Для связи в whatsapp +905441085890

Шарль Фурье, французский философ, социолог, представитель утопического социализма — Теория общественного договора

Многотомное издание работ Фурье начало появляться в Париже в 1940-х годах. Издатели книг «Сосьетарист». Основные произведения Шарля Фурье: «Заблуждение о разуме, доказанное нелепыми страницами неопределённых наук», «Теория четырёх движений и всеобщих судеб», «О близости социальной метаморфозы», «О гаранторизме», «Межсубъектная или живая лимба», «Новый экономический и социальный мир» и «Новый экономический мир».

Цель его доктрин не в том, чтобы улучшить старую цивилизацию, а в том, чтобы разрушить ее и спровоцировать желание изобрести лучший социальный механизм, доказав, что порядок цивилизаций нелепый.

В своих работах Фурье яростно отстаивал право на труд и решительно выступал против концепции «естественного права», разработанной западноевропейскими мыслителями 17-18 веков, такими как Руссо, Монтескье, Дидро и другими. Эти мыслители считали, что принципы свободы и равенства вытекают из естественной человеческой природы и не зависят от социальных условий. Фурье резко отверг теорию общественного договора, сторонники которого считали, что государство возникло в результате добровольного договора между людьми; предположительно, необходимость защиты собственности и безопасности заставляла людей отказаться от части своих естественных прав в пользу государственной власти.

Шарль Фурье, французский философ, социолог, представитель утопического социализма - Теория общественного договора

Теория общественного договора

Это тесно связано с понятием «естественное право». Дидро, Гоббс и Руссо разработали идею общественного договора. Фурье последовательно критиковал «общественное право» и «общественный договор».

Фурье считал сельское хозяйство основной формой общественного производства. По его мнению, склонности к сельскохозяйственному и промышленному труду распределяются среди мужчин в соотношении 3:1, так что промышленность занимает второе место в системе социального труда. Общество будущего должно быть в первую очередь сельскохозяйственным, и люди предпочли бы остаться в сельской местности, а не жить в городе.

Фурье считал, что капитал, труд и талант являются тремя факторами, определяющими плоды производственной деятельности, и называл эти факторы производственными данными. Фурье не имел четкого определения классов, которые он не редко называл «кастами», в то же время он неоднократно отмечал оппозиционность и враждебность социальных классов в цивилизационном порядке. Как правило, Фурье различал два основных класса — богатых и бедных. Фурье считал классовую борьбу «войной уничтожения классов» величайшей бедой для человечества.

По мнению Фурье, без установления социального равенства общественный порядок приведет к сотрудничеству между классами на основе гармонии интересов, объединению в единое производство и другим общественным объединениям. В понятие «роскошь» Фурье вкладывает нечто отличное от социального. Под «внутренней роскошью» — здоровье, а под «внешней роскошью» — богатство, он объединил их в единое понятие «роскошь». Фурье считал, что в системе цивилизации роскошь внутренне противоречива, являясь индивидуальной собственностью немногих, кто использует ее за счет многих; в системе гармонии роскошь должна стать единой и коллективной, став стимулом для повышения производительности труда, тем самым увеличивая богатство, в то время как частная собственность не исчезает, а подчиняется интересам общества.

Фурье назвал «социетарным» социальный порядок будущего, который должен был заменить порядок цивилизации. «Порядок цивилизации, в котором преобладают обман и отталкивающий труд, будет называться миром обратного направления, в то время как социетарный порядок будет миром в прямом смысле, основанным на применении правдивости к привлекательному труду. Особенно для ученых и художников общественный порядок будет новым миром, и миром в прямом смысле: они сразу же найдут здесь объект своих самых страстных желаний — неизмеримое богатство, в двадцать с лишним раз превышающее то, на что они могут надеяться в условиях состояния цивилизации».

«Но цивилизационный порядок занимает важное место в череде последовательных шагов движения, ибо именно он создает движущие силы, необходимые для движения к объединению: он создает крупномасштабное производство, высокую науку, изобразительное искусство. Он должен был использовать эти средства, чтобы подняться выше на восходящих стадиях социального развития».

Закон материального движения — притяжения, и закон социального движения — притяжения страстей

Категория «страсть» является одной из самых важных в теоретических конструкциях Фурье. Фурье считал, что поскольку мир подчиняется законам движения, то существует два порядка этих законов: закон материального движения — притяжения, и закон социального движения — притяжения страстей, или притяжения страстей. Первый был открыт Ньютоном; на честь открытия второго закона претендует Фурье. Открытый им закон, по мнению Фурье, лежит в основе социального кодекса, который приведет человечество к системе гармонии. Чтобы открыть путь к лучшему социальному порядку, необходимо понять данный Богом план социального порядка, который соответствует человеческой природе. Фурье признает, что страсти являются определяющими характеристиками человеческой природы.

