Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности нравственного сознания. Мораль, обычай и право — История развития учения о морали в мировой и отечественной мысли

Обычай, нравственность — эти понятия близки к понятию норм поведения, но они не характеризуют авторитетный, принудительный способ поддержания социального поведения, дисциплины, а требование к содержанию поведения — как именно принято действовать.

Правовое требование оправдывает свое принуждение ссылкой на волю государства, воплощенную в законах, в то время как соблюдение правовых норм подразумевает государственное принуждение. Субъектами права являются граждане, высшим судом является суд, субъектом («правоприменителем») нравственности — индивид, высшим — совесть; субъектом нравственности — человеческое сообщество или группа, высшим — общественное мнение.

Однако и закон, и обычаи тесно связаны с моралью. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Это связано с тем, что в основе норм закона лежат нормы морали, известные всем: «Не убивай», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй». Таможня также содержит аналогичные запреты. Закон обладает наибольшей силой принуждения, поскольку он обеспечивает соблюдение норм, которые являются основой общественной безопасности. По мнению русского мыслителя В. Соловьева, право не основано на личном совершенстве, не требует нравственного решения. Закон является обязательным требованием минимального блага, закон касается не «идеального совершенства некоторых, но с реальной безопасностью всех».

Особенности нравственного сознания. Мораль, обычай и право

История развития учения о морали в мировой и отечественной мысли

Нравственное сознание носит ценностный характер, то есть каждая нравственная норма и действия, совершаемые на ее основе, связаны с абсолютной системой координат — добром, благом, справедливостью — и оцениваются в соответствии с тем, насколько они близки к совершенству.

Мораль — это не просто система представлений об абсолютном благе; нравственное сознание побуждает человека стремиться к этому благу; оно говорит: «Ты должен»; нравственное сознание, таким образом, имеет обязательный момент, оно предписывает и запрещает.

Моральные санкции не имеют характера внешней силы.

Согласно библейской притче, когда грешную женщину привели ко Христу, он спросил у ее обвинителей, которые первыми бросили в нее камень, зная, что он сам без греха. Никто не осмелился сделать это. Христос, единственный нетронутый грехом, наконец-то остался наедине с женщиной. Но даже Он не исполнил наказания, предписанного обычаями, а только сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди и не греши». Христос — носитель истинной нравственной совести, поэтому Он стремится пробудить в душе грешника чувство вины.

Система реальных наказаний и вознаграждений, или угроза наказания в дальнейшем, являются экстраморальными санкциями. Даже публичное осуждение обычно является внешним давлением на того, кто совершил аморальный поступок. Высший судья» человека — это он сам. Но только тогда внутренняя санкция, применяемая человеком к самому себе, станет выражением нравственности, когда он осудит себя с позиции абсолютной доброты и абсолютной справедливости, то есть с позиции универсального закона, который он нарушил. Но, как правило, моральное суждение в реальности редко ограничивается делом. К этому могут быть добавлены публичное осуждение или одобрение, правовые санкции, санкции церковно-религиозного характера.

Моральная совесть и поведение универсальны и безоговорочны. Нравственные заповеди должны соблюдаться всеми без исключения и безоговорочно. В нравственности нет «исполнителей» и «законодателей»; нет «подходящих» и «неуместных» ситуаций для нравственного поведения.

Моральный поступок всегда преднамеренный. Нельзя делать доброе дело случайно. Мотив поведения, а не только и не столько его внешний результат, становится объектом нравственной оценки. Конечно, это сознание отличается от рассуждений теоретика. Достаточно сказать самому себе, что я поступаю так, потому что ничего не могу с этим поделать, или потому что меня мучает совесть. Но каждый обладатель нравственной совести знает, что он делает что-то по своей воле, то есть из внутренних моральных мотивов, а не из соображений выгоды, из страха перед какой-то внешней угрозой, или из тщетного желания завоевать одобрение других людей.

