Для связи в whatsapp +905441085890

Экономическое учение К. Маркса

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Меркантилизм — первая теоретическая концепция рыночных экономических отношений
  2. Экономическое учение А. Смита
  3. Экономическое учение Д. Рикардо
  4. Экономическое учение Т. Мальтуса
  5. Экономическое учение Дж. С. Милля
  6. Общая характеристика маржинализма
  7. Экономическое учение П. Прудона
  8. Экономическое учение К. Сен-Симона
  9. Экономическое учение Ш. Фурье
  10. Экономическое учение Р. Оуэна

Введение

Экономическая теория Карла Маркса отличалась тем, что он не считал капиталистический строй «естественным» и «вечным» и всегда говорил, что произойдет революция. Эта революция сметёт капиталистический строй и заменит его другим, в котором не будет места частной собственности, неравенству и бедности. Карл Маркс считал, что капиталистическое общество обязательно трансформируется в социалистическое путем революционного вмешательства, а не как-то иначе. Такие выводы он сделал на основе изучения экономического закона развития современного общества.

Актуальность исследования данной темы напрямую связана с растущим интересом к теоретическому наследию К. Маркса на современном этапе экономического развития.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные положения учения К. Маркса и возможность их применения в современных экономических условиях.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • изучить содержание экономической теории Карла Маркса, а именно:
  1. Рассмотрим теорию Карла Маркса о прибавочной стоимости;
  2. определить степень распределения прибавочной стоимости между различными группами капиталистов;
  • определить значение экономической теории Карла Маркса для развития человеческого общества, а именно:
  1. Рассмотрите экономическую теорию Карла Маркса и революционные преобразования;
  2. рассмотреть экономическую теорию Карла Маркса и современность.

Предметом исследования являются основные положения теории Карла Маркса.

Предметом исследования являются экономические процессы в современных условиях.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

Во введении данной дипломной работы определяется цель дипломной работы и обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются задачи курсовой работы.

В первой главе рассматривается содержание экономической теории Карла Маркса.

Во второй главе рассматривается значение экономической теории Карла Маркса для развития человеческого общества.

Выводы, представленные в заключении, обобщают исследование, проведенное для достижения поставленных целей.

Теория прибавочной стоимости Карла Маркса

Карл Маркс считал теорию прибавочной стоимости, или теорию классовой эксплуатации наемного труда, «ядром» своей экономической доктрины.

Четвертый том «Капитала» («Теория прибавочной стоимости»), хотя Карл.

Маркса и завершил его в 1863 году, впервые был опубликован на немецком языке в начале XX века. К. Каутский. В книге дается исторический и критический очерк экономических теорий, начиная с учений меркантилистов и физиократов и заканчивая взглядами представителей вульгарной буржуазной политэкономии на происхождение прибавочной стоимости и различные формы ее проявления. Маркс показывает, как возникла классическая буржуазная политическая экономия, как она развивалась и достигла своей кульминации — экономической теории Д. Рикардо, а затем рассматривает упадок рикардианства и вульгаризацию буржуазных экономических теорий. Помимо критики прежних экономических теорий, он развивает собственные взгляды, особенно на категории производительного и непроизводительного труда для процесса производства в целом и капиталистического производства в частности, а также на циклы в капиталистической экономике, экономические кризисы и материальную основу их периодичности.

Теория прибавочной стоимости Карла Маркса является примером решения одной из проблем рикардианской теории. При объяснении «естественной» цены труда наиболее важные для классической политэкономии принципы — ценность труда, с одной стороны, и эквивалентность обмена — с другой, находятся во взаимном противоречии. Когда богатство создается трудом, а труд обменивается

по эквивалентной цене, откуда берется доход капиталиста? Маркс решает эту проблему, вводя новое понятие — «товарная рабочая сила»¹. В отличие от классиков, считавших, что труд сам по себе является товаром, Маркс утверждает, что рабочий продает не труд, а рабочую силу, то есть свою способность к труду. Как и любой товар, рабочая сила, согласно Марксу, имеет потребительную стоимость и цену. Стоимость этого товара равна стоимости продуктов питания, необходимых для воспроизводства труда, но его потребительная стоимость для покупателя — капиталиста — определяется способностью труда производить больше стоимости, чем стоимость самого труда. Эта разница, согласно Марксу, составляет прибавочную стоимость, которая является источником дохода капиталиста.

