Для связи в whatsapp +905441085890

Различные формы детерминации мира: причинность и закономерность, необходимость и случайность — Детерминизм в истории философии

Случайность и необходимость относятся к фундаментальным категориям философии. «Все явления, — писал Лаплас, — даже те, которые в своей незначительности кажутся независимыми от великих законов природы, являются такими же неизбежными последствиями этих законов, как и преобразование Солнца». Незнающие связей, которые связывают их с системой мира в целом, они приписываются конечным причинам или случайностям, согласно тому, как они происходили и сменяли друг друга с некоторой регулярностью или без какого-либо узнаваемого порядка; но эти воображаемые причины были отброшены, когда границы нашего знания были расширены, и полностью исчезли перед звуковой философией, которая видит в них только проявление невежества, истинной причиной которого мы сами являемся». Взгляды Лапласа легли в основу довольно мощной концепции под названием «Лапласовский детерминизм». Венгерский математик Реньи в своей популярной работе «Письма Паскаля Фермату» сформулировал обобщенный принцип причинности следующим образом: «Если мы знаем все обстоятельства, влияющие на данное явление, они четко определяют его ход. Но если мы знаем только часть существенных обстоятельств, они позволяют феномену изменяться по-разному, хотя они однозначно определяют вероятность каждого пути».

Детерминизм — это философская концепция, касающаяся места и роли причинной связи. Детерминизм относится к доктрине универсальности, регулярности связи, причинности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективную природу причинности. Идеи детерминизма появляются еще в древней философии и получают свое самое яркое выражение в древнем атомизме. Дальнейшее развитие и оправдание детерминизма происходит в естествознании и материалистической философии современности (Фрэнсис Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, французские материалисты 18 века). В соответствии с этапом развития естествознания детерминизм этого периода носит механистический, абстрактный характер. Лаплас (отсюда и другое название механического детерминизма — лапласовский детерминизм) наиболее ярко сформулировал свою точку зрения, предположив, что значение координат и импульса всех частиц во Вселенной в данный момент времени абсолютно однозначно определяет их состояние в любой прошедший или будущий момент. Детерминизм, понимаемый таким образом, приводит к фатализму, принимает мистический характер и на самом деле связан с верой в божественное предопределение.

Существует несколько форм и концепций детерминизма, которые исторически сменяли друг друга, но пока не исчезли: 1) наивный и спонтанный диалектический (древний); 2) механистический жесткий и унивокальный (Лаплас); 3) статистический или вероятностный (естествознание — в XX веке); 4) современный (синтетический, диалектический, актуальный — синергетический).

Современный детерминизм — это синтез более ранних подходов, в том числе и древнего детерминизма, особенно в части распознавания диалектики. Она получила новое сильное подкрепление идеей самоорганизации материи, разработанной в ХХ веке в синергетике Пригожина и Хакена. На основе физической синергетики в последнее время появились обобщенные синергетики, которые прояснили то, что ранее предлагали диалектики, а именно, общую идею эволюции, раскрыли ее механизмы, выявили принципы стабильности/нестабильности, нестабильности, необратимости, прыжков, самоорганизации, нелинейности, вероятности, бифуркаций, коллективных эффектов и так далее. Это приводит к восприятию большей общности синергетики по сравнению с диалектикой. Однако синтез еще не завершен. Вопросы детерминизма требуют нового рассмотрения в этом контексте.

Различные формы детерминации мира: причинность и закономерность, необходимость и случайность

Детерминизм в истории философии

Вопрос о причине и связи явлений всегда занимал человека. В то время, когда легенды и мифы господствовали в мировоззрении людей, боги определяли их судьбу. Зарождающаяся наука философии пыталась найти свой ответ на этот вопрос.

Неотъемлемой частью древнеиндийской философии является понятие жизненного цикла (самсара) и тесно связанный с ним закон возмездия (карма). Закон кармы диктует постоянное участие в круговороте перерождений и определяет будущее рождение, которое является результатом всех поступков предыдущих жизней. Кармический детерминизм абсолютен. Только те, кто совершил добрые дела, жил в соответствии с нынешней моралью, будут рождены в будущей жизни как представители высших сословий (усадеб). Те, чьи действия были неправильными, могут родиться в будущей жизни в качестве члена нижней varna, или же его душа уходит в физический склад животного; не только varna, но и все, что человек встречает в жизни, определяется кармой.

