Для связи в whatsapp +905441085890

Генезис философии в древней Греции — Античная философия

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII века до нашей эры. Античная философия возникла в греческих содружествах (торговых и ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в самих Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация; именно здесь лежат истоки западной философии, почти всех ее позднейших школ, идей и концепций.

Этапы развития античной философии:

Ранняя классика (натуралисты, досократики). Основные проблемы — это «Physis» и «Cosmos» и их структура;

Средняя классика (Сократ и его школа; софисты). Основная проблема заключается в природе человека;

Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы). Основная проблема — синтез философского знания, его проблемы и методы и т.д;

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.) Основные проблемы — нравственность и свобода человека, познание и др.

Характеристики:

Древняя философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научным знанием — математическим, естественным, с рудиментами политических концепций, а также с мифологией и искусством. Интеллектуальное развитие в VII-IV веках до н.э. перешло от мифологии и религии к науке и философии.

Возникают два основных типа философских взглядов — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»).

Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Древняя философия была первой исторически известной формой диалектической философии.

Характерной чертой древней философии было противопоставление философской рефлексии и практической деятельности. Философы составляли отдельный пласт общества.

Древняя философия в целом — это бескорыстная любовь к истине. Эта особенность также определяет его третий момент, цель. Цель древней философии — чистое созерцание истины, чистое стремление к ее достижению.

Основные идеи и проблемы:

Проблемы происхождения космоса, его структуры и развития; вопросы о происхождении всего сущего, бытия, небытия, материи и ее атрибутов (движение, пространство, время); представления об основных элементах, тождестве и противоположности бытия и небытия, структурной природе бытия (атомы и пустота), текучести и ее противоречивости и др. (Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит и т.д.).

Проблемы, касающиеся человека и его отношений с другими людьми; вопросы природы и сущности человеческой морали, ее отношения к праву; вопросы политики и государственного строительства; вопросы природы и сущности человеческого сознания, соотношения в нем рационального и иррационального; проблемы понимания истины и др. (Сократ, Протагор, Горгий, Антифонт, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и т.д.).

Проблемы свободы человека и достижения им счастья: идеи о силе и мощи человеческого разума в его стремлении к свободной и творческой жизни, о знании, в котором заключается счастье свободного человека и др. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и т.д.).

Проблемы отношения между Богом и его творением — человеком; представления о Боге как истинно существующем; о Логосе как высшем и совершеннейшем творении Бога и т.д. (Плотин, Филон Александрийский и др.).

Проблемы генезиса и природы знания, логически и методологически с позиций метода рационального исследования; идеи построения метафизических систем и синтез фундаментальных философских проблем; проблемы логики, логических форм, правил правильного рассуждения; вопросы риторики как искусства убеждения; проблемы эстетики и др. (Платон, Аристотель и др.).

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII века до нашей эры. Античная философия возникла в греческих содружествах (торговых и ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в самих Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация; именно здесь лежат истоки западной философии, почти всех ее позднейших школ, идей и концепций.

Этапы развития античной философии:

Ранняя классика (натуралисты, досократики). Основные проблемы — это «Physis» и «Cosmos» и их структура;

Средняя классика (Сократ и его школа; софисты). Основная проблема заключается в природе человека;

Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы). Основная проблема — синтез философского знания, его проблемы и методы и т.д;

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.) Основные проблемы — нравственность и свобода человека, познание и др.

Характеристики:

Древняя философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научным знанием — математическим, естественным, с рудиментами политических концепций, а также с мифологией и искусством. Интеллектуальное развитие в VII-IV веках до н.э. перешло от мифологии и религии к науке и философии.

Возникают два основных типа философских взглядов — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»).

Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Древняя философия была первой исторически известной формой диалектической философии.

Характерной чертой древней философии было противопоставление философской рефлексии и практической деятельности. Философы составляли отдельный пласт общества.

Древняя философия в целом — это бескорыстная любовь к истине. Эта особенность также определяет его третий момент, цель. Цель древней философии — чистое созерцание истины, чистое стремление к ее достижению.

Основные идеи и проблемы:

Проблемы происхождения космоса, его структуры и развития; вопросы о происхождении всего сущего, бытия, небытия, материи и ее атрибутов (движение, пространство, время); представления об основных элементах, тождестве и противоположности бытия и небытия, структурной природе бытия (атомы и пустота), текучести и ее противоречивости и др. (Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит и т.д.).