Притяжение по страсти — это стремление, данное природой перед факультетом разума, и сохраняется, несмотря на противодействие разуму, долгу, предрассудкам и т.д.». Установление нормального общественного порядка создает такие условия, при которых свободное удовлетворение страстей делает возможным гармоничный союз интересов всех членов общества. Бог, по словам Фурье, управляет миром по притяжению, а не по принуждению. Счастье каждого из них заключается в удовлетворении его страстей и их полном развитии. Для достижения всеобщего счастья необходимо найти средства, удовлетворяющие страсти всех мужчин. По словам Фурье, страсти, присущие человеку, делятся на три группы. Самые важные страсти — это дистрибуция; их три: страсть к конкуренции или интриге, страсть к разнообразию и страсть к творческому энтузиазму. Полное развитие человеческих страстей создает еще одну, тринадцатую страсть — гармонию или унитарность. Гармонизм — это стремление человека гармонизировать свое счастье со счастьем окружающего мира, всего человечества.

Доктрина Фурье основана на «серийном принципе», который, как говорят, действует в природе и обществе, создавая баланс между различными типами движений. Серийный принцип устанавливает гармонию между страстями, которые движут людьми. По мнению Фурье, социальная организация связана с необходимостью создания серий — специализированных сообществ труда; сериал является базовой социальной единицей социальной фаланги.

Впервые свои идеи о будущем обществе Фурье изложил в печати в 1803 году. 3 декабря 1803 г. В газете была опубликована невинная статья «Всемирная гармония», которая уже в зачаточном состоянии содержала основные положения социальной доктрины Фурье: Признание полного провала философских и политических систем; провозглашение необходимости новой социальной науки, обеспечивающей анализ и синтез «притяжения страстью как основы общественного движения»; критика существующего «порядка цивилизации» как порядка не только иррационального, но и преходящего; объявление о грядущем «порядке гармонии».

С тех пор и до самой смерти он разработал свою теорию. Будущее общество должно состоять из сообществ или ассоциаций — фаланги. Фаланга — это термин Фурье, обозначающий ассоциацию социального порядка. Фаланга — это ассоциация производителей. Это фундаментальная организация, построенная по принципу совпадения частных и общих интересов, и основанная на гармоничном притяжении страстей.

Фаланга в основном сельскохозяйственная, но ее члены не пренебрегают различными промышленными трудами. Фаланга состоит из 1600-2000 членов. Для каждого типа работ организована серия. Каждая серия занимается разными видами работ; есть серии плотников, ткачей, овощеводов, садоводов, скотоводов и многих других.

Из слова «фаланга» Фурье образовал слово «фаланга», которого не существовало до него, чтобы обозначить популяцию фаланги.

Жилые помещения фаланги сдаются в аренду за отдельную плату, и каждый арендует то, что подходит ему по средствам. Продовольствие было организовано по тому же принципу: Все члены фаланги едят в общей столовой, но имеют разное меню в зависимости от средств.

Фаланга — это корпорация. Сама «Фаланга», а также земля, на которой она расположена, инвентарь и строительные материалы — все создается и покупается на деньги от продажи акций. Аналогичным образом, доходы Фаланги делятся не только в соответствии с проделанной работой, но и в соответствии с внесенным капиталом. Весь доход разделен на двенадцать частей. Пять двенадцатых — это доля труда, три — доля таланта и четыре — доля капитала. Высокий процент дохода на капитал, полагает Фурье, привлечет богатых в фалангу, прибыль которых здесь будет больше, чем в современном обществе.

Хотя фаланга состоит и из бедных, и из богатых, Фурье утверждает, что между ними нет и не может быть никакого серьезного противоречия, так как каждый член фаланги заинтересован в своем богатстве, зная, что только тогда его личный доход увеличится. Отсутствие агентства приводит к тому, что бедный человек воспринимает богатого как коллегу, с которым его благополучие тесно связано. Со временем, полагает философ, произойдет полное слияние различных социальных классов: Богатые люди, которые участвуют в общественном труде, станут теми же производителями, что и ранее бедные; бедные люди смогут покупать акции, и в результате получат доход не только от труда, но и от капитала. Таким образом, объединение постепенно устранит все социальные пороки и установит полную гармонию.

