Для связи в whatsapp +905441085890

Философия культуры — Культура как объект философских знаний

Ценности объективируются, выражаются как в людях — субъектах культуры, так и в предметах культуры, артефактах — вещах, искусственно созданных людьми. Человек и общество не могут существовать без культуры. Слово «культура» имеет латинское происхождение; первоначально оно означало «заботу, культ, образование, воспитание, развитие, поклонение». Философия Культура Цивилизация Цивилизация

Природа культуры раскрывается через ряд контрастов. В самом широком смысле, культура — это то, что создается человеческой деятельностью. В этом отношении культура как искусственная среда контрастирует с природой как природной средой. Однако не все созданное человеком можно назвать культурой. Культура — это противоположность варварству или дикости. Культура — это создание и сохранение позитивных ценностей, накопление человеческих достижений, возможностей. Варварство проявляется либо в неспособности иметь дело с ценностями, либо в разрушении ранее накопленных положительных ценностей. Культура иногда контрастирует с цивилизацией. В этом смысле культура включает в себя духовные ценности, а цивилизация — материальные.

Философия культуры - Культура как объект философских знаний

Культура как объект философских знаний

Философия культуры, философия культуры — это отрасль философии, изучающая природу и значение культуры. Термин был введен в начале XIX века немецким романтиком А. Мюллером. Философию культуры следует отличать от философии истории, поскольку процесс культурного созидания человечества в ее ритмах не совпадает с этапами исторического развития, и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в данной системе общественных отношений.

Проблема философии культуры впервые признана софистами, которые сформулировали антиномию природы и морали (отождествленную с культурой): так, по Гиппийскому мнению, человеческие предписания (обычаи, законы)… часто оскверняют нас против природы.

Циники («Антисфены», «Диоген Синопский») развили это противостояние в вывод о необходимости возвращения к природе, к простоте первобытного человеческого существования, и таким образом стали одними из первых критиков культуры. Циническая критика искусственности и испорченности социальных условий, принятая в ослабленной стоицизмом форме, стала неотъемлемой частью интеллектуальной атмосферы, в которой развивалась социальная мысль о раннем христианстве и его «теология культуры».

Период проблема философии и культуры

В новый период проблема философии и критики культуры получает особое развитие в творчестве Ж. Вико, Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллера (учение о «наивной» и «сентиментальной» поэзии как о двух этапах культурного развития), И. Г. Гердера и Йены Романтиков (идея об индивидуальной оригинальности национальных культур и отдельных исторических этапах культурного развития).

От Ф. Ницше и частично от русских славянофилов мы можем датировать существование философии культуры в узком смысле — как философского понимания различных этапов эволюции человеческой культуры. Сейчас внимание сосредоточено на сопоставлении культуры как органического целого — цивилизации как проявлении механического и утилитарного подхода к жизни (Г. Симмел, О. Шпенглер, Л. Клагес, Х. Кайзерлинг, Х. Ортега-и-Гассет и другие представители философии жизни, в России — К. Н.Леонтьев, Н.Я.) Данилевский и Шпенглер объединили эту идею с постулатом абсолютной изоляции и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) культур, что сопровождалось отрицанием универсального смысла культуры. Желание избавиться от релятивизма и скептицизма в понимании культуры привело А. Тойнби, чтобы возродить религиозные и философские идеи Августина. С.Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию как различные, в то же время необходимые этапы в развитии культуры.

Марксизм рассматривает все проблемы, связанные с пониманием культуры (связь общества с природой, преемственность в развитии форм общественного сознания, связь между развитием духовного и материального производства и т.д.) как часть исторического материализма и понимает культуру как исторически детерминированный уровень развития общества и человека, как универсальное и классовое явление, обусловленное социально-экономическими формациями, со сменой культурных типов; новая культура берет и прежде всего

Подходы к пониманию культуры

На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — мир, природа — и тем, что человек создал как в своем внешнем, так и в своем собственном, физическом и ментальном существовании. Древнегреческая философия уже породила идею «techna» как искусной практической деятельности, умение создавать необходимый человеку объективный мир (отсюда и термин «техника» во всех европейских языках), понятие «мимесис» как идеальная реконструкция реальности (отсюда и термины «мимикрия», «пантомима»), и понятие «пайдея» как творение человека от себя самого; Греки знали о творческой силе человека, благодаря которой он становится «мерилом всего», как выразился в классической формуле Протагораса. Обобщающее определение для всех форм человеческой деятельности было дано римлянами: именно они называли «культурой» те формы искусственного бытия, которые создавал человек, и которые человек получал, преобразуя естественное существо — «природу». Так возникла оригинальная идея культуры, которая противопоставляла мифологическое отчуждение человека от всех его творческих способностей богам.