Проблемы, касающиеся человека и его отношений с другими людьми; вопросы природы и сущности человеческой морали, ее отношения к праву; вопросы политики и государственного строительства; вопросы природы и сущности человеческого сознания, соотношения в нем рационального и иррационального; проблемы понимания истины и др. (Сократ, Протагор, Горгий, Антифонт, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и т.д.).

Проблемы свободы человека и достижения им счастья: идеи о силе и мощи человеческого разума в его стремлении к свободной и творческой жизни, о знании, в котором заключается счастье свободного человека и др. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и т.д.).

Проблемы отношения между Богом и его творением — человеком; представления о Боге как истинно существующем; о Логосе как высшем и совершеннейшем творении Бога и т.д. (Плотин, Филон Александрийский и др.).

Проблемы генезиса и природы знания, логически и методологически с позиций метода рационального исследования; идеи построения метафизических систем и синтез фундаментальных философских проблем; проблемы логики, логических форм, правил правильного рассуждения; вопросы риторики как искусства убеждения; проблемы эстетики и др. (Платон, Аристотель и др.).

Генезис философии в древней Греции - Античная философия

Генезис философии Генезис философии

Происхождение ф. относится к глубокой древности. Зачатки физики. Знания явно обнаруживаются в 6-5 веках до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Среднесредиземноморского бассейна. Генезис ф. был обусловлен: в мифологии стихийной постановкой основных вопросов мировоззрения, а в зарождении наук развитием мышления и именно научного духа и метода, т.е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологическим мировоззрением (построенным на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором, благоприятствующим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения, стало возникновение древнегреческой демократии. Чтобы получить власть, необходимо было опровергнуть противника, то есть доказать свою правоту, поэтому возникла особая форма обмена информацией-доктриной.

Философия имеет свой особый подход к предмету, который отличает философское мышление от повседневного практического и научного мышления. Подобно тому, как математик спрашивает, что такое единица, и дает довольно сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, философ с древности ставит проблему: что такое существование? Что значит быть?

Эта особенность философии также проливает свет на вопрос, почему и когда возникает философия. Действительно, рассматривать то, что кажется самоочевидным в повседневной жизни, значит ставить под сомнение легитимность и достаточность повседневного взгляда на вещи. Это, в свою очередь, означает подвергнуть сомнению обыденность, традиционный способ познания и поведения.

Когда и почему такая постановка вопроса становится возможной? Очевидно, когда в общественной жизни и общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не могут быть разрешены с помощью традиционных верований и убеждений, связанных с греческой мифологией. Здесь необходимо проводить различие между общепринятым (мнение) и истинным (знание). Это различие рождается вместе с философией, и неудивительно, что философия с самого начала появляется как критика обычая, обычного права, обычного сознания, традиционных норм морали и традиционных ценностей.

Даже самые ранние греческие философы выступали как критики традиционной греческой мифологии, прежде всего Гомера, обвиняя мифологию в логической непоследовательности и безнравственности.

Но было бы опрометчиво заключать, что философ как критик полностью порывает с культурной традицией, с обычаями и традициями социальной общности, к которой он сам принадлежит, и создает доктрину как бы из «ничего», на новом «голом» месте.

Вся драма истории философии — а историческая судьба философов зачастую драматична, порой даже глубоко трагична — коренится в отношении философов к традициям — религиозно-нравственному, культурно-художественному, политико-правовому и, наконец, к традиционному образу жизни и быта. С одной стороны, философ ставит под сомнение все это, чтобы добраться до реальных корней, из которых вырастает эта традиция; в этом и заключается суть его вопроса: что это значит? Что такое «быть»? И, взяв этот корень, отвечая на этот главный вопрос, и начав позитивное строительство, философ снова опирается в той или иной форме, в той или иной степени, на те идеи, которые он сам впитал в молоко своей матери, с обычаями и традициями своего народа.

Но даже здесь есть двусмысленности. Все эти пункты определяют учение философа либо положительно, либо отрицательно, и чаще один из них позитивный, другой негативный: одни традиционные основы жизни поддерживаются, углубляются и оправдываются философом; другие модифицируются, исправляются; третьи отвергаются как вредоносные ошибки и предрассудки. Все это, однако, разные формы зависимости мысли философа от родной культуры.