Маркс подробно проследил процесс создания прибавочной стоимости. Он начал со структуры рабочего времени: если рабочий работает 10 часов в день и за 6 часов создает чистый продукт, равный его зарплате, то его рабочее время делится на 6 часов необходимого труда и 4 часа прибавочного труда, то есть труда в интересах работодателя. Продукт, созданный в необходимое и прибавочное время, является соответственно необходимым и прибавочным продуктом, а стоимость последнего — прибавочной стоимостью¹ . Именно присвоение капиталистом прибавочной стоимости служит основой для эксплуатации труда капиталистом.

Маркс подошел к проблеме эксплуатации с научно-теоретической точки зрения, связав эксплуатацию с присвоением капиталистами неоплаченной части труда наемных рабочих. При этом важно различать присвоение собственником средств производства прибавочного продукта (или его доли) в виде неоплаченной части труда работника и в условиях, когда участники производственного процесса являются равноправными субъектами отношений экономической собственности. Во втором случае имеет место другая форма эксплуатации.

Прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала — предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента.

Необходимым условием производства прибавочной стоимости является превращение рабочей силы в товар. Только на определенном этапе общественного развития собственник денег находит на рынке работника, освобожденного от средств производства, который вынужден продавать свою рабочую силу. Его потребление эквивалентно созданию новой стоимости. Центральной проблемой теории прибавочной стоимости является объяснение механизма капиталистической эксплуатации на основе товарно-денежных отношений, господствующих в буржуазном обществе. Противоречивость действия этого механизма заключается в том, что принципиально неэквивалентный обмен деятельностью между рабочим и капиталистом, между трудом и капиталом, происходит в действительности на основе закона стоимости, т.е. на основе обмена эквивалентами — товарами равной стоимости (см. закон стоимости).

K. Маркс начинает исследование процесса производства прибавочной стоимости с анализа универсальной формулы капитала (D-T-D; где D’ больше D или D’ = D + e), которая выражает покупку товаров (D-T) с целью их продажи (T-D’) для увеличения капитала. Увеличение или избыток стоимости (e) по сравнению с первоначальным количеством денег (E), выпущенных в обращение, Маркс называет прибавочной стоимостью. Увеличение первоначальной суммы денег за счет прибавочной стоимости превращает их в капитал. Анализ универсальной формулы капитала показывает, что прибавочная стоимость не может возникнуть в результате обращения товаров, которое происходит на основе закона стоимости; с другой стороны, не могло бы быть никакого прироста, если бы владелец денег не пустил их в оборот. Следовательно, прибавочная стоимость также не может возникнуть вне обращения. Маркс показал, что капиталист, покупающий и продающий товары по их стоимости, тем не менее, извлекает из этого процесса больше стоимости, чем вложил в него.

Продажа рабочей силы капиталисту происходит по ее стоимости, которая определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, в течение которого она воспроизводится. Капиталист приобретает потребительную стоимость рабочей силы, которая «…обладает изначальным свойством быть источником стоимости…»¹. Она реализуется на второй стадии обмена между трудом и капиталом — в процессе производства, когда создается новая стоимость, содержащая прибавочную стоимость. Последняя определяется Марксом как разница между стоимостью, созданной реальным трудом в процессе производства, и стоимостью, выплачиваемой капиталистом рабочему в виде заработной платы. «Прибавочная стоимость — это не что иное, как излишек количества труда, которое рабочий отдает в качестве стоимости своей рабочей силы, над количеством материализованного труда, которое он получил в виде своей заработной платы».

Трудовые способности рабочего, а значит и продукт его труда, принадлежат капиталисту. Закон стоимости как закон обмена эквивалентов не противоречит тому, что стоимость, созданная затратами живого труда, превышает стоимость рабочей силы. В реальности прибавочная стоимость приходит в виде прибыли, которая принимает ряд форм в процессе реализации и распределения: Предпринимательский доход, присваиваемый промышленными и торговыми предпринимателями, процент, присваиваемый банкирами, и земельная рента, получаемая землевладельцами. Все эти конкретные виды дохода имеют свои особенности. Их объединяет то, что они имеют один и тот же источник: неоплаченный труд работников.

