Для связи в whatsapp +905441085890

Задачи философии в культуре — отражение особенностей развития общества

Люди рождаются для совершенства своей природы — для духа. Мерой исполнения предопределения является сознание жизни в Духе. Жизнь в Духе, выраженная через сердце, будет мерилом получения и обретения радости и счастья. Таким образом, через совершенство духа, человек приходит к другой цели, радости и счастью. А когда говорят: «Радость есть мудрость», то верно и обратное — мудрость есть радость. Связи даются только для того, чтобы указать на жизненную необходимость мудрости человеку, который осознал свой дух и жизненную необходимость в нем. Что, если он этого не заметил? Для человека вне Духа не может быть жизни в его истинном понимании. В конце концов, жизнь жива, огонь, который является основой духа. Надо ли говорить, что без сознания духа человек живет не как человек, а только как существо, ходячее тело, которое называться двуногим.

Накопление знаний, необходимых для совершенствования ума, является одним из важнейших компонентов мудрости. Творческая, творческая сила, направляющая эти знания на общее благо, называемая любовью, будет второй составляющей мудрости, общей с первой. Мудрость всегда исходит от Всевышнего, от тех, кто называется Божественными Владыками, запечатленными как боги, пророки, учителя, старейшины, мудрецы.

Задача всех тех, кто осознал, что духовное совершенствование, накопление и развитие духа может и должно происходить только через стремление и поклонение Высшему Свету, будет заключаться в том, чтобы посвятить этому Свету всю свою жизнь. Это то, что действие и служение культуры будет таким же благоговением перед Светом. Слуга культуры всегда в первых рядах тех, кто соберет самые драгоценные зерна мудрости, разбросанные по векам и народам. А найти их недостаточно — нужно их собрать, сконцентрировать, сравнить и соотнести в системе. Но главное — найти место применения в жизни для этих сокровищ знаний, полученных от мудрецов. Описанное священное действие становится философией. Если философия, как проявление любви к мудрости, понимаемой как служение ей во всем искреннем благоговении перед истиной, направлена на ее применение в области культуры, то такую область человеческих знаний называют философией культуры.

Как и любую другую философию, философию культуры можно условно разделить на два основных раздела — онтологию, в которой главным объектом изучения и созерцания будет вопрос о мировоззрении или генезисе, и гносеологию, в которой рассматриваются пути и способы познания мирового порядка, а также пути и способы совершенствования человека как духа в союзе с душой и телом и всей Вселенной в целом.

Задачи философии в культуре - отражение особенностей развития общества

Отражение особенностей развития общества

Особенности развития общества обычно более или менее адекватно отражаются в особенностях развития культуры, особенно духовной. Кризис европейской культуры в XX веке, о котором писали известные философы и историки культуры, начиная с О. Шпенглера, отражается в содержании искусства, морали и философии. Таким образом, кризисные явления в западноевропейской философии нашли свое выражение в обсуждении тем отчуждения, страха, смерти и т.д.


Русский философ Данилевский (1822-1885) стал известен как автор общей типологии цивилизаций или культур. Его сущность связана с отрицанием всемирной истории и признанием истории только этих локальных культур.

Немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) пытался дать более широкую характеристику цивилизации, которую он понимал как некий завершающий этап развития всей культуры. Неразрывно связывая этот этап с прогрессом промышленности и технологий, упадком искусства и литературы, появлением невиданных толп в огромных городах, превращением народов в безликие «массы», он обнажил европейскую цивилизацию как конкретный индикатор кризиса и гибели европейской культуры. По словам Шпенглера, все другие страны неизбежно проходят через те же самые этапы.
Американский социолог П. Сорокин (1889-1968) разработал теорию культурных систем. Выделив три группы ценностей, каждая из которых характеризуется как особый вид мировоззрения, присущий всему обществу:

Идеальный (религиозная супер-система или супер-культура), который интерпретируется как высший;
разумный (материалистическая сверх-культура, связанная с преобладанием материального интереса над религиозным)
идеалистический (переход от одного из вышеперечисленных типов систем к другому).

Он отметил через них определенные этапы в развитии человеческой истории. В современном западном мире, по словам Сорокина, культура находится в окончательном упадке, уступая место новой религиозной стадии. Таким образом, он попытался поместить разнообразие истории прошлого и настоящего в проблему духовных ценностей.

Все вышеперечисленные теории цивилизации и культуры исходят из идеи исторического цикла; они описывают историю культуры как чередование различных типов «культур», генетически не связанных друг с другом. Они ограничивают содержание культуры идеями и духом народа и эпохи.

