Для связи в whatsapp +905441085890

Запад и Восток: два типа рациональности — Предпосылки для формирования цивилизаций

Разделение культур на Западную и Восточную подразумевает не только их географическое положение, но и иной менталитет народов, населяющих эти территории, т.е. различия в особенностях способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, социально-экономических и политических структур.

Восток и Запад такое разделение, конечно, условно для изучения культуры. Они являются одними из главных культурных и духовных центров в мире. Многие люди делят культуру на восточную и западную. Последователей каждого из направлений достаточно, и трудно сказать, какая из них более предпочтительна по сравнению с «восточной» или «западной» моделью культуры человечества. Восток и Запад имеют свои собственные тенденции развития, различия, направления, и даже есть сходства, хотя они противоположны друг другу. В наше время бурного роста модернизации и даже постмодернизации трудно сказать, европеизирует ли Восток, а Запад, наоборот, заинтересован в этом, или они разные и не могут понять друг друга.

К культуре таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а к западной цивилизации относятся страны Западной Европы, и сейчас, на мой взгляд, в первую очередь Америка.

Культуры Запада и Востока во многом отличаются и даже противоположны друг другу, и можно выделить присущие им черты.

Конечно, восточная цивилизация была и остается более стабильной, выглядит как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в которой основы цивилизации остались и остаются неизменными.

Западная культура — это культура, ориентированная на динамичный образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, стремительное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперед, словно в рывках, которые принесли с собой коллапс старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые тенденции разрушали некоторые основы цивилизации.

Восток, в отличие от Запада, является олицетворением спокойствия, невозмутимости. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира, культуры Востока предпочитают не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного наблюдателя за течением жизни и существования. Восток является неким воплощением принимаемого, женского принципа — прежде всего, он никогда не отступает от заветов, существующих в духовном мире (при этом часто посягает на существование плоти, но всегда стремится к существованию гармонии и равновесия в мире).

Западный человек, в отличие от человека Востока, имеет иной менталитет, иной взгляд на жизнь, природу, бытие и т.д. Действительно ли Восток и Запад настолько противопоставляют друг другу, или же они ассимилируются.

Для того, чтобы сравнить культуры Запада и Востока, необходимо учитывать различия во многих аспектах, то есть различия в искусстве, науке, религии, нравственности, политических системах, и составляющие этого. Вот основные сравнительные характеристики, в которых мы можем найти общие и отличные друг от друга культуры Востока и Запада.

Запад и Восток: два типа рациональности - Предпосылки для формирования цивилизаций

Предпосылки для формирования цивилизаций

Появлению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Наличие прибавочного продукта позволяло содержать людей, освобожденных от производства продуктов питания, которые выполняли различные административные функции. Иными словами, первые очаги цивилизации с надкоммунальными социальными структурами и ранними формами политического управления возникли на основе новых производственных возможностей.

Связанный с этим переход к новым формам экономики способствовал радикальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Сейчас в огромном мире охотников, рыбаков и собирателей, освоивших почти все природные и климатические зоны Земли, общества скотоводов вышли на передний план истории. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и, соответственно, накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций восходят к периоду ранних земледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных ирригационных сооружений того времени производительность сельского хозяйства резко возросла. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесла были отделены от сельского хозяйства. Возникли города, особый тип поселения, в котором жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Стали возводиться монументальные сооружения: храмы, гробницы, пирамиды и т.д. с прямым экономическим назначением.

Началась социальная стратификация общества. В нем появились различные социальные группы, отличающиеся друг от друга профессиональными особенностями, социальным статусом, материальным положением, объемом прав и привилегий.

Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Создавалась письменность, благодаря которой люди могли закреплять в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передавать их потомкам.

К III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке появились первые центры цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытного и не опирались на предшествующие цивилизационные традиции. Одной из характерных черт первобытных цивилизаций является то, что в них содержится значительный момент первобытных верований, традиций, форм социального взаимодействия.

Первобытные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и частично умеренным климатом, среднегодовая температура которого была достаточно высокой — около +20°С. Лишь через несколько тысячелетий зона цивилизации начала распространяться на север, где природа была более суровой. А это означает, что для возникновения цивилизации необходимы были определенные благоприятные природные условия.

Историки также отмечают, что местом рождения первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Евфрат в Месопотамии. Чуть позже — в III-II тыс. до н.э. в долине реки Инд возникла индийская цивилизация, а во II тыс. до н.э. в долине реки Хуанхэ — китайская цивилизация.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Таким образом, Финикия, Греция и Рим развивались в особом географическом положении. Именно такой тип приморских цивилизаций. Особенность прибрежных условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа общественно-политических отношений, особых традиций. Так сформировался другой тип цивилизации — западная цивилизация.

Таким образом, уже в Древнем Мире стали формироваться два глобальных и параллельных типа цивилизаций — Восточный и Западный.

Восточный тип культуры

Под восточной культурой мы подразумеваем, прежде всего, две ее разновидности: индийская культура и китайская культура.

