования, сравнивая свои действия и их результаты с тем, что «должно быть». Животные же, с другой стороны, не стремятся к «совершенству», они просто выполняют то, что определяется естественными механизмами их поведения.
Жизненная деятельность животного осуществляется по естественным законам. Человеческое действие тоже подчиняется определенным правилам и нормам, которые он устанавливает для себя. Естественные законы не могут быть произвольно нарушены или приостановлены. И правила и нормы, которые человек может принять или не принять, может соблюдать их или отклоняться от них.
Если животное приспосабливается к окружающей среде в своей жизненной деятельности, человек изменяет его с помощью этой деятельности. Активно влияя и изменяя условия своего существования, он создает вокруг себя «вторую природу» — искусственную среду, мир культуры.
Даже простое колесо, не говоря уже о других, гораздо более грандиозных творениях человеческого технического и художественного гения, не противоречащее законам природы, настолько невероятно, что станет настоящим чудом. Можно сказать, что человек, создавая в гармонии с законами природы то, что сам бы никогда не создал без него, постоянно творит чудеса. В то же время, в процессе деятельности, изменяя внешнюю природу, человек также меняет, развивается и совершенствует собственную природу. Внутренний, духовный мир человека является самым важным из чудес, создаваемых его деятельностью.

Структура деятельности

Необходимыми компонентами человеческой деятельности являются следующие.
Предмет деятельности. Это может быть один человек, группа людей или общество в целом. В первом случае речь идет об индивидуальной деятельности, в двух других — о коллективной. Любая индивидуальная деятельность всегда так или иначе вовлечена в сложную систему коллективной деятельности людей, а в конечном итоге и всего человечества.
Объект деятельности. Это может быть как материал (например, земля, возделываемая фермером, или штукатурка в руках скульптора), так и идеал (образ, концепция, мысль). Человек может сделать себя объектом своей деятельности (например, в области самообразования).
Целью деятельности является идеальная модель того, что должно быть («желаемое будущее»). Поведение животных также направлено на достижение определенных целей, но его целеустремленность обусловлена биологическими законами (условными и неусловными рефлексами), которые определяют конкретную цель их усилий в любой конкретной ситуации. Человек, с другой стороны, может выбирать цели своей деятельности по своему усмотрению. Он может ставить цели, которые недостижимы в данной конкретной ситуации, и принимать меры, необходимые для их реализации в отдаленном будущем. В своей деятельности он всегда создает для себя новые цели, выходя, таким образом, далеко за пределы биологических потребностей. Свободная постановка целей является отличительной чертой человеческой деятельности.
Активные действия — это отдельные действия, из которых он состоит. Каждая деятельность может быть разделена на несколько субакций. Это особенно важно для обучения: чтобы чему-то научиться, нужно овладеть навыками, необходимыми для этого. Хорошо приобретенные навыки позволяют нам превратить значительную часть деятельности в операции, которые выполняются «автоматически», без контроля сознания.
Характер (метод) деятельности. Так как человек свободен в выборе средств своей деятельности, он пытается найти наиболее подходящий, лучший способ для достижения цели.
Средствами деятельности являются материальные или идеальные объекты, которые субъект использует в процессе деятельности. Например, в производственной деятельности используются такие материальные средства, как инструменты или механизмы; в научной деятельности — такие идеальные средства, как ментальные модели исследуемых объектов или математические средства их описания и др.

Результат (продукт) деятельности. Это не всегда совпадает с целью: Часто мы не в состоянии полностью и точно выполнить то, что планировали. Кроме того, важно помнить, что наша деятельность всегда приводит к двум типам результатов: во-первых, прямым — тем, которые соответствуют нашей сознательно поставленной цели, и, во-вторых, побочным — тем, которые мы не предвидели или даже не реализовали. Боковые исходы иногда могут быть не только неожиданными, но и нежелательными.
Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Существует большое разнообразие форм и типов. Невозможно их жестко различить. Нет никакой всеохватывающей и универсальной классификации.
Мы различаем материальную и умственную деятельность; конструктивную (созидательную) и разрушительную (разрушающую); продуктивную (создающую новые продукты) и репродуктивную (воспроизводящую и дублирующую ранее созданные образцы). К числу форм деятельности относятся такие, как преобразующая, познавательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная и художественная. Работа, обучение и игры часто рассматриваются как основные виды деятельности. Эти виды деятельности сопровождают человека на протяжении всей жизни, но их роль в разные периоды неравномерна: в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школе — учеба, а затем работа.