Проблема генезиса философии

Философия возникла одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в VII-V веке до нашей эры. Феномен одновременного появления этой формы интеллектуального самоопределения человечества в трех столь разных регионах вызвал серьезный интерес исследователей. Так, выдающийся немецкий философ К. Ясперс называет эту эпоху «осевым периодом человечества», что означает, что сформировавшиеся в это время духовные основы жизнедеятельности человека определяют его до сих пор, финансируя своеобразие этих цивилизаций.

Примечательно также, что философия возникла не в древних цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия), а в относительно молодых. Так, цивилизации Египта и Месопотамии возникли на рубеже V — IV тысячелетий до н.э., а цивилизации Индии и Китая — тысячелетием позже. Основным фактором, замедлившим формирование оригинальной философии в Египте, Месопотамии (особенно Вавилоне), а также в Иране, было быстрое развитие более молодой, но более динамичной эллинской цивилизации. Средиземное море, очень удобное для судоходства, стало проводником эллинского влияния в прилегающих регионах, что способствовало подавлению самостоятельно развивающихся интеллектуальных образований в цивилизациях с более статичным, замедленным ходом развития. Поэтому древнейшие цивилизации, имевшие серьезные предфилософские образования, так и не успели сформировать свои собственные оригинальные философские школы. Этот же процесс, с другой стороны, способствовал возникновению эллинистической культуры, ставшей питательной средой для христианства, и появлению философских течений, послуживших основой для средневековой философии, в том числе арабской.

Вопрос о генезисе философии в историко-философской науке решается неоднозначно. А.Н. Чанышев различает мифогенный, религиогенный и гносеогенный подходы к проблеме генезиса философии, причем первые два подхода иногда трудно разделить.

Ярким примером преимущественно религиозно-генетического подхода является концепция Гегеля, который видел в мифе прежде всего религиозное содержание. Согласно Гегелю, философия возникает из развитой мифологии (в античности) и религии (из христианства в новое время) как средство преодоления противоречия между содержанием, знанием о мире, заключенным в религии, и неадекватной формой его выражения — смутной, неясной, опутанной партикулярными понятиями. Философия облекает это знание в форму чистого понятия, соответствующего первооснове мира. Протонно-научное знание в этой борьбе противоречий является лишним и поэтому не принимается во внимание.

Мифогенетический подход представлен, например, в работах А.Ф. Лосева, который принципиально разделял мифологию и религию и считал, что философия возникает из безрелигиозного мифа путем дальнейшего абстрагирования общих понятий, которые собственно и содержатся в развитой мифологии. Философия оказывается попыткой прочесть знание, зашифрованное в образах мифа, и перевести его на язык понятий. В рамках такого подхода часто предполагается, что философия не способна открыть новое знание по сравнению с тем, что уже скрыто в мифе.

Гносеогенный подход считает главной предпосылкой возникновения философии развитие протонаучного знания, особенно математического и астрономического, характеризующегося высокой степенью абстрактности, наглядности, стремлением к выявлению объективных законов, а также высокой способностью к постановке проблем. Так, теорема Пифагора, согласно которой длина гипотенузы треугольника неправильной формы не может быть выражена целым числом, долгое время служила опровержением любых идей о конечной делимости пространства, не позволяя ученым и философам ограничиваться наивным атомизмом.

Генезис философии. Основные этапы её развития: эпохи, направления

К историческим типам философии относятся античная философия, средневековая философия, философия эпохи Возрождения и Просвещения, философия Нового времени, немецкая классическая философия, неклассическая философия и постклассическая философия.

Античная философия представлена такими школами и направлениями, как ионийская философия (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская философия (Пифагор, Пифий и др.), аристотелевская философия (Костанян и др.), русская философия. ), италийская (Пифагорейский союз, Элеатская школа и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистическая (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократических школ (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля, эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска происхождения мира и места человека в нем, затем переходит к логической форме знания, его этическому и политическому значению, а в конце определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе разума.

Философия Средневековья стала инструментом религиозных споров о христологии (учение о человеческой и божественной природе Христа), эсхатологии (учение о конце истории и Страшном суде), креационизме (учение о сотворении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарного (Отец, Сын, Святой Дух) божественного существа.

В эпоху Возрождения философы вернулись к «изучению человеческого» в противовес схоластическому «изучению божественного» и поэтому называли себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и т.д.). Философия этой эпохи была проникнута духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) — уважением к человеческим чувствам, доверием к сенсорному опыту и потребностью в научном понимании природы. Социальные теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призывавшие к обеспечению счастья человека в государстве правовыми средствами (Никколо Макиавелли).