В «Картине Дориана Грея», написанной О. Уайльдом, Дориан, в ужасе от портрета, волшебным образом сохраняющего свою порочную душу, решает изменить свое поведение. Но мотивы Дориана Грея не выходили за рамки желания просто выглядеть другим; он не хотел по-настоящему преображать себя. И волшебный портрет — лицо его души — не изменился. Только в особенностях портрета появилось выражение хитрости и лжи.

Свободная воля носителя нравственного сознания, его автономия по отношению к природе и социальному окружению, центральным образом выражает всю особенность нравственности. Свободная воля является результатом вышеперечисленных характеристик морали. Это подразумевает сознание поведения, умение быть высшим судьей себя, преодолевать силу привычки, обычая, общественного мнения, как «не замечая» влияния природных и социальных обстоятельств. Конечно, свобода воли не подразумевает абсолютной независимости от внешних обстоятельств. Напротив, реальный субъект нравственного сознания иногда действует, зная, что результаты его действия будут сведены к нулю неумолимой силой внешних обстоятельств, что он, скорее всего, не сможет спасти утопающего человека, что он не достаточно силен, чтобы спасти своего друга от катастрофы. Но моральный человек действует, несмотря на обстоятельства.

Нравственное сознание

Правовое регулирование — это регулирование поведения человека системой законов. Она оставляет без внимания обширную область человеческих отношений, так называемые нравственные отношения. Например, закон не предусматривает наказания за нарушение правил приличия, грубости и так далее. Она осуждается общественным или личным мнением.

Таким образом, жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и моральным принципам порядка, которые изучаются этикой — изучением морали. Мораль — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, отражающая общепринятые нормы и оценки человеческой деятельности. Сам принцип нравственности «обязывает нас заботиться об общем благе, ибо без этой заботы личная нравственность становится эгоистичной, т.е. аморальной». Заповедь о нравственном совершенстве дается нам раз и навсегда в Слове Божьем, не для того, чтобы мы могли попугать его или разбавить своим собственным разговором, а для того, чтобы мы могли что-то сделать для реализации нравственных заповедей в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип должен обязательно реализовываться в общественной деятельности»[1]. Нравственная личность — это человек, который заботится об общем благе.

Моральный человек наделен отзывчивой совестью, удивительной способностью к самоконтролю. Механизм совести устраняет дихотомию личности. Давайте возьмем пример преступника в суде. Он, по моим словам. Кант, «может опустить столько, сколько ему нравится его оскорбительное поведение, о котором он помнит, как непреднамеренную ошибку, как простую небрежность, которую никогда не может быть полностью избежать, то есть, как то, в чем он был запутан течением естественной необходимости, чтобы думать, что он невиновен»; И все же он видит, что адвокат, выступая в его пользу, ни в коем случае не может заставить замолчать своего обвинителя, если он осознает, что, хотя он и совершил неправду, он был в здравом уме, то есть в здравом уме. То есть, он мог бы воспользоваться своей свободой выбора»[2].

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы морали. Таким образом, нравственность является как отдельным аспектом объективных отношений человека, его поступков, так и формой сознания. Мы говорим о моральном действии и моральных идеях, концепциях. Нравственное сознание имеет сложную структуру, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства, а нравственный идеал как восприятие и концепция высшего проявления нравственности, вытекающего из социального идеала идеального мироустройства.

Важнейшим проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности по отношению к другим людям и самому себе. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, являются нравственными нормами; они формируются спонтанно и действуют как неписаные законы — все следуют им по мере необходимости. Это одновременно и мера того, что общество требует от людей, и мера вознаграждения за заслуги в виде признания или осуждения. Надлежащей мерой требования или вознаграждения является справедливость — это просто наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства мужчин перед законом.

Мораль предполагает относительную свободу воли, которая обеспечивает возможность осознанного выбора конкретной позиции, решения и ответственности за поступок. Если бы поведение человека было смертельно предопределено сверхъестественными силами, внешними условиями или врожденными инстинктами, как, например, у насекомых, то не было бы смысла говорить о моральной оценке поступков. Но и нравственности не могло быть, если бы человеческие поступки ничем не были обусловлены, если бы возобладал элемент абсолютной свободы воли, т.е. тотального произвола. Тогда не было бы никаких социальных норм, в том числе моральных.

