Для связи в whatsapp +905441085890

Гносеология Гоббса — Истоки философии конфликта

T. Философские идеи Гоббса сформировались в период революционных перемен в Англии. Жестокая гражданская война закончилась диктатурой Кромвеля. Проблема природы человека и условий возникновения государства становится одной из главных тем философских работ мыслителя. Первые проекты были написаны еще в 1640 году, но после созыва Длинного парламента в стране началась революция, и, как и большинство роялистов, Гоббс эмигрировал в Париж. Там он задумал работу «Основы философии», которая должна была охватить антропологию и доктрину государства, но, под влиянием революционных событий, впервые опубликованную «О Гражданине» (1642). По возвращении в Англию философ опубликовал более полный труд «Левиафан, или Материя, форма и власть церковного и гражданского государства» (1651 г.). Все темы этого объемного произведения рассматриваются сквозь призму человека. Все зависит от природы человека, и в области эпистемологии, социальной теории или политологии нет ничего, что не определяется природой человека. Т. Гоббс видит в человеке существо, облагороженное общественным договором, вынужденное по эгоистическим соображениям подчиняться правовым нормам.

Только после заключения договора об использовании слов человек начинает говорить по-настоящему внятно; только через договор о методе появляется наука, которая срочно нуждается в строгости научных определений, о которых также необходимо договориться. Философ видит причину абсурдности «в использовании метафор, трофеев и других риторических фигур вместо точных слов». Хотя это допустимо в повседневной жизни? но если мы разумны и ищем правду, такая речь недопустима.»[1] И критерий истины, и моральная норма, и, конечно, государство, в том числе правовая система, оказываются конвенциональными.

Поводом для заключения договора является конфликт, который постоянно преследует человека в его природном состоянии. Как в семье, так и в своем поместье человек ни в коей мере не связан с другими людьми; врожденная любовь к самому себе мешает ему в этом. «Каждое добровольное объединение вызвано либо общей бедностью, либо желанием обрести славу; поэтому те, кто собираются, стремятся получить либо какую-то выгоду, либо удокимеин, уважение и честь от своих товарищей»[2] Постоянство социальных связей основано исключительно на том факте, что человек может подвергаться преследованиям или насилию вне объединения. «Происхождение великих и прочных человеческих союзов зависит не от взаимного расположения людей, а от их взаимного страха»[3].

Философ настаивает на том, что люди по своей природе равны и нет никаких оснований полагать, что кто-то более одарен, чем кто-то другой. Поэтому причину постоянных межличностных конфликтов нельзя найти в физиологических характеристиках. «Что касается физической силы, то чем слабее, тем сильнее сила, способная убить сильного тайными интригами или альянсом с другими, кто находится в такой же опасности»[4]. Более того, равенство является еще одним аргументом в пользу того, что социальные конфликты неизбежны. «Из этого равенства способностей возникает равенство надежды на достижение целей». Поэтому два человека становятся врагами, когда они желают одного и того же, но не могут обладать вместе»[5].

Гносеология гоббса - Истоки философии конфликта

Гносеология

В эпистемологии французские материалисты были чувственными. Они опирались на философские позиции Т. Гоббса, считавшего сенсацию первым актом познания, и на исследования Дж. Локка, отвергавшего любые «врожденные идеи». Сенсуализм материалистов XVIII века не противоречил общему рационалистическому подходу философии Просвещения. По их мнению, суть реальности может быть известна только через разум. Сенсорное восприятие — это только первый шаг на этом пути.

«Человеческое познание никогда не достигает большего, чем дают ему его чувства»[1], — писал Гельветий. Чувствовать — значит ощущать влияние окружающего мира особым образом. Через посредничество ощущения осуществляется контакт материальной природы с человеческим сознанием, устанавливается ее единство — природа становится содержанием мысли. Воспринимаемый объект посылает конкретные, характерные движения в мозг через органы чувств и производит там длительные или кратковременные изменения. Чувства, по словам Хольбаха, являются модификациями нашего мозга, вызванными объектами, действующими на наши органы чувств.

Начинать с ощущений, по мнению французских материалистов, — это начинать с фактов, с природных явлений, поскольку ощущения — это образы тел во внешнем мире. Они были сторонниками материалистической теории рефлексии. Хольбах определил идеи как образы объектов, из которых происходят ощущения и восприятия. Гельветий назвал суд утверждением идей, данных нам в сенсациях. Дидро сравнивал мозг с чувствительным и живым воском, способным воспринимать всевозможные формы и запоминать эффекты различных объектов. Ламетри говорил о «экране мозга», отражающем объекты, отпечатанные в глазах.

