Для связи в whatsapp +905441085890

Диагностика творческого мышления — Понятие творческого мышления

Проблема оценки степени креативности мышления сегодня стоит как никогда остро. Это объясняется прежде всего тем, что в современном обществе возросла потребность в специалистах, способных к творческой деятельности. В то же время, большинство заданий не требуют от старшеклассников развития высокого уровня творческого мышления. Современная школа стремится воспитать в своих учениках способность действовать по заранее заданной схеме, шаблону, алгоритму, не уделяя должного внимания развитию творческих способностей.

Люди с высокой степенью креативности обладают внутренней свободой, проявляют интерес ко всему новому и необычному, обладают большой инициативой, но в то же время успешно адаптируются к требованиям социальной среды, сохраняя личную независимость суждений и действий. Творческие качества личности помогают подросткам адаптироваться в различных жизненных ситуациях, играют важную роль в будущей профессиональной деятельности.

Многие из нас ценят творчество и могут распознать его, когда сталкиваются с ним, однако это понятие все еще трудно определить и измерить. Отчасти проблема изучения творчества заключается в его многогранности. Люди могут быть креативными по-разному. Некоторые творчески подходят к своей профессиональной деятельности, не будучи таковыми в личной жизни. Многие авторы считают креативность частью общего интеллекта, но различия в креативности среди людей с одинаковым IQ опровергают это.

Задачи, которые человек решает в различных жизненных ситуациях, сложны, неоднозначны и противоречивы. Высокий уровень развития информационных технологий, с одной стороны, расширяет возможности для реализации личностного потенциала, с другой стороны, задает чрезвычайно высокую скорость взаимодействия и изменения окружающей среды. Молодежь является наиболее реактивной группой по отношению к динамике социальных изменений. Уже в подростковом возрасте люди испытывают высокую конкуренцию в различных сферах жизни. Чтобы быть успешными, представители этой возрастной категории демонстрируют способность принимать самостоятельные решения, развивать нестандартные идеи, переносить полученные знания на другие сферы жизни и менять тактику поведения в зависимости от поставленных задач. Все эти качества отражают понятие творческого мышления, которое широко изучается в психологической науке.

Таким образом, проблема диагностики творческого мышления является очень актуальной. Диагностика имеет более широкий и глубокий смысл, чем традиционная проверка знаний и навыков учащихся. Тест дает только результаты, не объясняя их происхождения.

Цель исследования — изучить и апробировать диагностические методики для определения уровня креативности.

Объект исследования — старшеклассники, обучающиеся в одной из городских школ.

Объект исследования — особенности и виды диагностики творческого мышления.

В соответствии с определенной целью, объектом и предметом в нашей работе мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемой теме;
  2. изучить теоретические аспекты, связанные с методами диагностики креативности.
Диагностика творческого мышления

Понятие творческого мышления

В посторонней психологии творческое мышление обычно ассоциируется с термином «креативность». Толчком к выделению этого типа мышления послужила полученная в 1960-х годах информация о том, что нет корреляции между интеллектом и успехом в решении проблемных ситуаций. Выяснилось, что последнее зависит от способности использовать информацию, полученную в заданиях, разными способами и в быстром темпе. Этот тип мышления (Г. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) был назван креативностью и стал изучаться независимо от интеллекта — как мышление, связанное с созданием или открытием чего-то нового.

Для определения степени креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

1) Беглость мысли — количество идей, возникающих в единицу времени;

2) Гибкость мышления — способность переключаться с одной идеи на другую;

3) Оригинальность — способность развивать идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов.

4) Любознательность — восприимчивость к проблемам в окружающем нас мире.

5) Способность разрабатывать гипотезу;

6) Ирреальность — логическая независимость реакции от стимула;

7) Фантазия — полный отрыв ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и ответом;

8) Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

9) Возможность улучшить объект, добавляя детали;

10) и так далее.

Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих творчество

  • Легкость — скорость выполнения текстовых заданий;
  • Гибкость — количество переходов от одного класса объектов к другому в процессе реагирования;
  • Оригинальность — минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе;
  • Точность выполнения задания.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, сегодня широко изучается англо-американскими учеными, но суть этого свойства еще не до конца понятна.

