Для связи в whatsapp +905441085890

Френсис Бэкон, основоположник эмпиризма и английского материализма — Философское кредо Бэкона (знание — сила) — сущность эмпирики

«Если богатый опыт — это мудрость, то богатство знаний — это мудрость», — говорит пословица. Пословица — это народная мудрость, которая появляется, когда проблемы, волнующие людей, философов, ученых, становятся наиболее актуальными. И эта пословица возникла тогда, когда великие мыслители начали задумываться о том, что такое опыт, что такое знание, что такое мудрость, что такое разум. Она возникла в XVII веке, в эпоху возникновения и развития двух философских течений: философии опыта и философии разума, в эпоху появления великого философа того времени Фрэнсиса Бэкона. Учитывая интерес к творчеству этого философа, предметом данного труда является Фрэнсис Бэкон — основатель философии Новой эры.

Европейскую философию 17 века условно называют философией Нового времени. Этот период характеризуется неравномерным социальным развитием. Успешное исследование мира природы невозможно представить без развития естественных наук, а утверждение новых социально-политических идеалов требует иной модели участия человека в преобразовании мира. Новая эра возникла и развивалась под лозунгами свободы, равенства, индивидуальной активности. Основным инструментом для реализации этих лозунгов было рациональное знание. Фрэнсис, представитель философии Новой эры, считается последователем философии эмпиризма.

Френсис Бэкон, основоположник эмпиризма и английского материализма - Философское кредо Бэкона (знание - сила) - сущность эмпирики

Философское кредо Бэкона (знание — сила) — сущность эмпирики

С самого начала своей философской деятельности Бэкон выступал против тогдашней господствующей схоластической философии. Он видел главный недостаток схоластической логики в том, что она не учитывала проблему формирования концепции, которая является предпосылкой для логических выводов. Если до Фрэнсиса Бэкона большинство авторов, говоря о культуре и цивилизации, обращали внимание прежде всего на духовные аспекты и видели культурный прогресс в валовом развитии изобразительного искусства и литературы, музыки и архитектуры, то Бэкон сместил акцент на рассмотрение достижений в области науки, техники, промышленного производства, которые, по его мнению, наиболее ярко свидетельствуют о достижениях того или иного народа на определенном культурном уровне. То есть для Бэкона критериями культурного развития являются темпы научно-технического прогресса, глубина познания законов природы и их использование на благо людей. Он считает, что устранение недоразумений и предрассудков является отправной точкой для правильной философии.

Культура, по его мнению, не является данностью. По его мнению, культура развивается по мере того, как она переходит из одной стадии в другую, понимание культуры, которое контрастирует с религиозным схоластичеством средневековой философии, в котором мир природы и мир, созданный человеком, воспринимались как противоположные и никак не связанные между собой.

Под «искусством» Бэкон подразумевается любой практический навык, необходимый для овладения силами природы и основанный на знании ее свойств и законов. Она предназначена не для того, чтобы исправить природу, а для того, чтобы освободить ее.

Вклад бакона в теоретическую культурологию, однако, не ограничивается констатацией факта взаимосвязи культуры и природы и введением технологического прогресса в качестве критерия культурного развития. Он высказал ряд других конструктивных идей. Это особенно верно в отношении идеи преемственности культуры как преемственности знания. Он подчеркивает, что «знания и открытия мгновенно распространяются и летают по всему миру» и являются нитью, которая соединяет различные культуры.

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон сказал, что открытия до сих пор делались случайно, а не методично. Было бы сделано гораздо больше, если бы исследователи были оснащены правильным методом.

Метод — это путь, главное средство исследования. Метод исследований, разработанный Фрэнсисом Бэконом, является ранним предшественником научного метода. Метод был предложен в «Новом органе Бэйкона». В трактате он пишет, что методы и практика науки должны служить своим истинным целям — благополучию и достоинству человека. Это свидетельствует о том, что человечество вступило на путь истины после долгих и бесплодных скитаний в поисках мудрости. Владение истиной проявляется именно в росте практической силы человека.

