Для связи в whatsapp +905441085890

Экономическое учение П. Прудона

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Экономическое учение Д. Рикардо
  2. Экономическое учение Т. Мальтуса
  3. Экономическое учение Дж. С. Милля
  4. Экономическое учение К. Маркса
  5. Общая характеристика маржинализма
  6. Экономическое учение К. Сен-Симона
  7. Экономическое учение Ш. Фурье
  8. Экономическое учение Р. Оуэна
  9. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
  10. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Введение

В начале XIX века промышленная революция во многих европейских странах значительно ускорила развитие капиталистических общественных отношений в этих странах. Кризисы перепроизводства начали подрывать капиталистическую экономику. В этих условиях ускорился процесс упадка и разложения мелкотоварного производства. Все это предопределило появление критики основных положений классической теории со стороны представителей различных направлений экономической теории. Их представители выступали как противники классической политэкономии, а зачастую и самой капиталистической системы. Они выдвигают иные модели социально-экономической структуры общества, чем классики. Их смелая и бескомпромиссная критика капиталистического общества способствовала формированию социалистических идей.

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) — представитель французской мелкобуржуазной политической экономии, теоретик анархизма, считается представителем критического направления политической экономии. Он критиковал капитализм и стремился его реформировать. Он считал, что, устранив негативные аспекты разделения труда, собственности, стоимости и т.д., можно улучшить капиталистическую товарную экономику, вернувшись к мелкотоварному производству.

Исследование именно в этой области актуально потому, что пруденциализм и сегодня является тем арсеналом, из которого черпают идеи реформирования капитализма, мелкобуржуазные теории «капитализма для всех» различные течения анархизма и социал-реформизма.

Целью моей работы является анализ социально значимых идей экономиста П.Ж. Прудона.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. ознакомиться с экономическими взглядами П.Ж. Прудона.
  2. определить корни заблуждений П. Ж. Прудона.

Определите значение теории П. Ж. Прудона в развитии экономической мысли.

П. Ж. Прудон как идеолог мелкобуржуазной политической экономии

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) — французский публицист и мелкобуржуазный экономист. Родившись в Безансоне в семье бедного ремесленника, он уже в раннем возрасте был вынужден зарабатывать себе на кусок хлеба. Из-за материальных лишений он не смог завершить обучение в колледже. Он усердно занимался самообразованием, видя в овладении наукой прежде всего выход из бедности.

Работая сначала корректором в типографии, а затем печатником, он посвящал все свое свободное время чтению книг, в которые погружался без разбора, движимый лишь неуемной жаждой знаний. На деньги своего компаньона он содержал небольшую типографию.

После смерти компаньона в 1838 году типография должна быть закрыта (из-за снижения процента собственных средств). Но в том же году Академия Безансона предоставляет ему трехлетнюю стипендию Суаре (как бедному начинающему ученому), и о. Прудон переезжает в Париж10 , где изучает труды Ж.Б. Сэя, С. Сисмонди, Т. Мальтуса, К. Сен-Симона, Ш. Фурье и др. В 1840 году появляется одна из лучших его работ «Что такое собственность?», в которой содержится знаменитая фраза «Собственность — это кража».

С 1843 по 1847 год он работал менеджером безансонской фирмы по перевозке древесины и угля и часто бывал в Париже в деловых поездках, что позволило ему вновь встретиться и подискутировать со своими парижскими оппонентами. Среди последних был К. Маркс, с которым он проводил долгие ночи в спорах.

P. Имя Прудона стало известным после публикации его первой экономической работы «Что такое собственность?». (1840), в котором, осуждая крупномасштабную собственность, он назвал ее воровством. Главный экономический труд П. Прудона «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» был опубликован в 1846 году. Его концепция и мелкобуржуазный реформизм нашли здесь широкое отражение. После этой работы стала ясна истинная позиция Фр. Прудона. Подробный критический анализ этой работы был дан К. Марксом в его «Нищете философии». К. Маркс дал очень точную оценку взглядам Ф. Прудона. Достаточно точную оценку взглядов Прудона дает Маркс в письме к П. А. Анненкову, где он говорит, что Прудон — философ, экономист мелкой буржуазии, что он заслуживает быть научным толкователем французской мелкой буржуазии.