Индийская культура — это, прежде всего, ведическая культура. Она основана на ведической литературе, на древних текстах — ведах, написанных на санскрите и датируемых десятым тысячелетием до н.э. Самый ранний период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первые представления людей о реальности. Веды (от санскритского слова «веда», означающего «знание») — это знание о человеке и мире, о добре и зле, о понятии души. Здесь впервые говорится о законе кармы, т.е. о зависимости жизни человека от его поступков. Веды дают знания о системах достижения совершенства и освобождения от всевозможных зависимостей. В Ведах также даются символы объектов (круг, свастика, знак бесконечности, колесо Будды и другие символы вечного движения).

Ведическая литература является древнейшей в истории человечества. Древнейшая из книг, Веды, — Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию. Мир людей, согласно Ведам, подчинялся строгой космической иерархии. С древних времен существовало деление на вариации (цвета и оценки). Брахманы — мудрецы, толкователи Вед, а их символический цвет — белый, цвет добра и святости. Кшатрийя — воины и правители, их символический цвет — красный — цвет власти и страстей. Вайшья — земледельцы, скотоводы, их символом является желтый цвет, цвет умеренности и трудолюбия. Шудры — слуги, цвет черного — невежество. Цикл рождения, жизни и смерти соответствует циклам природы.

Согласно Ведам, цикл рождения, жизни и смерти человека соответствовал циклам природы. Идея вечного цикла жизни и идея вечного духовного Источника является основой понятий вечной бессмертной души. Согласно этим понятиям душа после смерти тела продолжает жить, занимая место в теле рожденного существа. Но какое тело? Это зависит от многих обстоятельств и соответствует так называемому закону кармы. Он гласит, что сумма хороших и плохих поступков человека (т.е. его кармы), полученных в предыдущей жизни, определяет форму его следующего рождения. Можно родить раба, животное, червяка, придорожный камень. Причина всех твоих страданий — в тебе. Это представление о карме самое главное, это мощный этический стимул, который определяет доброжелательное отношение к природе (потому что в каждом естественном творении вы можете видеть возрожденного человека, может быть, недавно умершего родственника или друга).

В ведических книгах рассказывается о методах и способах освобождения от закона кармы. Это нравственная и аскетическая жизнь, аскетизм, йога (слово переводится как связь, соединение). Йоге придается большое значение. Она формирует систему самоподготовки человека к определенной духовной жизни и избавления от зависимостей.

Большая часть восточной культуры основана на мифологии. Так, древнеегипетская скульптура производит религиозно-мистическое впечатление. Величие пирамид и таинственных сфинксов вдохновляло на мысль о небытии человека перед могущественными силами Вселенной. Древний Египет был своеобразен культом фараона и культом мертвых, увековеченных в мумии и пирамидах. Индийская культура не была такой религиозной, как египетская, она больше склонялась к миру живых, поэтому большое внимание уделялось развитию нравственных требований к человеку, формированию нравственного закона (дхармы) и поиску путей единения человека.

Индийская культура, в большей степени, чем другие восточные культуры, ориентирована на саморазвитие личности и общества, концентрацию усилий на развитии внутренней и внешней культуры. Божье вмешательство — это только завершение деятельности людей, направленной на улучшение мира. В восточной культуре процветание приходит не извне, а готовится всем культурным трудом человечества.

По сравнению с западной культурой это, кажется, источник внутренней глубины и психологизма восточной культуры. Она ориентирована на самопознание, на углубленную, внутреннюю, имманентную религиозность, интуицию и иррационализм. В этом и заключается общее отличие восточной культуры от западной.

Западный тип культуры

Следующим глобальным типом цивилизации, сформировавшимся в древности, был западный тип цивилизации. Она стала возникать на берегах Средиземного моря и достигла своего наивысшего развития в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято называть древним миром в период с IX-VIII вв. до н.э. по IV-V вв. н.э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно назвать средиземноморским или древним типом цивилизации. Ученые обычно делят ее на три основные составляющие: Европа, Северная Америка и Латинская Америка.

Античная цивилизация прошла долгий путь развития. На юге Балканского полуострова, по разным причинам, раннесласовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тысячелетия до н.э. (разрушены ахейцами); в 17-13 веках до н.э. (разрушены дорийцами); в IX-VI веках до н.э. последняя попытка увенчалась успехом: возникло античное общество.

Античная цивилизация, как и цивилизация Востока, является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытной цивилизации и не могла использовать плоды предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, влияние первобытности в сознании людей и в жизни общества очень велико. Религиозно-мифологическое мировоззрение занимает доминирующее положение. Однако это мировоззрение имеет существенные черты. Древнее мировоззрение является космологическим. Греческое слово «космос» — это не только мир. Вселенная, но и порядок, целый мир, противопоставляющий Хаос своей пропорциональностью и красотой. В основе этого порядка лежит мера и гармония. Таким образом, один из важных элементов западной культуры — рациональность — формируется в древней культуре на основе мировоззренческих моделей.

