Для связи в whatsapp +905441085890

Философия всеединства В. С. Соловьева — Истоки социальной и идеологической теории философия В. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 января 1853 года в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Поколение Соловьев в пятом-шестом поколении принадлежало Великому русскому крестьянству, но затем было возведено в сан священнослужителей. Отец философа, однако, не продолжил линию своих отцов и обратился к научной деятельности. Своим неустанным трудом он постепенно завоевал место в обществе, но, опровергнув авторитет Карамзина, всегда оставался чужим в благородном окружении профессорских кругов. В своей семье он отличался строгостью и безупречным авторитетом.

Соловьев — выдающийся, поистине блестящий мыслитель России с точки зрения многогранности своих интересов. В его жилах бьется кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика, поэта, иногда даже пророка, и вообще человека, преданного изысканным интеллектуальным интересам. Для философа по призванию, как говорил В. Соловьев, нет ничего более желанного, чем правда, наполненная смыслом или проверенная мыслью, поэтому он любит именно процесс мышления, как единственный путь к желанной цели, и отдается ей без посторонних страхов и тревог.

Он обладал удивительной эрудицией в целом и, прежде всего, глубоким знанием мирово-философских систем и доктрин, и критиковал такие их недостатки, как абстрактность и односторонность: одни делали упор на универсализм и рационализм, другие впадали в противоположный крайний эмпиризм, приватизм. Обе крайности завели философскую мысль в тупик и заблокировали путь к правильному пониманию сингулярного существа. Он был первым в России, кто создал свою особую философскую систему. По мнению С. Булгакова, философская система В. Соловьева — это полногласный аккорд в истории философии. Высшее единство бытия, по словам Соловьева, — это Бог. Вся глубина и полнота бытия предполагает принцип абсолютной личности, энергичной воли, всеблагой, любящей и милосердной, но наказывающей за грехи. Это Бог воплощает позитивное единство бытия. Все бесчисленное многообразие бытия удерживается божественным единством. Все материальное одухотворено божественным происхождением, которое функционирует как мир-душа, или софия, т.е. смыслом вещей и событий, связанных с идеей творческого господства. Таким образом, центральным принципом философии Соловьева является философия позитивного всезнания. Дезин содержит добро как проявление воли, истину как проявление разума, а красивое как проявление чувства. Из этого следует принцип: Абсолют осознает добро через истину в красоте. Эти три начала — добродетель, истина и красота — образуют неразрывное единство, указывающее на любовь, силу, которая подрывает корни эгоизма.

Глядя на роль философии в истории человечества, Соловьев задается вопросом: «Что сделала философия?». — и дает ответы: «Она освободила человеческую личность от внешнего насилия и придала ей внутреннее содержание». Оно свергло всех лжебогов и развило в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества. Это сделало человека полностью человеком».

Основания для «философии универсализма» или «универсального синтеза» Соловьева были найдены в русской философии 1930-1940-х годов, в идеях А.С. Чомякова о «соборности» и «вселенском разуме», в «цельности ума» И.В. Киреевского. Соловьев видел в этом свою главную задачу — привести христианство «в соответствующую ему новую форму, то есть разумную, безусловную». Он осознавал это не только как стремление собственной абстрактной мысли, но и как важную духовно-нравственную задачу, соответствующую потребностям и убеждениям русского народа.

В последние годы своей жизни философ разработал систему религиозной этики, разработал проблемы эпистемологии и истории философии, перевел труды Платона, обобщил собственную историю философских поисков. В.С. Соловьев является основоположником русской метафизики всепроникания, и влияние его идей на более позднюю русскую религиозно-философскую мысль было необычайно глубоким.