Новый экономический мир

Название «Новый экономический мир» показалось мне наиболее подходящим для обозначения этого прекрасного общественного порядка, который, помимо других качеств, обладает свойством создавать трудовую привлекательность: Под ним наши праздные влюбленные будут даже щеголять на ногах, а с 4 часов утра, как зимой, так и летом, будут усердно посвящать себя полезной работе — уходу за садами и птичниками, занятиям домашним хозяйством, фабричным работам и прочим, от которых механизм цивилизационного порядка отвратителен для всего богатого класса. Все эти работы становятся привлекательными под влиянием совершенно неизвестного распределения, которое я назову набором страстей, или набором контрастных групп. Это механизм, к которому притягиваются все страсти, единственный порядок, отвечающий требованиям природы».

В каждой ассоциации люди делятся на группы от 7 до 9, каждая из которых работает не более 2 часов. Сначала человек работает в группе лесничих, например, затем в группе сучкорезов, затем работает на заводе. «За очень короткие сеансы, не более чем за полтора-два часа, каждый из них может выполнять от семи до восьми видов привлекательной работы в течение дня, варьировать на следующий день, посещать различные группы по сравнению с предыдущими днями; этот режим действий является одиннадцатым страстью, называемый «ворсом», который заставляет одного трепетать от удовольствия к удовольствию, чтобы избежать излишеств, в которые люди цивилизационной системы непрерывно падают «.

«Физически она создает баланс здоровья: здоровье неизбежно нарушается, когда в течение двенадцати часов предаешься монотонной работе — ткачеству, шитью, письму или любой другой работе, не позволяющей последовательно выполнять все части тела и разума. В этом случае повреждается даже эффективная работа сельского хозяйства, как и работа офиса: одно вызывает истощение конечностей и внутренних органов, другое — повреждение твердых и жидких частей тела».

«Папилон» — это путь к равновесию между умственными и физическими способностями, залог здоровья тела и развития ума. Только она может создать ту вселенскую доброжелательность, о которой мечтают философы, и рассеять сотрудников одного дела на сотни других групп; от этой связи у каждой группы есть друзья во всех остальных; это нечто противопоставленное механизму системы цивилизации, где каждая профессия безразлична, часто даже враждебна, интересам других».

Совершенные методы труда

Свободный выбор каждой профессии, в соответствии с ее наклонностями, разнообразие деятельности в течение дня в кругу друзей, по мнению Фурье, приведет к значительному повышению производительности труда и к большому увеличению богатства всех фаланг. Работа станет не рутиной, а удовольствием, и все будут работать охотно. Фурье писал, что при таких условиях конкуренция в буржуазном обществе исчезнет.

Люди не будут соревноваться, но будут соревноваться. Это было одним из предположений Фурье об особенностях социалистического порядка.

Фурье уделяет большое внимание внешней среде и жизни фаланги. Он размещает всех членов фаланги в общем огромном здании, расположенном в центре его территории. Это здание — фаланга. Это должно быть красивое здание, как Версальский дворец. Центральная часть предназначалась для объектов общественного назначения: Столовые, библиотеки, «Вирджиния», храм, Телеграфная контора, Зимний сад и др. В одном крыле будут мастерские, в другом — большие сборочные цеха и жилые помещения. Уборка будет лишней, так как все будут есть в общественной столовой. Фурье придает большое значение «чувству вкуса». В системе цивилизации хороший «вкус» является собственностью немногих; в системе гармонии хороший и изысканный вкус становится достоянием всех. «Гастрономия, которую Фурье контрастировал с «гастрономией» — обжорством — должна, по его мнению, трансформироваться в «гастрософию» — науку о высокой социальной политике, основанной на химии, агрономии, медицине и кулинарии. Женщины будут пользоваться теми же правами, что и мужчины, и работать вместе с ними. Фурье был сторонником множественных любовных связей; соответственно, он предлагает три класса любви к фаланге: 1) мужья и жены, которые образуют прочную семейную связь для получения потомства; 2) дамуазель и дамуазель, которые меняют свои связи, но имеют только одну связь за раз; галанты и галанты, которые предпочитают множественные и мимолетные связи.

Дети, по мнению Фурье, являются основным источником социальной гармонии и трудовой привлекательности. «Поэтому необходимо начинать с образования, тем более, что сначала должна быть создана ветвь механизма, поскольку дети, лишь слегка извращенные предрассудками и выражениями недоверия, будут более послушны притяжению, чем отцы; они полностью отдадут себя ему с первой недели и очень скоро раскроют превосходство структуры сериала над страстью». Социальное образование направлено на обеспечение полного развития физических и умственных способностей, с тем чтобы вовлечь всех, в том числе и получающих удовольствие, в продуктивный труд».

