Для связи в whatsapp +905441085890

Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру — Сенсорное восприятие и его элементы

Ориентация в мире всегда подразумевает адекватное воспроизведение, образ реальности. Это воспроизведение является сущностью познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к реальности является необходимой стороной всей системы его отношений с миром, а возможность адекватного воспроизведения реальности — проблемой мировоззрения.

Знания, являющиеся результатом познавательной деятельности человека, могут быть поняты как основа идеального плана действий. Именно реализация идеальных планов действий позволяет навести мосты между сознанием и реальностью, знанием и бытием.

Функционирование знания как основы идеального плана действий обеспечивает возможность обратных связей от реальности к нашему знанию о ней. Человеческие знания о мире уточняются, пересматриваются и совершенствуются по мере установления таких связей. Знание, таким образом, не является продуктом пассивного наблюдения за реальностью. Она возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной человеческой деятельности.

Изначально вплетенное в ткань реальной человеческой жизни, познание обособлено на определенном этапе развития общества в специализированное умственное производство. Особой формой умственного производства (наряду с искусством и другими) является научно-теоретическая деятельность, построение особого научного мировоззрения, отличного от мировоззрения, данного в повседневном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неотделима от работы его сознания, от эмоций, воли, памяти; она также включает в себя убеждения, верования, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательной связи человека с миром, несмотря на все эти факторы, сопровождающие познание, заключается в достижении адекватного представления о реальности, без которого невозможна истинная ориентация человека в мире и его успешная трансформация.

Способны ли человечество и человек как субъект познания разработать познание, являющееся таким адекватным представлением действительности, каковы причины и критерии деятельности познания, в ходе которой такое познание возникает и совершенствуется, — таков идеологический характер философского анализа познания. Сегодня познанию учит не только философия. В настоящее время идет интенсивное развитие различных специальных наук, посвященных познанию: когнитивная психология (психология, изучающая когнитивные процессы), логика и методология научного познания, история науки, наука, социология познания и др. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, исследуя его отдельные аспекты. Даже квалифицированное, успешное философское изучение познания невозможно без обращения к их достижениям. Однако сущность познавательного отношения к миру является объектом философского осмысления, поскольку связана с анализом и решением фундаментальных идеологических проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и может быть понято только в связи с ним.

Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру - Сенсорное восприятие и его элементы

Сенсорное восприятие и его элементы

Познавательную деятельность необходимо рассматривать на той стадии, на которой она непосредственно вовлечена — как важнейший аспект — в процесс практического использования и трансформации материальных объектов или социальных институтов, то есть конкретных явлений окружающего мира. Надо начинать с этой формы познавательной деятельности, потому что это действительно первый этап познания. Во-первых, это начальный этап в историческом смысле: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в особый вид деятельности — относительно поздний этап в истории, которому предшествует длительный период развития познавательного опыта людей в процессе агрегированной, еще не решенной практической деятельности. Во-вторых, эта деятельность первична в том смысле, что благодаря ей осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Это предпосылка, без которой другие формы когнитивной деятельности не могут существовать.

Как человек познает вещи и процессы в природе, а также все явления, созданные человеческим трудом, интеллектом и общественной деятельностью?

Для этого требуется определенная форма деятельности, называемая сенсорной активностью или сенсорным познанием. Это связано с функциями органов чувств, нервной системы, мозга, через которые возникают ощущения и восприятия. Чувство можно считать простейшим и первым элементом сенсорного восприятия и сознания человека в целом.