В современное время развились такие школы философской мысли, как эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждая из которых отстаивает правильность своего мнения по вопросу об истинном источнике знаний — опыте, разуме и чувствах.

Немецкая классическая философия была вершиной систематизации своего времени, благодаря ей философия получает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре и истории.

С середины XIX века — время неклассической философии, а с середины XX века — постклассической философии, связанной с изменением ее предмета и задач. Каждое из направлений неклассической философии по-своему решает вопрос о самоопределении. Марксистская философия основана на материалистическом понимании объективного хода истории и общественного развития, закономерности которого раскрываются через философию. Позитивизм берет на себя методологическую роль философии. Феноменология понимает философию как учение о реальности, доступное исключительно нашему сознанию, которое открывает мир в интенциональности (ориентации) на объекты. Экзистенциализм как экзистенциальная философия учит о пограничной ситуации человеческого бытия, в которой мир внешних вещей вступает в контакт с нашим сознанием. Философия психоанализа — это доктрина роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта.

Истоки и зарождение философии

Появление философии — это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны с стремлением человека выйти за рамки обычного, очевидного, найти те изначальные принципы, которые объединяют космос и человеческую жизнь в нечто целостное. Появление философии — это своего рода интеллектуальный прорыв к пониманию смысла человеческого существования. Это духовное событие отделило мифический разум от разума, а человеческий — от божественной мудрости.

Появление и развитие философской мысли значительно расширило интеллектуальные возможности человека. Он перешел от образного (мифологического) взгляда на мир к концептуальному суждению о нем. На вершине познавательной деятельности впервые ставится его творческая рациональность, а разумные инициалы существования оказываются вечными и неисчерпаемыми. Ее реализация уже тогда сделала философию «королевой наук», потому что она начала методически проясняться и уточняться в мировоззрении, чтобы сориентировать всех естественных и общественных ученых на осмысленное раскрытие основных принципов человеческого бытия, а широкую массу людей — на созидательную практическую деятельность.

Современное переосмысление проблемы зарождения философии в древности и ее функционального отделения от мифологических идей и религии стало важнейшим фактором формирования новой духовной культуры человечества. Поэтому выяснение генезиса (гр. genesis — происхождение) философии как нового духовного явления и ее связи с нефилософскими формами общественного сознания помогает лучше понять и полнее раскрыть саму суть принципиально нового мышления, его роль и значение как специфической формы целостного общественного сознания. Она и по сей день остается необходимым условием для сравнительного понимания людьми социокультурной реальности прошлого и настоящего. С появлением философской мысли резко изменилось отношение к научному познанию мира природы и созданию нового мира человека — культуры. Перед свободным и критически мыслящим человечеством впервые встали принципиально иные задачи в поиске истины, определении смысла жизни, достижении всеобщего блага (счастья). Философские проблемы понимания общественного бытия начали волновать лучшие умы человечества.

философия как интеллектуальный культурный феномен

Термин «философия» происходит от двух греческих слов: phileo (любовь) и sophia (мудрость), буквально. — Любовь к мудрости. В древности понятие мудрости ассоциировалось со стремлением понять окружающий мир в его единстве с человеком, постичь фундаментальные принципы устройства мира и природу Вселенной. Мудрость человека определялась его познанием окружающего его мира и природы, познанием смысла человеческой жизни и сущности его бытия.

Истоки философии восходят к первому тысячелетию до нашей эры, к цивилизациям Древнего Востока, таким как Индия и Китай, к землям между реками, таким как Египет, и, наконец, к Древней Греции, откуда возникла европейская философия.

По мнению историков философии, слово «философия» впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором для обозначения определенной категории людей, обладавших стремлением к знаниям и высокоэтичным образом жизни. Пифагор считал, что истинной мудростью обладают боги (а в философии Пифагора их было много), но человек может стремиться познать эту мудрость, желать ее и соответственно любить ее. Однако термин «философия» как научная категория был использован лишь много позже в идеалистическом учении Платона.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов
  2. Л. Лопатин и его философия
  3. Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
  4. Проблема истины в гносеологии
  5. Николай Кузанский (Николай Кребс), крупнейший немецкий мыслитель xv века, философ, теолог
  6. Рационалистическая философия нового времени
  7. Представление о «естественном» и «сверхъестественном»
  8. Рационалистическая гармонизация бога и мира в философии Фомы Аквинского
  9. Значение управления в общественном развитии
  10. Концепция информационного общества (р. Коэн)