Среди представителей древней китайской философии проблема детерминизма рассматривается Лао-цзы. Согласно «Дао де Цзин» Дао — это идентичность, равенство, которое подразумевает все остальное, а именно: Дао не зависит от времени, как связь возникновения, развития и разрушения Вселенной, но является фундаментальным и универсальным единством мира. Как понятие, выражающее бытие, Дао существует постоянно, везде и во всем, и оно характеризуется, прежде всего, бездействием. Это также не является ни средством, ни причиной постоянного, упорядоченного эманации вещей.

Однако возникновение детерминизма как доктрины начинается в трудах философов Древней Греции.

Детерминизм занимает важное место во взглядах Гераклита. В Гераклите (как и в других доократических странах), разумеется, используется другая концепция. По его мнению, все определяется судьбой или необходимостью (nyke). Понятие необходимости тесно связано с пониманием права (логотипов). Согласно Гераклиту, логотипы являются вечными, как несотворенный и несокрушимый мир. Знание логотипов предполагает понимание правильного развития мира как борьбы и единства противоположностей. Об этом свидетельствует, например, его изречение о том, что мир «восстает из огня и снова сгорает в определенные периоды на протяжении всего столетия; это происходит по воле судьбы».

Анаксагор считает взаимозависимость всех явлений и вещей объективной: «Вещи не отделены друг от друга в одном мире; ни тепло от холода, ни холод от тепла не отсекаются топором». Он рассматривает в качестве основы всех вещей бесконечное количество маленьких, качественно различных материальных частиц, которые он называет семенами вещей (гомеомеризм). Семена вещей как материальная основа мира, который он считает инертным, неподвижным. Причину, которая приводит их в движение и в то же время является причиной всех вещей, Анаксагор определяет термином nus — дух. Из некоторых сохранившихся фрагментов произведений Анаксагора можно предположить, что nous был главным (духовным) принципом упорядочения материального мира.

Древнегреческие атомисты Левкипп, Демокрит и Эпикур верили, что атомы являются причиной вещей, которые появляются и исчезают благодаря их связи и разделения.

Демокрит был сторонником строгой необходимости. Эволюция Вселенной, порядок мира, все по существу определяется (определяется) механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места объективному существованию «случайности». А сама «случайность» объясняется отсутствием причинно-следственного объяснения, незнанием причин данного явления. В Democritus, говорит Диоген Laertes, «все возникает необходимость: причина всех возникающих вихрь, и этот вихрь он называет необходимостью».

Общая характеристика детерминизма. Цепи причинения. Непричинные виды детерминации

Первоначально значение слова «определение» было связано с его буквальным значением и имело антропоморфный характер. Термин «определение» происходит от латинского определения, означающего «определять», «отделять», «делимитировать», и в этом смысле обозначает процесс определения объекта путем идентификации и фиксации его характеристик, которые отделяют один объект от другого. Понятно, что определение в этом смысле обязательно предполагает наличие знающего субъекта. Позднее в философии детерминированность стала пониматься в объективном смысле, как формирование, формирование объективных характеристик объекта под действием объективных факторов. Но такое изменение в употреблении термина «определение», приписывая ему объективный статус, неизбежно привело к изменению его семантического значения. Определение в объективном смысле уже не означает определение, ограничение или разделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые приобретают определенные характеристики, которые могут быть определены в определениях. Именно это объективное значение термина «детерминированность» характеризует существование в мире отношения объективной обусловленности, которое современная философия имеет в виду, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.

Детерминизм — это доктрина универсальной обусловленности объективных явлений. Это мировоззрение основано на универсальной взаимосвязи всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением существенного единства мира и способа его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Первой категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляется во взаимном изменении вещей. В этом случае речь идет о тех факторах, посредством действия которых реализуется отношение детерминации. Существование универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм — это общая доктрина, которая признает существование универсальной корреляции и отрицает существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной корреляции.