Биологические и психофизиологические дисциплины

Ощущения как специфическая реакция человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности стимуляции того или иного органа чувств. В частности, отмечается, что с точки зрения «информационной способности» зрение и осязание у человека в первую очередь, а затем слух, вкус, запах. Современные биологические науки изучают сложнейшую структуру нервных процессов и деятельности мозга человека и показывают, какие особые процессы деятельности мозга выполняют функции «приема» и «обработки» ощущений. Таким образом, затылочные отделы коры головного мозга являются «центром» зрительных ощущений, теменная часть является центром тактильных ощущений, а височные части коры головного мозга в основном «процесс» информации, в то время как лобные доли обеспечивают сигнал, «инструкции» деятельности, и лобные доли делают сравнение эффекта действия с первоначальным намерением. Научный подход к теории ощущений также характеризуется тем, что чувствительность человека, то есть способность человека реагировать на воздействия внешнего мира, рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. В то же время, способность к рефлексии в разной степени присуща всем живым существам, а в своей рудиментарной форме (в виде способности действовать и реагировать на воздействия, «отражать» их) характерна для всей природы в целом. Поскольку эта способность считается универсальным, чрезвычайно распространенным свойством всего природного мира, то можно также изучать человеческие ощущения с точки зрения восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и обработки поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории информации, особенно кибернетики.

Восприятие — это субъективный, идеальный образ объекта, потому что преломляет эффект объекта, отраженный через «призму» человеческого сознания. Таким образом, болезненные ощущения обязательно производятся объектом, который существует вне человеческого сознания, или объективным раздражителем. Мы испытываем боль от ожога в первую очередь потому, что кожа атакуется огнем, светящимся предметом. Но в самом огне, в самом горячем объекте, конечно, нет боли, боль — это особая реакция нашего организма. Боль — это ощущение человека, которое, как следствие, имеет определенное состояние его психики, эмоций, определенной реакции, определенного действия.

Очень важно, что уже в сенсации отражается объективная связь воспринимающего субъекта (его органов, процессов, происходящих в его организме, мозге, психике) с теми самыми особыми явлениями и процессами окружающего мира, с которыми этот субъект практически взаимодействует. Ощущение, таким образом, находится у истоков отражения и фиксации объективной системы отношений, в которую человек реально входит и реально вовлечен. Таким образом, мы знаем, что объект расположен в пространстве относительно воспринимающего субъекта определенным образом, и ощущение зависит строго от этого «взаимного» пространственного расположения, пространственной связи объекта и субъекта: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, запаха зависят от близости или расстояния от объекта, с какой стороны он «поворачивается» по отношению к воспринимающему и так далее. В то же время, ощущения зависят от состояния органов чувств и всего организма в целом (например, слепые по цвету люди имеют разные зрительные ощущения, чем нормальные люди, больной человек имеет разные обонятельные и вкусовые ощущения, чем здоровый человек и т.д.). Но, несмотря на эту очень сложную двойную зависимость ощущений как от объекта, так и от субъекта, в процессе функционирования сознания человек развил способность оценивать и ежедневно использовать объективную информацию, предоставляемую ощущениями и другими составляющими сенсорного опыта; по интенсивности ощущений мы с большей или меньшей уверенностью судим о том, насколько горяч или холоден объект, насколько он удален от нас, насколько интенсивен фактический источник звука и т. д.

Можно сделать вывод, что ощущения дают нам первую, самую элементарную форму живописного представления объекта. Что означает тот факт, что ощущения делают картину? Картина — это идеальная форма отражения объекта или явления в его непосредственно наблюдаемой интегральной форме. Специфическое свойство чувственного восприятия человека связано с тем, что индивидуальные, конкретные ощущения, являющиеся составными элементами рефлексии смысла, не существуют отдельно: они не существуют вне полной живописной рефлексии того или иного объекта или явления. Например, когда мы смотрим на дом, мы видим его как единое целое, хотя отдельное и конкретное зрительное ощущение показывает нам часть дома, часть крыши и так далее. В то же время зрительные ощущения неотделимы от слуховых и т. д. (при условии, конечно, что органы чувств функционируют нормально). Книга на столе, я действительно вижу ее как единое целое, хотя конкретное отдельное ощущение прямо «показывает» мне только часть обложки, когда книга закрыта, две страницы, когда она открыта.

Специфичность и роль сенсорного восприятия социальной личности

Процессы сенсорного восприятия, которые могут показаться очень простыми, на самом деле очень сложны. Правда, при взгляде на определенный объект, например, на эту комнату, этот стол, этот дом и т.д., вовлекаются органы зрения. Но они единственные, кто в этом замешан? Мы смотрим на этот объект, и наше зрение (так же как и слух, осязание, обоняние) тесно и неразрывно связано с нашим отношением к нему. Мы воспринимаем его как красивое или уродливое, симметричное или асимметричное, приятное или неприятное, полезное или вредное.

