Для связи в whatsapp +905441085890

Роль науки в формировании философии — Изучение науки в древности

Основная форма человеческих знаний — наука — в настоящее время оказывает все более значительное и существенное влияние на реалии нашей жизни, которые мы должны контролировать и действовать так или иначе. Философское мировоззрение предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она структурирована и как она развивается, чего она может и не может надеяться достичь.

У философов прошлого можно найти много ценных предсказаний о возрастающем значении науки. Но они и представить себе не могли, какое огромное, порой неожиданное и даже драматическое влияние научно-технический прогресс оказывает на повседневную жизнь людей, которую мы должны сегодня осознать. И уместно начать это размышление с рассмотрения социальных функций науки. Социальные функции науки не зафиксированы раз и навсегда. Напротив, они исторически меняются и развиваются и являются важным аспектом развития самой науки.

Современная наука во многом существенно, кардинально отличается от науки, существовавшей полтора века назад. Изменился весь его образ и характер взаимодействия с обществом.

Наука занимает достойное место как сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является развитие и систематизация объективных знаний о действительности. Это одна из форм общественного сознания, направленная на предметное понимание мира и предполагающая приобретение новых знаний. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений реальности на основе открытых ею законов. Система наук условно разделена на естественные, социальные и технические науки. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, численность научных кадров удваивается в среднем каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменениям в ее структуре, принципах познания, категориях, методах и формах организации.

В этом отношении исторические параллели между философией и наукой вполне очевидны. Философия и наука — это «звенья в одной цепи» в ориентации человеческого интеллекта на постижение основ бытия.

Связи между наукой и философией имеют фундаментальное значение, и многие из величайших философов были также выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Наука и философия связаны между собой тем, что они являются сферами рациональной и научно обоснованной интеллектуальной деятельности, направленной на достижение истины, которая в их классическом понимании является «формой гармонизации мысли с реальностью». Наука и философия связаны между собой тем, что они являются сферами рациональной и научно обоснованной интеллектуальной деятельности, направленной на достижение истины.

Жизнь с ее сложными конфликтами, культура и наука с ее огромными достижениями требуют от нас, и особенно от молодежи, гражданской ответственности, активного любопытства, широких перспектив, утонченной интуиции, творческого воображения и постоянного совершенствования. Можно сказать, что философия — это все одно, «охваченное мыслью», это Альфа и Омега интеллектуальной жизни мыслящего человечества, это теоретическое ядро всей культуры народов мира. Человек, как рациональное существо, с самого начала был любознательным. Само стремление постичь природу таинственного, неизвестного, составляло в его зародышевом виде потребность в философской мысли. Само слово «философия» происходит от древнегреческого философа Пифагора. Буквально, это означает «любовь к мудрости», т.е. «благоразумие». Человеку присуща духовная потребность в полном восприятии мира. По мнению С.Н. Булгакова, человек не может смириться с тем, что ждет удовлетворения этой потребности, пока будущая наука не даст ему необходимых и полных знаний; он должен также получать ответы на вопросы, выходящие за рамки позитивной науки.

Роль науки в формировании философии

Изучение науки в древности

Будучи базовой формой человеческих знаний, наука сегодня становится все более важной и существенной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы должны двигаться, жить и действовать тем или иным образом. Философский взгляд на мир предполагает очень определенные представления о том, что такое наука, как она построена и как развивается, чего она может и не может надеяться достичь. У философов прошлого можно найти много ценных предрассудков и подсказок, полезных для навигации в таком мире, в котором так важна роль науки. Однако они не знали о реальном, практическом опыте масштабного и даже драматического воздействия научно-технического прогресса на повседневное существование человека, с которым нам приходится иметь дело сегодня.

Сегодня нет точного, однозначного определения науки. В литературе более 150. Одним из таких определений является: наука — это форма интеллектуальной деятельности человека, направленная на получение знаний о природе, обществе и самом знании, имеющая в качестве своей непосредственной цели постижение истины и открытие объективных законов, основанных на обобщении реальных фактов в их взаимодействии. Широко используется и другое определение: Наука — это и творческая деятельность по получению новых знаний, и результат этой деятельности: знания, введенные в целостную систему на основе определенных принципов и процесса их производства. Канка В.А. в своей книге «Философия. Историко-систематический курс» дал следующее определение: наука — это деятельность человека в развитии, систематизации и проверке знаний. Научные знания — это не все знания, а только хорошо проверенные и подтвержденные.

Существует множество определений науки, потому что существует также множество представлений о ней, многие люди понимают науку по-своему, полагая, что их восприятие является единственным истинным определением. Следовательно, занятие наукой не только актуально в наше время, ее истоки восходят к очень древним временам. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно отметить, что с изменением типа культуры при переходе от одной социально-экономической формации к другой меняются стандарты установления научного знания, способы восприятия действительности в науке, стили мышления, формирующиеся в контексте культуры, а также опыт влияния различных социокультурных факторов в процессе формирования научного знания как такового.