Очень интересны соображения Альфреда Вебера, который разделяет все культуры древнего мира на «первичные» и «вторичные». Основными характеристиками «первичных» культур являются неисторичность, изолированность и определенная инерционность. «Первичные» культуры рассматриваются как неспособные к развитию и характеризуются абсолютной сакрализации сознания. Он ссылается на великие культуры Востока, которым он противопоставляет «вторичную» культуру Запада. «Вторичная» культура характеризуется сопряженностью с историческим временем, способностью к инновациям и творчеству. В конечном счете, по мнению А. Вебера, западная культура более рациональна, чем восточная.

Происхождение термина «культура


Слово «культура» в его первоначальном понимании не означает какого-либо конкретного объекта, состояния или содержания. Это ассоциировалось с идеей действия или усилия, направленного на что-то. В древние времена это слово использовалось с некоторыми дополнениями: Культура разума, Культура духа и т.д. Далее мы кратко обсудим историю этого термина.


Концепция культуры занимает центральное место в культурологических исследованиях. Этот термин впервые появился на латыни. Поэты и ученые Древнего Рима использовали его в своих трактатах и письмах, чтобы «культивировать», «работать», что-то улучшать. В классической латыни слово «cultura» использовалось в значении сельскохозяйственного труда — agri cultura. Это сохранение, забота, отделение одного от другого, сохранение избранного, создание условий для его развития и целенаправленного развития, в том числе и целенаправленной культурологии.

Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат по сельскому хозяйству. В нем он посоветовал выбрать участок земли следующим образом: «Не ленитесь и прогуляйтесь по купленному вами участку несколько раз; если участок хороший, чем больше вы его осматриваете, тем больше он вам понравится». Если сюжет «не понравился», то нет хорошей заботы, то есть нет культуры». Отсюда следует, что слово «культура» изначально означало не только культивирование, но и почитание, даже поклонение чему-либо.

Римский оратор и философ Цицерон (106-43 гг. до н.э.) использовал этот термин для обозначения духовности. Древние римляне использовали слово «культура» в связи с объектом в генетивном случае: культура языка, культура поведения и т. д. Для нас тоже такие фразы, как «культура ума», «культура общения», «физическая культура» звучат вполне знакомо.

Позже под культурой понималось человечество, как нечто, что отличает человека от природы, от варварского состояния. В древних Эллах и среди римлян в древности отсталые в культурном отношении народы называли варварами.

В средние века слово «культ» употреблялось чаще, чем слово «культура»: культ Бога, культ определенных ритуалов, культ и культура рыцарства. Николас Рерих оригинально расшифровал понятие «культура». Он разделил ее на две части: «культ» — поклонение и «ур» — свет, т.е. поклонение свету; образно говоря, культура — это утверждение светоносного начала в душе человека.

Многие ученые прослеживают происхождение слова «культура» до древнего слова «культ». Они считают, что культура связана с духовностью, включая религию. Фетишизм, вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, культ камней, деревьев, идолов и т.д. некоторые считают оригинальной формой религии. Остатки фетишизма можно увидеть в современных религиях: крест в христианстве, черный камень в исламе и другие.
Объектом поклонения, культа были не только неодушевленные предметы, такие как солнце, луна, звезды, буря, гроза, но и родители (в матриархате — мать, в патриархате — мужчины).

История человечества знает множество культов — в древности объектами религиозного поклонения были боги, храмы, герои, правители и др. Все эти культы и верования привели к появлению всех мировых религий в разных странах именно в эту эпоху (древний Восток и античность), которые сохранились до наших дней. Взаимосвязь культуры и религии, по мнению таких русских философов, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, проявляется в символическом характере культуры, который она получила от культовой символики (танцы, молитвы, песнопения и другие ритуальные действия).

С течением времени значение слова «культура» расширилось и обогатилось. Таким образом, если в средние века культура ассоциировалась с личностными качествами человека (культура рыцаря), то в эпоху Возрождения личностное совершенствование стало пониматься как гуманистический идеал человека. Она воплощается в таких произведениях искусства, как Давид Микеланджело, Сикстинская Мадонна Рафаэля и другие.

Как культура стала научной категорией

Французские мыслители эпохи Просвещения XVIII века понимали историю общества как постепенную эволюцию от варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию. Невежество — «мать всех пороков», а просветление — высшее благо и добродетель. Культ разума становится синонимом культуры.