Отношение к гармонии во всем космосе также было связано с культуротворческой деятельностью «древнего человека». Гармония проявляется в пропорциях и связи вещей, и эти пропорции связи могут быть рассчитаны и воспроизведены. Отсюда и формулировка канона — свод правил, определяющих гармонию, математические вычисления канона, основанные на наблюдениях за реальным человеческим телом. Тело является прообразом мира. Космологизм (представления о Вселенной) античной культуры носил антропоцентрический характер, т.е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всей Вселенной. Космос постоянно соотносился с человеком, а природные объекты — с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным удовольствиям, активное отношение к этому миру — характерные ценности древней цивилизации.

Цивилизации Востока росли на орошаемом земледелии. Античное общество, с другой стороны, имело иную сельскохозяйственную основу. Это так называемая средиземноморская триада — выращивание зерновых, винограда и оливок без искусственного орошения.

В отличие от восточных обществ, античное общество развивалось достаточно динамично, так как с самого начала в нем вспыхивала борьба между порабощенным крестьянством и аристократией. С другими народами она закончилась победой дворянства, но с древними греками демос (народ) не только отстоял свободу, но и достиг политического равенства. Причины этого кролись в бурном развитии торговли и коммерции. Лучшие торговцы и ремесленники демоса быстро становились богаче и экономически сильнее помещичьего дворянства. Противоречие между властью ремесел и ремесел демоса и переходящей властью помещичьего дворянства стало движущей силой развития греческого общества, которое к концу VI в. до н.э. было разрешено в пользу демоса.

В древней цивилизации на первый план вышли частно-властные отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного в основном на рынок. Появился первый образец демократии как воплощение свободы. Демократия в греко-латинском мире все еще была прямой. Существовало равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Была свобода слова, выборность власти.

В древнем мире были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие право каждого гражданина на участие в управлении страной, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство и семья функционировали независимо от государства, но в рамках закона. Римское право содержало систему правил, регулирующих отношения частной собственности. Граждане были законопослушными.

Диалог между культурами Востока и Запада

Разделение культур на восточную и западную фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззрений, социально-экономических и политических структур.

Несмотря на различия в разделении стран на Запад и Восток, эти два «противоположных» типа культур можно отличить по присущим им особенностям.

Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритета инициативы и творчества закреплена в конституционных формах. Социодинамика западной культуры характеризуется волнистостью, рывком, нерегулярностью. Процесс перехода к новому протекает как распад устаревших ценностных систем, социально-экономических и политических структур. Запад, как носитель творчества, потенции, постоянного поиска, бунтарства, дерзости и, в то же время, стремления к постоянному аналитическому познанию Вселенной, все чаще принимает сторону земного, телесного бытия, разрушая тем самым гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.

Дени де Ружемон в «Вызове Запада» называет две выдающиеся идеи, характерные для западной культуры: личность и машину. Это важно, потому что личность и машина противостоят друг другу, и поэтому Запад испытывает огромное психологическое напряжение. «Личность подразумевает индивидуальность, личную ответственность, в то время как машина является продуктом интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой жизни». (Д. Судзуки, «Лекции о дзен-буддизме»). И понятие личности в этом контексте следует понимать даже не как монаду (древних греков), а как принцип бесконечного, всеобъемлющего импульса, бегства Духа за пределы всех условностей и границ. При всем этом нельзя не отметить еще одну важную особенность западного менталитета: его склонность к научному изучению мира. Наука на Западе занята тканью паутины сложных методологических исследований и экспертизы, окутывающей объект ее изучения в попытке понять ее и ее природу.

Д. Судзуки пишет: «Какими бы маленькими ни были клетки сети, пока существует сеть, есть нечто, что через нее проникает, а именно то, что никак не может быть измерено». Цифры уходят в бесконечность, и в один прекрасный день науки признают свою неспособность поймать реальность в ловушку в своей сети. Получается, что сама Жизнь, та удивительная загадка, для которой были созданы науки, неизбежно ускользает от объективов микроскопов и датчиков других научных приборов.

Восток — это воплощение некой иррациональности, трансцендентности, принятия, женского начала, он никогда не отступал от заветов бытия в духовном мире (порой посягая на существование плоти, но, тем не менее, по природе, стремясь к равновесию и гармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, но органично вписывается в него. Западная культура — внешняя, а восточная характеризуется погружением во внутренний мир человека. Многие мыслители Востока были убеждены, что улучшить мир можно только найдя в себе целостность и гармонию. В то время как западная культура шла по пути создания технологий, следуя отношениям с природой, восточная культура характеризуется стремлением к гармонии с природой, развитию естественным путем.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Консервативные теории Н.Я. Данилевского и к. Н. Леонтьева
  2. Информационное общество и диалог культуры
  3. Первые представления о прочности
  4. Современная китайская философия
  5. Экзистенциализм. Философия экзистенциализма
  6. Границы гносеологии
  7. Философская система Гегеля — «Идея Абсолюта»
  8. Философия культуры
  9. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
  10. Методы и формы научного познания