Не приняв Февральскую революцию 1848 года, месяц спустя П. Прудон публикует еще одну важную работу «Решение социального вопроса», в которой осуждает насильственный характер любой революции и предлагает концепцию народного банка, свободного кредита и ликвидации денег. В том же году он основывает собственную газету, обещая через нее народу возможность быстрых социальных реформ.

На пике славы популистов парижане избрали Прудона депутатом Национального собрания в июне 1848 года. Но в конце года он предстал перед судом за публикацию в своей газете «оскорбительных» статей против новоизбранного президента Республики Луи Наполеона и был приговорен к трем годам тюрьмы и крупному штрафу.

В тюрьме П.Прудон женится, осознает непрактичность реализации своих реформаторских идей на практике и в своих новых работах склоняется к анархизму.

После тюрьмы П. Прудон, не имея собственной газеты, не может публиковаться в других издательствах, которые опасаются ассоциации с опальным автором. За публикацию своей книги «О справедливости в революции и церкви» в 1858 году его снова судили и приговорили к трем годам тюрьмы и штрафу. Но на этот раз ему удалось эмигрировать со своей семьей в Бельгию и избежать тюрьмы.

За два года до своей смерти, амнистированный властями, отец Прудон вернулся в Париж. Он умер 19 января 1865 года.

Таким образом, вся система взглядов Прудона пропитана реформизмом, враждебным рабочему классу. Прудон — противник борьбы пролетариата за свои политические и экономические интересы. Он поддерживал мелкобуржуазную теорию о возможности мирного переустройства общества.

Экономическая теория П. Прудона

П. Прудон не создал целостной политэкономической системы. Он занимался в основном теми вопросами экономической теории и теми экономическими категориями, которые были непосредственно связаны с практическими проблемами и имели отношение к его реформаторской программе. Это вопросы собственности, разделения труда, стоимости, сферы обращения, содержания и функционирования рынка. Прудон рассматривал экономические категории и формировал теоретические построения на основе своего методологического подхода, в основе которого лежал субъективизм. Таким образом, он проанализировал «экономические силы», к которым относятся разделение труда, конкуренция, коллективная сила, собственность, обмен, кредит. Он считал, что они определяют начало деятельности. П. Прудон формировал экономические силы избирательно, руководствуясь тем, как они связаны с его реформаторской программой. Фабричная и банковская системы, крупная земельная собственность, наемный труд и капитал, денежное обращение не входили в их число, поскольку все это не соответствовало его представлениям об обществе и экономической системе. В качестве примера эффективной экономической силы П. Прудон приводил торговлю, которая, по его мнению, была не только «метафизическим актом обмена», но и «непосредственным средством потребления», одной из причин производства, самим, наряду с трудом как производителем, «творческим актом реальных предметов и богатства», важнейшим принципом формирования стоимости.

П. П. Прудон предположил, что для существования организованного труда и всеобщего благосостояния необходимы определенные условия, обеспечивающие поддержание равновесия и повиновение законам, присущим только им и никак не зависящим от человеческого произвола. В противном случае, считал он, обществу угрожала бы всеобщая анархия труда, когда «полезные действия экономических сил смешивались бы с вредными». Очевидно, что принцип оценки экономических сил, по сути, игнорирует их всесторонний анализ, основываясь лишь на выделении и противопоставлении положительных и отрицательных характеристик. Вмешательство авторитарного элемента, государственной власти, было оценено крайне негативно.