Предпосылки для появления науки появляются в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации воспринимались и обрабатывались в стройной теоретической системе Древней Греции, где есть мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди них мы можем отдельно выделить таких выдающихся ученых, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых, наука рассматривалась как система знаний, как особая форма общественного сознания.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий ученый, основоположник логики и нескольких отраслей специальных знаний, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Халкидики) и получил образование в Афинах, в школе Платона. Он критиковал концепцию бытия Платона. Аристотель видел ошибку Платона в приписывании самостоятельного существования идеям, так как он изолировал и отделил их от чувственного мира, который характеризуется движением, изменениями.

Принятие греческих научных и философских концепций, разработанных в странах Востока — Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико влияние вавилонской науки — математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были переняты греками от своих предшественников и соседей на Востоке.

Понятие науки. Критерии научности

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Во-первых, это культурные и идеологические функции; во-вторых, функция науки как непосредственной производительной силы; и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы все чаще используются для решения различных проблем в жизни общества.

Порядок перечисления этих групп функций по существу отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновение и укрепление новых каналов ее взаимодействия с обществом. Таким образом, в период становления науки как особого социального института (т.е. в период кризиса феодализма, возникновения буржуазных социальных отношений, формирования капитализма, т.е. Ренессанса и Нового времени), ее влияние оказалось прежде всего в области мировоззрения, где в этот период происходила ожесточенная и продолжающаяся борьба между богословием и наукой.

Дело в том, что в предшествующую средневековую эпоху богословие постепенно заняло позицию высшей власти, призванной обсуждать и решать фундаментальные мировоззренческие проблемы, такие как вопрос о структуре мироздания и месте человека в нем, о смысле и высших ценностях жизни и т.д. В сфере зарождающейся науки остаются более частные и «светские» проблемы.

Большое значение Коперниковской революции, начавшейся четыре с половиной столетия назад, заключается в том, что наука впервые бросила теологии вызов праву монополизировать формирование мировоззрения. Это был первый акт в процессе проникновения научного знания и научной мысли в структуру человеческой деятельности и общества; здесь появились первые реальные признаки вхождения науки в мировоззрение, в мир человеческой мысли и устремлений. Чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догм, утвержденных богословием, но и принять взгляды, резко противоречащие общепринятому мировоззрению.

Потребовалось много времени, чтобы наука стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной идеологической важности, касающихся структуры материи и строения Вселенной, происхождения и природы жизни, происхождения человека и т.д. Потребовалось еще больше времени, чтобы ответы, которые наука дала на эти и другие вопросы, стали частью общего образования. Без этого научные знания не могли бы стать неотъемлемой частью культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-философских функций науки, сама деятельность науки постепенно стала, в глазах общества, самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Иными словами, в структуре общества появилась наука как социальный институт.

В период становления науки как социального института созревали материальные условия для такого синтеза, создавался необходимый для него ментальный климат, разрабатывалась соответствующая система мышления. Конечно, даже тогда научные знания не были изолированы от быстро развивающейся технологии, но связь между ними была односторонней. Некоторые проблемы, возникшие в ходе технологического развития, стали предметом научных исследований и даже привели к появлению новых научных дисциплин. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой.

Научные и ненаучные типы философии

Европейская традиция, восходящая к древности и ценившая единство разума и морали, прочно связала философию с наукой. Даже греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию, компетентности, а не менее надежному, если не фривольному мнению. Это различие имеет основополагающее значение для многих форм человеческой деятельности. Имеет ли это также отношение к философским обобщениям, обоснованиям, прогнозам? Имеет ли философия право претендовать на статус истины или такие претензии необоснованны?

Вспомним, что истинные знания, наука, а также философия зародились в Древней Греции (математика, ранние научно-технические знания, начало научной астрономии). Период бурного развития естественных наук и появления новых наук о природе и обществе был тогда эпохой раннего капитализма (XVI-XVIII вв.), точно так же, как древний мир был отмечен глубокими преобразованиями и расцветом культуры. В XVII веке механике был придан статус зрелой научно-теоретической области, которая затем легла в основу всей классической физики. Развитие науки шло все более быстрыми темпами. Наука стала важнейшим фактором научно-технического прогресса и цивилизации. Его социальный престиж высок в современном мире. В этом контексте, что можно сказать о философии?

Сравнение познавательных возможностей философии и конкретных наук, уточнение места философии в системе человеческих знаний имеет давние традиции в европейской культуре. Философия и наука росли здесь от одного корня, затем они отделились друг от друга, обрели самостоятельность, но не отделились. Ссылка на историю познания позволяет установить их связь, взаимовлияние, разумеется, с учетом исторических изменений. В связи с философией и специальными научными знаниями условно выделяются три основных исторических периода:

  • Накопленные знания древних, касающиеся самых разных тем, называются «философией». Она включала, помимо всевозможных конкретных наблюдений, выводов из практики и начинаний науки, обобщенное размышление людей о мире и самих себе, которое в будущем должно было перерасти в философию в особом смысле этого слова. Первичные знания включали как науку о пране, так и протофилософию. По мере того, как и то, и другое развивалось в процессе становления науки и философии, их специфика постепенно прояснялась, а взаимосвязь и разграничение когнитивных функций становились более ясными;
  • Специализация знаний, формирование новых специфических наук и их отделение от общего знания (так называемая «философия»). В то же время философия развивалась как особая область знаний, она была отделена от отдельных наук. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно он происходил в XVII-XVIII веках. В наше время формируются новые отрасли знаний, которые, как мы полагаем, будут формироваться и в более поздние периоды истории. Более того, рождение каждой новой дисциплины в некоторой степени повторяет особенности исторического перехода от преднаучного, протонаучного, прежде всего философского изучения предмета к конкретному научному исследованию;
  • Формирование теоретических разделов ряда наук; их возрастающая интеграция, синтез. В первые два периода специфико-научные знания, за исключением относительно небольшой части, носили экспериментальный, описательный характер.

