Для связи в whatsapp +905441085890

Глобальные проблемы человечества. Предпосылки и возможные пути их решения — Глобальные проблемы человечества на современном этапе

Глобальные вызовы человечества в настоящее время

Сегодня и завтрашний день человечества можно рассматривать как «диалог» или «встречу» цивилизаций — такое взаимовлияние народов и культур, в котором они что-то заимствуют друг у друга, но при этом остаются самими собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. С точки зрения «глобалистского» подхода, различные цивилизации взаимодействуют и развиваются таким образом, что универсальная составляющая в них постоянно увеличивается и приобретает все больший вес, так что в долгосрочной перспективе единая человеческая культура очень реальна.

Проблему существования человечества в целом можно рассматривать с следующих точек зрения: человечество существует в реальном и объективном плане; люди земли по существу — социально — объединены; люди земли интеллектуально объединены. Единство и универсальность растут из поколения в поколение; мировая экономика, мировая экономика как нечто целостное стало предметной базой, объединяющей все сегменты культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия.

В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с рядом факторов: Ускорение процессов социального развития; усиление антропогенных воздействий на природу; обнаружение истощения природных ресурсов; крайнее обострение проблемы выживания человека; повсеместное влияние современных технических средств и средств массовой информации и др.

Не каждую проблему можно назвать глобальной и не каждую проблему социального развития можно назвать глобальной.

Все, что существует, находится в определенном количестве и поэтому может быть измерено. Этот факт следует принимать во внимание, особенно при определении глобальных проблем. Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является количественный — пространственный — фактор. В данном случае речь идет о пространственном масштабе, т.е. области, в которой эти проблемы существенны и актуальны. По этому критерию проблему можно назвать глобальной, если она затрагивает всю планету, любой регион, в целом, в отличие от региональных или локальных проблем, характерных для одного государства или группы государств.

При определении всей совокупности проблем современного мира, глобальных вопросов, имеющих жизненно важное значение для человечества, качественный критерий имеет существенное значение. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных особенностях:

Во-первых, эти проблемы затрагивают жизненно важные интересы всего человечества и каждого человека;

Во-вторых, они выступают как объективный фактор дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации;

В-третьих, решение (преодоление) глобальных проблем требует усилий всех народов или, по крайней мере, большинства населения мира;

В-четвертых, нерешенные и нерешенные глобальные проблемы в будущем могут привести к непоправимым последствиям для всего человечества и каждого человека (3).

Таким образом, качественные и количественные факторы (критерии) в их единстве и взаимосвязи позволяют отфильтровывать те проблемы социального развития, которые являются жизненно важными в глобальном масштабе или для всего человечества и каждого отдельного человека.

Все глобальные проблемы социального развития характеризуются мобильностью, поскольку ни одна из этих проблем не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно меняется, набирая разную интенсивность и, соответственно, значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых глобальных проблем последние могут утратить свою актуальность на глобальном уровне и переместиться, например, на локальный уровень, либо исчезнуть совсем (пример оспы, которая в прошлом была поистине глобальной проблемой, сегодня практически исчезла).

Глобальные проблемы человечества. Предпосылки и возможные пути их решения - Глобальные проблемы человечества на современном этапе

Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества — это проблемы и ситуации, которые затрагивают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное пространство и оказывают влияние на все население Земли.

Глобальные проблемы человечества не могут быть решены одной страной; необходимы совместно разработанные механизмы охраны окружающей среды, скоординированная экономическая политика, помощь слаборазвитым странам и др.

Первый экологический закон гласит, что все связано со всем остальным. Это означает, что ни один шаг не может быть сделан без нарушения окружающей среды. Каждый шаг, который человек делает на обычном газоне, означает уничтожение десятков микроорганизмов, отпугивание насекомых, изменение их миграционных путей и, возможно, даже снижение их естественной продуктивности.

Уже в прошлом веке возникло беспокойство человека за судьбу планеты, а в нынешнем веке произошел кризис мировой экосистемы в связи с возобновившимся давлением на природную среду.

