Для связи в whatsapp +905441085890

Джордж Александр Келли, американский психолог — Дж. Келли и когнитивная психотерапия

Келли родился в фермерском поселке недалеко от Уичито, штат Канзас. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Унчиту, где он учился в средней школе в течение четырех лет. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы и не придавали большого значения выпивке, игре в карты или танцам. Традиции и дух Среднего Запада были глубоко почитаемы в его семье, а Келли была любимым единственным ребенком.

Келли учился 3 года в университете Френдс, затем год в колледже Парк, где в 1926 году получил степень бакалавра по физике и математике. Сначала он думал о карьере инженера-механика, но под влиянием межвузовских дискуссий обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Преподаватель потратил много времени на обсуждение теорий обучения, но Келли это не интересовало.

После колледжа Келли учился в Канзасском университете, изучал социологию образования и производственные отношения. Он написал диссертацию, основанную на изучении проведения свободного времени среди рабочих Канзас-Сити, и получил степень магистра в 1928 г. Затем он переехал в Миннеаполис, где преподавал курс развития языка для Американской ассоциации банкиров и курс американизации для будущих американских граждан. Затем он работал в подростковом колледже в Шелдоне, штат Айова, где встретил свою будущую жену, Глэдис Томпсон, учительницу в той же школе. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал исследования в Эдинбургском университете в Шотландии. Там он получил степень бакалавра в области образования в 1930 году. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию о проблемах прогнозирования успеха в преподавании. В том же году он вернулся в США в Университет штата Айова в качестве кандидата на получение докторской степени по психологии. В 1931 году Келли получил докторскую степень. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при нарушениях речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру в качестве преподавателя физиологической психологии в колледже Форт-Хей, штат Канзас. Затем, в разгар Великой депрессии, он решил «заняться чем-то другим, кроме преподавания физиологической психологии» (Kelly, 1969, p. 48). Он стал заниматься клинической психологией, сам не имея никакой формальной подготовки в области эмоциональных проблем. Во время своего 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943 гг.) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он и его студенты много путешествовали и оказывали необходимые психологические услуги в системе государственных школ. Из этого опыта родилось множество идей, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В это время Келли отошла от фрейдистского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.

Во время Второй мировой войны Келли руководил программой подготовки местных гражданских пилотов в качестве психолога военно-морского авиационного подразделения. Он также работал в авиационном отделе Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В том же году он был назначен ассистентом профессора в Университете Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, поскольку многие американские солдаты, возвращавшиеся домой, имели различные психологические проблемы. Действительно, Вторая мировая война стала основным фактором развития клинической психологии как неотъемлемой части наук о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он занялся психологией, став профессором и директором факультета клинической психологии в Университете штата Огайо. За 20 лет, проведенных там, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также руководил программой по клинической психологии для лучших студентов высших учебных заведений США.

Джордж Александр Келли, американский психолог - Дж. Келли и когнитивная психотерапия

Дж. Келли и когнитивная психотерапия

Начало когнитивной терапии связывают с работой Джорджа Келли (Ch. L. Doyle, 1987). В 1920-х годах Джордж Келли использовал психоаналитические интерпретации в своей клинической работе. Он был поражен легкостью, с которой пациенты принимали фрейдистские концепции, которые сам Келли считал абсурдными. В качестве эксперимента Келли начал варьировать интерпретации, которые он давал своим пациентам в широком диапазоне психодинамических школ.

Пациенты в равной степени принимали предложенные им принципы и были полны желания изменить свою жизнь в соответствии с ними. Келли пришел к выводу, что ни фрейдистский анализ детских конфликтов, ни изучение прошлого как такового не имеют решающего значения. По мнению Келли, интерпретации Фрейда оказались эффективными, потому что они разъединяли привычные способы мышления пациентов и предлагали им возможность думать и понимать по-новому.

По мнению Келли, успех клинической практики с использованием разнообразных теоретических подходов связан с тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они видят будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что попадают в ловушку жестких, неадекватных категорий собственного мышления. Например, некоторые люди считают, что авторитетные личности всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетного лица действует на них угнетающе. Любая техника, ведущая к изменению этого убеждения, будь она основана на теории, связывающей такое убеждение с эдиповым комплексом, страхом потерять родительскую любовь или потребностью в духовном проводнике, будет эффективной. Келли решила разработать технику, позволяющую напрямую корректировать дезадаптивные модели мышления.