Творчество

Творчество действует как средство обновления, развития, совершенствования личности, общества, форм и условий жизни людей. Традиционно художественное, научное и техническое творчество считается его основными видами. Но помимо них существует множество других видов творчества: философское, педагогическое, социальное, политическое, идеологическое и др.
Результаты творчества появляются в сознании человека как ментальные, идеальные сущности — видения, концепции, идеи, теории, художественные образы. Но они получают свое окончательное выражение в какой-то материальной, чувственно воспринимаемой форме — в словах, знаках, архитектурных сооружениях, технических сооружениях. Однако результат творческой деятельности не обязательно должен принимать форму конкретного материального объекта. Она также может заключаться в изменении личности, которое проявляется в ее образе жизни, поведении и деятельности.
Это, например, результаты методического творчества, обогащающие личность самого творца, находя новый способ действия (который не всегда вербальный, выраженный словами, но воплощенный в его деятельности); или результаты педагогического творчества и творческой коммуникации, которые заключаются в культурном, интеллектуальном, нравственном развитии личности не только творца, но и другого человека (что также влияет на его образ жизни и действия).
Главной особенностью творчества является новизна полученных результатов. Таким образом, речь идет не просто о временной новизне, а о качественной новизне. Например, каждый образец серийной продукции является новым во времени, но по своим качественным характеристикам он представляет собой более или менее точную копию копий, сделанных до него. Новизна творческого результата — это качественная новинка, связанная с его оригинальностью, уникальностью, неожиданностью, непохожестью на все, что существовало раньше. Чем качественнее новинка, содержащаяся в творческом результате, тем выше степень креативности.

В техническом творчестве, например, выделяются два уровня творческих достижений: рационализаторские предложения, которые содержат уже известные, но для данной компании новые технические решения, и изобретения, которые являются оригинальными техническими решениями с мировой новизной. И наоборот, изобретения могут иметь различные уровни.
Наука различает открытия на разных уровнях: открытие технически предсказанного феномена; открытие феномена, который не был предсказан, но вписывается в существующие теории; открытие существенно нового феномена, требующего пересмотра существующих теорий.

Различная степень новизны характеризует результаты и в других областях творческой деятельности.
Определение степени новизны творческого результата часто бывает трудным и требует специальных знаний.
Новизна может быть объективной и субъективной. Объективная новизна предполагает, что результат для человечества новый, что он получен впервые в истории общества. Субъективная новизна имеет индивидуальный психологический характер: полученный субъектом результат является для него новым, но на самом деле он повторяет то, что уже известно. Деятельность является творческой, если ее результат является, по крайней мере, субъективно новым. Но, конечно, общество ценит творчество первооткрывателя выше, чем человека, который неоднократно «изобретает велосипед».
Другой главной особенностью творчества является социальная значимость (ценность, важность для общества) его результатов. Они должны быть интересны не только тому, кто их получил, но и другим людям. Если продукт деятельности имеет ценность для его создателя, то он имеет индивидуальное значение. Тот, кто изобрел, сочинил, открыл что-то новое, может предположить, что оно имеет не только индивидуальное, но и социальное значение. Но одно дело — это представление человека о социальной ценности своего труда, а другое — реальная ценность этого труда для общества. До тех пор, пока результат не будет известен другим людям, его социальная значимость остается под вопросом. Но другие люди могут ошибаться в своих оценках не меньше, чем автор.