Философия всеединства В. С. Соловьева - Истоки социальной и идеологической теории философия В. Соловьева

Истоки социальной и идеологической теории философия В. Соловьева

В.В. Соловьев — величайший деятель русской философии, журналистики и поэзии второй половины XIX века. Он до сих пор очень мало изучен в нашей науке, и его изучение сопряжено с большими трудностями ввиду чрезвычайной сложности и многогранности его творческого характера. Первое и фундаментальное, что бросается в глаза в изучении В. Соловьева, — это великое духовное беспокойство, которое заставляло его мучительно ощущать дрожь и разрушение старого мира. У него было предчувствие о наступлении мировых событий катастрофического характера, и это предчувствие было настолько глубоко в нем и не могло быть выражено обычным прозаическим языком, что в конце концов он начал говорить в пророческих тонах и изображать наступление конца истории в духе чистейшей мифологии.

Владимир Михайлович Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 года в семье величайшего русского историка Сергея Михайловича Соловьёва (1820-1879). Среда первых лет жизни Соловьева была достаточно благоприятной для его последующего интеллектуального развития. Отец Соловьева был известен своим строгим нравом, необычайной аккуратностью в исторических исследованиях, благодаря чему почти ежегодно публиковал том «Истории России с древнейших времен» (1851 — 1879), а опубликовал двадцать девять таких томов. В его семье все было подчинено строгим правилам, которые обеспечивали С.М. Соловьёву необыкновенную научную продуктивность на протяжении всей его жизни. Его «История России» считается очень высокой современными историками. В молодости он слушал Ф. Гизо и Ж. Микеле, очень органично понимал исторический процесс, внес большой вклад в историю развития российской государственности, был прогрессивным и либеральным, имел среди своих учеников таких как В. О. Ключевский. Немаловажно и то, что мать В. Соловьева, Поликсена Владимировна, происходящая из украинско-польской разновидности, имела в качестве предка замечательного мыслителя XVIII века Григория Саввича. Век Григорий Саввич Сковорода (1722-1794).

Роль философии в истории человечества

Сковорода учился на физико-математическом факультете, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873 г.; в 1874 г. защитил в Петербурге кандидатскую диссертацию «Кризис западной философии». Против позитивистов», а в 1880 году защитил диссертацию «Критика абстрактных начинаний». После выступления против смертной казни в марте 1881 г. (в связи с убийством Александра II Народной волей) В. С. Соловьев был вынужден отказаться от преподавания.

В 80-е годы он активно выступал в основном как публицист, выступая за объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного угнетения; писал (с 1883 года) для либерального «Вестника Европы». В 90-е годы занимался философской и литературной работой; переводил Платона, редактировал философский раздел в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.

Как мыслитель и утопист Соловьев оказался на перекрестке различных интеллектуальных движений. Понимая свою философскую работу как подтверждение «веры отцов» на «новом этапе рационального сознания», он столкнулся с невыполнимой задачей объединения научно позитивного и рационалистического «духа века» с религиозным благочестием.

В его философии, отвергавшей материализм революционно-демократической мысли. Соловьев сделал самую значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (особенно Ф.В. Шеллинг) и научный эмпиризм. Однако продолжающаяся реконструкция этой заведомо противоречивой метафизической системы показывает, что на самом деле она служила лишь умозрительным «оправданием» жизненных и моральных устремлений и мифопоэтических мечтаний Соловьева.

В конце 1970-х и 1980-х годов, в отсутствие времени и в поисках новых путей преобразования России, Соловьев выступил против радикально демократических, а также поздних славянофилов и официальных консервативных движений, с социальной позицией, близкой к позиции либерального Народникова. Однако его умеренные реформистские взгляды уживались с мистикой и максимализмом в проповеди «теургических деяний», направленных на «спасение» материального мира от разрушительного влияния времени и пространства и превращение его в «неподкупный» космос красоты. Он также приблизился к историософской теории христианского «Богочеловечества» как совокупного искупления человечества (Чтения о Богочеловечестве, 1877-81). Позднее развитие социальной темы перерастает в теократическую утопию, политическим последствием которой у В. С. Соловьева является союз Папы Римского и русского царя как юридическая гарантия «дела Божьего» (например, «История и будущее теократии», 1887). Крах этой утопии зафиксирован в философской исповеди В.С. Соловьева «Жизненная драма Платона» (1898) и в «Трех беседах» (1900). Конец жизни Соловьева отмечен потоком катастрофических предчувствий и переходом от более ранних философских построений к христианской эсхатологии.