Вечным законом общества и его экономики II Прудон считал разделение труда. В связи с этим он встал на путь освещения хороших и плохих сторон этого явления. Хорошая сторона, по его словам, в том, что она способствует развитию производства, росту богатства, это путь к «реализации равенства, отношений и интеллектуальных способностей». В то же время разделение труда имело и обратную, плохую сторону, которую Прудон видел в том, что его следствием был рост бедности и пауперизации в обществе, что труд, разделенный по своему собственному закону, который был первым условием его плодотворности, пришел в конце концов к отрицанию своих целей и к самоуничтожению. По его мнению, необходимо было найти новую комбинацию, которая устранила бы вредные аспекты разделения труда и сохранила его полезные проявления. Отец Прудон был убежден, что он первым решил эту проблему в общем виде, и видел в этом свою собственную заслугу. Такое мнение было ошибочным, поскольку П. Прудон не только не дал научного решения проблемы разделения труда, но, напротив, запутал ее. Разделение труда — это не продукт абсолютного разума, не вечная идея, а исторически развивающийся процесс. Не понимая этого, невозможно дать научный анализ разделения труда.

На той же методологической основе П. Прудон охарактеризовал собственность . Он не раскрыл содержание этой экономической категории, а трактовал ее лишь очень поверхностно. Выступая против крупной собственности и называя ее кражей, П. Прудон не призывал к полному уничтожению частной собственности. Как и другие экономические категории, его интересовала собственность, характеристика ее положительных и отрицательных сторон, а также возможность преобразования собственности в интересах реформирования общества. Сторонник индивидуальной мелкой собственности П. Прудон видел положительную сторону собственности в том, что она обеспечивает независимость, самостоятельность и свободу личности. В то же время, говоря о негативных проявлениях собственности, он писал, что она разделяет людей, углубляет имущественное неравенство и усиливает противостояние в обществе. П. Прудон обосновал позицию о необходимости ликвидации крупной собственности и замены ее индивидуальной собственностью, которая не связана с эксплуатацией труда других людей.

Таким образом, в своем учении Пруденций рассматривал экономические категории и формировал теоретические построения на основе своего методологического подхода, в основе которого лежит субъективизм. Принимая во внимание вечные законы общества, такие как разделение труда и собственности, он пошел по пути освещения хороших и плохих сторон этих явлений. Не раскрывая содержания этих экономических категорий, Пруденций дал им весьма поверхностное толкование.

Доктрина «конституированной стоимости»

Прудон также продемонстрировал полное непонимание природы экономических категорий в своем анализе конкуренции, монополии, денег, прибыли и т.д. Порочность взглядов Прудона нашла свое концентрированное выражение в его теории стоимости. Прудон утверждал, что «открыл» значение «составляющей». «Конечно, — писал К. Маркс, — в этом открытии нет «ничего неслыханного»… Теория стоимости г-на Прудона является утопической интерпретацией теории Рикардо. » Теория «конституированной» или «синтетической» стоимости является краеугольным камнем экономической системы Прудона.

Согласно Прудону, стоимость — это вечная абстрактная категория, которая охватывает две противоположные идеи: идею потребительной стоимости и идею меновой стоимости; потребительная стоимость и меновая стоимость противоположны друг другу. Потребительская стоимость, продолжает Прудон, является воплощением изобилия, в то время как меновая стоимость отражает редкость. П. Прудон считал, что эти противоположности находят примирение в синтезе меновой и потребительной стоимости, порождая новую категорию — синтетическую, или конституированную, стоимость. Он связал ее появление с взаимопроникновением этих противоположностей, то есть с превращением потребительной стоимости в меновую. Это происходит в процессе обмена, который подтверждает формирование конституированной или синтетической стоимости.

Теория конституированной стоимости основана на том, что рынок не поглощает все товары, что в процессе обмена происходит отбор. Некоторые товары втягиваются в процесс обмена, захватываются рынком, благополучно преодолевают этот обмен, попадают в сферу потребления. Эти товары признаны обществом, и процесс обмена придал им свойство конституированной стоимости. Та же часть товара, которая не может преодолеть барьер продажи и дойти до потребителя, вытесняется с рынка, не получает общественного признания, а значит, не приобретает свойств конституированной стоимости. Под конституированной стоимостью Фр. Прудон подразумевал стоимость, санкционированную рынком, который подтверждает ее конституированный характер. Он также назвал ее пропорциональной, поскольку составная стоимость отвечала требованиям пропорционального обмена, пропорционального распределения и пропорционального роста производства.

