Для связи в whatsapp +905441085890

Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности — Философия права Гегеля

Философия права Гегеля продолжает развитие той области философского знания, которая, начиная с Канта, в немецкой классической философии традиционно называется «практической философией». Гегель предполагает, что уже в философии Канта возникло новое отношение к принятому со времен Аристотеля разделению «практической философии». Практическая философия» Аристотеля делилась на этику, экономику и политику. В эпоху Канта и Гегеля экономика и политика, интерпретированные с философской точки зрения, приняли форму «философии права», философии государства. После Канта «практическая философия» была разделена на философию права как учение о праве и этику как учение о добродетели. Что касается Гегеля, то он понимает закон как объективное определение, санкционирование человеческой воли, свободы. Это своего рода телеологический принцип, «практическая философия» во всей аристотелевской традиции. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой и универсальной, и поскольку, согласно Гегелю, воля составляет принцип «философии права», то, возвращаясь здесь к определению Руссо, «практическая философия» становится одновременно философской этикой и учением о праве. Подробно разработана система индивидуальных и общественных добродетелей. Речь идет также о праве, о философском понимании экономических проблем, о философской концепции конституционного государства. Вот удивительная плотность все еще актуальных проблем.

Современные авторы правы, говоря, что релевантность и аргументация характерны для классической модели основных прав человека, разделения властей, верховенства закона, государства всеобщего благосостояния и т.д. Философия права. Кант, Фихте, Гегель становятся своего рода наследниками философии свободы всех предшествующих времен. Сегодня это общепризнанно. Но есть и другая сторона медали: в нашем веке Гегеля обвиняли в этатизме, то есть в том, что он преувеличивает роль государства, превознося, в частности, монархию, что он отвергает роль избирательного права, недостаточно уважает парламентаризм и т.д. Его делают (К. Поппер и другие) чуть ли не идеологом тоталитаризма. Что можно сказать в ответ на такие обвинения? Гегель действительно выступает за сильное конституционное государство. Более того, гегелевская «философия права» — это целостная попытка регламентировать основные права индивидов, институтов, социальных объединений и превратить их в развивающуюся систему. Гегель трактует право как целостную систему свободы, вытекающую из телеологического развития воли. В философии права Гегель рассматривает такие проблемы, как собственность, и восстает против понимания того, что собственность считается чем-то постыдным. Репрессии против людей, владеющих собственностью, считаются неприемлемыми. Гегель выступает против равенства как уравнительного распределения собственности.

Существует множество концепций права и собственности, но я постараюсь изучить как можно больше концепций, выбрать те, которые содержат больше информации, и изложить их в своей контрольной работе.

Для Гегеля философия «есть проникновение в разумное, постижение настоящего и действительного, а не изложение потустороннего». Во введении к «Философии права» Гегель пишет: «Философская наука о праве имеет своим объектом идею права — понятие права и его реализацию.

Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности - Философия права Гегеля

Философия права Гегеля

Гегель разрабатывает и трактует свою концепцию философии права именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, и занимается позитивным правом (законодательством), рассматривая только противоречия, согласно его характеристике Hegel G.W.

Согласно Гегелю, задача философии права — постичь мысли, лежащие в основе закона, а сама мысль закона — это его понятие. Эта концептуализация права, философия права, содержит систему объективных образований, полученных в процессе саморазвития понятия права в его диалектическом восхождении от абстрактного к конкретному. Без осознания особой значимости категории «понятие» невозможно понять ни один из разделов философии Гегеля.

Абсолютная идея как «единый предмет и содержание философии» имеет различные проявления, и ее философское постижение является «делом специальных философских наук» Гегель Г.В. Такой «специальной философской наукой» является и «философия права».

По словам Гегеля: «Закон состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли». В концепции Гегеля понятие права основывается не на воле отдельного человека, а на всеобщей воле, которая имеет самостоятельное существование во времени и пространстве и выражает волю отдельного человека.

Термин «закон» используется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

1) Право как свобода (идея права).

2) Право как уровень и форма свободы (специальное право)

3) Закон как закон (позитивное право).

  1. на уровне объективного разума, где все развитие определяется идеей свободы — «свобода» и «закон» выражают единый смысл.
  2. правовая система — это иерархия специальных прав (от абстрактных форм к конкретным).

Конкретизация понятия права — это форма свободы, то есть особое право. Такая характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в том же формировании объективного духа, они ограничены, подчинены и могут вступать во взаимный конфликт.

Последующее «особое право», которое диалектически «отменяет» предыдущее, более абстрактное «особое право», составляет его основу и истину. Более конкретное «особое право» является более первичным и сильным, чем более абстрактное.

На вершине «особых прав» находится право государства, а выше него только право мирового духа. Ибо в действительности «особые права» всех уровней (человека, его совести, семьи, государства) даны одновременно, и только право высшего уровня является безусловно истинным.

4) Право как право (позитивное право) — одно из «особых прав».

Гегель пишет: «То, что правильно само по себе, устанавливается в своем объективном присутствии, т.е. определяется для сознания мыслью и признается как то, что есть и признается законом; через это определение закон есть прежде всего положительный закон» Hegel G.W.

Преобразование права самого по себе в закон посредством законодательства придает праву форму универсальности и подлинной определенности. Проводя различие между правом и законом, Гегель в то же время пытается исключить их противопоставление. Гегель допускает, что содержание закона может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все, что дано в форме закона, является законом. Гегелевская философия занимается внутренней дифференциацией одного и того же понятия закона на разных стадиях его конкретизации.

Специфика гегелевской философии права раскрывается не в разработке принципа различия между законом и правом, который он признавал в системе естественного права Гегель Г.В., действующей независимо от позитивного права и критически противостоящей ему. Напротив, Гегель стремится доказать несостоятельность и недействительность такого толкования различия между законом и правом.

Гегель утверждает, что законы отражают национальный характер данного народа, этап его исторического развития и естественные условия его жизни.

В учении Гегеля три основных формации свободной воли и, соответственно, три основных этапа развития понятия права:

1) Абстрактное право

2) Мораль

3) Нравственность

  1. Сфера абстрактного или формального права — это сфера самоопределения индивидуальной воли, существования свободы воли.
  2. Сфера морали — существование воли, самоопределение воли индивида, которая находит выражение в его поступках.
  3. Моральная сфера — сфера конкретного единства внешней и внутренней свободы, абстрактного права и нравственности.

Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.

Представления Гегеля о частной собственности

Свобода личности находит свое воплощение в праве частной собственности. «Рациональность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в упразднении голой субъективности индивида. Только в собственности человек является духом. Пусть эта первая реальность моей свободы находится во внешней вещи, существует другая реальность, но абстрактная личность, именно в своей непосредственности, не может обладать никаким другим наличным бытием» Гегель Г.В.

Собственность в гегелевской мысли — это прежде всего определенное отношение человеческой личности к внешнему миру, к природе, к вещам.

Он рассматривает частную собственность как абсолютное право свободной воли отдельного человека на присвоение вещей, для него частная собственность была первым и необходимым звеном в цепи развития объективного духа, в процессе реализации духа во внешнем мире.

Поскольку собственность необходима для выражения внешней сущности своей воли, каждый человек должен обладать частной собственностью. Но из этого Гегель не делает вывод, что каждый гражданин должен обладать собственностью, чтобы удовлетворять свои потребности.

Таким образом, по мнению Гегеля, для проявления самой сути свободы воли достаточно обладания хотя бы одной рубашкой.

Гегель — сторонник неравенства собственности, неравенство в распределении собственности и богатства нельзя назвать несправедливостью природы, ибо «природа не свободна и потому ни справедлива, ни несправедлива». Гегель Г.В.

Гегель признавал лишь формальное равенство людей: «Люди, конечно, равны, но только как личности, то есть по отношению к источнику их собственности. Гегель Г. В.

Гегель также направил свое понимание свободы и права против рабства и крепостного права. «В природе вещей, — утверждает Гегель, — раб имеет абсолютное право на свободу….». Гегель Г.В.

Согласно Гегелю, необходимым моментом в реализации разума является договор, в котором независимые лица — владельцы частной собственности — сталкиваются друг с другом.

Для договора, по мнению Гегеля, существуют три характерных момента:

1) Договор зависит от произвола особой воли, воли отдельного собственника;

2) совпадающая воля обоих собственников, достигнутая путем соглашения, является только общей волей.

3) Предметом договора может быть только одна вещь.

В силу последней причины Гегель отвергает рассмотрение брака как разновидности договора и считает, что такое рассмотрение брака противоречит человеческому достоинству.

Философская доктрина Гегеля о государстве

Согласно Гегелю, всемирная история как прогресс в сознании свободы делится на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.

«Восток знал и знает только то, что свободен один, греческий и римский мир знает, что свободны некоторые, германский мир знает, что свободны все» Гегель Г.В.Ф. Философия истории. с. -98.

Гегель рассматривал существование идеи государства только в отношении развитых европейских государств современной ему исторической эпохи, в которых реализуется христианская идея свободы, достигается личная независимость и равенство всех перед законом, устанавливается представительство и конституционное правление.

В философии права Гегеля античная идея полярного правления синтезируется с доктриной «верховенства права», и этот синтез приводит к гегелевской концепции верховенства права. Ведь у Гегеля государство само по себе является правовым образованием (конкретным правом), а различные права и свободы действуют только на основе и в рамках государства.