Космическая тема была решена Соловьевым неортодоксальным христианским образом — на основе платоновского мифа об эротическом вознесении; в трактате «Смысл любви» (1892-1894) Соловьев намерен повторить «речь Диотимы» из платоновского «Пира» в том смысле, что совершенная сексуальная любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие.

Определенное согласование этих двух оригинальных тем — космической и социальной — должно послужить метафизикой В.С. Соловьева: актуальной философской доктрине «Всего» и религиозно-поэтической доктрине Софии.

Философия все-единства

В одной из своих первых публичных лекций «Исторические вопросы философии» Соловьев охарактеризовал как свою первую философскую интуицию провозглашение «нового, неслыханного слова: все едино». Идея союзничества сопровождала Соловьева на протяжении всей его жизни и определила его формулировку исторических вопросов и проблем человека. Основы доктрины общности как начала и цели мирового процесса, концепцию истории и человека закладывает В.Соловьев. Соловьев в диссертации «Критика абстрактных начинаний» (1880), в работах: «Духовные основы жизни» (1884), «История и будущее теократии» (1886), «Россия и мировая церковь» (1889), «Красота в природе» (1889), «Смысл любви» (1892-1894), «Теоретическая философия» (1897-1899), «Определение добра» (1897-1899), «Три беседы» (1900).

Соловьеву были чужды и славянофилизм, и вестернизм. Его мирово-историческая точка зрения определялась широкими перспективами универсализма, в которых поднимались вопросы совершенствования мира, преодоления индивидуализма, реализации христианских идеалов любви, достижения абсолютных ценностей. Принцип свободы также вытекает из идеи универсализма.

Соловьевская идея универсализма — идеальная структура мира, предполагающая всеохватывающее единство, примирение и гармонизацию всех эмпирических несогласованных, противоречивых элементов и составляющих бытия.

В. Соловьев заложил основу самого философского принципа всезнания — оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу философского мировоззрения. Соловьев выработал плодотворную тенденцию синтеза философской и богословской мысли, рациональных и иррациональных способов философствования, объединения западных и восточных культурных традиций. Реальный мир, по словам Соловьева, появился как самоопределение или воплощение Абсолютного Существа — тела Божьего или материи Божьей, существенной мудрости Божьей, пронизанной началом божественного единства, с Софией — мудростью Божьей — как посредником между ними.

Единство как определенный образ

По словам Соловьева, все живые существа в мире имеют бесконечное, инстинктивное стремление к общечеловеческому единству. В каждом организме есть два образования. Во-первых, существует единство активного принципа, по которому множественность элементов сводится им к самому себе, как единому целому. Это единство воплощено в Боге. С другой стороны, есть единство как определенный образ этого единого начала, как реализация идеи божественного единства. Это единство «произведено» и воплощено в Софии. «София», по словам Соловьева, — это «дух мира», «душа мира», «божественная мудрость». «София» — это выражение творческой женской стихии, животворящей силы Бога, проявляющейся в Его способности творить новое. Она олицетворяет, гуманизирует, божественную мудрость. София предстает как живое духовное существо, обладающее полнотой сил и действий. Она содержит в себе объединяющую силу фрагментированного мира.

Главная цель человечества — воплощение Софии, то есть созидательной энергии Бога. Через воплощение Софии божественная мудрость, человечество, а через нее и весь мир, приближается к Богу как к Абсолюту.

Философское значение учения Софии заключается в том, чтобы обеспечить более глубокое обоснование божественного присутствия в реальности, показать, что это присутствие вызвано проявлением, деятельностью в реальности «души мира», Софии, которая воплощает и выражает мудрость Божью. В этом случае София действует как организующая сила, обеспечивающая единство, единство всего. Эта способность Софии быть организующей силой вызвана ее связью с божественным началом.

В обществе идея единства раскрывается как божественно-человеческое единство людей, как своего рода вселенская церковь, объединяющая все национальности, устраняющая все социальные противоречия и способствующая установлению «Царства Божьего» на земле, понимаемого как «истинный нравственный порядок». Союз западной и восточной Церквей, то есть католической и православной, является залогом установления такого единства.