Процесс познания представлен французским материалистам следующим образом. От начальной чувствительности, в процессе ее осуществления под влиянием природы формируются такие способности ума, как память, воображение и внимание. Они облегчают процесс сравнения и выражения сочетания ощущений, в результате чего человек становится полностью способным к мышлению. Дидро назвал человека музыкальным инструментом, наделенным чувствительностью и памятью. Такой инструмент может самостоятельно повторять арии, которые природа играла на его клавишах.

Французские материалисты признавали сенсации как образы внешнего мира и последовательно распространяли принцип рефлексии на процесс мышления. По их мнению, связь и последовательность понятий, суждений и выводов отражают объективную взаимосвязь причины и следствия. Человек регистрирует в своем мышлении и рассуждениях реальную связь вещей и процессов, происходящих в мире.

Любая истина, которую выражает человек, может быть сведена к реальным объектам и их отношениям, которые даются человеку в чувствах. Однако, благодаря способности человека обозначить свои идеи словами, возникают абстракции, которые могут привести к заблуждениям, если они не соответствуют реальным фактам. Абстракция бессмысленна, если она не относится к реальным объектам, из которых абстрагируются свойства и действия, представленные в ней.

Абстракции, соответствующие природным явлениям, служат основой науки, задачей которой является познание истины. Истина заключается в соответствии между представлениями о вещах и о самих вещах. Подобная переписка может быть установлена только на основании опыта.

Для французских материалистов был характерен эпистемологический оптимизм, безграничная вера в силу человеческого разума: «Нет ничего, чего человек не мог бы понять», — полагал Гельветий. Его убежденность в познавательных возможностях человеческого разума разделяли и другие представители материализма.

Историческая эпоха и личность Гоббса

Великий английский материалист Томас Хоббс (1588 — 1679) был современником английской гражданской революции, открывшей новую эру в истории Англии. Хоббс был современником первого и высшего этапов развития Английской революции. Политическая жизнь того времени оказала большое влияние на его философскую мысль. Гоббс жил в то время, когда революционная борьба велась под знаменем религиозного протестантизма. В интеллектуальной жизни Англии в то время существенную роль играла передовая часть аристократии, которая была ближе к буржуазии. Его теоретики видели в науках, которые более или менее непосредственно служили практике, модель знания.

В связи с борьбой с феодальной идеологией возрастает интерес к вопросам религии, религиозной терпимости, конституционного права. Юристы и публицисты английской буржуазии пытаются объяснить происхождение общества и государственной власти из законов и свойств человеческой природы. Человеческая природа рассматривается как продукт внешнего мира. За механистическим объяснением природы следует механистическое объяснение явлений общественной жизни. Все эти тенденции были ярко выражены в философии Т. Хоббса.

Хоббс учился в Оксфорде, а после завершения университетского образования, состоявшего из изучения богословия и древней философии, оказался в образованной аристократической среде.

Четыре поездки Гоббса за границу сыграли большую роль в формировании его философского мировоззрения и, в некоторой степени, его политических убеждений. После поездки во Францию и Италию Хоббс стал секретарем Фрэнсиса Бэкона. В Париже, тогдашнем центре математических исследований, Гоббс изучал математику и науку. Здесь он находился в постоянном контакте с французским материалистом и промоутером учения Эпикура, П. Гассенди. В Женеве он случайно познакомился с «Элементами геометрии» Евклида и был потрясен неожиданностью и в то же время строгим доказательством теоремы Пифагора. Он стремился сделать математический и дедуктивный метод основой политической, философской и вообще всей научной мысли. Учение Коперника, Кеплера, Галилея и Харви сыграло важную роль в научном развитии Хоббса. Галилео особенно повлиял на диалог Галилея по двум основным системам мира, и, встретившись с ним в Италии, поделился с ним своим стремлением объяснить все существующие вещи с точки зрения универсальных механических движений. Вскоре после возвращения в Англию он стал свидетелем первых взрывов революционных событий. Обострение социальных противоречий естественным образом ориентировало его на социальные и политические проблемы. В 1640 году он опубликовал свой первый труд, посвященный этим вопросам, «Элементы законов», в котором он предстает как верный защитник монархии.

Предмет философии

О философии, основы которой я собираюсь изложить, вы, дорогой читатель, не должны думать как о чем-то, с чем можно получить философский камень, или как об искусстве, представленном в трактатах по метафизике», — писал Гоббс в обращении «К читателю», своем эссе «О теле». Здесь ему удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии, определить круг тем, которые, по его мнению, должны быть предметом философского исследования.