Проблема творческого мышления также широко рассматривается в психологии. Считается, что это проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи согласны с тем, что в любом мыслительном процессе переплетаются продуктивный и репродуктивный компоненты. Большое внимание уделяется выявлению природы творческого мышления, раскрытию механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Ю. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. В процессе творчества студенты создают нечто субъективно новое, проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Богоявленской, творчество — это ситуативно нестимулированная деятельность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы поставленной задачи.

По мнению В.Н. Дружинина, творческое мышление — это мышление, связанное с преобразованием знаний (к нему он относит воображение, фантазию, выдвижение гипотез и т.д.).

По мнению Я.А. Пономарева, сущность творческого мышления сводится к интеллектуальной деятельности, а чувственность (сензитивность) — к побочным продуктам своей деятельности.

Пономарев, Дружин, Пушкин и другие российские психологи считают главной особенностью творческого мышления диспропорцию целей (замысла, программы) и результатов. Творческое мышление имеет место в процессе реализации и связано с производством «побочного продукта», которым является творческий результат.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость воли и разума, а также измененное состояние сознания.

Вторая особенность творческого мышления — спонтанность, внезапность творческого акта, обусловленная внешними ситуативными причинами.

Таким образом, основная особенность творческого мышления связана со спецификой процесса, происходящего в целостной психике как системе, порождающей деятельность индивида.

Характерные черты творческой личности

Способностью к творческому мышлению в той или иной степени, вероятно, обладают

все. В детстве, когда доминирует образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепке, конструкциях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом возрасте она обычно помогает решать прикладные задачи разного уровня (от бытовых до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека можно назвать творческой личностью. Как правило, творческая личность — это человек, сделавший научное открытие, гениальное изобретение или создавший произведение искусства, то есть совершивший творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человек, необычный в своем восприятии действительности и своей реакции на нее. Последняя формулировка несколько «скользкая», поскольку это определение включает людей с психическими отклонениями. Однако наличие психического заболевания не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. Следует отметить, что одно время даже существовала гипотеза о прямой зависимости гениальности и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), которая, однако, не была подтверждена более поздними исследованиями (например, Т. Саймонтоном).

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству изучались так, как подсказывает здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к изучению индивидуальных особенностей творческой личности стал Ф. Гальтон , который вместе с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс первыми применили психометрический метод к изучению творчества. Они провели серию исследований взаимосвязи между интеллектом и креативностью, используя тесты, в которых креативность понималась прежде всего как способность мыслить дивергентно. В результате эмпирического исследования Гилфорд и Торренс пришли к выводу, что существует положительная корреляция между IQ и уровнем креативности. Они утверждали, что более высокий уровень интеллекта повышает вероятность того, что испытуемый получит высокие баллы по тестам на креативность, хотя люди с высокоразвитым интеллектом могут иметь низкие показатели креативности. В то же время, их исследование показало, что высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась при низком IQ. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая утверждает, что при IQ ниже 115 — 120 интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 креативность и интеллект становятся независимыми факторами.

Однако вскоре будут опубликованы результаты исследования Getzels и Jackson, которые показывают, что между показателями интеллекта и креативности нет никакой корреляции.

Однако более поздние исследования М. Валлаха и Н. Когана, которые также использовали тестовую процедуру, модифицировали ее в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для творчества: Они сняли ограничения по времени, свели к минимуму конкуренцию между участниками во время проведения теста и сняли ограничение на единственный критерий правильных ответов. В результате они пришли к выводу, что корреляция между креативностью и тестовым интеллектом будет приближаться к нулю, если условия исследования будут максимально приближены к обычным жизненным ситуациям. Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть творческим, и наоборот. Например, Левинсон-Лессинг различал творчески непродуктивных ученых, которых он называл «ходячими библиотекарями», и творчески продуктивных ученых, которые не обременены избытком оперативных знаний, имеют сильно развитое воображение и блестяще реагируют на все виды подсказок.

Методы стимулирования проявления творческих способностей

В ходе многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, ученые обнаружили, что препятствиями для проявления креативности могут выступать страх оказаться «черной овцой», склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон), моральные запреты, монотонность задач.

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но и от внутренней и внешней мотивации.

Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как позитивная (поощрение через внимание, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и негативная (жесткая критика, наказание). Следует также отметить, что значимость внешней мотивации наиболее ярко проявляется только тогда, когда она исходит от референтной группы. Значимость влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем ниже уровень внутренней мотивации, тем значительнее влияние внешней мотивации.

На основе анализа результатов исследований можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству.