В дальнейшем развитии философской мысли в Европе этот совокупный плод человеческой деятельности, как и сам процесс, получил различные терминологические названия — «цивилизация», «образование», «образование», «обучение». Уже в XVIII веке они использовались как синонимы, позже все более и более различались, после чего предметная связь этих и тесно связанных между собой терминов, таких как деятельность, традиция, общество и т.д., с понятиями образования и культуры стала предметом философской дискуссии. Все более насущной становилась необходимость философского и теоретического понимания связи между сверхчеловеком, чем-то, что существует изначально и вечно, чем-то изначальным или созданным некими «высшими» силами, богами и плодами созидательной человеческой деятельности. Ведь даже если религиозное сознание в средние века воспринимало человека как творение Бога — Homo Dei — невозможно не видеть в нём ещё и «творящего человека» — Homo faber.

Очевидно, что конкретная трактовка творческих и самосозидательных способностей человека — их происхождения, смысла, проявлений — была совершенно иной, так как напрямую зависела от общего характера мировоззрения философа; Произошли некоторые изменения в позиции размышлений о культуре в общем поле проблем философской мысли — от случайного обсуждения таких вопросов на периферии онтологической или гносеологической, естественно-философской или социологической теории до трансформации размышлений о природе культуры в ядро философской доктрины (в так называемой. антропологическая философия). Так или иначе, в различных концептуальных формах и теоретических объемах, во взаимосвязи с другими частями философских знаний и другими науками о человеке, философский анализ культуры, или, короче говоря, философия культуры, с середины XIX века стал существенной и органичной частью философского анализа бытия, мира и человека в мире.

Решение этой проблемы осложняется все еще существующими различными представлениями о том, что такое культура.

Например, в Пояснительном словаре русского языка перечислены его шесть основных значений и несколько оттенков:

  • Совокупность достижений человеческого общества в производственной, социальной и духовной жизни….
  • Уровень… Достижения в данную эпоху в народе или классе общества… Уровень, степень развития любой отрасли экономической или интеллектуальной деятельности …
  • Просвещение, образование, эрудиция… Наличие определенных навыков поведения в обществе; вежливость. Набор условий жизни, удовлетворяющих потребности просветленного человека…..
  • Селекция, выращивание растения; культивация…. 5. селекция, выращивание растения….
  • Микроорганизмы… выращенные в лабораторных условиях в питательной среде».

Во французских философских словарях отмечаются три основных и несколько особых значений «культуры»; в немецком философском лексиконе также различают три значения. Автор знаменитого английского философского словаря Р. Уильямс отмечает, что «культура является одним из двух или трех самых сложных слов английского языка», а К. Дженкс начинает свою книгу 1993 года, обобщающую современное состояние культурной мысли, со следующего утверждения: «Понятие культуры охватывает столько объектов, процессов, различий и даже парадоксов, что только самосознательный или мудрый человек осмелится говорить об этом, и, возможно, только глупец напишет об этом книгу «.

Если к вышесказанному добавить, что содержание культуры чрезвычайно разнообразно (оно включает в себя материальные, духовные и художественные формы человеческой деятельности; ее процессы, продукты, проявления в самом человеке, в его «существенных силах», по Марксу), то становится понятно, почему самые разнообразные науки занимаются изучением культуры, и каждая из них имеет своеобразную «аберрацию гносеологического видения» — сведение культурного целого к своей конкретной части, стороне или аспекту целого. Так этнограф и социолог, психолог и технолог, искусствовед и педагог смотрят на культуру разными глазами и видят в ней разные вещи.

Нынешняя фаза познавательной деятельности дает возможность преодолеть эти объективные трудности и подняться от интуитивного восприятия целостности культуры к ее теоретическому пониманию как системы, характеризующейся высочайшей степенью сложности в ее конструировании и полифункциональности, как системы истории, саморазвивающейся и саморегулирующейся, органически связанной с ее создателем и творцом — человеком, и в постоянном взаимодействии с ее природной и социальной средой. Такой взгляд на культуру позволяет преодолеть антагонизм между «культурой» и «цивилизацией», широко распространенный в культурно-научном мышлении XX века, ее сведение только к духовным ценностям и пренебрежительное отношение к культуре как к «неполноценной», дефицитной сфере материально-технической, технологической и технико-коммуникационной практики; системный взгляд на культуру позволяет увидеть в ней сложное взаимодействие и целостное единство материальных и духовных форм деятельности, а также синкретизм ее объединяющей деятельности, деятельности искусства и литературы.

Разнообразие культур

Культурологические исследования возникли в результате открытия множества культур, с которыми мы, разумеется, связаны не через жизнь, а чисто теоретически через познание их. Понятно, что эти культуры существуют для нас как природные явления — как объект научного изучения, дистанцированный от нас. Каждый из них достоин такого изучения. Задача науки — понять, чем отличается одна культура от другой, что их разделяет, где находится граница между разными культурами.

Но это не исчерпывает задачи понимания культуры в современном мире. В ситуации культурного плюрализма, с которой мы знакомы, для каждого человека возникает вопрос о границе между культурой, которую он считает своей собственной, и культурой, которая ему чужда. Нелегко ответить на этот вопрос, когда мы знаем, что существует множество культур. Ведь привязанность к собственной культуре автоматически никому не гарантируется, потому что она, так сказать, есть в крови или в генах. Можно быть русским по крови, а не русским по культуре, или наоборот. На чем основана эта связь?