Глобальные проблемы современности — совокупность человеческих проблем, решение которых зависит от социального прогресса и сохранения цивилизации.

Что такое глобальные проблемы? Похоже, что вопрос давно уже ясен, и его круг был определен в начале 70-х годов, когда появился сам термин «глобализм» и первые модели глобального развития.

Одно из определений относится к глобальным «проблемам, которые возникают в результате объективного развития общества, представляют угрозу всему человечеству и требуют совместных усилий мирового сообщества для их решения».

Правильность этого определения зависит от того, какие проблемы считаются глобальными. Если мы говорим о узком диапазоне высших, планетарных проблем, то это вполне корректно. Если добавить такие проблемы, как стихийные бедствия (они глобальны только в смысле возможности их проявления в регионе), то определение узкое и ограничительное, что и есть его смысл.

Во-первых, глобальные проблемы — это те проблемы, которые затрагивают не только индивидуальные интересы, но и могут повлиять на судьбу всего человечества. Важным словом здесь является «судьба», которое относится к перспективам будущего развития мира.

Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой или даже усилиями отдельных государств. Они требуют целенаправленных и организованных усилий со стороны мирового сообщества. Неспособность решить глобальные проблемы может иметь серьезные, возможно необратимые последствия для людей и окружающей их среды в будущем.

В-третьих, глобальные проблемы тесно взаимосвязаны. Вот почему так трудно даже теоретически выделить их и систематизировать, не говоря уже о разработке системы последовательных шагов для их решения. Общепризнанными глобальными проблемами являются, например: Загрязнение, проблемы с ресурсами, население, ядерное оружие и многие другие.

Юрий Гладкий предпринял интересную попытку классификации глобальных проблем и выделил три основные группы:

проблемы политического и социально-экономического характера.

экологические и экономические вопросы.

проблемы социального характера.

Осведомленность о глобальных проблемах и актуальность пересмотра многих привычных стереотипов пришли к нам поздно, задолго после того, как на Западе были опубликованы первые глобальные модели и призывы остановить экономический рост. Между тем, все глобальные проблемы тесно переплетены.

Сохранение до недавнего времени было делом отдельных людей и обществ, и экология изначально не имела никакого отношения к сохранению. Эрнест Хеккель в своей монографии 1866 года «Общая морфология» назвал ее наукой о взаимоотношениях животных и растений, населяющих данную территорию, друг с другом и об условиях их жизни.

Кто что и что ест, как он адаптируется к сезонным климатическим изменениям — основные вопросы оригинальной экологии. Кроме узкого круга специалистов, никто об этом ничего не знал. А теперь слово «экология» у всех на устах.

Проблемы системы«человек-общество»

В эту группу входят проблемы, непосредственно связанные с человеком, его индивидуальной сущностью. Это и есть проблема «человеческих качеств» — развития нравственных, интеллектуальных и других предпосылок человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального духовного развития. Особое внимание к этим проблемам является характерной чертой глобализма со второй половины 1970-х годов. Обращение к человеку, к духовным основам бытия не было случайным. По сути, она выражает новое понимание глобальных проблем. Это понимание можно охарактеризовать как философское и антропологическое. Новый подход контрастирует с мнением, что глобальные проблемы рассматриваются как результат социальной структуры, особенностей экономики и технологий, а человек — как пассивная жертва хода мирового развития. Теперь понятно, что судьба мира в конечном итоге зависит от вопросов духовного порядка. Существует ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: Разрушение среды обитания, которое не только разрушает внешнюю природную среду, но и убивает в самом человеке всякое почтение к красоте и величию природы; раса человечества против самого себя, которая движет неуклонно ускоряющимся технологическим развитием, роковым для нас, которое ослепляет человека всеми истинно человеческими ценностями и не оставляет времени на то, что истинно человеческое — мышление; генетическая деградация; разрыв с традициями; стандартизация взглядов и утрата индивидуальности. Решение этих проблем, в конечном счете, лежит в человеческих качествах и способах их улучшения. Ибо только развитие человеческих качеств и способностей может привести к изменениям в материально ориентированной цивилизации и ее огромном потенциале, используемом на благо. Принципы «нового гуманизма» и нового мировоззрения были глубоко рассмотрены учеными Римского клуба. В их презентации основными чертами новой интеллектуальной позиции являются: малый против большого, база против центра, самоопределение против внешней детерминации, естественный против искусственного, сдержанность против потребления, экономность против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новое мировоззрение поставило человека в центр истории, а не обезличенные силы. Культурное развитие человека отстает от энергетических и технических возможностей общества. Выход из этой ситуации проявляется в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Эти новые качества включают в себя глобальное мышление, любовь к справедливости и неприятие насилия (2).