Обращаясь к проблеме «человек и общество», Соловьев утверждал, что человек — вершина Божьего творения. Общество является расширенной личностью, а человек — сконцентрированным обществом. Христианство раскрывает идеалы совершенного добра. Закон не способен на это: он способен преградить путь только экстремальным формам зла. Добро необходимо в политике, экономике и во всех сферах общества.

Соловьевская доктрина этики

Соловьев связывает рассмотрение социальных проблем с нравственным совершенством человека и общества. Он исходит из признания доступности добра в мире как идеального существа, нормы и стремления. В то же время Соловьев подчеркивает важность деятельности индивидуального и общественного объекта в творческом сознании добра и его воплощения во всем.

Нравственное чувство человека, по словам Соловьева, состоит в том, чтобы служить чистому, всестороннему благу, потому что только это приводит к абсолютному совершенству, которое объединяет добро, добро и счастье. Говоря о совершенстве человека, Соловьев отмечает, что человек должен сначала признать свое нравственное несовершенство. Далее, он должен признать существование абсолютного добра. И, наконец, он должен чувствовать желание стать ближе к идеалу добра, чувствовать постоянное стремление к самосовершенствованию. И это «должно» исключает всякое принуждение. Человек вступает на путь служения добру на основе внутренней потребности, сознательного убеждения и свободного развития возможностей своих сил. И никакое насилие над человеком, даже во имя высших целей, недопустимо. Духовная свобода человека, свободная воля его души в стремлении творить добро и исполнять общее дело, как и его собственное, подчеркивает Соловьев.

Совершенствования человека

Процесс совершенствования человека, по мнению философа, помимо божественной помощи, поддерживается естественными условиями его нравственности. К ним относятся такие основные атрибуты человеческой природы, как стыд, сострадание и благоговение. Человек стыдится своей животной природы. Он проявляет чувство жалости и сочувствия ко всем живым существам и проявляет солидарность с ними как непременное условие общественной жизни. Чувство благоговения выражает особое отношение человека к высшим принципам и является «индивидуальным психическим корнем религии». Эти чувства — стыд, жалость и трепет — выражают специфическое отношение человека к тому, что он считает ниже, равным и выше, чем он сам. В основе этих чувств лежит стремление человека к целостности своего существа.

Человек не может игнорировать негативные стороны реальности, не может их абсолютизировать. Он должен заметить в настоящем, что такое настоящие зачатки и предварительные стадии того, что должно быть, и внести максимальный вклад в сохранение, рост и триумф этих хороших начинаний. Таким образом, реальность все больше приближается к идеалу. В этом суть достойной жизни человека, считает Соловьев.

Соловьев считает, что личное совершенствование человека зависит не только от его желания и устремленности, но и от состояния социальной среды в определенный момент истории, то есть оно органично связано с совершенствованием общества. Как и другие русские философы конца XIX века, Соловьев ищет истинные формы «коллективной», общей, солидарной жизни людей и определяет земные средства их достижения. Он считает, что солидарность — это универсальный шаг в мировом развитии человечества, однако ее необходимо совершенствовать, поскольку она зачастую не одухотворена высокими нравственными нормами. Поэтому общество должно не только жить и развиваться, но и постоянно совершенствоваться. И это должно проявляться в социальном прогрессе, направленном на достижение идеально совершенной цели. Нравственное совершенствование общества, считает Соловьев, будет способствовать разрешению социальных противоречий и установлению «христианского мира» и всеобщей справедливости.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек в философии и культуре Древнего Востока
  2. Социализация личности в философии
  3. Что такое предмет философии
  4. Философское понятие культуры
  5. Герберт Спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии
  6. Философия нового времени: Рене Декарт
  7. Средневековый университет: рецензия Аристотеля, структура университета, отношение к нищенствующим орденам
  8. Философские воззрения декабристов — Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
  9. Философия человека в средние века
  10. Вильгельм Дильтей, немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики