Для связи в whatsapp +905441085890

Этика как философия морали — Предмет и цель этики

В современных условиях существует особый интерес к этике, этой старейшей и в то же время уникально молодой отрасли философских знаний. И это не случайно. Развитие России в демократическое конституционное государство, регулирование всех ее общественных структур, включая военную организацию, невозможно без утверждения нравственности.

Научные знания о нравственности, законах ее формирования и развития необходимы каждому офицеру для надлежащего проведения подготовки и обучения военнослужащих, укрепления воинской дисциплины и морально-психологической готовности военнослужащих к выполнению своего конституционного долга по обеспечению национальной безопасности страны.

Этика как философия морали - Предмет и цель этики

Предмет и цель этики

Этика (Greek etnika, от etnos — привычка, нравственность) — философская наука, объектом изучения которой является нравственность.

Слово «нравственность» в современном языке означает примерно то же самое, что и «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и этикой и считают эти термины синонимами.

Следует отметить, что слово «этика» изначально означало то же самое, что и «мораль» и «нравственность». По сей день мы говорим о поведенческой этике, служебной этике, педагогической этике и т.д., имея в виду, прежде всего, моральные нормы и нравственные отношения, сложившиеся в той или иной сфере общественной жизни. И все же сегодня слово «этика» используется скорее как термин для науки морали. Именно в этом смысле мы будем использовать эту категорию.

Этика разъясняет место нравственности в системе общественных отношений, анализирует ее сущность и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука этика возникает на той стадии развития человеческого общества, когда ментально-практическая деятельность и материально-практическая деятельность отдаляются друг от друга. Первоначально это означало мудрость жизни, практические знания о том, как вести себя. Древнейшей этической нормой человеческого поведения является «Золотое правило» морали. Его наиболее широко используемая формулировка: «Не ведите себя по отношению к другим людям так, как вы бы не хотели, чтобы они вели себя по отношению к вам». Золотое правило» найдено в ранних трудах многих культур (в учениях Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в гомеровской «Одиссее» и т.д.) и прочно утвердилось в сознании людей последующих эпох.

Этика была выделена как особая дисциплина Аристотелем, который сам ввел этот термин в название своих работ: «Никомашевская этика», «Великая этика», «Эвдемическая этика». Он разделил все науки на три основные группы или категории: теоретическую (спекулятивную), практическую и творческую (творческую). Аристотель отнес философию, математику и физику к первой категории, этику и политику — ко второй, а искусство, ремесла и прикладные науки — к третьей. Этика как практическая наука — это учение о нравственности, о привитии человеку активных, духовных качеств, необходимых ему, прежде всего, в общественной жизни, а затем и в личной жизни. Он учит (и обучает) практическим правилам поведения и образу жизни индивида. Нравственность направлена на самого человека, на развитие его способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, то есть на достижение высшего блага, на знание смысла своей жизни и своей судьбы. Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек гармонизирует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с идеями добра и зла.

Нравственный идеал

Смысл, связанный с нравственным идеалом, во многом зависит от мировоззрения людей и поэтому отличается в разных философских системах. Например, Гераклит учил, что все реализуется в соответствии с Логосом. Конечно, существовало предположение, что человеческое поведение является нравственным, благочестивым, законным, если оно соответствует закону, естественной необходимости.

Впоследствии идеи нравственного идеала человека углубляются и меняются. Обращается внимание на то, что, помимо естественной необходимости, поведение человека определяется нравственностью, правилами культуры, все из которых носят иной, второй, нематериальный характер. Эта «вторая натура» представлена как результат выбора и продукт творчества, деятельности самого человека. Она сделана человеком и создана самим человеком. А это значит, что нравственности можно научиться. Чтобы стать нравственным, человек должен руководствоваться своими убеждениями и не полагаться ни на кого (судьба, оракулы, учителя и т.д.).

Нравственность — это то, что принадлежит «второй природе», культурному слою человеческой жизни, то, что характеризует человека как социальное, а не естественное существо.

Моральные качества человека — это те, которые характеризуют его с точки зрения его способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и в совместной деятельности людей. Среди этих качеств Аристотеля были мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, амбиции, правдивость, доброта, вежливость, справедливость и дружба. Когда вы развиваете эти качества в себе, вы становитесь нравственными. И в этом смысле все, что служит укреплению общества и государства, является нравственным.

Может показаться, что изучение нравственности является простым делом, потому что оно находится внутри каждого из нас, а точнее, постоянно проявляется в человеческих взаимоотношениях. Это не электроны и не гены, вам не нужно дорогое специальное оборудование для его изучения. Нравственность, как говорится, легко увидеть невооруженным глазом. Но попробуйте заглянуть в собственное нравственное сознание, привести пример, дать определение тому, что вы считаете добром, а что — злом, и вскоре вы увидите, что нравственные проблемы не так банальны, как кажутся на первый взгляд.

Философы убедительно это продемонстрировали. Особенно поверхностным, рискованным и даже опасным для большинства людей, которые не склонны думать об абстрактных вопросах, является утверждение, что «добро — это хорошо, зло — это плохо». Поэтому нужно стремиться к добру, приумножать его и бороться с плохим. В мире много зла, потому что с ними плохо борются. Как русский философ С.Л. Фрэнк, который ссылается на этот подход: «все страдания и зло», которые господствуют на земле, все реки крови и слез, которые проливаются, все невзгоды, унижения, страдания, по крайней мере, на 99% являются результатом воли к добру, фанатичной веры в некий священный принцип, который должен быть посажен на Землю, и воли к безжалостному искоренению зла; в то время как едва ли сотая часть зла и страданий обусловлена действием откровенно злой, прямо преступной и эгоистичной воли.

Почему это происходит? Почему «добрые намерения» против зла ведут «в ад»? Ответы на эти вопросы требуют знания природы нравственности, противоречий ее формирования, развития и функционирования.

Во-первых, следует отметить нормативный характер морали. Она воплощена в нормах и правилах, которые регулируют поведение людей и их взаимоотношения.

Важнейшие цели нравственности

Дело в том, что в любом обществе существует объективная потребность в том, чтобы люди всегда вели себя одинаково в определенных, часто повторяющихся ситуациях. Эта потребность практически реализуется с помощью норм морали. Их обязательная сила для каждого человека основана на влиянии массового примера, общественного мнения, силы коллективного обычая и других форм практической воли общества, проявляющейся в его устоявшихся обычаях. Примером таких норм и правил является обычай, встречающийся у разных народов, который иногда называют законом талиона: Виновный должен нести наказание, соразмерное преступлению («око за око», «зуб за зуб» и, разумеется, «смерть за смерть»).

Большое значение имеет также феодальный кодекс чести и связанные с ним рыцарские поединки и дуэли дворян.

Важнейшей целью нравственности является согласование личных и общественных интересов, а также регулирование поведения людей таким образом, чтобы оно служило общему благу. Эта функция морали хорошо известна. Например, древнегреческий мыслитель Пифагор утверждал, что две вещи делают людей богами: жить на благо общества и говорить правду. Блага общества — высший закон.

Происхождение морали

Появление нравственности как одной из основных форм нормативного регулирования человеческой деятельности в обществе, как особой формы общественного сознания и типа общественных отношений по-разному объясняется разными философскими системами. Можно выделить как минимум три основных подхода к этой проблеме.

Во-первых, религиозно-идеалистическая, считающая нравственность даром Божьим. Как удар молнии, мораль отрезает человека от животного мира.

Во-вторых, натуралистическая, которая рассматривает мораль как простое продолжение, осложнение группового чувства животных, которое обеспечивает выживание вида в борьбе за существование. Представители натурализма в этике сводят социальное к биологическому и стирают качественную разницу, которая отличает психику человека от психики животного. Они определяют чувства и нравственность группы животных.