  • Ценностные установки, интериоризированные индивидом;
  • Самооценка;
  • Стабильность эмоционального состояния.

Стимулирование проявления креативности возможно через внешнее воздействие на выделенные факторы, хотя такое воздействие, конечно, не гарантирует полного развития творческого потенциала.

Здесь мы можем предложить следующие методы стимуляции:

1) Минимизировать негативное влияние моральных и культурных запретов помогут такие методы воздействия, как расширение круга интересов человека (например, через обучение), самоидентификация с другим человеком (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом собственные ценностно-ориентированные установки отступают на второй план). Переключение внимания, смена деятельности может помочь устранить влияние установок, сформированных в процессе деятельности (например, влияние опыта аналогичной или такой же деятельности).

2) Поскольку для проявления креативности очень важно иметь высокую самооценку, полезно влиять на нее путем повышения положительной внешней мотивации и минимизации отрицательной внешней мотивации. На этом этапе стоит отметить, что хотя некоторые исследователи (например, Дружинин) считают, что внешняя мотивация оказывает положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории есть и противоположные примеры. Известный факт, что лучшие произведения искусства часто создавались именно при работе «на заказ» (например, знаменитый «Реквием» В.А. Моцарта). Здесь же следует сказать, что, видимо, не всегда корректно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в некоторых случаях они могут, так сказать, перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Следует также помнить, что этот метод работает только тогда, когда есть реальная необходимость повысить самооценку, в противном случае велика вероятность, что сработает правило де Чармса.

3) Исследователи биографий творческих личностей обнаружили, что творчество слабее, когда в эмоциональной сфере существует относительно долгая стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества часто может вызвать посттравматический стресс или позитивный стресс (например, переживание эйфории от влюбленности).

Описание методик для диагностики творческого мышления

Почти таким же ожесточенным, как спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.

Выделив общие взгляды нескольких научных школ на эту проблему, можно изложить основные принципы диагностики креативности:

Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, то есть такому типу мышления, которое начинается с одной проблемы и идет в разных направлениях, в то время как наше типичное — конвергентное мышление — направлено на поиск единственно правильного решения из множества решений. Многие тесты, измеряющие интеллект (IQ), которые измеряют скорость и точность нахождения правильного решения из множества возможных, не подходят для измерения креативности.
В диагностике креативность делится на вербальную (вербальное творческое мышление) и невербальную (визуальное творческое мышление). Такое разделение было обосновано после выявления связи указанных видов творчества с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.

Люди, использующие в повседневной жизни преимущественно конвергентное мышление, привыкают использовать слова и образы в определенном ассоциативном контексте с другими словами, а стереотипы и шаблоны различны в каждой культуре (социальной группе) и должны определяться конкретно для каждой выборки испытуемых. Таким образом, процесс творческого мышления по сути является образованием новых смысловых ассоциаций, расстояние которых от стереотипа может служить мерой креативности личности.

Применение различных методов диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
a) индекс производительности как соотношение между количеством ответов и количеством заданий;

b) Индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов по отношению к общему количеству ответов;

c) индекс уникальности как отношение числа уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к их общему числу.

Для повышения качества тестов креативности необходимо учитывать основные параметры творческой среды, такие как:

  • Никаких ограничений по времени;
  • Минимизация мотивации достижения;
  • отсутствие конкурентной мотивации и критики действий;
  • отсутствие жесткого отношения к творчеству в инструкциях к тесту.

Следовательно, условия творческой среды создают возможности для проявления креативности, а высокие тестовые баллы выявляют значительно творческие личности.

В то же время, низкие тестовые баллы не свидетельствуют об отсутствии творческого начала в предмете, поскольку творческие проявления спонтанны и не поддаются произвольному регулированию.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей в первую очередь предназначены для фактического определения творческих личностных качеств в конкретной выборке на момент тестирования.

Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы к отечественным образцам сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие развивающего обучения
  2. Схема структуры общения
  3. Невротические депрессии и их отличие от эндогенных — Невротическая депрессия и её характеристика
  4. Штерн Вильям Луис, немецкий психолог
  5. Проблема психологического насилия
  6. Особенности межличностных отношений у личности с неадаптивной копинг-стратегией — Девиантное поведение: основные понятия
  7. Психология профессиональной деятельности
  8. Психологический портрет политического лидера
  9. Социально-психологический анализ невербальной коммуникации
  10. Психологические основы организации общения детей дошкольного возраста