Для связи в whatsapp +905441085890

Философия нового времени и эпохи просвещения — Эмпиризм Ф. Бекона и рационализм Р. Декарта

Философия Нового времени существенно отличается от философии древности и средневековья по содержанию, методологическим принципам, характеру проблем, находящихся в центре внимания. Это, конечно, не означает, что новая европейская философия полностью теряет связь с прежней традицией, но она интерпретирует эту традицию по-своему и ставит новые акценты. Рождение философии Нового времени относится к концу 16-17 веков.

На заре новой эры, как никогда ранее, повышенный интерес к человеку во всех его многочисленных проявлениях. Философы этого периода ценили прежде всего оригинальность и неповторимость личности.

Чрезвычайно важную роль в формировании философии и науки Нового времени сыграла Реформация, которая привела к важным изменениям в общей интеллектуальной атмосфере и экономической жизни Западной Европы.

В таких условиях возникает экспериментально-математическая естественная наука, первые шаги которой видны в конце XVI — начале XVII века в трудах Кеплера, Галилея, Кавальери и др. В XVII веке новая естественная наука во многом определила содержание и цели метафизики, в XVIII-XIX веках отодвинула ее на второй план и создала особый — научный — образ мышления и ориентацию в жизни, который и по сей день определяет характер европейской культуры. По мнению немецкого философа Г. Ромбаха, «точная наука — это философия Новой Эры». Именно наука в значительной степени определила и общественное сознание, и общий образ новой европейской цивилизации. На самом деле именно эта цивилизация была возрождена в результате развития науки.

Эти особенности также обусловили переориентацию философии. Если в средние века она действовала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарными науками, то с XVII века она базируется в основном на науке. Поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, проблемы эпистемологии — гносеологии становятся доминирующими в философии, хотя гносеология изначально оправдывалась онтологическими предположениями.

Философия нового времени и эпохи просвещения - Эмпиризм Ф. Бекона и рационализм Р. Декарта

Эмпиризм Ф. Бекона и рационализм Р. Декарта

Решение проблемы метода познания в философии Нового времени связано с двумя течениями — эмпиризмом, основанным великим английским философом Фрэнсисом Бэконом, и рационализмом, ярким представителем которого был французский мыслитель и математик Рене Декарт.

«Смысл этого афоризма в том, что истинное знание, по мнению философа, должно давать человеку власть над природой и служить обществу.

По мнению Бэкона, в средние века и в древности наука основывалась, прежде всего, на дедуктивном методе, примером чему служит аристотелевская силлогистическая формула. Используя дедуктивный метод, можно перейти от общих очевидных высказываний (аксиом) к индивидуальным выводам. Бэкон считает, что этот метод недостаточно эффективен и плохо подходит для познания природы. Все познания и изобретения должны быть основаны на опыте, т.е. они должны перейти от отдельных фактов к общим утверждениям. Такой метод называется индуктивным. Индукцию описал Аристотель, но он не придал ей такого универсального значения, как Ф. Бэкон.

Самый простой случай индуктивного метода — это то, что называется полной индукцией, при которой перечисляются все объекты данного класса и обнаруживается свойство, присущее всем объектам. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. Основой неполной индукции, таким образом, является аналогичный вывод, и это всегда носит вероятностный характер, а не строгую необходимость.

Пытаясь сделать метод неполной индукции как можно более строгим, и тем самым создать «истинную индукцию», Ф. Бэкон считает необходимым искать не только факты, которые подтверждают данное заключение, но и факты, которые его опровергают. Естествознание должно использовать два средства: Перечисление и исключение, и именно исключения имеют первостепенное значение. В «Новом органе» Ф. Бэкон утверждал, что новый метод требует освобождения человеческого разума от всякого рода ложных идей. Эти идеи философ называет «идолами» или «призраками».

Но он делит их на четыре вида:

  • «Идолы такого рода».
  • «Идолы пещеры».
  • «Идолы рынка».
  • «Идолы театра».

Посредством своего учения об идолах Ф. Бэкон стремился освободить сознание людей от влияния схоластики и всякого рода ошибок, и тем самым создать условия для успешного развития и распространения знаний.

Работа Бекона оказала серьезное влияние на общую интеллектуальную атмосферу, в которой формировались наука и философия XVII века. Не случайно обращение Бэкона к опыту и экспериментам стало своеобразным лозунгом для основателей лондонского естественно-научного общества, в которое вошли создатели новой науки — Р.Бойл, Р.Хук, И.Ньютон и другие.

Основными сторонниками эмпирической линии в философии современности были Т. Хоббс, Д. Локк, Й. Беркли, Д. Локк. Хьюм — в Англии; Э. Кондильяк, С. Гельветий, П. Галбах и Д. Дидро — во Франции.

Основателем нового европейского рационализма был Рене Декарт. Историки XVIII-XIX веков считали его основателем целой Новой европейской философии.