«Знание — это сила» — это общая нить в разъяснении целей и задач самой философии. Здесь цель науки состоит в том, чтобы увеличить власть человека над природой, которую он определил как бездушный материал, целью которого является использование человека.

Фрэнсис Бэкон считал, что с ростом знаний человека, с ростом его мастерства в «искусстве», с углублением его представлений о природе и ее законах, увеличивается «поле свободы» человека. Автор Нового Органа пишет: «Человек может делать все, что угодно, но если такой возможности нет, то он ничего не может сделать».

Индуктивный метод познания и его способы

По мнению Бэкона, основа научных знаний должна быть основана на индукции и опыте.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полное введение означает регулярную повторяемость и исчерпаемость свойства объекта в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения основаны на предположении, что так будет во всех подобных случаях.

Неполная индукция предполагает обобщения, сделанные на основе изучения не всех, а только некоторых случаев (аналогичный вывод), поскольку, как правило, количество всех случаев практически неизмеримо, и теоретически невозможно доказать их бесконечное количество. Эти умозаключения всегда вероятны по своей природе. Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты в поддержку того или иного вывода, но и опровергающие его. Таким образом, он вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. И именно исключения имеют первостепенное значение.

Бекон отличает два вида опыта: плодотворный и светоносный. Первый вид экспериментов — те, которые имеют непосредственное отношение к человеку; светоносные — те, целью которых является познание глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Бекон считает второй вид экспериментов более ценным, так как без их результатов никакие плодотворные эксперименты не могут быть проведены.

Фрэнсис Бэкон также считал, что для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области в другую, изменять обстоятельства, останавливать его, объединять с другими и исследовать его при несколько иных обстоятельствах. Тогда можно приступать к важнейшему эксперименту. Он выдвинул в качестве основы своего метода эмпирическое обобщение фактов, но не был сторонником одностороннего понимания.

Тогда в своей эпистемологии Бэкон строго придерживался идеи, что истинное знание приходит из опыта. Эта философская позиция называется эмпиризмом. Бекон и был не только его основателем, но и самым последовательным эмпириком.

Учение о «идолах» («призраках») познания

Что же тогда является препятствием для успешного познания природы? По мнению Бэкона, приверженность неподходящим методам познания мира вызвана доминированием в сознании людей так называемых «идолов».

Он выделяет четыре основных типа: Идолы семьи, пещеры, рынка и театра. Таким образом, образно представлены типичные источники человеческих заблуждений.

Идолы вида — происходят от самой человеческой природы, они не зависят от культуры или индивидуальности человека. Они основаны на субъективных свидетельствах чувств и всевозможных заблуждениях ума (пустая абстракция, поиск целей в природе и т.д.). Это предрассудки нашего разума, которые проистекают из путаницы нашей собственной природы с природой вещей. Если в человеческом мире отношения цели обосновывают правомерность наших вопросов: зачем? Для чего? — тогда те же самые вопросы к природе бессмысленны и ничего не объясняют. В природе все подчинено только воздействию причин, и здесь только вопрос: почему? Бекон считает, что наш разум должен быть очищен от того, что не проникает в него от природы вещей. Он должен быть открыт только для природы и природы.

Идол пещеры — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретенные, обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и умственных атрибутов, а также ограниченным личным опытом людей. Чтобы освободиться от этой власти, необходимо достичь согласия в восприятии природы с разных позиций и при разных условиях. В противном случае восприятие будет затруднено иллюзиями и обманами.

Идол рынка — это следствие социальной природы человека — общения и использования языка в общении. «Люди связаны между собой языком. Слова, с другой стороны, формируются в соответствии с мнением толпы. Это заблуждение возникает из-за необходимости использовать слова с предвзятыми значениями, которые мы некритично принимаем. Плохое и неправильное расположение слов, таким образом, удивительным образом низвергает из головы. Ученый должен быть свободен от силы слов и открыт для самих вещей, чтобы успешно их различать.