С трех лет дети начинают работать, ухаживая за клумбами, украшая прихожую и т.д. Помимо работы, дети учатся различным наукам, а также осваивают музыкальные инструменты в зависимости от своих талантов. «Если человек должен жить сельскохозяйственным и промышленным трудом, он должен стать фермером и производителем, прежде чем он станет ученым».

Таков курс обучения в Системе Гармонии, где ребенок, хотя и является наследником престола мира, воспитывается в садах птичников, мастерских и кухнях какой-нибудь фаланги, как только он может ходить; там он становится фермером и промышленным производителем, прежде чем заняться наукой: к ним он продвигается лишь постепенно, а в качестве вспомогательных адъюнктов — к продуктивному труду.

В которую он постепенно вовлекается с 2 до 4 лет. Затем ему необходимо обучение, чтобы применять его в этих трудах, в которых он с нетерпением горит, чтобы улучшить себя».

В результате всего этого, говорит Фурье, социальные противоречия будут уничтожены, а гармония и добрая воля всех людей будут установлены, наступит всеобщая гармония. Население всего земного шара объединится в фаланги. Все будут жить в фалангах, так что не будет ни городов, ни деревень. Фурье страстно верил во вселенскую трансформацию под структуру гармонии и верил, что сама природа, животные, растения изменятся на благо человечества. Лед на полюсах растаял бы, климат улучшился бы, и у людей было бы два урожая в год.

Земля получит четыре искусственных луны ярче, чем наша, и в результате ночи будут такими же яркими, как и дни. Хищники и вредные насекомые будут заменены антильвами, антиакулами и антикрокодилами для служения человеку. Социальная система возвысит многие виды, которые из-за жестокости человека, цивилизационной системы или их предрассудков были отодвинуты в сторону воды и лесов. Система ассоциаций будет иметь парки прирученных кроликов, так же как у нас есть парки прирученных кроликов….. В системе ассоциаций будут стаи различных водоплавающих и лесных птиц, так же, как и у нас были стаи гусей.

Вода в океанах приобретет вкус лимонада. Человеческое тело тоже изменится. По мнению Фурье, высшего экономического совета Фаланги, состоящего из высокопоставленных чиновников каждого ранга, Ареопаг является исключительно совещательным органом, отражающим «власть общественного мнения».

Фурье враждебно относился ко всем известным историческим формам демократии и считал, что демократия — это всего лишь химера. Исходя из этого, Фурье считает нелепой целью революционеров создание республики; он не верит в избирательное право. Придуманная Фурье система правления в горманском обществе соответствует его идее «притяжения страстью». Учитывая страсть людей к величию, славе, Фурье утверждает высокие титулы и звания, обладатели которых не имеют реальных функций власти, Фурье ожидает, что высокие звания, присуждаемые за особые заслуги перед обществом, могут быть использованы как стимул для повышения трудовой конкуренции.

Для реализации своих идей Фурье считал, что достаточно организовать несколько правых фаланг, и все человечество сразу же последует за ними. Через 5-6 лет по всей Земле будет царить новый социальный порядок, в котором интересы каждого человека и всего общества будут сливаться воедино. Он верил Фурье только в то, что он убедил богатых дать деньги на устройство фаланги. В течение 30 лет Фурье писал письма и посылал свои книги капиталистам, правительствам, императору Наполеону, царю Николаю I, министрам и ученым.

Фурье сообщил всем, что он сделал замечательное открытие о том, как преобразовать коррумпированный буржуазный порядок и создать условия для человеческого счастья. С этим открытием, сообщил он, вы можете учиться, читая его книги. «… Кто бы ни увидел фалангу, чудесные явления вызовут на земном шаре такое оцепенение, что все состоятельные люди захотят совершить путешествие и увидеть своими глазами такие непостижимые последствия….. При виде этого зрелища социальной магии, этих проявлений согласия, этих чудес, этого океана величайших наслаждений, порожденных только притяжением, или божественными импульсами, мы заметим, как перед Богом, Творцом столь прекрасного порядка, возникнет безумие восхищения, и бесчисленное множество усовершенствованных порядков цивилизации посетит всеобщее проклятие. Его политические и моральные библиотеки брызгаются, рвутся в первую минуту ярости и используются в самых низменных целях, вплоть до перепечатывания с критическими объяснениями».

Фурье предложил дать деньги богатым на организацию первых фаланг. Каждый день в полдень, сообщил Фурье, он ждал дома, когда приедут состоятельные посетители. Он, конечно, не стал ждать их приезда.