В связи с необходимостью воспитания новых человеческих качеств, проблемы образования выходят на первый план. Именно система образования закладывает основу для того, чтобы ресурс был реализован в дальнейшей жизни человека. Следовательно, качество образования определяет, как люди будут представлять себе свое место в мире и какими ценностями они будут руководствоваться. От образования зависит формирование перспективного взгляда на развитие мира или ориентация на близорукость. Однако важность и роль образования недооценивается. Об этом свидетельствуют многие факты: неграмотность; низкие бюджетные расходы на образование; качество образования; неполная реализация творческого потенциала человека в процессе обучения; ориентация на современные требования, а не на перспективу и др. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применять экологически чистые технологии, ни установить справедливый экономический порядок, ни сформулировать разумные задачи человечества.

Причины возникновения глобальных проблем и пути решения.

Несомненно, процесс становления мировой истории обусловлен все более тесным взаимодействием различных народов и стран друг с другом, а также общими ситуациями — проблемами, с которыми они все сталкивались при реализации собственных целей.

Некоторые ученые видят появление этих общих ситуационных проблем современной мировой истории в научно-техническом прогрессе и его издержках. Они считают, что во всех бедствиях человечества виновата технологическая цивилизация.

Другие ученые объясняют причину современных глобальных проблем разрушительными качествами самого человека, в частности, его природной агрессивностью, стремлением к неограниченному потреблению, отсутствием общих целей развития.

Ученые-марксисты обычно называют отношения частной собственности основной причиной глобальных проблем, которые, по их мнению, приводят к социально-экономической, политической, идеологической поляризации общества, приводящей к противоречивым отношениям людей с природой и друг с другом.

Существует также мнение, которое связывает причину глобальных проблем в современной истории человечества с эгоизмом и ленью людей. Люди не хотят думать и делать что-либо для других поколений, потому что во многом они не компетентны распоряжаться будущим. Многие из них живут только настоящим и для себя. По мнению сторонников этой точки зрения, постановка любой большой цели (решение глобальных проблем — одна из них) может стать условием постоянной борьбы с этими пороками современного человечества.

Конечно, все вышеперечисленные причины, объясняющие глобальные проблемы, могут быть приняты во внимание, если они, как и сами эти проблемы, рассматриваются в их взаимосвязи и взаимозависимости. Человечество, каждая его часть, прокладывает свой путь и пытается идти в ногу с ускоряющимися темпами технического прогресса в мире. Люди рассчитывают только на определенный сиюминутный результат, определяемый их возможностями и мало заботятся о согласованных действиях сегодня по отношению к будущему.

Развитие современного мира настоятельно требует не только пристального внимания к глобальным проблемам, их изучению и обсуждению мировым сообществом, но и своевременных практических решений. Необходимо провести всесторонний анализ этих проблем по всей системе научных знаний. Это связано с тем, что глобальные проблемы требуют одновременного рассмотрения в биосфере, техносфере и социосфере, с разными уровнями анализа и решения в каждой из указанных областей. Например, рассмотрение глобальных проблем в социосфере можно практически анализировать и последовательно решать на разных уровнях: на уровне отдельного человека, на уровне технологий и ресурсов, на уровне экономики, на уровне политики, на уровне культуры (право, эстетика, психология, этика и т.д.), на уровне конкретного социального организма (конкретная индивидуальная область, страна, регион) и на уровне общества (человечество). Усилия человечества будут эффективными только в том случае, если ни один из уровней не будет упущен из виду и всем им будет уделено должное внимание.