Фрэнсис Бэкон ни в коем случае не склонен недооценивать важность разума. Сила разума — способность организовывать наблюдения и эксперименты таким образом, чтобы слышать голос самой природы и правильно интерпретировать то, что она говорит. Ценность разума заключается в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором он находится. Причина как таковая не содержит истин бытия и, будучи оторванной от опыта, не способна их открыть. Опыт, таким образом, имеет фундаментальное значение и может рассматриваться как независимое и автономное учреждение разума. Непредвзятый ум, свободный от всякого рода предрассудков и открытый для переживаний, является отправной точкой философии Бакона. Чтобы овладеть истиной вещей, остается правильный способ работы с опытом, который гарантирует наш успех.

В конце жизни Бэкон написал книгу об утопическом состоянии «Новая Атлантида» (издана посмертно в 1627 году). В этой работе он изобразил будущее состояние, в котором все производительные силы общества будут преобразованы наукой и техникой. В ней Бэкон описывает различные удивительные научные и технологические достижения, которые преобразили жизнь человека, в том числе чудодейственные целительные комнаты, лодки для плавания под водой, различные наглядные пособия, передачу звука на расстоянии, устройства для реанимации после смерти и многое другое. Некоторые из описанных технических новшеств материализовались на практике, другие остались в царстве фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума.

Классификация наук

В начале предисловия к своей «Великой реставрации наук» в предисловии к своей «Великой реконструкции наук» (1620 г.) Бэкон писал: «Состояние знаний далеко не удовлетворительное и не является великим достижением; должен быть открыт новый путь к человеческому разуму, поразительно отличающийся от всего того, что было известно до сих пор, и, кроме того, разум должен всячески поощряться к тому, чтобы овладеть природой вещей той властью, которую он по праву должен обладать». Эти слова дают понять, что Бэкон очень пессимистично отнесся к состоянию современной науки, и в то же время с большим оптимизмом воспринял поворот интеллектуальных сил человека в правильном направлении.

«Реставрация», грандиозный проект для полной реорганизации всех наук, должен был состоять из шести частей:

  • Классификация наук;
  • Новый орган — предложенный Бэконом метод построения науки;
  • Феномены Вселенной — эмпирическая база, данные естествознания;
  • Лестница интеллекта — примеры применения нового метода;
  • Предыстории новой философии — предварительные и предварительные предположения, предложенные до введения нового метода;
  • Новая философия — подробное объяснение науки, основанной на баконовских принципах.

Это действительно грандиозный дизайн. Хотя сам Бакон знал, что шестая часть плана была вне его власти, другие части реконструкции были завершены им в той или иной степени. Первая часть нашла выражение в его трактате «О развитии науки», вторая — в «Новом органе». Что касается других частей, то его прогресс был более скромным. Классификация наук бакона представлена в его второй книге «О прогрессе» и в книгах II—IX «О росте». По словам самого Бэкона, предметом классификации являются различные отрасли знаний «гуманитарных», а не естественных наук (то, что мы называем «философией»), которые он разделяет на «поэзию», «историю» и «философию». Они соответствуют трем факультетам интеллекта: воображению, памяти и разуму.

Третья книга, De augmentis, начинается с традиционного разграничения между божественным знанием, которое приходит из откровения, и естественным, или чувственным, знанием. Природные знания, в свою очередь, делятся на знания божественные (естественное богословие) и знания о природе и человеке. Общей основой всех этих отраслей науки является «первая философия». Заявления Бэкона об этом не очень ясны, но они подразумевают определенные правила умозаключения, например, закон противоречия (суждение не может быть как истинным, так и ложным) и закон исключаемой трети (суждение должно быть либо истинным, либо ложным).

Естествознание делится на умозрительную и реализуемую часть (мы бы сказали — теоретическую и прикладную). Здесь мы имеем характеристику, решительно подчеркнутую Бэконом: цель знания — извлечь из него максимум пользы. «Человеческие знания и человеческая сила, — пишет он, — совпадают, ибо там, где причина неизвестна, невозможно произвести эффект».