Нравственные нормы, принципы и ценности, в конечном счете, выражают и закрепляют правила поведения, разработанные людьми в работе и в общественных отношениях. Нравственность зародилась в нравах, которые устанавливали те действия, которые на основе опыта поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, а также удовлетворяли потребности и интересы исторического прогресса. Нравственность действовала как спонтанно обобщенный и стабильный образ действий людей, как их нравственность.

Структура морали

Анализ структуры морали выявляет неоднозначность ее интерпретации. Различные авторы находят вполне ощутимые расхождения, обусловленные, во-первых, многомерными явлениями, относящимися к сфере морали, и, во-вторых, сложностью ее структуры. Поэтому допустима вариабельность подходов, каждый из которых отражает часть, часть этого явления.

Структура нравственности может быть представлена в единстве трех компонентов: нравственного сознания, нравственной практики и нравственных отношений Различие между нравственным сознанием и нравственной практикой — это изначальная взаимосвязь, позволяющая понять сложность механизма, обеспечивающего функционирование нравственности. В отечественной литературе широко распространен подход, предлагающий различать нравственное сознание как понятие о том, что правильно (мораль), и нравственную практику, отождествляемую с тем, что реально, актуально, фактологически (нравственность).

Структура нравственного сознания может рассматриваться по разным причинам. Таким образом, существуют различные формы сознания, обусловленные различием его носителей — индивидуального, группового и общества в целом.

Индивидуальное нравственное сознание представляет для нас наибольший интерес, поскольку действует в результате усвоения индивидом представлений о том, что уже установлено в той или иной социальной среде, после чего можно выделить три уровня рефлексии и регулирования Первый уровень в структуре индивидуального нравственного сознания можно охарактеризовать как рациональный и теоретический. Она включает в себя набор этических знаний, понятий и суждений о нормах поведения.

Человеческий разум формирует первичный и наиболее очевидный слой в структуре нравственного сознания. Она генетически присутствует в каждом человеке и позволяет усвоить нравственный опыт предыдущих поколений. Секрет Маугли, например, заключается в отсутствии возможности передать опыт старших детей, то есть включить их в процесс социализации, передачи социального опыта и приобретения моральных знаний. Древние мыслители придавали большое значение знанию нравственной добродетели; они считали, что человек, владеющий этим знанием, вполне нравственен.

Эмоциональный и чувственный уровень нравственного сознания знаменует собой дальнейшую фиксацию полученных представлений о добре и зле. Наличие нравственных чувств позволяет человеку на собственном опыте почувствовать смысл существующих нравственных норм, ценностей, идеалов.

Моральные чувства не обязательно положительные. Когда человек сталкивается с противоречием между провозглашенными в обществе нормами и реальным положением дел, самые неожиданные реакции на это противоречие могут проявиться в его мышлении и поведении. Одни люди стремятся к истине и становятся защитниками справедливости; другие же, будучи полностью разочарованными своими прежними идеалами, постепенно становятся циниками, открыто игнорирующими любые нравственные предписания.

Начиная с Аристотеля, наряду со сложными моральными чувствами, так называемыми страстями (зависть, ненависть, недоверие, ревность и т.д.), основу которых составляют различные физиологические ощущения, реакции, эмоции. Как правило, они не требуют усилий, и в этом их радикальное отличие от позитивных моральных чувств, а их проявление имеет исключительно негативный характер для самого человека и окружающих его людей. Проявление страстей в человеческом поведении, которое он никоим образом не ограничивает, говорит о непристойности человека, а возможно, и о наличии других негативных моральных качеств.