Как для Платона и Аристотеля только общинная форма полиса гарантирует справедливость и закон, так и для Гегеля свобода, закон, справедливость действуют только в государстве в соответствии с идеей государства.

Гегелевская версия правового государства явно отличается как от концепций демократизма (народного суверенитета) и либерализма, так и от различных архаических и современных деспотических форм правления, в которых вместо конституции, закона и справедливости правят произвол и насилие.

Сконструированное Гегелем разумное государство, конкретно-исторически являющееся буржуазной конституционной монархией, представляет право в его системно-имманентной целостности, т.е. конституционное государство, с точки зрения правовой философии.

Гегелевская концепция «разумного государства» в форме конституционной монархии явилась философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии.

Гегель обосновывает разумность существующего государства, чтобы оправдать его примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба против существующих порядков является бессмысленной грезой — «пустым мнением».

В философии права Гегеля даются различные трактовки государства: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как юридическое лицо, как унитарный организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» — это взаимосвязанные аспекты единой идеи государства Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М. 1983.

«Государство есть действительность нравственной идеи, — нравственный дух как явленная, самоочевидная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и исполняет то, что знает и как знает» Гегель Г.В.

Гегель считает правильное разделение властей в государстве гарантией общественной свободы.

Гегель считает точку зрения о независимости властей и их взаимном ограничении ошибочной, поскольку такой подход предполагает враждебность каждой власти к другим, их взаимные страхи и противоречия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, в котором все власти исходят из власти целого и являются его «текучими связями». Согласно Гегелю, суть внутреннего суверенитета государства заключается в превосходстве целого, в зависимости и подчинении различных сил государственному единству.

Философская доктрина Гегеля о буржуазном обществе

Многие ученые по-своему внесли вклад в эту важную теоретическую категорию, но решающая заслуга здесь принадлежит одному из основателей немецкой классической философии — Гегелю. Гегель первым в немецкой правовой философии указал на то, что между индивидом и государством существует определенная социальная среда (общество), которая важна как для индивида, так и для государства.

Философ, обобщив и проанализировав договорные теории гражданского общества английских и французских философов XVIII века, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, на самом деле не является государством, а образует систему социально-экономических отношений людей, которую Гегель назвал гражданским обществом.

«Гражданское общество, — пишет Гегель, — возникает, однако, только в современном мире, который дает свое право на все определения этой идеи».

Тремя основными моментами гражданского общества являются:

  • Система потребностей;
  • Отправление правосудия;
  • Полиция и предприятие.

Гегель обосновывает реализацию права в гражданском обществе, устраняя представление о вездесущем полицейском государстве посредством публичности всех государственных полномочий.

Гражданское общество и государство соотносятся как разум и понимание: гражданское общество — это «внешнее государство», «государство потребности и разума, а истинное состояние — это разум.

Согласно Гегелю, развитие буржуазного общества уже предполагает существование государства как его основы. «В действительности, — указывает он, — государство поэтому, как правило, является первым, в котором семья перерастает в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента. Гегель Г.В.

Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. В современном обществе, отмечал Гегель, происходит концентрация «чрезмерного богатства в одних руках», а рост роскоши идет рука об руку с «бесконечным ростом зависимости и нужды».

Гражданское общество — это эмпирическая сфера, в которой существуют противоречия и конфликты. Гармония, взаимопонимание возникают скорее как случайность, чем как сознательное решение.

В структуре гражданского общества Гегель выделяет следующие состояния:

1) существенные (землевладельцы — дворяне и крестьяне);

2) промышленные (владельцы фабрик, купцы, ремесленники);

3) универсальные (государственные служащие).

Гегелевский анализ сословий необходим для того, чтобы найти связь между деятельностью отдельного человека и интересами государства в целом. По мнению философа, только те, кто принадлежит к определенному классу, вступают в определенные политические отношения с общностью государства.

Гегель отмечает развитие социальных противоречий в современном ему обществе и не видит путей их преодоления. Он не может представить себе другого общества, кроме буржуазного, и верит в незыблемость основ этой системы.

К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая и принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер буржуазного общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих отношений и взаимосвязей.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов
  2. Научная картина мира хх-ххi столетий
  3. Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века
  4. Проблема смерти и бессмертия личности
  5. Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма
  6. Понятия «объективного мира» и «субъективного образа»
  7. Конфуций (кун-цзы), китайский философ, родоначальник конфуцианства
  8. Теория ноосферы, ее основные положения
  9. Августин: доказательство того, что нам известно о существовании бога
  10. Философская герменевтика. Герменевтический круг