Он предложил пациентам осознать и изучить свои убеждения. Например, одна тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что несогласие со взглядами ее мужа вызовет у него сильный гнев и агрессию. Келли настаивала на том, что она все равно попытается выразить мужу свои взгляды. Выполнив задание, пациент убедился, что это не опасно. Такие домашние задания стали обычным делом в практике Келли. Иногда Келли даже предлагала пациентам роль нового человека с новым взглядом на себя и других — сначала на сеансах терапии, а затем и в реальной жизни. Он также использовал ролевые игры. Келли пришел к выводу, что в основе невроза лежит дезадаптивное мышление. Проблемы невротика кроются в настоящем образе мышления, а не в прошлом. Задача терапевта — выявить бессознательные категории мышления, которые приводят к страданиям, и научить новым способам мышления.

Келли был одним из первых психотерапевтов, попытавшихся напрямую изменить мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются под термином «когнитивная терапия».

На современном этапе развития психотерапии когнитивный подход редко практикуется в чистом виде: все когнитивные подходы в большей или меньшей степени используют поведенческие техники. Это справедливо и для «рационально-эмоциональной терапии» А. Эллиса и «когнитивной терапии» Бека.

Конструктивный альтернативизм

Сейчас, когда люди всех возрастов развивают альтернативный образ жизни и способы восприятия вещей, оказывается, что теория Джорджа Келли, появившаяся в 1955 году, необычайно опередила свое время. Конструктивный альтернативизм, лежащий в основе философии Келли, дает людям поразительное количество альтернатив банальному. На самом деле, эта философия даже требует, чтобы люди поступали именно так.

Как доктрина, конструктивный альтернативизм доказывает, «что вся наша современная интерпретация мира должна быть пересмотрена или заменена» (Kelly, 1955, p. 15). Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого впечатления. Не существует ни политики, ни религии, ни экономических принципов, ни социальных льгот, ни внешней политики в отношении стран третьего мира, которые были бы абсолютно и неизменно «правильными». Все изменилось бы, если бы люди просто посмотрели на мир с другой точки зрения. Келли утверждал, что в мире нет вещи, о которой «не может быть двух мнений». Человеческое восприятие реальности всегда подвержено интерпретации. По мнению Келли, объективная реальность, безусловно, существует, но разные люди воспринимают ее по-разному. Следовательно, ничто не является постоянным или окончательным. Истина, как и красота, существует только в человеческом сознании.

Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в человеческом сознании, существуют различные способы их интерпретации. Например, рассмотрим случай, когда девочка взяла деньги из кошелька своей матери. Что это значит? Факт прост: деньги берутся из кошелька. Однако если мы попросим психотерапевта ребенка интерпретировать это событие, она сможет дать подробное объяснение чувствам девочки по поводу отказа матери, которое могло возникнуть в результате разочарования матери от того, что ей приходится сидеть дома и воспитывать дочь вместо того, чтобы заниматься своей личной карьерой. Если мы спросим мать, она может сказать, что ее дочь «плохая» и ей нельзя доверять. Отец девочки может намекнуть, что она «недисциплинированная». Дедушка может расценить это как шалость со стороны ребенка. А сама девочка может рассматривать это как реакцию на нежелание родителей давать ей достаточно денег на карманные расходы. Хотя само событие (присвоение денег) не вызывает сомнений, его смысл открыт для альтернативных интерпретаций. Таким образом, на любое событие можно посмотреть с разных сторон. Человеку предоставляется великолепный спектр возможностей для интерпретации внутреннего мира опыта или внешнего мира практических событий. Келли резюмировал свою приверженность конструктивному альтернативизму следующим образом: «…какой бы ни была природа или каким бы ни был поиск истины в конечном итоге, сейчас мы сталкиваемся с фактами, для которых может существовать столько объяснений, сколько может придумать наш разум» (Kelly, 1970, p. 1).

Интригующую природу конструктивного альтернативизма можно еще больше оценить, сравнив его с одним из философских принципов Аристотеля. Аристотель выдвигает принцип тождества: A есть A. Вещь в себе и вне себя переживается и интерпретируется всеми одинаково. Например, автомобиль, припаркованный на другой стороне улицы, не перестает быть тем же физическим объектом, независимо от того, кто на него смотрит. Из этого следует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли, с другой стороны, считает, что А — это то, что индивид объявляет А! Реальность — это то, что мы интерпретируем как реальность, факты всегда можно рассматривать с разных точек зрения. Тогда, если быть последовательным, не существует истинного или валидного способа интерпретации поведения индивида. Пытаемся ли мы понять поведение другого человека, или свое собственное, или природу самой Вселенной, всегда есть «конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума. Более того, концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведение никогда не бывает полностью фиксированным. Мы всегда в той или иной степени свободны пересмотреть или заменить нашу интерпретацию реальности. В то же время Келли также считает, что некоторые наши мысли и поведение определяются прошлыми событиями. То есть, как вскоре станет предельно ясно, когнитивная теория построена на пересечении свободы и детерминизма. По словам Келли, «детерминизм и свобода неразделимы, поскольку то, что определяет одно, одновременно является свободой от другого».

Люди как исследователи

Как упоминалось ранее, Келли уделял большое внимание тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Поэтому теория конструктов фокусируется на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, которая основана на аналогии человека как исследователя. А именно, он предполагает, что каждый человек, подобно ученому, изучающему определенное явление, создает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать жизненные события. Конечно, Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает за какими-то явлениями природы или общественной жизни и использует сложные методы для сбора и анализа данных. Такая аналогия чужда его взглядам. Но он предположил, что все люди являются учеными в том смысле, что они формулируют гипотезы и отслеживают, подтверждаются они или нет, вовлекая в эту деятельность те же ментальные процессы, что и ученый в научном поиске (Kelly, 1963). Таким образом, теория конструирования личности основана на предпосылке, что наука — это квинтэссенция способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки — предсказывать, изменять и понимать события; то есть главная задача ученого — уменьшить неопределенность. Но не только ученые — все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в том, чтобы предвидеть будущее и строить планы на основе ожидаемых результатов.

Для иллюстрации этой модели человеческого поведения рассмотрим, например, поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра занятия ведет новый профессор (предполагается, что ранее она не знала о «репутации» профессора). На основе ограниченного наблюдения (возможно, один или два академических часа) студент может воспринимать и интерпретировать профессора как «беспристрастного». Келли характеризует этот процесс термином интерпретация; студент «интерпретирует» (или видит) беспристрастность профессора. В сущности, что происходит? Студентка разрабатывает гипотезу о профессоре, которая помогает ей предсказывать и контролировать события, связанные с курсом, который преподает профессор. Если гипотеза студента окажется «правильной», можно ожидать, что профессор предложит соответствующий объем чтения, задаст соответствующие тестовые задания и выставит соответствующую оценку. Однако если поведение профессора впоследствии значительно отклоняется от этих предположений, студенту нужна альтернативная гипотеза (например, профессор несправедлив, профессор — педантичный зануда, или что-то в этом роде). Дело в том, что студент (как и все мы) нуждается в надежных и устойчивых способах предвидения событий, влияющих на его жизнь, чтобы действовать эффективно.

При разработке своей уникальной концепции, основанной на взгляде на человека как на ученого, Келли был поражен разницей между взглядом психолога на собственное поведение и его позицией в объяснении поведения субъектов исследования. Он описывает это различие следующим образом.

«Это как если бы психолог сказал себе: «Я психолог, то есть ученый, я провожу этот эксперимент, чтобы улучшить предсказание и контроль определенных явлений человеческого поведения, но мой подопытный, который является простым человеческим существом, очевидно, движим неудержимыми влечениями, которыми он подавлен, или он жаден до еды и/или защиты».» (Kelly, 1955, p. 5).

Келли отвергает узкомысленное представление о том, что только психолог-ученый в белом халате занимается предсказанием и контролем хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человека как некий безвольный и бездумный комок протоплазмы, он наделяет его теми же стремлениями, что и так называемый ученый-психолог.

Именно представление о том, что психолог ничем не отличается от изучаемого им объекта, подводит итог когнитивной теории личности Келли. Это подтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в своей повседневной жизни. Для него различие между учеными и неучеными было ненадежным.

Личностные конструкты: модели для действительности

Ученые создают теоретические конструкции для описания и объяснения изучаемых ими событий. В системе Келли центральным теоретическим конструктом является сам концептуальный конструкт:

«Люди оценивают свой мир с помощью концептуальных систем или моделей, которые они создают и затем пытаются адаптировать к объективной реальности. Эта адаптация не всегда проходит успешно. Однако без таких систем мир был бы чем-то настолько недифференцированным и однородным, что человек не смог бы его осмыслить.

Именно эти «концептуальные системы или модели» Келли определяет как личностные конструкты. Другими словами, личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует для понимания или интерпретации, объяснения или прогнозирования своего опыта. Она представляет собой устойчивый способ, с помощью которого человек концептуализирует некоторый аспект реальности в терминах сходства и контраста. Примеры личностных конструктов: возбужденный-спокойный, умный-глупый, мужчина-женщина, религиозный-безрелигиозный, добрый-злой, дружелюбный-враждебный. Это лишь несколько примеров огромного количества конструктов, которые люди используют для оценки значения явлений в своей повседневной жизни.

В качестве примера конструктов в действии давайте посмотрим, как разные люди могут объяснить одно и то же событие. Недавний выпускник колледжа собирает вещи и переезжает со своей девушкой в отдаленное поселение вместо того, чтобы поступить в аспирантуру, как планировал. Отец молодого человека может объявить такой поступок «огорчительным» или «разочаровывающим», а его мать заявит, что ее сын «живет во грехе». Его консультант в колледже, знакомый с теорией Эриксона, может подумать, что он сделал это «в поисках своей идентичности», а профессор социологии может подумать, что он просто «отрицает нормы общества, ориентированного на молодых профессионалов». Сам молодой человек может воспринимать этот поступок как «естественный», как «то, что нужно было сделать в тот момент». Какое объяснение является правильным? Теория Келли не имеет ответа. По его мнению, дело в том, что каждый из нас воспринимает реальность через собственные модели или конструкты, которые необходимы для создания непротиворечивой картины мира.

Взгляд Келли на людей как на ученых предполагает, что как только люди предполагают, что они могут точно предсказать событие в окружающей среде, они начинают проверять это предположение на событиях, которые еще не произошли. Если конструкт помогает точно предсказывать события, человек, скорее всего, сохранит его. И наоборот, если предсказание не подтвердится, то конструкция, на которой оно основано, скорее всего, будет пересмотрена или вообще отменена (вспомните наш пример с профессором, которого изначально классифицировали как «беспристрастного»). Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может быть различной.

Келли постулировал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, то есть суть человеческого мышления заключается в том, чтобы понимать жизненный опыт в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Более конкретно, переживая события, человек замечает, что некоторые события похожи друг на друга (имеют общие характеристики) и в то же время отличаются от других. Например, человек может заметить, что некоторые люди тучные, а некоторые худые; некоторые черные, а некоторые белые; некоторые богатые, а некоторые бедные; некоторые вещи опасно трогать, а некоторые нет. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходств и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, для формирования конструкта необходимо как минимум три элемента (явления или объекта): два из элементов конструкта должны быть похожи друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. Конструкт может быть сформирован, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта — нет; или если мы думаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта — нет. И сходство, и различие должны иметь место в одном и том же контексте.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Закрытый тип кадровой политики
  2. Планирование трудовой деятельности в средней группе
  3. Практика применения психотехнологий коммуникации
  4. Методы юридической психологии
  5. Акцентуации характера у подростков — Возрастная динамика развития характера
  6. Надежность и валидность тестов — Понятие теста
  7. Психологические особенности девиантного поведения младших школьников
  8. Межкультурные различия в выражении эмоций — Происхождение эмоций
  9. Психологическая характеристика группы доу
  10. Задачи нейропсихологии