В-третьих, социологическая, которая рассматривает нравственность как явление, возникшее вместе с общением и коллективными трудовыми актами, и предусматривает их регулирование. При таком подходе нравственность возникает тогда, когда человек выходит из состояния животного и приобретает развитые формы с появлением и углублением социальных различий внутри племени. Основными причинами необходимости нравственного регулирования являются развитие и сложность общественных отношений: возникновение прибавочного продукта и необходимость его распределения; разделение труда по полу и возрасту; разделение племен внутри племени; упорядочение половых отношений и др.

Поскольку социологический подход кажется вам наиболее правильным, давайте подробно рассмотрим обычаи племенной системы, общества, в котором рождается нравственность, закладываются основы материальной и духовной культуры.

Непосредственными социальными условиями для рождения нравственности и необходимостью нравственного регулирования первобытного общества были:

  • Развитие сознания и языка;
  • Появление животноводства, сельского хозяйства, ремесел (гончарное дело, металлургия, ткачество и т.д.);
  • Формирование простых правил общения, чувство общности, взаимопомощи и т.д.

Особенности племенной морали

На ранних стадиях развития человеческого общества мораль выражается в основном в эмоциональных, зрительных и чувственных формах. Она редка на рациональном уровне, то есть на уровне понятий, принципов, обоснований, в основном конкретна и чувственна, не реализуется в форме абстракций. Нравственность сводится к хвале физической силы, подтверждению взаимной поддержки, послушанию старейшин и так далее. Лишь постепенно, позднее, конкретное сенсорное обобщение приходит к абстракциям нравственных смыслов — принципов, норм, оценок, понятий.

Подражание в практической жизни имело большое значение:

  • Этические и эстетические аспекты еще не отделены друг от друга. Нравственность закреплялась в сознании людей через легенды, мифы, песни, ритуалы и т.д.
  • Равенство всех членов племенной общины. Все работали одинаково, имели равное отношение к результатам работы, прочно закрепились в таможне, табу (запреты) и т.д.

Нравственность первобытной системы распространяется только на членов клана или племени, но не на других людей, «чужих». Понятие нравственной ценности любого человека появляется только на вершине культуры рабской цивилизации. Оценка морали распространяется и на природные явления. Человек ничем не отличается от природы. Он, кажется, живет в мире добрых и злых стихий, животных, явлений (он благодарит «доброго» медведя или оленя, который «позволил» ему покончить с собой на охоте).

Мышление первобытного человека сосредоточено на внешнем мире. Самосознание и самоуважение только зарождались. Во времена племенного строя люди, как правило, не различают мотив поступка и сам поступок, например, не различают убийство с умыслом и убийство в результате несчастного случая (охота и т. д.). В обоих случаях вступил в силу закон возмездия — кровная месть.

Таким образом, нравственная регламентация поведения первобытного общества осуществлялась с помощью обычаев, традиций, табу, обрядов труда и празднеств и т.д. Человек первобытного общества не развивался как личность. Мораль первобытного человека была относительно бесспорной.

Тема и цель этики

Этика — одна из древнейших и важнейших областей человеческих знаний. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», означающего действия и поступки человека, которые он сам определяет, они имеют разную степень совершенства и влекут за собой нравственные решения человека.

Первоначально под этим понималось жилище или постоянное место жительства. Аристотель интерпретировал это как добродетель человеческого характера. Из этого следует вывод об идее — идее, имеющей отношение к темпераменту и нравственности, и этике — науке, связанной с изучением добродетелей человеческого характера — мужества, воздержания, мудрости, справедливости и т.д. И по сей день термин «этос» используется при освещении общечеловеческих нравственных основ, которые находят свое отражение в исторических ситуациях, угрожающих существованию мировой цивилизации. В то же время, этос выразил важное замечание о том, что нравы и характер людей формируются в процессе их сосуществования.

В древнеримской культуре термин «нравственность» использовался для обозначения широкого спектра явлений и качеств человеческой жизни: нравов, обычаев, характера, поведения, законов, правил, моды и др. Впоследствии это слово породило еще один термин — моралис, относящийся к характеру, обычаям, а еще позже морали, нравственности.

Сегодня термин «этика» сохранил свое первоначальное значение и относится к одной из отраслей философской науки, а под моралью понимаются реальные явления и характеристики человека, которые изучаются в этой науке.