Согласно Марксу, капитал состоит из двух частей: постоянного капитала и переменного капитала. Постоянный капитал — это стоимость, которую капиталист платит за средства производства (оборудование, сырье, материалы и т.д.). Его стоимость может быть перенесена на продукцию либо сразу, либо частично. Переменный капитал относится к стоимости труда (заработной плате работников). Именно стоимость переменного капитала создает прибавочную стоимость.

Всегда есть возможность увеличить добавленную стоимость. Этого можно достичь, например, путем увеличения рабочего времени при той же заработной плате. Такое увеличение капитала Маркс назвал абсолютной прибавочной стоимостью. Однако есть и другой способ увеличения прибавочного капитала — сокращение времени, которое требуется рабочему, чтобы вернуть свою зарплату. Маркс назвал этот тип увеличения капитала относительной прибавочной стоимостью.

Карл Маркс потратил много времени на анализ относительной прибавочной стоимости. Он предложил не менее трех вариантов возникновения такого увеличения капитала:

  1. сотрудничество;
  2. простое разделение труда и мелкое мануфактурное производство;
  3. техническое развитие и возникновение крупной промышленности.

Карл Маркс сделал новый фундаментальный анализ в области накопления капитала. По его словам, накопление капитала — это процесс, превращающий часть прибавочной стоимости в капитал, который используется не для расширения производства, а для личных нужд его владельца¹.

Распределение прибавочной стоимости между различными группами капиталистов

Учение о прибавочной стоимости позволило Марксу сформулировать основной экономический закон движения капиталистического общества, показать объективные тенденции его развития и дало ключ к пониманию капиталистического способа производства. Поскольку присвоение классом капиталистов прибавочной стоимости, созданной рабочим классом, происходит в соответствии с внутренними законами капиталистического способа производства и, прежде всего, с законом стоимости, капиталистическая эксплуатация вытекает из самой природы капиталистических производственных отношений.

Большое внимание Маркс уделяет принципам распределения результатов неоплаченного труда рабочих (то, что он называет прибавочной стоимостью) между различными классами капиталистов, а также анализу конкретных форм прибавочной стоимости: прибыли, процента, ренты. В то же время он неоднократно подчеркивает, что рента, процент и промышленная прибыль — это лишь различные названия для различных частей прибавочной стоимости товара или неоплаченного труда, воплощенного в нем, и все они в равной степени черпаются из этого источника и только из него.

Маркс показывает, что в интересе фетишизация производственных отношений достигает своей высшей степени. Процент выступает как продукт капитала, как продукт капитала собственности, который отделился от капитала функции. Это высшее искажение отношений производства, крайняя форма мистификации капитала, пишет Маркс. Здесь реальный источник дохода — эксплуатация рабочих — полностью скрыт.

Построив свою теорию ренты на основе трудовой теории стоимости, Рикардо, по сути, раскрыл источник дифференциальной ренты. Используя научные элементы теории ренты Рикардо, Маркс радикально пересмотрел ее и создал подлинно научную теорию. Основой теории ренты Маркса является учение о стоимости и ценах производства. Последовательно применяя ее к сельскому хозяйству, Маркс выяснил источник дифференциальной ренты (I и II) и освободил ее от связи с «законом» убывающего плодородия почвы, которым характеризовалась теория ренты Рикардо.

Теория прибыли — это теория распределения производства — прибавочной стоимости — между различными слоями правящих классов¹. Именно промышленный или сельскохозяйственный капиталист заставляет производить прибавочную стоимость, но он не в состоянии полностью ее удержать.

Он не только вынужден уступать часть прибавочной стоимости другим капиталистам, вложившим свой капитал в отрасли производства с более высоким органическим составом капитала, когда он вкладывает свой капитал в отрасль производства с более низким органическим составом капитала. Он не замечает этого процесса уравнивания и даже не интересуется им. Но он прекрасно понимает, что часть своей прибыли он должен отдать денежному капиталисту, у которого он занял деньги, в качестве процентов на капитал; часть он должен отдать торговцу в качестве торговой прибыли; наконец, если у него есть ферма, он должен отдать часть прибавочной стоимости землевладельцу в качестве земельной ренты, если он арендатор; если он сам землевладелец, то в качестве процентов на капитал, который он потратил на покупку своей земли.