Спекулятивная естественная философия делится на «физику» и «метафизику». В области прикладной философии природы они соответствуют «механике» и «магии» (так называется потому, что их глубокое понимание природы делает возможным грандиозные чудеса).

Отделяя физику от метафизики, Бэкон использует аристотелевскую доктрину четырех причин. Физика имеет дело с производными и материальными причинами, в то время как метафизика изучает конечные и формальные причины. Эта терминология мало что проясняет. Более полезны следующие утверждения: физика имеет дело с «обычным и повседневным ходом природных событий», а метафизика — с «вечными и фундаментальными законами» природы. Метафизика, таким образом, глубже; ее законы служат для объяснения кажущегося разнообразия природы. Что касается физики, то, по выражению Бэкона, она имеет дело с «переменными причинами». Он приводит следующий пример: «Огонь — это причина закаливания, но по отношению к глине. Огонь является причиной сжижения, но по отношению к воску. Физика имеет дело с определенными соответствиями, которые появляются на феноменальном уровне (но иногда они требуют тщательного наблюдения). Огонь вызывает некоторые эффекты при взаимодействии с глиной, а другие — при взаимодействии с воском. Это важные закономерности, но не фундаментальные законы природы.

Метафизика занимается изучением конечных причин (целей) и изучением или выявлением формальных причин (форм). Включение конечных причин в сферу метафизики представляется довольно странным. Точка зрения Бэкона о том, что именно поиск конечных причин в значительной степени является причиной застоя и путаницы в естествознании, хорошо известна; однако он признает существование конечных причин и отмечает, что природные явления должны рассматриваться как плоды целенаправленной деятельности высшей воли. (Как бы то ни было, роль конечных причин явно не имеет никакого отношения к методу естествознания, предложенному Бэконом).

Понятие формальных причин или форм представляет собой фундаментальную и сложную проблему для интерпретаторов философии Бэкона. Главной целью науки, несомненно, является идентификация форм. Хотя Бэкон ни в коем случае не является критическим приверженцем атомизма, он считает, что вселенная состоит из частиц, которые образуют различные конфигурации. Под формой вещи, похоже, подразумевается структура или порядок этих частиц. Форма золота, например, или форма тепла, в некотором смысле является упорядоченным расположением мельчайших частиц.

Это вызывает ряд серьезных проблем. Во-первых, формы не видны. Они представляют «скрытую» и истинную природу Вселенной. Во-вторых, формальные причины не следует путать с генерирующими причинами или с событиями, обуславливающими другие события. Что касается законов, которые Бэкон иногда неудачно отождествляется с формами, их не следует понимать, кроме как в наиболее косвенной форме, как корреляцию между предшественниками, событиями и последствиями. Как и в самых строгих концепциях современной науки, формах Бэкона, его «фундаментальные законы» раскрывают условия, при которых такое свойство, как тепло или белизна, проявляется в данной вещи. «Форма естественной вещи — это то, из чего, при наличии формы, естественная вещь, безусловно, следует.» Какой бы ни была форма золота, золото присутствует, если и только если есть вещь этой формы. Изучение формы — это изучение причин, обусловливающих свойства того или иного предмета, обусловливающих тот факт, что нечто обладает определенным свойством.

Принимая разделение на разум и тело, Бекон различает науки тела и науки ментальной области. Его рассуждения на эту тему часто довольно запутаны, но он дает понять, что методология «умственных наук» идентична методологии естественных наук. В этом смысле потомки имеют право называть Бэкона «методологическим монистом».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Последователи Федорова: Цикловский, Чижевский, Вернадский, Гумилев и др.
  2. Пространство и время — формы существования материи. Виды материи
  3. Кибернетика и самоуправляемые системы
  4. Ханс Георг Гадамер, немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики
  5. Историческая вероятность и многовариантность исторического развития
  6. Философия религии Ф. Ницше
  7. Политическая власть с точки зрения философии
  8. Философия религии
  9. Гностицизм
  10. Предтечи экзистенциализма