Общие подходы к анализу и решению глобальных проблем ни в коей мере не исключают многообразия возможностей для конкретных путей и средств их решения.

Основные пути и возможности решения глобальных проблем. Человечества

Материальный рост общества не может продолжаться бесконечно, отсюда необходимость сбалансированного или, точнее, ограниченного роста через постепенный переход от общества потребления к обществу сохранения. Ограниченный (но ни в коем случае не нулевой) рост промышленного развития стран, особенно тех, которые намного опережают другие страны в этом движении, необходим и возможен. Однако главное — сократить разрыв между самыми высокими доходами богатых стран и самыми низкими доходами беднейших. Для этого мы должны стремиться изменить людей и тем самым перестроить цивилизацию. Нам нужен новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение условий жизни всех жителей планеты.

Решая вопрос гармонизации взаимоотношений общества с природой, мы должны признать, что человек, как и все другие живые существа на Земле, не может быть отделен от биосферы. Биосфера является незаменимой природной средой для существования, жизни и здоровья человека. Поэтому не только производство и воспроизводство жизни, но и производство и воспроизводство самой окружающей среды, осознанное управление природными процессами и природными комплексами становится насущной необходимостью. Смысл, конечно, не в том, чтобы заменить биосферу техносферой, а в том, чтобы совместить эволюцию общества с эволюцией биосферы. Такое сочетание, или эко-эволюция, должно сочетать решение проблем социального развития с экологической ситуацией в регионе. Следовательно, любое нарушение основных процессов в экосистеме должно быть максимально исключено. С этой целью в промышленных и сельскохозяйственных предприятиях уже предлагается создать замкнутые производственные циклы, позволяющие использовать отходы агломераций человека в качестве вторичного сырья для производства материального продовольствия. Такие производственные комплексы позволят контролировать и регулировать процесс восстановления условий существования и развития живой природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена общества с природой во всех сферах жизнедеятельности.

Доказательством широкой осведомленности о насущных экологических задачах является экологическое движение (зеленые партии), которое, по сути, стало мощным током социального протеста против всех несоответствий в государственной экологической политике. Примечательно, что зеленое движение сегодня основано на трех основных принципах — понятие неисчерпаемости должно быть заменено понятием конечности природных ресурсов;

темпы развития природы должны быть сопоставимы в обществе;

Люди должны сосредоточиться не на искусственных, а на естественных условиях своего существования (3).

Предложены конкретные пути решения глобальной межобщинной проблемы предотвращения опасности термоядерной войны, военных конфликтов и вооруженного насилия.

Накопление и совершенствование оружия увеличивает риск его применения и приводит к росту напряженности в мире. Заключение различных международных соглашений об уничтожении бактериологического и химического оружия, а также об ограничении ядерных арсеналов в последнее время породило в массовом сознании надежду на то, что человечество вступает в такую стадию своего развития, в которой вооруженное насилие будет сведено к минимуму. Однако это иллюзия, опровергаемая реальностью, что войны и военные конфликты все еще являются спутником человечества. Решение этих сложных проблем требует всестороннего анализа практики миротворческой деятельности.

Самые трудные проблемы, которые необходимо решить в современном мире, — это глобальные проблемы системы «человек-общество». Одной из таких трудноразрешимых проблем является одиночество, которое часто называют социальной катастрофой, поскольку оно распространено в обществе.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан) — Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда
  2. Шарль Фурье, французский философ, социолог, представитель утопического социализма
  3. Национальное в философии
  4. Особенности современного развития науки
  5. Категории в рассудочном познании И. Канта
  6. Философия науки
  7. Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи
  8. Патристика, специфика теологической экзегезы и герменевтики
  9. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
  10. Общество как особая саморазвивающаяся система