Экономическая теория Карла Маркса и революционные изменения

Марксизм — это новое учение о новых взглядах и ценностях, проповедуемое Карлом Марксом.

Экономическая теория Карла Маркса отличалась тем, что он не считал капиталистический строй «естественным» и «вечным» и всегда говорил, что произойдет революция. Эта революция сметёт капиталистический строй и заменит его другим, в котором не будет места частной собственности, неравенству и бедности. Карл Маркс считал, что капиталистическое общество обязательно трансформируется в социалистическое путем революционного вмешательства, а не как-то иначе. Такие выводы он сделал на основе изучения экономического закона развития современного общества. Одной из важнейших основ наступления социализма является накопление капитала. Капиталисты создают все новые и новые отрасли, синдикаты, картели и т.д., а наемные работники становятся только беднее, что само по себе не может продолжаться бесконечно.

Согласно его теории, капитализм должен умереть из-за внутренних противоречий, которые не могут быть разрешены мирным путем. Почти все работы Карла Маркса, особенно «Капитал», посвящены этому вопросу.

Главный вывод Маркса из этой теории заключался в том, что невозможно примирить буржуазию и пролетариат в рамках существующей системы. Карл Маркс также утверждал, что это не продлится долго, поскольку по мере накопления капитала из-за высокой конкуренции возрастает потребность в машинах и новых технологиях, а потребность в человеческом труде уменьшается. Эта стратегия ведет к большему обогащению одних (буржуазии) и обнищанию других (пролетариата), поскольку они становятся все более безработными.

Поэтому то, что Карл Маркс начал как учение о развитии капитализма, впоследствии стало учением о его падении и революционном переходе к социализму.

Открыв законы движения капиталистического способа производства и доказав, что их действие неизбежно требует их революционной замены коммунистическим строем, Карл Маркс расширил и углубил теоретическую базу научного коммунизма и дал всестороннее экономическое обоснование теории пролетарской революции. Работы Карла Маркса имели огромное значение для развития рабочего движения. Идеологически вооружив рабочий класс, он твердо поставил его борьбу за освобождение на научную основу.

Ортодоксальные марксисты признают только революционное преобразование общества, только социальную революцию, и ссылаются при этом на авторитет Маркса. Однако непредвзятый анализ наследия Маркса показывает, что это не совсем верно. В своих работах Маркс рассматривал два пути перехода от капитализма к социализму — революционный и эволюционный. Его выводы о трансформации общества были неоднозначны и оставляли место для выбора форм такой трансформации. Однозначным и категоричным был только вывод об объективной необходимости этих преобразований.

Во второй половине XX века классовая борьба в развитых странах смягчалась взаимными уступками и согласованием интересов рабочих и предпринимателей и принимала формы, подразумевающие следование нормам рыночной экономики и парламентской демократии. Но в странах третьего мира проблемы войны, бедности, безработицы и отсталости остаются острыми.

Вопреки ожиданиям Маркса, революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуразрушенной России. Позже возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия была растоптана ногами, а личность почти полностью подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.

Сложные траектории развития человеческого общества в 20 веке, с его многочисленными войнами и конфликтами различного рода, высветили ряд факторов (в основном этнических, расовых, культурных, религиозных), которые недооценивались в теории общества Маркса.

Экономическая теория Карла Маркса и современность

Некоторые аргументы Маркса, особенно в первой и самой трудной главе, могут показаться непосвященному читателю излишней заумью, четырехчастным причесыванием или «метафизикой». На самом деле, такое впечатление создается из-за непривычки к научному подходу к слишком знакомым явлениям. Товары стали настолько вездесущим, обычным, привычным элементом нашего повседневного существования, что усыпляющее мышление даже не задумывается над вопросом: почему люди отказываются от важных и необходимых в жизни вещей в обмен на кубки золота или серебра, не имеющие никакого полезного применения? Дело не ограничивается сырьевыми товарами. Все категории (основные понятия) рыночной экономики в целом кажутся ясными, само собой разумеющимися, не требующими анализа, как будто они являются естественной основой отношений между людьми. На самом деле, реалиями экономического процесса являются: человеческий труд, сырье, оборудование, машины, разделение труда, необходимость распределения готовой продукции между участниками трудового процесса и т.д. Что касается таких категорий, как «товар», «деньги», «зарплата», «капитал», «прибыль», «налоги» и т.д., то они являются полумистическими отражениями в сознании людей различных сторон экономического процесса, который непонятен и неподконтролен им. Чтобы расшифровать их, необходим тщательный научный анализ.