Социальная ценность творческих результатов

Известно, что многие выдающиеся творцы при жизни страдали от непонимания своих творческих современников и даже подвергались преследованиям и насмешкам. Но в конце концов история ставит все на свои места, и поистине великие творческие достижения рано или поздно получают всеобщее признание.
Практическая и теоретическая ценность результатов творчества, его полезность и эффективность, его влияние на общество зависят не только от его природы, но и от того, как общество использует его. Творчество инженеров может привести к последствиям, которые полезны в одних отношениях, а в других — вредны. Научные открытия (например, в области ядерной энергетики) могут быть использованы как на благо общества, так и против него. Содержание философских, религиозных и художественных произведений может выражать как реакционные, так и прогрессивные идеи. Таким образом, социальная значимость результатов творчества может быть как положительной, так и отрицательной.
Существует сложная и противоречивая связь между двумя указанными атрибутами творчества — новизной и социальной значимостью. Как правило, новый результат еще не имеет социального значения: требуется время, чтобы его значение стало очевидным. Напротив, социально значимый результат — это результат, который уже принят обществом и поэтому уже не является новым. Новизна и значимость — это противоположности: Новое пока не является существенным, а значительное уже не является новым. Парадокс творчества заключается в том, что оно объединяет эти противоположности. Создатель не только создает нечто новое, но и предвосхищает его будущее значение. Творческим даром является не только факультет творчества, но и факультет форсайта.
Резюмируя, мы можем сформулировать определение:
Творчество — это деятельность, которая приводит к качественно новым и социально значимым результатам.
Поскольку в этом определении творчество характеризуется с точки зрения его объективного значения для общества, его называют объективным определением творчества.

Отказавшись от объективной социальной оценки результатов творчества, это определение выдвигает на первый план его субъективную сторону. Творчество рассматривается как поиск субъектом решения новой для него проблемы. В погоне за новым, таинственным, неизвестным, свойственный человеку потенциал раскрывается, его способности признаются и развиваются. В этом случае творчество действует как процесс самовыражения и саморазвития человеческой личности — независимо от важности того вклада, который ее деятельность вносит в культуру. Это определение творчества называется субъективным.
Учитывая, что творчество обязательно связано с созданием позитивных социальных ценностей, существует и другое определение этого понятия.

Творчество — это деятельность, которая приводит к качественно новым и социально значимым результатам.
Это определение можно назвать определением, основанным на значении. Она предполагает, что деятельность, имеющая негативные последствия для общества (преступная, аморальная, реакционная), не является творчеством, даже если она переживается субъектом как творческая и приводит к значительным инновациям (например, изобретению новых орудий преступления).
Эти определения раскрывают различные оттенки смысла, в которых используется слово «творчество». Но субъективное определение позволяет рассматривать как творческую любую производственную деятельность, включающую в себя даже минимальную субъективную новизну, любой акт личного самовыражения, каким бы незначительным он ни был для общества. Творчество в этом смысле оказывается мирским и не особенно трудным занятием. Если судить по ценностям, то творчество или нетворческая деятельность зависит от субъективных предпочтений лица, принимающего решения, например, от его политических, идеологических или религиозных убеждений. Объективное определение творчества соответствует понятию творчества как высшей формы производственной деятельности, имеющей универсальный, а не личностный смысл и требующей большого труда и таланта.

Творческий процесс очень своеобразен. Она состоит из нескольких этапов:

  • Постановка творческой задачи;
  • Поиск решения;
  • Рождение идеи, которая дает ключ к решению проблемы;
  • Разработка концепции (плана, проекта, сценария), которая приводит к желаемому конечному результату;
  • Материализация результата — его воплощение в форме, доступной для восприятия другими людьми (текст, рисунок, изделие и т.д.).

Творчество часто ассоциируется с особым психологическим феноменом — состоянием вдохновения, творческим экстазом, в котором испытуемый ощущает огромный прилив энергии и проявляет удивительную активность и работоспособность. Важную роль в творческом процессе играют бессознательные или недостаточно осознанные впечатления, импульсы, ассоциации, бессознательно выполняемая мыследеятельность. Вторая стадия творческого процесса (поиск решения) иногда сопровождается феноменом инкубации: Человек отвлекается от творческой задачи, но его подсознание продолжает поиск решения, тайно питает и созревает мысль, которая ведет к ней. На следующем этапе результаты такого бессознательного движения мысли, в результате внезапного и неожиданного интуитивного прозрения («прозрение», «ага-перцепция»), вдруг становятся видимыми в сознании. И тогда субъект, кажется, представляет себе, что интуиция непостижимо подсказывает ему результат, который он ищет.