Сформированная таким образом стоимость — это стоимость, которая возникает и проявляется в обмене; доказательством ее существования является реализация товара, который ею обладает. Если товар не реализуется, то, согласно этой теории, он не является стоимостью. П. Прудон был убежден, что его теория дает ключ к разрешению противоречий экономической системы и отражает заветные надежды мелких производителей, испытывающих трудности со сбытом своих товаров.

Теория конституированной стоимости легла в основу программы реформирования сферы обращения, которой П. Прудон придавал первостепенное значение. Он исходил из предположения, что, поскольку» не всякое благо реализуется, такое благо не является истинной ценностью. В этом контексте необходимо попытаться заранее составить представление о стоимости товаров, той стоимости, которую П. Прудон считал деньгами (золото и серебро), обладающими свойством непосредственной обмениваемости. Реформа сферы обращения требовала устранения препятствий для ее проведения. Решение этой проблемы он видел в том, чтобы заранее определить стоимость всех товаров и придать им свойство денег, то есть свойство прямой обмениваемости. Это означало, что необходимо устранить противоречие между товаром и деньгами, превратив все товары в деньги и наделив их свойством денег.

Так, в своей «теории конституированной» стоимости Прудон пытался устранить противоречия капиталистического товарного производства, превратить все товары в деньги. Эта концепция концентрирует в себе все методологические недостатки пруддонизма. Он был основан на ложной идее о том, что можно сохранить товарное производство («хорошие стороны») и устранить противоречия («плохие стороны»).

Такая теория не идет дальше добрых пожеланий. Она была основана на непонимании законов формирования стоимости, законов товарного обращения и работы рынка. Желание придать всем товарам свойства денег — не более чем утопия. К. Маркс сравнил ее с идеей о том, что все католики могут стать папами.

Экономическая программа П. Прудона

Хотя о. Прудон объявил себя революционером, он действовал как типичный мелкобуржуазный реформатор, который не призывал к уничтожению капитализма, а мечтал очистить его, улучшить путем реформ, сделать его приемлемым для мелких предпринимателей. Путь реформ, по его мнению, — это путь к освобождению общества от вражды, волнений, недовольства, кризисов, путь к справедливости для независимых производителей, путь к освобождению их от неудобств рынка. Проведение реформ, как считал о. Прудон, должно обеспечить равенство людей в обществе, превратить их в работников, способных стать независимыми производителями, обменивающими равное количество труда на рынке. Паразитизм богатых собственников и угнетение трудящихся масс, которые он считал главной причиной раскола в обществе, будут устранены. Эти идеи были заложены в проекте Прудона «прогрессивной ассоциации», которая предусматривала взаимопомощь ремесленников, торговцев, рабочих и мелких предпринимателей с целью достижения равноправного обмена по принципу согласования интересов.

Одним из центральных пунктов экономической программы П. Прудона было преобразование развитой рыночной системы хозяйства (капитализма) в пользу мелкого крестьянства путем реформирования сферы обращения. Основными вехами этой программы стало введение безналичного обмена и беспроцентного кредитования. Теоретической основой для этого послужила концепция конституированной стоимости. П. Прудон решил ее в основном путем организации безналичного обмена. Он предусматривал создание народного банка, который выдавал бы товаропроизводителям сертификаты о затратах труда на производство их товаров. Это так называемые «трудовые деньги», согласно которым их владелец мог получить в Народном банке другой товар, равный по стоимости товару, который он ранее сдал. Отец Прудон был уверен, что реализация этого проекта будет способствовать ликвидации нетрудовых доходов и установлению всеобщего равенства. Таким образом, экономическая программа была направлена на сохранение товарного производства, рынка, но без денежного обмена. Поскольку концепция П. Прудона основывалась на отождествлении капитала с деньгами, реализация этого пункта программы рассматривалась как средство устранения эксплуатации.