В Соединенных Штатах, где о человеке, владеющем миллионом, говорят, что он «стоит» миллион, рыночные концепции укоренились в умах прочнее, чем где-либо еще. Здесь до недавнего времени очень мало внимания уделялось содержанию экономических отношений. В стране, где создана самая мощная экономическая система, теоретическая экономика остается крайне бедной. Только нынешний глубокий кризис американской экономики выводит фундаментальные проблемы капиталистического общества в поле зрения общественного мнения. В любом случае, те, кто не преодолел привычку некритически принимать сборные идеологические взгляды на экономическое развитие, кто не осмыслил по Марксу природу товара как основной клетки капиталистического организма, навсегда останутся неспособными научно осмыслить самые важные и острые явления нашей эпохи.

Создав науку как знание объективных законов природы, человек долго и упорно пытался исключить себя из науки, устанавливая для себя особые привилегии в виде воображаемых отношений к сверхчувственным силам (религия) или к вечным моральным правилам (идеализм). Маркс окончательно и навсегда избавил человека от этих одиозных привилегий, рассматривая его как естественное звено в развитии материальной природы; человеческое общество — как организацию производства и распределения; капитализм — как этап в развитии человеческого общества.

Маркс не ставил перед собой задачу открыть «вечные законы» экономики. Он отверг такие законы. История развития человеческого общества — это история чередования различных экономических систем, каждая из которых действует по своим законам. Переход от одной системы к другой всегда определялся ростом производительных сил, т.е. технологии и организации труда. До определенного момента социальные изменения носят количественный характер, не меняя основ общества, т.е. господствующих форм собственности. Но наступает момент, когда растущие производительные силы уже не могут быть вписаны в старые формы собственности; тогда происходит радикальное изменение общественного строя, сопровождающееся потрясениями. Первобытная церковь была заменена или дополнена рабством; рабство сменилось крепостным правом с его феодальной надстройкой; торговое развитие городов привело к возникновению в Европе в XVI веке капиталистического строя, который затем прошел через несколько этапов. В «Капитале» Маркс рассматривает не экономику в целом, а капиталистическую экономику, которая имеет свои законы. Автор рассматривает другие экономические системы лишь вскользь, чтобы прояснить особенности капитализма.

Самодостаточная экономика примитивной крестьянской семьи не нуждается в «политической экономии»: здесь, с одной стороны, преобладает сила природы, с другой — сила традиции. Замкнутое натуральное хозяйство греков или римлян, основанное на рабском труде, направлялось волей рабовладельца, чей «план», в свою очередь, напрямую определялся законами природы и рутины. То же самое можно сказать и о средневековом поместье с его крепостными. Во всех этих случаях экономические отношения были ясны и прозрачны в своей примитивной грубости. В современном обществе дело обстоит иначе. Она разрушила старые замкнутые связи и унаследованные методы работы. Новые экономические отношения связали города и деревни, провинции и страны. Разделение труда распространяется на всю планету. Однако, нарушая традиции и рутину, эти связи возникли не по определенному плану, а помимо сознания и предвидения людей, как бы за их спиной. Взаимозависимость индивидов, групп, классов и наций, возникающая в результате разделения труда, никем не руководится и не направляется. Люди работают друг на друга, не зная друг друга, не спрашивая друг друга о своих потребностях, в надежде, даже в вере, что их отношения наладятся сами собой. И в большинстве своем они достигают или, скорее, уже достигли своей цели. Искать причины закономерностей капиталистического общества в субъективном сознании — в намерениях и планах — его членов совершенно невозможно. Объективные закономерности капитализма сложились до того, как наука начала серьезно задумываться о них. Подавляющее большинство людей и сегодня не имеют представления о законах капиталистической экономики. Вся сила метода Маркса заключается в том, что он рассматривает экономические явления не с субъективной точки зрения отдельных людей, а с объективной точки зрения развития общества в целом, подобно тому, как естествоиспытатель рассматривает улей или муравейник. Для экономики важно то, что и как люди делают, а не то, что они сами думают о своих действиях. Общество основано не на религии и морали, а на природе и труде. Метод Маркса является материалистическим, потому что он идет от бытия к сознанию, а не наоборот. Метод Маркса диалектический, поскольку он рассматривает и природу, и общество в их развитии и становлении в постоянной борьбе противоречивых сил.

У Маркса были предшественники. Классическая политэкономия (Адам Смит, Давид Рикардо) достигла своего расцвета в то время, когда капитализм еще не был стар и не боялся завтрашнего дня. Маркс отдал глубокую дань уважения двум великим классикам. Однако основная ошибка классической экономики заключалась в том, что она рассматривала капитализм как нормальное состояние человечества, а не как исторический этап в развитии общества. Маркс начал с критики этой политической экономии, вскрывая ее недостатки, а также противоречия самого капитализма и показывая неизбежность его краха. Роза Люксембург метко сказала, что экономическая доктрина Маркса — дитя классической экономики, но ее рождение стоило матери жизни.

Наука рождается не в герметически закрытом кабинете ученого, а в живом обществе. Все интересы и страсти, раздирающие общество, влияют на развитие науки, особенно политической экономии, науки о богатстве и бедности. Борьба рабочих против капиталистов заставила теоретиков буржуазии отвернуться от научного анализа системы эксплуатации и заняться голым описанием экономических фактов, изучением экономического прошлого и, что неизмеримо хуже, прямой фальсификацией действительности для оправдания капиталистического режима. Экономическая доктрина, которая сегодня преподается в официальных учебных заведениях и проповедуется в буржуазной прессе, дает много важного фактического материала, но совершенно не способна и не желает понять экономический процесс в целом, чтобы указать на его законы и перспективы. Официальная политическая экономия мертва. Настоящее знание о капиталистическом обществе можно получить только через «Капитал» Маркса.

Основной связью людей в современном обществе является обмен. Каждый продукт труда, который вступает в процесс обмена, становится товаром. Маркс начинает свое исследование с товара, чтобы вывести из этого основного элемента капиталистического общества те общественные отношения, которые объективно сложились на основе обмена независимо от воли людей. Только таким образом можно решить главную загадку: как в капиталистическом обществе, где каждый думает за себя, а никто за всех, добиться необходимых пропорций между различными отраслями экономики. Экономическая теория Маркса была направлена на обоснование вывода об исторически преходящем характере капитализма¹. Она утверждала, что проблемы капиталистической экономики не могут быть решены в рамках этого общества, поскольку они являются следствием рыночной формы организации.

Этот вывод не отвергается современной экономической теорией. Напротив, она признает справедливость утверждения о недостатках рыночной экономики и ищет пути решения этой проблемы. Все вращается вокруг методов ее решения.

Заключение

Экономическое учение Карла Маркса — это серьезное и глубокое направление в экономической науке. Его социологический характер можно интерпретировать как слабость, определенную твердость и однобокость. В то же время следует признать, что именно постановка и разработка социальных проблем, обращение к социальным аспектам экономических явлений и процессов имеют свое обоснование и составляют одну из самых сильных сторон марксистской методологии и подхода к познанию многосложной и противоречивой действительности.

Творческое наследие Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по «классической школе» экономической мысли, особенно А. Смита и Д. Рикардо.

Идеи Маркса оказали сильное влияние на многие области общественных наук — историю, социологию, политологию, политическую экономию.

На основе этих идей сформировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие значительное влияние на историю ХХ века. В Советском Союзе упрощенная версия марксизма служила основой государственной идеологии; в Китае он выполняет эту роль и сегодня.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что экономическая теория Карла Маркса — это великий труд, достояние всего человечества, так как теоретическое наследие К. Маркса разнообразно и чрезвычайно богато по содержанию.

Целью данной домашней работы было изучение экономической теории Карла Маркса, в контексте которой были рассмотрены: во-первых, теория прибавочной стоимости и ее распределение между различными группами капиталистов; во-вторых, значение экономической теории Карла Маркса для развития человеческого общества.