В школе (он учился в одной из лучших школ Европы того времени — Collège Royale в La Flèche) он пришел к выводу, что все знания и наука ненадежны и бесполезны в жизни. Поэтому юный Декарт увлекся своей страстью найти способ отличить истину от лжи. Философия Декарта — не что иное, как антитрадиционализм. Так он сам выразил принцип новой культуры: «Никогда не держать ничего истинного, чего я не знаю, чтобы быть таким…». включать в свои суждения только те вещи, которые кажутся мне настолько ясными и ясными, что у меня нет причин сомневаться в них».

Развитие рационализма в учениях Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница

Философские исследования Спинозы сосредоточены на проблемах существа и знания, а также на этике и связи между свободой и необходимостью. Спиноза формулирует самостоятельную доктрину одной субстанции, суть которой заключается в следующем: нет разницы между высшей субстанцией, Богом, и другими субстанциями, созданными им; есть только одна субстанция, содержащая все сущее, то есть окружающий мир (природу) и Бога. Природа и Бог едины. Только одна субстанция (Бог Природы) обладает способностью творить и является «творцом мира» и создает «созданные миром» — отдельные вещи.

Б. Спиноза предложил свое собственное решение проблемы вещества, основанное на идее пантеизма, преодолевая картезианское противоречие между Богом как неосвоенной субстанцией и двумя природными субстанциями, которые конечны и сотворены. Субстанция, согласно Би. Спиноза, которая сама по себе причина.

Продолжая рационалистическую традицию Р. Декарта, Б. Спиноза различает три вида знаний. Во-первых, знания, основанные на воображении. Это чувственный уровень знаний, поэтому он всегда расплывчатый и неясный. Второе: знания, основанные на разуме, который используется для понимания мира. Математика — модель для этого. Это знание, которое оперирует общими понятиями, свободно от всякой субъективности, и поэтому оно верно. В-третьих, интуиция, которая также противопоставляется сенсорному знанию. Более того, для Б. Спинозы интуиция — это своеобразная интеллектуальная, аргументированная деятельность, она дает уму возможность непосредственно «ухватиться» за общие понятия, содержание которых выражает истинные свойства вещей, их сущность.

Таким образом, в отличие от Декарта, Спиноза задумал строго монистический взгляд на мир, выводя все существующие вещи из одной материальной субстанции.

Напротив, в отличие от Р. Декарта, противопоставившего современную науку традиционной философии и, в частности, схоластическому аристотеллизму, Г. Лейбниц пришел к выводу, что эти две сферы знания не так непримиримо противопоставляются друг другу, как это казалось Г. Галилео, атомистам и Р. Декарту.

Г. Лейбниц ставит перед собой задачу найти точки соприкосновения новой естественной науки с традиционной философией и логикой и решает ее частичным возвращением к древней философии и науке, насколько это возможно в предположениях классической механики.

Г. Лейбниц разработал учение о множественности веществ (множественности веществ), которое он назвал монадами (от гр. «один» — «единство»). Х. Лейбниц также разрабатывает собственную эпистемологию в «Новых экспериментах на человеческом разуме». В своей эпистемологии Х. Лейбниц пытался совместить достижения рационализма и эмпиризма. Это особенно очевидно в его обосновании необходимости уважать факты, доверять чувствам, направлять познавательные усилия на то, чтобы понимать вещи самим, давать всему естественное объяснение.

Философские взгляды Т. Хоббса, Д. Беркли, Д. Хьюма

Томас Гоббс, выступая с позиции материализма, пытается отличить философию от богословия. Богословие — это божественно открытое знание, которое не поддается рациональному анализу.

В Гоббсе важнейшим объектом философии является человек как существо, которое является не только естественным и физическим, но и нравственным и духовным. Человек является создателем «искусственных тел», в том числе таких тел, как культура и государство. Поэтому государственные законы должны основываться на естественности, на естественности. В то же время, естественное состояние человека основано на чувственности, которая может привести к его самоуничтожению. Это причина, которая играет самую важную роль в создании государства посредством общественного договора, в обсуждении и принятии которого должны участвовать все члены общества. Государство и гражданское общество являются высшей ценностью человеческого общества, способной вывести человечество из варварского состояния войны всех против всех.

Цель философии, по мнению Т. Хоббса, — научить людей предвидеть последствия и использовать их в своей жизни. Все знания возникают из ощущений, отчасти прямых, отчасти из памяти.

Один из величайших философов-просветителей, англичанин Джон Локк, видел человека в двух государствах: естественном и гражданском. Первый характерен для доисторических времен. Второе связано с социальной историей, когда человек становится цивилизованным. Состояние природы соответствует естественным правам человека: праву на равенство, свободу, собственность и право на их защиту. Локк передает неотъемлемые естественные права на гражданское состояние человека.

Дж. Локк развивает основные положения теории общественного договора, которая, по его мнению, позволяет человеку перейти из состояния природы в цивилизованное гражданское государство. Гражданское общество предполагает три независимые ветви власти: законодательную, судебную (в Джоне Локке еще не полностью отделенную от законодательной) и исполнительную.

Таким образом, Г. Локк развивает концепцию верховенства права, которая в дальнейшем реализуется в общественно-политической реальности Европы и Америки и становится одной из важнейших основ демократических обществ современности и современности.