В русском языке термин нравственность основывается на слове «нрав», т.е. на характере, страсти, воле и склонности к чему-то хорошему или порочному. Впервые в словаре Российской академии наук термин «нравственность» был использован как эквивалент вольных действий закону. Здесь также дано толкование нравственности как «частицы мудрости», которая содержит наставления, правила, ведущие к добродетельной жизни, сдерживанию страстей, обязанностей и положения человека.

Среди многих определений морали мы должны выделить то, которое непосредственно связано с рассматриваемой темой, а именно то, что мораль принадлежит миру культуры, являясь частью человеческой природы, изменчивой и самосозданной, а также социальной, т.е. не естественной, взаимосвязи между индивидуумами.

Этика — учение о морали

Этика — это наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль является социально и исторически обусловленной, необходимо говорить об исторических изменениях в предмете этики. Сама этика возникла во время перехода от первобытного общества к ранней цивилизации.

Это означает, что этические знания были не продуктом человеческой цивилизации, а продуктом еще более древних, примитивных общинных отношений. Это подразумевает скорее нормативную этику, чем этику как философскую науку. В рассматриваемый период мораль начала формироваться как самостоятельная, относительно самостоятельная форма общественного сознания. Индивидуальное нравственное сознание выражает отражение нравственных норм, противоречащих реальным нравам древнегреческого общества.

Вот несколько таких норм, приписываемых семи мудрецам:

  • Хилон — чтите своих старейшин;
  • Фалес — поторопись угодить родителям;
  • Периандр — предпочитает древние законы, но свежие продукты;
  • Клеобул — мера лучше всего;
  • Гераклит — произвол должен быть потушен, а не пожар.

Этика возникла как конкретно-историческая ценность применительно к конкретному историческому периоду и приобрела абстрактную, универсальную форму, выражающую потребности функционирования цивилизаций раннего класса.

Следует отметить, что изучение морали касается не только этики, но и образования, психологии, социологии и других наук. Но только этика стала единственным объектом исследования, давая ей мировоззренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, что является источником нравственности в природе человека, в космосе или в социальных отношениях, и возможно ли достичь нравственного идеала, трансформируются в третий и фундаментальный вопрос этики: как и за что стоит жить, к чему стремиться и что делать.

В истории развития этики развитие объекта исследования можно проследить через следующие исторические этапы.

Науку древности можно охарактеризовать как учение о добродетели, а также как добродетельного, то есть совершенного человека. Здесь добродетель отождествляется с конкретным носителем, например, героем мифов, и ассоциируется прежде всего с набором моральных качеств — мужеством, трезвостью, мудростью, справедливостью, великодушием и так далее.

Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, объединившей ряд традиций древней и средневековой культуры — добродетелью человечества. К. Салутати дал этой добродетели название humanitas. Это название сочетает в себе трактовку Цицерона и Аулуса Геллиуса гуманитарных наук как совокупности природных человеческих качеств в средние века. По словам Салутати, «гуманизм» — это та добродетель, которую также можно назвать доброжелательностью. М. Фичино — руководитель Флорентийской академии — определил гуманизацию как важнейшее нравственное качество. Под влиянием гуманитарных организаций как добродетели доброжелательности он считал, что люди начинают стремиться к целостности. Чем больше человек проявляет любовь к своему роду, тем больше он выражает в себе сущность всего человеческого рода и тем самым доказывает, что он является человеком. Даже наоборот, если человек жесток, если он отчужден от сущности вида и от общения с другими людьми, его можно считать человеком только от своего имени.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия нового времени и эпохи просвещения
  2. Структура морали. Нравственное сознание, его источники и уровни, реализация их в поведении и деятельности
  3. Пифагор самосский, древнегреческий философ
  4. Абд-ру-Шин, немецкий писатель и философ
  5. Философский взгляд на экономические и политические революции
  6. Сфера управления общественными процессами
  7. Философия как форма ценностного сознания
  8. Движение как единство изменчивости и устойчивости — Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением
  9. Понятие в философии
  10. Ремесленные знания и специфика их трансляции