Однако содержание принципа детерминизма этим не ограничивается. Философский детерминизм подразумевает также определенное представление о природе и структуре отношений детерминации, которое выражается в доктрине причинности, необходимости (в ее отношении к случайности), закономерности, многообразии видов и типов отношений детерминации, существующих в мире, а также в решении ряда других проблем.

В расширенной форме общий теоретический принцип детерминизма может быть представлен в серии следующих тезисов:

  1. тезис об универсальной условности материальных систем и процессов, с помощью которых каждая отдельная вещь приобретает и сохраняет свои характерные свойства, и который объясняет изменение явлений. Как справедливо отмечает Ю.Ф. Аскин, в контексте этой работы «детерминизм — это отношение, выражающее зависимость вещей (свойств вещей, отношений между ними, событий, процессов, состояний) от их существования и изменения от любых факторов».
  2. в основе всего многообразия отношений детерминации (или кондиционирования) лежит генетическая, причинно-следственная работоспособность. Каждое событие имеет свою причину, каждое событие генерируется, порождается другим событием, и этот процесс генерации сопровождается передачей материи, движения и информации. Иными словами, принцип детерминизма включает в себя принцип причинности как обязательный компонент.
  3. тезис о многообразии способов детерминации и существовании некаузальных отношений детерминации.

Детерминизм и вероятность

Стремление найти разумные правила поведения в ситуациях, связанных с элементом неопределенности, стремление подчинить человеческий разум случайности, было уже присуще древним философам. Попытки такого рода, однако, не привели к фундаментальным результатам до появления теории вероятностей. Она начала формироваться как наука с середины 17 века, когда Б. Паскаль, П. Фермат, Икс. Гюйгенс проанализировали ряд проблем, возникших на основе азартных игр.

Попытки применить вероятностные представления к анализу явлений реальности не приводили к значительным результатам вплоть до XIX века. Но время не было напрасным. Теория вероятности была разработана усилиями таких выдающихся математиков, как И. Бернулли, А. Мойвр, Л. Эйлер, Д. Бернулли, Дж. Баффон, Дж. Кондорсе, Т. Байес, П. Лаплас, К. Гаусс, С. Пуассон и др. И что не менее важно — в этот период сформировалась вера в практически универсальную применимость вероятностных идей. Очень значимым в этом отношении является высказывание Лапласа на страницах его знаменитой работы «Опыт философии теории вероятностей»: «Можно даже сказать, говоря уже точно, что почти все наши знания только вероятностные; а в небольшом кругу предметов, где мы с уверенностью можем учиться, в самой математике основные средства достижения истины — индукции и аналогии — основаны на вероятностях».

Однако это была лишь предыстория. Реальная история вероятностных идей в науке действительно началась с работы бельгийского ученого А. Кегле. Его попытки (с 1825 г.) применить вероятностные идеи для объяснения социальных феноменов вызвали мировую сенсацию и спровоцировали большое количество работ как сторонников, так и противников.

В начале ХХ века вероятностные идеи проникли в биологию, а затем и в физику. С тех пор началось стремительное развитие вероятностно-статистических методов познания во все новых и новых областях науки. Известный русский статистик А.А. Чупров писал в начале 20 века: «Можно без преувеличения сказать, что развитие современной науки характеризуется интересом к массовым явлениям, и вскоре, возможно, не будет ни одной отрасли знаний, совершенно недоступной для стохастическо-статистического метода исследования».

Понятие вероятности связано с понятием возможности.

Возможность — это состояние (или ситуация), в которой некоторые из определяющих факторов присутствуют, но какая-то другая часть отсутствует, или в которой определяющие факторы недостаточно зрелы для возникновения нового явления .

Любая материальная система, будь то природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать реальностью. С этой точки зрения, развитие — это бесконечный процесс реализации некоторых возможностей и появления новых.

Возможность также относится к тому, что уже возникает и развивается в реальности, но еще не стало реальностью.

Если реальность — это реальное бытие, то возможность — это потенциальное бытие, это — будущее, содержащееся в настоящем. Категория возможностей отражает условия для появления новой реальности, которая уже существует в настоящем существовании. Противоположностью понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключено законами, присущими реальности.