Он отверг доктрину Декарта о «врожденных идеях» и пришел к выводу, что все идеи являются следствием сенсорного опыта. Сознание, по словам Дж. Локка, сначала чисто, как белая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает то содержание, которое Дж. Локк назвал «идеями».

В то время как рационализм и эмпиризм, занимающие разные позиции и использующие разные техники познания и разные методы установления истины, предполагают, что мир знаменит в принципе, Джордж Беркли и Дэвид Хьюм, с позиции субъективного идеализма, подвергают подобную предпосылку сначала сомнению, а затем резкой критике.

Идеи Дж. Локка получили своеобразное толкование в философии его соотечественника Джорджа Беркли. Приверженность Беркли к теологии послужила основой для его стремления преодолеть и искоренить материализм и атеизм. Лейтмотивом почти всех его работ было признание материализма как источника неверие, которое он видел в основе всех проблем.

Основной тезис философии Дж. Беркли — «быть, существовать, быть воспринятым». По мнению философа, все объекты, воспринимаемые человеком, являются идеями, которые прослеживаются друг с другом, поэтому их связь называется вещью.

Философия Французского Просвещения

В 18 веке философия развивалась под влиянием идей Просвещения. В основе идеологии Просвещения лежит вера в безграничные возможности разума и здравого смысла, в самом широком смысле: в сферу природы, индивидуальную и общественную жизнь. По мнению мыслителей Просвещения, все аспекты существования доступны «свету разума». Следует учитывать, что мыслители Просвещения культивировали не только разум, но и научный разум, и они считали, что развитие науки — это путь решения политических, экономических и социальных проблем. Поэтому они стремились популяризировать и распространять философские и научные достижения. Знания, ранее принадлежавшие узкому кругу философов, ученых, писателей и натуралистов, распространялись среди образованного населения и проникали в светские салоны, на страницах массовых печатных изданий.

Просвещение было самым радикальным и значительным во Франции. Во Французском Просвещении выделяются две основные группы: «старшие» просветители (Ш.-Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Э. Б. Кондиллак) и «младшие» (Ж.-О. Ламетрик, Д. Дидро, К.-А. Гельветий, П. Хольбах).

Шарль Луи Монтескье — французский философ права и истории. В своем крупном труде «О духе законов» он отказался от формалистического мышления о праве и попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов из их природно-исторических условий, с точки зрения теории окружающей среды. Монтескье, вслед за Локком, разработал теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ — известный французский писатель и философ Просвещения. Он считал невозможным познание трансцендентного (например, в разъяснении вопроса о бессмертии души и свободе человеческой воли) и особенно активно боролся с Церковью из-за ее догматизма. В отличие от Ж. Руссо, он решительно подчеркнул целостность культуры и представил историю человека как историю борьбы за прогресс и образование. Он ввел термин «философия истории».

Этьен Боно де Кондиллак был основоположником современного чувства. По его словам, сенсорное восприятие является источником знаний.

Во второй половине 40-х годов XVII века на историческую арену вышли более радикальные «молодые» педагоги — материалисты и атеисты.

Жюльен Офр де Ламетри был французским врачом и философом. Он был сторонником материалистических и атеистических взглядов, за которые подвергался преследованиям во Франции и в Голландии. Он был сторонником радикального материализма и механистического взгляда на человека как на самозапускающуюся машину. Такой взгляд на человека, по его мнению, также объяснял вопросы этики и доказывал неуместность в принципе всей религии.

Дени Дидро был французским писателем и философом, основателем и соредактором Энциклопедии. Он перешел от теистической веры в откровение к материализму и пантеизму, видя божество в законах природы и во всем, что истинно, красиво и добро. Атомы, по его мнению, являются средствами ощущения, от которых возникает мысль. От контакта этих атомов возникает единое сознание человека и Вселенной.

Клод Адриан Гельветиус был французским философом и психологом. Из чувственности своего восприятия он вывел человеческие потребности, страсти, идеи, суждения, действия и общительность. В чувственных ощущениях — голод, жажда и т.д. — Необходимо искать причину, заставляющую мужчин возделывать землю, объединяться в общество и заключать между собой договоры, соблюдение которых делает их «справедливыми» и нарушение которых делает их «несправедливыми». Мотивом всех действий является человеческая любовь к себе, так что проповедь морали ничего не достигает. Лучший законодатель — это тот, кто может отменить разделение государственных и частных интересов.

Поль Анри Гольбах, французский философ, соратник Дидро и Си. Гельветий, один из авторов «Энциклопедии». Систематическое обобщение сенсационности, детерминизма и атеизма. Утверждается вечность и бессодержательность Материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что действует в материи как инерция, притяжение и отталкивание, проявляется в сознании как косность, притяжение любви, ненависть.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Россия как цивилизация
  2. Этика Иммануила Канта
  3. Иоганн Готфрид Гердер, немецкий писатель и теолог, историк культуры
  4. Экономическая мысль Древнего Востока
  5. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание
  6. Структура морали. Нравственное сознание, его источники и уровни, реализация их в поведении и деятельности
  7. Пифагор самосский, древнегреческий философ
  8. Абд-ру-Шин, немецкий писатель и философ
  9. Философский взгляд на экономические и политические революции
  10. Этика как философия морали