Фурье отрицательно относился к классовой борьбе, опасался новых революций и хотел преобразовать общество мирным и «безболезненным» способом, не причиняя вреда интересам капиталистов.

В последний период своей жизни Фурье оставался в стороне от масс, одиноким мыслителем, общественным утопистом.

Он продолжал возлагать все свои надежды на то, что он считает возможным, возможно, даже неизбежным, уникальным и безболезненным переходом человечества в систему ассоциаций.

Со всей своей непоколебимой верой в её правильность одинокий ищущий в конце своих дней не раз испытывал разочарование и горечь. Но в то же время он совмещал это с гордой уверенностью в том, что его творческое достижение будет понято и оценено обновленным человечеством будущего.

С такими чувствами мечтатель подводил итоги своей жизни, полностью отдавая себя миру своих утопических идей, которые не были поняты его современниками. и

Шарль Фурье (1772 — 1837) — известный французский философ, социолог; видный представитель утопического социализма; основатель «Фурьеизма», а также автор термина «феминизм».

Краткая биография

Он родился в Безансоне, Франция, в 1772 году. Его отец был торговцем одеждой.

Во время Французской революции он участвовал в восстании в Лионе против правительства. За это все имущество его семьи было конфисковано, а сам Чарльз должен был отбыть тюремный срок.

Через некоторое время Фурье был призван на военную службу. В 1799 году он начал работать путешествующим продавцом; во время одной из своих поездок он заметил, что яблоко в парижском ресторане было в сто раз дороже, чем в его родном городе Бесансоне. Это «открытие» стало моментом просветления, благодаря которому он впоследствии заложил основы своего «нового общественного порядка».

На протяжении всей своей жизни Фурье неоднократно предпринимал тщетные попытки пробудить официальный интерес к его концепциям.

Фурье умер в Париже 10 октября 1837 года.

Основные положения доктрины Фурье

В 1808 г. Фурье опубликовал свой главный труд — теорию четырех движений и универсальных судеб. По мнению философа, главной составляющей идеальной социальной системы должна быть так называемая «фаланга», которая воплощает идею «всеобщего братства» и в которой присутствует полное совпадение общих и индивидуальных интересов.

Фаланга» основана на сельском хозяйстве, но некоторые элементы промышленного производства предполагаются. Число членов фаланги должно составлять от 1700 до 2000 человек. Фурье считал, что именно в фалангах существует свободное выражение способностей, и каждая личность дополняется другой. Это основа счастья, как для всех членов Церкви в целом, так и для каждого человека в отдельности. Фурье был уверен, что работа в фалангах будет привлекательной для всех, потому что работа будет соответствовать наклонам и способностям каждого человека.

Рабочие бригады в фалангах формируются по принципу «взаимной любви». Таким образом, каждая из бригад психологически отличается от других и образует «серию». Все эти «серии» относятся друг к другу как к конкурентам, но без враждебности, которая, по мнению Фурье, характерна для традиционного общества.

Члены фаланги могут сменить профессию. Фурье был убежден, что в процессе занятий различными профессиями можно испытывать не только чувство соперничества, любви, но и переплетение в «кабалистическом» (под этим термином мыслитель имел в виду своего рода «притяжение» к таинственному, загадочному).

Фурье считал, что все вышеперечисленные инстинкты должны восприниматься как «дар Божий», не для того, чтобы подавить их, а наоборот, освободить. Когда они подавляются, они превращаются в разрушительные страсти (как это происходит в традиционном обществе).

Стоит отметить, что на протяжении всей своей жизни Фурье продолжал уточнять и пересматривать свои идеи, внедряя новые концепции и разрабатывая различные новые теории.

Самые известные из его последних работ:

  • «Трактат о внутреннем экономическом союзе»,
  • «Новый экономический и социальный мир»,
  • «Ложная индустрия».

На основе его идей была сформирована так называемая «общественная школа», последователем которой был В. Считан. Середина девятнадцатого века. Несколько уточненная и переработанная «система» Фурье оказала значительное влияние на многих мыслителей, которые искали новый социальный идеал. Последователи Ш. Фурье даже провели социальный эксперимент в США на знаменитой ферме Брук в Роксбери, штат Массачусетс.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек как микрокосм и макрокосм
  2. Концепция деконструктивизма Ж. Деррида
  3. Мишель фуко, французский философ, историк, теоретик культуры
  4. Возрождение — кризис религиозного мировоззрения
  5. Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан) — Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда
  6. Национальное в философии
  7. Особенности современного развития науки
  8. Категории в рассудочном познании И. Канта
  9. Глобальные проблемы человечества. Предпосылки и возможные пути их решения
  10. Философия науки