Важнейшим признаком культурной принадлежности является, конечно же, язык. Однако существуют различные культуры, говорящие на одном языке (например, английский и американский, испанский и латиноамериканский), и культуры, говорящие на двух или более языках (индийском или еврейском). Более того, при наличии в современном мире межэтнических языков (например, английского или русского в России) для многих родной язык является не единственным критерием их культурной самоидентификации. Человек, говорящий на двух или более языках, вряд ли будет идентифицировать себя с моноязычной культурой.

Обычно «культура человека» — это та, с которой человек связан своим происхождением, местом проживания, воспитания, разговорным и мыслительным языком, а также сохранившимися в его памяти традициями. По мнению Д.С. Лихачева, память — одна из величайших основ, на которых зиждется культура. Определение культуры по памяти очень распространено в наше время, которое страдает от забывчивости.

Но только ли традиция и память делают нас культурными людьми? Ведь в культуре мы связаны не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. Наши надежды, цели и идеалы так же важны для нас, как и традиция, которая не всегда непосредственно соответствует последней. Живя в современную эпоху, трудно ограничиться прошлым в одиночку. Многое в ней должно быть переосмыслено, воссоздано или заимствовано у других народов. Без этого культура — это просто историческая реликвия, место которой находится в музее, но не в жизни. Таким образом, вопрос о «собственной культуре» — это всегда новый вопрос, который должен решаться не только с помощью памяти, но и с помощью воображения.

В культуре, которую мы считаем «своей», многое, конечно, зависит от нашего происхождения, окружающей среды и воспитания, но многое зависит и от нас самих, от того, что мы считаем важным и необходимым для нас. Многое в культуре, которую мы унаследовали от наших предков, может нам не подойти и спровоцировать отторжение, в то время как мы можем найти что-то интересное и полезное в культурах других народов. Таким образом, культурная жизнь определяется не только внешней необходимостью, которая, при неизменности природного закона, прописывает нам культурную нишу (точно так же, как природные организмы делятся природой на классы и виды), но и нашей свободой выбирать «свою культуру».

Таким образом, граница между «своей» и «чужой» культурой определяется не внешним принуждением, а нашим свободным выбором. Это не предопределено для нас, а определено нами. Его не всегда легко различить, но он отделяет то, что подлежит научному исследованию, с одной стороны, и философской интерпретации, с другой, в культуре. Наука запечатлевает в культуре то, что неподвластно нашему контролю, философию, которая предопределена нашей свободой. Традиция человеческой свободы как основы культуры сделала возможным возникновение философии культуры.

Культурное разнообразие, изучаемое наукой, предстает, с одной стороны, как множество культурных форм, включая миф, искусство, религию, философию и саму науку, и, с другой стороны, как историческое разнообразие, сформированное культурами разных стран, эпох и народов. Философская идея культуры позволяет придать первому множеству системное единство, а второму — типологическое отличие. Философская идея культуры как бы включает в себя принцип единства всех культурных составляющих, с одной стороны, и их разделения на исторические типы, с другой. Без типологии невозможна культурная систематика и типология.

Причиной интереса к типологии культур стало европейское открытие существования множества культур. Ренессанс уже разорвало первый зазор в сознании средневекового человека о его духовном превосходстве над другими временами и народами и подтвердило мнение о самостоятельности и непреходящей значимости древней культуры. С этого момента Европа предстает как стратификация различных культур — древней (языческой) и христианской, старой и новой, классической и современной. По мнению К. Леви-Стросса, «эпоха Ренессанса не только открыла в древней литературе забытые понятия и образ мышления, но и нашла способ поставить свою культуру на временную дистанцию, сравнить свои собственные понятия с понятиями других времен и народов».

Итальянский Ренессанс был первой — классической — формой гуманизма, которая отказалась от понятия единообразия культуры с точки зрения содержания и формы. Однако, как отмечает Леви-Стросс, «в начале Ренессанса космос человека был ограничен границами Средиземноморья. О существовании других миров можно было только догадываться. » Какой бы мутантной ни казалась европейская культура, альтернативы ей в то время не было. Потребовалось еще два возрождения, так сказать («два гуманизма», по терминологии Леви-Стросса), чтобы культурный мир распространился на весь земной горизонт, стал универсальным и охватил многие культуры.

Читайте дополнительные лекции:

  1. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
  2. Методы и формы научного познания
  3. Одномерный человек Маркузе и Ортега-и-Гассета
  4. Сергей Иосифович Гессен, русский философ-неокантианец
  5. Роль науки в формировании философии
  6. Границы гносеологии
  7. Философская система Гегеля — «Идея Абсолюта»
  8. Современная китайская философия
  9. Экзистенциализм. Философия экзистенциализма
  10. Запад и Восток: два типа рациональности — Предпосылки для формирования цивилизаций