Гоббс не только противостоял схоластике, как и другие ведущие мыслители своего времени, но и углубил пропасть между материалистической философией и схоластикой. Он отверг баконовские «формы» и придавал значение только материальным и оперативным причинам.

Методологически значимым в его определении философии является то, что оно провозглашает знание причины и следствия в качестве главной задачи и цели философской науки. «Философия — это знание, полученное при правильном мышлении, которое объясняет действия или явления от причин или производных причин, известных нам, и, наоборот, возможные производные причины от причин, известных нам» (1, I, 52).

Отождествляя философию со знанием причинно-следственных связей, Гоббс имеет в виду только материальные и действующие причины. Он трактует оба с точки зрения механического материализма как прямое или опосредованное действие одного тела на другое. Действующей причиной является активный организм, а материальной причиной — организм, получающий свое воздействие. Вместе они образуют так называемую полную причину, которой вполне достаточно, чтобы объяснить любое действие. Гоббс принципиально отвергает так называемые формальные и целенаправленные причины, утверждая, что «на самом деле и те, и другие являются активными причинами» (1, I, 160).

Начиная с определения философии, Гоббс также проясняет вопрос о ее объекте. «Объектом философии или материей, с которой она имеет дело, является каждое тело, происхождение которого мы можем постичь научными терминами, и которое мы можем сравнить в некоторых отношениях с другими телами; иными словами, каждое тело, в котором происходит связь и деление; то есть каждое тело, происхождение и свойства которого мы можем знать» (1, I, 58).

Понимая предмет философии, Гоббс делает значительный шаг вперед, решительно преодолевая «теистические предрассудки баконовского материализма» (12, II, 144).

Философия Хоббса — это учение о теле, и только о теле. Все, что не является телом или свойством тел, полностью исключается им из объекта философии. Отсюда категорический вывод: «Философия исключает теологию» (1, I, 58). Учение о природе и атрибутах Бога, которое является объектом богословия, не может и не должно быть объектом научного, философского знания, ибо «там, где нет ни происхождения, ни атрибутов, философия не имеет дела» (там же). Разделение философии и богословия было фундаментальной задачей века.

Метод философии

Гоббс считал разработку нового метода научного и философского знания необходимой и неотложной задачей, а также определение объекта философии. Создавая свою методологию, он опирался, с одной стороны, на идеи Бэкона, основателя эмпирико-индуктивного метода, а с другой — на «правила управления разумом» Декарта, который был основателем дедуктивно-рационалистического метода. Он также применил некоторые методологические принципы Галилео Галилея, создателя новой естественной науки, разработавшего экспериментальный метод исследования природы. Галилео указал на существование двух взаимодополняющих методов познания: детерминантного или аналитического и композиционного или синтетического.

Из этого Хоббс разработал два метода:

Аналитический или сепаративный метод заключается в «делении объекта на существенные элементы» (1, I, 105). Соединение последнего осуществляется с помощью синтетического, или соединительного, метода. Используется тот или иной метод, или даже оба вместе. «Вывод принципов из чувственных восприятий осуществляется аналитическим методом, все остальное — синтетическим» (1, I, 111).

Чувственное восприятие дает нам знание о том, что что-то, существует, но ничего не говорит нам о его «природе». Природа вещей известна не с помощью чувств, а с помощью разума. Чтобы понять природу вещи, ум должен сначала разбить ее (разделить) на составные части, точнее, на части ее природы. Это достигается с помощью анализа. В результате мы получаем общие и существенные свойства, составляющие природу каждой вещи.

Гоббс демонстрирует использование аналитического метода на примере изучения свойств квадрата и золота.

Согласно Гоббсу, аналитический метод — это также метод восхождения «от явлений или действий к возможным причинам» (1, I, 184). Он подчеркнул ее гипотетический, вероятностный характер, поскольку знание последствий (действий) не дает и не может дать полностью достоверных сведений о причинах, вызвавших эти последствия (действия). Это отличает аналитический метод от синтетического, который ведет к знанию последствий на основе знания причин и дает достоверные, истинные знания.

Аналитический метод используется, прежде всего, в естествознании, поскольку там мы поднимаемся «от чувственных данных к первым принципам» (1, I, 104), от явлений или последствий к возможным причинам этих явлений. Это в первую очередь относится к физике.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Задачи философии в культуре
  2. Мультикультурализм
  3. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в.
  4. Диоген, философ-киник
  5. Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма
  6. Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог
  7. Любовь, брак, семья
  8. Лосский Н. И его философия
  9. Эволюция представлений о бытии
  10. Философские корни агностицизма — Скептицизм и агностицизм. Общая характеристика