Мы слушаем музыку. Это, конечно, факт функционирования органов слуха, ведь без «работы» органов слуха невозможно воспринимать музыку. Конечно, известные природные предрасположенности важны для музыкального восприятия и особенно для музыкального творчества. Но поговорив о работе уха и слухового аппарата, мы ничего не сказали о подлинно человеческом содержании процесса сенсорного восприятия музыки.

Во-первых, сам объект восприятия, музыка, является результатом человеческой деятельности, которая варьируется от эпохи к эпохе, от человека к человеку, и так далее. Во-вторых, и способность человека воспринимать музыку — результат его вовлеченности в сферу культуры, приобщения к миру культуры, общения с другими людьми. Таким образом, восприятие музыки одним человеком — это поистине человеческий процесс, возникший в ходе общей человеческой деятельности и зависящий от многих условий культурно-исторического опыта. Это результат и этап многовекового развития человеческой культуры.

Когда мы видим людей, воспринимаем их действия и поступки или наблюдаем за социальными событиями, механизм восприятия становится еще более сложным. «Красота», «справедливость», «прогрессивность» и многие, многие другие понятия, связанные с ними отношения и установки незримо включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов, в процесс их прямого-сенсорного присвоения.

Функционирование органов чувств является необходимым объективным условием познания, важным в том, что без него познание невозможно. Пока мозг и органы чувств функционируют должным образом, мы можем игнорировать их роль. Но их роль становится понятной, когда чувства повреждены (особенно когда они врожденные). Именно эти примеры свидетельствуют о присущей человеку силе познания в целом и его способности компенсировать физические несовершенства человеческого организма. В конце концов, даже люди, которые естественным образом не обладают способностью видеть или слышать, вполне могут быть полноценными людьми, которые развивают в себе способности к познанию и рациональному мышлению (в некоторых случаях — способности к изобразительному выражению и воспроизведению мысли). Но люди, естественно одаренные прекрасно функционирующими сенсорными органами, но из-за уникальной конкатеннации обстоятельств, изолированные от человеческого сообщества с рождения (такие редкие случаи научно описываются и изучаются), практически теряют способность к познанию.

Существует еще один важный элемент в сенсорном восприятии человека, который уникален для человека и не встречается у животных. Человек способен смотреть, воображать не только то, что он видел собственными глазами: возможно, большая часть его сенсорного опыта включает в себя образы, полученные из описаний других людей.

В наш век бурного развития образования и средств массовой информации эта способность, свойственная только человеку, использовать сенсорный опыт других людей, ассимилировать и передавать вселенские переживания и тем самым раздвигать границы «видимого» и «слышимого» миров, стала практически неограниченной. При этом становится отчетливо видна важность реального взаимодействия многих и многих людей для формирования сенсорного опыта каждого человека. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его способностью передавать определенные образы через слова.

Единство чувственного и рационального в познании

Сенсорное восприятие человеком отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, от того, насколько полно, насколько полно содержание понятий усвоено конкретным человеком. Таким образом, речь идет о зависимости сенсорного опыта и восприятия от языка, от концептуального аппарата, который человек использует в своей практической и познавательной деятельности.

Сама концепция является результатом исторического опыта человечества в целом или исторического опыта отдельных сообществ людей и социальных групп. Поглощение ранее существовавших концепций конкретными людьми или определенными поколениями людей, роль этих концепций в их сознании и деятельности — все это на самом деле зависит от прямого контакта людей с объективной реальностью.

В ходе таких контактов понятия и идеи многократно пересматриваются, обогащаются содержанием и, при необходимости, наполняются новым смыслом.

Более того, понятия действительно имеют смысл, если и только если они связаны с осознанием возможностей их практического применения — для реализации потребностей, для изменения, трансформации объектов, отношений природы и общества в процессе активной деятельности человека.