Различные мистические и иррационалистические взгляды на творчество основаны на том, что творческий процесс в его сущностной части не контролируется сознанием. Они объясняют это либо вмешательством высших, сверхъестественных сил, отсекающих разум от участия в творческом процессе и диктующих творцу готовые решения, либо действием животного инстинкта, не поддающегося рациональному анализу. Творческая деятельность содержит в себе много загадочного. Но, во-первых, в бессознательных процессах есть закономерности, которые наука постепенно раскрывает, а во-вторых, не следует преувеличивать роль бессознательного в творчестве. Как бы значимо это ни было, творчество — это царство разума. И если Творец не всегда знает путь, по которому он пришел к результату, то не следует делать вывод, что его сознательный ум не был вовлечен в процесс созидания. Бессознательные мыслительные процессы — это своего рода «машина мышления», у которой на входе и выходе есть сознание. Сознание субъекта определяет цели творческого процесса, готовит условия для движения бессознательных мыслей, оценивает, пересматривает, формулирует и постигает результаты творчества. Без работы ума, без участия сознания творчество невозможно.

Способность к творчеству

Способность к творчеству не присуща человеку. Она появляется и развивается в человеке вместе с появлением и развитием культуры. Культура — это почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время, любая культура является продуктом творчества.

Динамика исторического развития деятельности
На ранних стадиях антропогенеза цели человеческой деятельности, как и поведения животных, ограничивались удовлетворением биологических потребностей. Животные, однако, для достижения этих целей используют «готовые» средства, данные им природой (зубы, когти, крылья и т.д.). Сами люди создают и совершенствуют используемые ими средства. Поэтому создание и совершенствование средств работы становится промежуточной целью на пути к конечной цели.

Чем эффективнее средства деятельности, тем она успешнее. Легкость достижения цели при наличии средств, необходимых для ее достижения, приводит к смещению внимания человека с цели на средства. Промежуточная цель средств постепенно выходит на первый план, и когда обладание средствами делает путь к цели достаточно легким и безопасным, основным содержанием деятельности становится создание ее средств. В результате происходит то, что Маркс назвал «инверсией метода»: Деятельность по созданию и освоению средств и методов достижения цели становится самостоятельной формой деятельности. Последнее превращает промежуточную цель в конечную. И то, что было конечной целью, становится промежуточной целью, достижение которой является условием перехода к новой конечной цели.

Этот «переворот» объясняет развитие человеческой деятельности. Деятельность, как специфическая форма человеческой деятельности, появляется в процессе антропогенеза в первую очередь как средство, с помощью которого человек сохраняет и поддерживает свою жизнь. Затем он постепенно превращается в цель, ради которой он живет. Когда-то человек научился действовать, чтобы жить; теперь он живет, чтобы действовать.

«Обертывание», в котором создание средств для достижения цели в конечном итоге становится самоцелью и выделяется как особая форма деятельности, происходит на протяжении всей истории общества.

Духовная деятельность возникает как средство помощи людям в совершенствовании и успешном осуществлении практической деятельности по получению материальных благ; но по мере развития общества она трансформируется в самостоятельную сферу деятельности с целью удовлетворения духовных потребностей людей. Таким образом, формируются такие сферы человеческой деятельности, как искусство, наука, политика и др.

Аналогичным образом, из деятельности, направленной на развитие физических и умственных способностей человека, игра как особая сфера деятельности становится спортом. В спорте развитие навыков уже рассматривается не как цель, а как средство достижения высоких спортивных результатов.
Обучение похоже: исторически оно сначала происходит в контексте практической деятельности, а затем отделяется от нее по мере того, как приобретение знаний (средств) для будущей работы переходит из состояния промежуточной цели в состояние конечной цели; работа часто начинает служить не конечной целью, а средством приобретения знаний.

Творческая деятельность также имеет тенденцию превращаться из средства в высшую цель человеческой жизни, в творчество как самоцель. Таким образом, человеческая деятельность развивается путем превращения своих средств в цели, а целей — в средства. Это связано с его дифференциацией, появлением и развитием различных видов. На этой основе в ней возникают все новые и новые цели, и для их достижения создаются все более мощные и совершенные средства и способы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Субъективный идеализм в философии Нового времени
  2. Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм
  3. Метафизика А. Шопенгауера
  4. Различные формы детерминации мира: причинность и закономерность, необходимость и случайность
  5. Поиски субстанциональной основы мира: материя или дух?
  6. Классическая социальная философия
  7. Закономерности саморазвития общества
  8. Взаимоотношения мифологии и предфилософии древней индии
  9. Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам
  10. Разумный уровень познания