Диалектическое переплетение возможности и реальности проявляется в ряде отношений. Прежде всего, они предполагают друг друга. Каждая конкретная реальность содержит в себе возможность ее дальнейшего изменения и развития, и каждая конкретная реальность появилась в результате реализации ранее существовавших возможностей. Мир характеризуется в категориях возможностей и реальности прежде всего с точки зрения его возникновения, изменения и развития.

Детерминированное и случайное

Отношение между необходимым и реальным, опосредованным возможным, в современной физике дополняется понятиями детерминированного и случайного. Рассмотрим соотношение этих терминов для случая классического лаплацеанского детерминизма. Часто лаплацеанский детерминизм понимается как доктрина, согласно которой точное знание положения вещей во Вселенной в данный момент времени автоматически делает известным положение вещей во Вселенной в любое другое время. Согласно этой версии детерминизма, знание положения вещей в настоящем автоматически делает известным положение вещей в любом отдаленном будущем и любом отдаленном прошлом. Однако, Лаплас на самом деле выражает себя более точно:

Разум, который знал бы в любой момент времени все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составляющих, если бы, более того, он был достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, охватил бы в одной формуле движения самых больших тел во Вселенной, а также движения самых легких атомов: ничто не останется ненадежным для него, и будущее, как и прошлое, предстанет перед его взором. ….. Все усилия ума в поисках истины постоянно пытаются приблизить его к только что упомянутому разуму, от которого, однако, он всегда будет оставаться бесконечно далеким.

Лаплас говорит не только о связи мира и нашем познании мира, но и о третьем элементе этой связи — гипотетическом разуме, который бесконечно отличается от нашего познавательного разума. Во-первых, проблема не только в том, что мы не знаем всех физических свойств или знаем их неточно, но и в том, что в наших рассуждениях нет достаточной «аналитической силы». Как мы теперь знаем, отсутствие «аналитической мощности» для анализа сложных систем связано не только с вычислительной мощностью, но и с самим аналитическим аппаратом. Во-вторых, проблема (и, очевидно, основная проблема) в том, что мы не знаем всех «сил, оживляющих природу». Под силой здесь Лаплас понимает то, что сейчас называется «взаимодействием» (гравитация, электромагнетизм и т.д.). То есть проблема, по словам Лапласа, заключается в том, что наше знание фундаментальных законов, которыми мы обладаем, остается неполным и только вероятным.

Так как думает гипотетический Лапласанский разум? Предположим, что законы механики Ньютона установлены и абсолютно точны. Положение тела (в фазовом пространстве координат и скоростей) в одно время автоматически сообщает о его положении в любое другое время в прошлом или будущем. Это может быть подтверждено экспериментально: Бросьте камень под заданным углом к горизонту с заданной начальной скоростью и предскажите место его падения. Отметим, что фиксированный закон открывает поле возможностей для экспериментов. Именно на этой области возможностей и основывается возможность предсказания, что и является точкой детерминизма: предсказание в данном случае — это именно выбор между набором возможных мест падения камня. Таким образом, поле возможностей появляется здесь двумя способами. С одной стороны, есть поле возможных начальных условий, которые предвосхищают фактическое состояние вещей здесь и сейчас. Можно бросать камень в другое место и с другой скоростью, и, соответственно, прогнозируемое место падения камня будет другим. «Знать относительное положение всех частей» мира здесь и сейчас — это определить из всех возможных относительных положений то, что происходит в реальности. С другой стороны, определение исходных условий, либо в эксперименте, либо путем непосредственного наблюдения за фактическим состоянием вещей, неизбежно приводит, согласно зафиксированному закону, к определенному состоянию вещей в будущем. Необходимость вычеркивает все возможные будущие состояния вещей, кроме единственного, которое согласуется с настоящим. Это означает детерминированность, которая, как мы увидим, оказывается своего рода совпадением необходимого и действительного в возможном.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Критика морали в философии Ф. Ницше
  2. Социокультурная обусловленность познания
  3. Субъективный идеализм в философии Нового времени
  4. Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм
  5. Метафизика А. Шопенгауера
  6. Поиски субстанциональной основы мира: материя или дух?
  7. Человек как деятельное и творческое существо
  8. Классическая социальная философия
  9. Закономерности саморазвития общества
  10. Взаимоотношения мифологии и предфилософии древней индии