Природа и сущность морали и нравственности

Первоначально, в восточной и древней культурах, этика включала вопросы практического нравственного воспитания. Этика была выделена Аристотелем как особая дисциплина и получила от него свое название. Позже, в связи с историческими событиями, это понятие было принято римлянами, которые дали ему название нравственности. Это также означало мораль и нравы. римский сайт

Мыслители, в том числе и Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), использовали прилагательное moralis, «мораль», из понятия mos.

Мораль предоставляет человеку критерии для оценки действий тех, кто вокруг него, для понимания и размышления о своих собственных действиях, своей жизни, для формулирования значимых целей для себя, для определения мотивов своих действий, свои отношения, смысл своего существования. Позднее, по мере развития науки, культуры и общественного сознания, этика и мораль приобрели иное содержание. Мораль понималась как один из способов нормативного регулирования человеческого поведения, своего рода отношения и взаимодействия между людьми, форма общественного сознания, в то время как этика понималась как наука, изучающая нравственность. В старославянском языке термины «нравственность» и «этика» использовались для обозначения как обычаев, установленных в обществе, так и внутренних правил человека, который действовал в соответствии со своей совестью и свободой воли. Такова этимологическая связь рассматриваемых терминов, которые сегодня имеют разное содержание.

Мораль (лат. moralis, fr. morale — нравственность) — это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к другим людям, а также по отношению к обществу, неодушевленной и живой природе, основанная на критериях, основанных на высшем благе — благе.

Категория «нравственность» отражает набор характеристик и качеств человека, «освоившего» определенную нравственность. Чаще всего нравственность понимается как внутренняя и внутренняя сторона нравственности, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к человеку. Поэтому о человеческой морали можно говорить только с точки зрения оценки добровольно принятых обязательств перед родителями, родственниками, обществом, Родиной или Высшим Богом.

Категория «нравственность» отражает внутренние, духовные качества, нормы, правила, принципы поведения человека, которые выражаются в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестья и так далее.

Одно из основных правил морали может быть сформулировано следующим образом: «(Не) действовать по отношению к другим, как вы хотели бы, чтобы они действовали по отношению к вам». Это правило всегда имело большое значение для человека и называлось золотым правилом. Она прочно укоренилась в общественном сознании, о чем свидетельствует, например, русская пословица: «Что тебе не нравится в других, то не делай сам».

Моральность регулирует поведение человека во всех сферах общества: на работе, в жизни, в политике, в науке, в юридической деятельности, в семье, в внутригрупповых, межклассовых, межрелигиозных, международных и других отношениях. Во всех этих сферах и сферах жизни принципы нравственности имеют общечеловеческое значение и распространяются на всех людей. Они фиксируют общие и базовые вещи, составляющие культуру межличностных отношений, заложенную и зафиксированную в многовековом опыте развития обществ. К принципам нравственности относятся альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, милосердие, миролюбие, патриотизм, равенство, эгоизм и др.

Моральность действует в обществе как единство трех структурных элементов: нравственной деятельности; нравственных отношений; нравственного сознания. Это создает особый способ ментального и практического присвоения реальности, и это реализуется в социальной практике людей через конкретные функции морали

Нравственная деятельность — это определенный способ, мотивированный в рамках нравственных ценностей, совокупность совершаемых кем-либо (человеком, группой, обществом) операций и действий, воплощенных в определенном результате, имеющем гуманистическое содержание.

Все структурные элементы моральной деятельности должны иметь моральное содержание. Это особенно важно в работе юристов, где все должно быть сделано во имя человеческих интересов и на благо людей. Так, например, при принятии судебных решений судья сначала видит перед собой лицо, обладающее правами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, а затем гражданина, совершившего определенные действия и несущего за них ответственность в соответствии с законом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение управления в общественном развитии
  2. Концепция информационного общества (р. Коэн)
  3. Религиозная вера и рациональность
  4. Естественнонаучные и философские представления о пространстве и времени
  5. Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру
  6. Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества
  7. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
  8. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
  9. Структура сознания. Сознание и бессознательное
  10. Сократ: жизнь, основные философские идеи