Таким образом, понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сравниваются с реальной практикой, проверяются, конкретизируются в процессе непосредственного действия с конкретными объектами, особенно в те моменты, когда возникают новые актуальные проблемы (это происходит на самом деле в каждой сфере человеческой деятельности). Затем понятия и знания проверяются, обогащаются, адаптируются и иногда существенно меняются в содержании, хотя слова выражающего их языка могут остаться неизменными.

«Чувственность» и «рациональное мышление»

В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, их комплексное взаимодействие выявляет два вида деятельности: во-первых, практическую деятельность в самом широком смысле этого слова, и, во-вторых, деятельность, направленную конкретно на создание знаний, на производство понятий, то есть теоретическую деятельность как особый вид умственной работы.

В то же время практическая деятельность, в ходе которой происходит постоянный непосредственный контакт органов чувств с объектами и явлениями природы и общества, тесно связана с мыслью и представлениями, а теоретическая деятельность пронизана чувственно-имагинативными элементами и тысячекратно связана со всеми формами практической деятельности. Таким образом, проблема «чувственности» и «мышления» фактически существует как вопрос специфичности и противоречивости взаимодействия двух вышеупомянутых типов и уровней деятельности.

Познание как объект философского анализа

За всю историю философской мысли никто никогда не уклонялся от одной из фундаментальных частей системы философии, а именно от теории познания. Ни одна философская система не возможна без рассмотрения теории познания. На протяжении тысячелетий своего развития она прошла долгий и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного до более глубокого и всестороннего проникновения в суть бытия. Все люди по природе стремятся к знаниям. Все, что распространяется перед нами и происходит внутри нас, мы знаем по нашим ощущениям и размышлениям, опыту и теории. Эпистемология и «общая метафизика», которая занимается проблемами бытия и сознания, формируют основы всей философии.

Познание — это особый вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и себя в этом мире. Важной особенностью познавательной деятельности является ее сознание. Познание — это форма активного отношения человека к реальности. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Для определения сущности познавательной деятельности необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.

Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. В этом случае субъект познания рассматривается как активное начало когнитивного процесса. Объектом познания является то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (в терминологии Канта — «вещь сама по себе»). Субъектом познания может быть отдельная личность, группа исследователей, в определенном смысле общество выступает субъектом познания по отношению к природе. Объектом познания является очень общее понятие, включающее в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека к продуктам его умственной жизнедеятельности.

Эпистемология — это общая теория, разъясняющая суть познавательной деятельности человека, в какой бы сфере науки, искусства или светской практики она не осуществлялась. Эпистемология развивалась вместе со всей философией на протяжении своей всемирной истории. По эпистемологии было написано столько специальных работ, что их невозможно читать годами, даже если делать это днями и ночами. Но даже любой утонченный в философии вопрос знания затрагивал, а порой и необычайно глубокий, мудрый.

Эпистемология исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Некоторые ученые исследуют объективную реальность, в то время как другие исследуют реальность самого исследования: Это важное разделение интеллектуального производства; одни производят знания, другие — знания о знаниях, что так важно как для самой науки, так и для практики и развития целостного мировоззрения. Например, Г. Галилео занимался эпистемологией; Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. В. Гёте и другие были как учеными, так и философами.

Теорию знаний также называют гносеологией или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни гнозис — знание, познание; знание, познание и эпистема — знание, умение; в русском языке термин «знание», как и «познание», имеет два основных значения: во-первых, знание как данность, полученный факт, во-вторых, процесс познания, производства знания в первом смысле. Гносеология не может не затронуть вышеперечисленные аспекты. Довольно узко, задача гносеологии — изучение природы «законченного» знания, а не методов его получения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Рационалистическая гармонизация бога и мира в философии Фомы Аквинского
  2. Значение управления в общественном развитии
  3. Концепция информационного общества (р. Коэн)
  4. Религиозная вера и рациональность
  5. Естественнонаучные и философские представления о пространстве и времени
  6. Особенности нравственного сознания. Мораль, обычай и право
  7. Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества
  8. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
  9. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
  10. Структура сознания. Сознание и бессознательное