Тщательно накапливался материал для последующих обобщений, но в то же время наблюдался «дефицит» теоретического мышления, способности видеть взаимосвязь различных явлений, их единство, общие закономерности, тенденции развития. Такие задачи в значительной степени ложились на плечи философов, которым приходилось спекулятивно «строить», зачастую произвольно, общую картину природы (естественная философия), общества (философия истории) и даже «мира в целом». Понятно, что это не простое дело, поэтому неудивительно, что блестящие догадки были спутаны с фантазией, вымыслом. В то же время философская мысль выполняла важную задачу формирования и развития общего понимания мира.

Философия как методология науки

Философское мировоззрение выполняет ряд когнитивных функций, связанных с функциями науки. Помимо таких важных функций, как обобщение, интеграция, синтез всех видов знаний, выявление наиболее общих закономерностей, корреляций, взаимодействий базовых подсистем бытия, о которых мы уже говорили, теоретическая шкала философского разума позволяет выполнять также эвристические функции прогнозирования, формировать гипотезы об общих принципах, тенденциях развития, а также первичные гипотезы о природе конкретных явлений, которые еще не проработаны специальными научными методами.

На основе принципов рационального мировоззрения философская мысль группирует повседневные практические наблюдения за различными явлениями, формулирует общие предположения об их природе и возможных путях познания. С помощью опыта понимания, накопленного в других сферах познания, практики (передачи опыта), он создает философские «очерки» той или иной природной или социальной реальности и готовит их последующую конкретико-научную разработку. В то же время он занимается спекулятивным мышлением о том, что логически, теоретически возможно. Чем более зрелое философское понимание, тем большую познавательную силу имеют такие «зарисовки». При «отборе» вариантов, которые маловероятны или противоречат опыту рационального познания, возможен отбор (отбор) и обоснование наиболее разумных предположений.

Функция «интеллектуального исследования» служит также заполнению когнитивных пробелов, которые постоянно создаются неполнотой, различной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» в когнитивной картине мира. Конечно, эти пробелы должны восполняться специалистами в области науки, но их первоначальное понимание происходит в той или иной общей системе мировоззрения. Философия наполняет их силой логического мышления. Схема опыта должна быть сначала очерчена мыслью, объяснил Кант[8] . Человек настолько построен, что его не устраивают плохо связанные фрагменты знаний; у него есть сильная потребность в последовательном, непрерывном понимании мира как целостного и целостного. Человек, конкретный, гораздо лучше понимается, когда признается его место в целостной картине. Для частных наук, каждая из которых имеет свою область изучения и методы, это невозможная задача.

С другой стороны, философия вносит существенный вклад в ее решение, содействуя правильной формулировке проблем. Интеграция и универсальный синтез знаний подразумевает также решение конкретных трудностей и противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней и разделов науки, когда они встречаются и совпадают. Это касается всевозможных парадоксов, апорий (логических сложностей), антиномов (противоречий в логически обоснованных высказываниях), когнитивных дилемм и кризисных ситуаций в науке, в понимании и преодолении которых философское мышление играет очень важную роль. В конечном счете, такие трудности связаны с проблемами соотношения мысли (языка) и реальности, т.е. они относятся к вечным философским проблемам.

Помимо задач, связанных с наукой, философия выполняет особую функцию, присущую только ей самой: разъяснение наиболее общих основ культуры вообще и науки в частности. Сама наука не разъясняет и не оправдывает себя достаточно широко, глубоко и в больших масштабах.

Специалистам, изучающим различные специфические явления, необходимы общие, всеобъемлющие представления о мире, его «структурных» принципах, общих законах и т.д. Однако они сами не развивают такие идеи. В конкретных науках используются универсальные инструменты мышления (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые не занимаются конкретно разработкой, систематизацией, пониманием когнитивных техник, средств. Изучаются общие философские и теоретико-познавательные основы науки, разработанные в области философии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия культуры
  2. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
  3. Методы и формы научного познания
  4. Одномерный человек Маркузе и Ортега-и-Гассета
  5. Сергей Иосифович Гессен, русский философ-неокантианец
  6. Феномен иллюзии в западноевропейской философии
  7. Становление античной философии и её основные проблемы
  8. Значение справедливости для познания себя и мира и правильной жизни
  9. Чувственный уровень познания
  10. Русские философы о свободе и воле (Н. Лосский, С. Франк, Н. Бердяев)