Идея «рабочих денег» принадлежит английским социалистам-утопистам. Отменяя деньги, Прудон представлял себе уничтожение капитала, незаработанного дохода, эксплуатации и равенства. Однако это была утопическая мечта.

Процент, по мнению Прудона, является единственной формой, в которой присваивается прибавочная стоимость. Он видел основу эксплуатации в существовании процента. В проекте денежной реформы Пруденций предусмотрел отмену процентов. Для этого наряду с организацией Народного банка и обмена без помощи денег Прудон выдвинул идею «свободного кредита». Основой «свободного кредита» стал народный банк, который, по мнению Прудона, будет предоставлять «бесплатный кредит» рабочим и мелким производителям. Прудон хотел сохранить товарно-денежную экономику, капиталистическую собственность, но без денег, капитала и процента. Он был против капитала, приносящего проценты, не понимал внутренней связи между процентами и системой оплаты труда.

Таким образом, основными вехами экономической программы П. Прудона стали введение безналичного обмена и беспроцентного кредита. Однако его идеи были утопичны, иллюзорны и не выходили за рамки воображения. Попытки создать безналичный обмен и в то же время сохранить товарный обмен свидетельствуют о непонимании природы товара и денег, кредита и прибыли, их сущности, реального соотношения и исторической обусловленности. Социально-экономическая система, спроектированная в экономической программе П. Прудона, была не чем иным, как созданным в его воображении мелкобуржуазным социализмом, реализация которого не могла быть реальной.

Заключение

В работе проанализированы общественно значимые идеи ученого-экономиста, представителя французской мелкобуржуазной политической экономии, теоретика анархизма П.Ж. Прудона. Мы ознакомились с экономическими взглядами П.Ж. Прудона, выявили корни его заблуждений, а также определили значение теории П.Ж. Прудона в развитии экономической мысли.

Вся система взглядов Прудона пропитана реформизмом, враждебным рабочему классу. Прудон — противник борьбы пролетариата за свои политические и экономические интересы. Он поддерживал мелкобуржуазную теорию о возможности мирного переустройства общества.

Вечным законом общества и его экономики II Прудон считал разделение труда и собственности, но, не раскрывая содержания этих экономических категорий, П. Прудон дал им весьма поверхностное толкование.

Теория «конституированной» стоимости является краеугольным камнем экономической системы Прудона. Она не пошла дальше благих намерений, потому что была основана на непонимании закономерностей формирования стоимости, законов товарного обращения и функционирования рынка.

Важнейшими вехами экономической программы П. Прудона стали введение безналичного обмена и беспроцентного кредита. Его идеи были утопичны и не выходили за рамки воображения. Социально-экономическая система, спроектированная в экономической программе П. Прудона, была не чем иным, как представляемым им мелкобуржуазным социализмом, реализация которого не могла быть реальной. Тем не менее, постановка проблемы противоречий капитализма и их социальных последствий была значительным шагом в развитии экономической мысли, серьезным вкладом в политическую экономию.

Прудонизм подвергся уничтожающей критике в работах классиков марксизма-ленинизма.К. Маркс и Ф. Энгельс вели тотальную и затяжную борьбу с 1940-х годов. В конце концов, марксизм победил прудонизм.

Список литературы

  1. Жид Ш., Рист Ш. История экономических доктрин. — М.: Экономика, 1995.
  2. История экономики : учебник для школ бизнеса / Под. ред.
  3. Боровик Ф.В. — Минск: Высшая школа, 1984.
  4. История экономики : учебник для Высшей школы экономики / Рындина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. — М.: Высшая школа, 1983.
  5. Научный руководитель М.В. История экономических учений.учебник — М.: Интеграция, 2005.- 359 с.
  6. Ядгаров Я. С. История экономических учений: учебник для вузов. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000 г. — 320 с.