Решая эти задачи, можно сделать следующие выводы:

  • Теория прибавочной стоимости Карла Маркса является примером решения одной из проблем рикардианской теории;
  • Прибавочная стоимость является источником дохода капиталиста;
  • Согласно Марксу, капитал состоит из двух частей: постоянного капитала и переменного капитала;
  • Рента, процент и промышленная прибыль — это просто разные названия для разных частей прибавочной стоимости товаров;
  • Теория прибыли — это теория распределения трофеев — прибавочной стоимости — между различными слоями правящих классов;
  • Основной связью между людьми в современном обществе является обмен;
  • Экономическая теория Маркса была направлена на обоснование вывода об исторически преходящем характере капитализма.

В заключение хотелось бы отметить, что Карл Маркс первым в истории экономической мысли (если не принимать во внимание попытку физиократов) сформулировал условия макроэкономического равновесия, реализации совокупного общественного продукта в денежной и натурально-вещественной форме в условиях простого расширенного воспроизводства. Маркс видел причину экономических кризисов перепроизводства в том, что расширение производства не приводит автоматически к пропорциональному увеличению эффективного спроса. Учение Маркса о внутренних законах развития капитализма превратилось в учение об исторической неизбежности его падения и перехода к коммунизму. Эта теория до сих пор имеет много приверженцев среди людей с левыми убеждениями.

Фундаментальное значение К. Маркса для современной экономической теории заключается в том, что его работы являются неисчерпаемым источником прямых, непосредственных наблюдений действительности, в то время как значительная часть современных теорий представляет собой лишь выведенные, вторичные концепции.

Работы К. Маркса, его теоретическое наследие разнообразны и чрезвычайно богаты по содержанию. Его работы являются примером синтеза теоретического и исторического анализа.

Список литературы

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. — Москва: «Издательство ПРИОР», Новосибирск ООО «Издательство ЮКЭА», 1999 г. — 528 с.
  2. Бартенев С.А. История экономических учений. — М.: Юристъ, 2001. — — 456 с.
  3. История экономических доктрин. Конспект лекций. — М., 2009. — 210 с.
  4. История экономических доктрин. Учебник / под ред. В. Автономова и др. — Москва: ИНФРА, 2000 г. — — 357 с.
  5. История экономических учений: учебник // Под ред. Г.А. Шмарлова. Под ред. Г.А. Шмарловской. Мн: ООО «Новое Знание», 2000 г. — 415 с.
  6. История экономических учений: курс лекций // Под ред. Шпалтакова В.П.-М., 2001.
  7. История экономических учений / под редакцией А.И. Архипова. — М.: Проспект, 2001. — — 620 с.
  8. История экономики : учебник / под редакцией В. Автономова. Автономов, О. Ананьин, Н. Макашева. — МОСКВА: ИНФРА — М, 2007 г. — 784 с.
  9. История политических и правовых доктрин. Под ред. В.С. Нернесянца. — М.: Издательство «Норма», 2000. — — 268 с.
  10. Семинар по первому тому «Капитала» К. Маркса. Москва: Издательство Московского университета, 1989.
  11. Титова Н.Е. История экономических учений: курс лекций. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — — 288 с.
  12. Юрков А.М., Зепалов В.М. Спецсеминар по «Капиталу» К. Маркса. Ростов-на-Дону, 1997.
  13. Ядгаров Ю.С. История экономических учений. Учебник. — МОСКВА: ИНФРА — М, 2000 г. — — 460 с.
  14. История экономических учений : учебник / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2007. С. 327
  15. История экономических учений : учебник / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2007. С. 329
  16. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2-е изд. т. 23, с. 177
  17. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2-е изд. т. 47, с. 190 — 191.
  18. Елисеева Е.Л., Роньшина Н.И. История экономических учений. Конспект лекций. М., 2009. С. 152
  19. История экономических учений / под редакцией А.И. Архипова. — М., 2001. — С. 510.
  20. Юрков А.М., Цепалов В.М. Специальный семинар по «Капиталу» К. Маркса. Ростов-на-Дону, 1997.
  21. История экономических учений: курс лекций // Под редакцией Шпалтакова В.П. — М., 2001.