Эта переоценка разума и культуры привела некоторых философов (Руссо) к критическому отношению к культуре. Не только Ж.Я. Руссо, но и философы и романтики Германии видели в современной буржуазной культуре те противоречия, которые мешали свободному развитию человека и его духовности. Преобладание материального и реального, массового, количественного начала в культуре привело к разврату и порче нравственности. Выход заключается в нравственном и эстетическом совершенстве личности (Кант, Шиллер). Таким образом, культура понималась как сфера духовной свободы человека.

В XIX веке «культура» стала научной категорией. Это означает не только высокий уровень развития общества, но и пересекается с такими понятиями, как «цивилизация». Концепция цивилизации включала в себя идею нового образа жизни, ядром которого является урбанизация и возрастающая роль материальной и технической культуры. Многие ученые связывают его с неким культурным сообществом людей, имеющих некий социальный стереотип, доминирующих в большом, замкнутом пространстве и имеющих закрепленное место в глобальной схеме вещей (православная цивилизация, древняя цивилизация, египетская цивилизация и т.д.).

В марксизме концепция культуры тесно связана с фундаментальными изменениями в материальном производстве и социальных отношениях. По мнению Маркса, эмансипация и развитие культуры связаны с практической деятельностью пролетариата, с политическими и культурными революциями, которые он должен совершить. Он предлагает линейный путь развития истории, который является ничем иным, как последовательной серией социально-экономических формаций, каждая из которых более развита в культурном отношении, чем предыдущая. Развитие культуры, согласно доктрине марксизма, является противоречивым процессом взаимодействия «двух культур», каждая из которых выражает интересы и цели правящих классов. Из этого следует, что любой вид культуры является результатом человеческой деятельности и представляет собой разнообразные изменения в природе и обществе. Это ориентированное на действия понимание культуры прочно утвердилось в XX веке.

Культура, по мнению Ж.П. Сартра, является делом рук человека, в ней он узнает себя и только в этом критическом зеркале он может видеть свое собственное лицо. Человек является культурным в той мере, в какой он участвует в социальном производстве. В этом случае он не только создает культуру, но и доказывает само ее содержание. При таком понимании культуры ее можно определить как способ активного существования человека.
По вопросу о происхождении культуры существуют различные точки зрения, в зависимости от понимания ее сущности.
Активистский подход к культуре является одним из наиболее утвердившихся в культурологии.

Считается, что происхождение всего человеческого и социального связано с возникновением человеческого труда, который сделал обезьяну человеком, стадо — обществом, а природу — культурной средой. Эта теория происхождения культуры называется инструментально-лабораторной теорией. Об этом говорится в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе трансформации обезьяны в человека». Согласно этой теории, человек появился из животного мира в процессе трудовой деятельности. Труд понимался как целенаправленная деятельность, которая начиналась с производства инструментов из камня, кости и дерева. По словам К. Маркса и Ф. Энгельса, в процессе работы в людях появлялось сознание, а вместе с ним и необходимость что-то сказать друг другу. Таким образом, язык появился как средство общения в общей трудовой деятельности. Из человеческой деятельности возникла культура; обезьяна стала человеком. На самом деле последствия производства инструментов и появления языка огромны, хотя сама дарвиновская теория признана не всеми исследователями культурологии: Учебник / Сочинение А.А. Радугина, ред. — М.: Центр, 2003. — 304 с.

Соотношение и взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»

Часто термины «культура» и «цивилизация» считаются синонимами. Это не совсем верно, хотя в какой-то степени смысл этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, и только материальную культуру.

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает «цивилизованный», «публичный». В семнадцатом и восемнадцатом веках «цивилизация» определялась как противоположность «дикости». В XVIII веке цивилизацию стали понимать не только как исторический процесс, но и как уже достигнутое состояние общества, степень социального прогресса, последовавшую за дикость и варварство. Наиболее развитой цивилизацией был тип общества, сформировавшийся в то время в европейских странах.

Со временем понятие цивилизации стало отличаться от понятия культуры. Цивилизацию принято называть совокупностью материальных и социальных благ, которые развитие социального производства дает человеку. Имела место тенденция противостоять культуре и цивилизации, рассматривать их как противоположности (О. Шпенглер, Х. Маркуз). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешней материальной оболочкой культуры.
Четкого определения цивилизации нет, так как разные исследователи дают разные значения этому термину. Некоторые ученые определяют термины «цивилизация» и «культура»; другие рассматривают цивилизацию как специфическую культурную формацию; третьи различают термины «культура» и «цивилизация».
В едином смысле цивилизация считается идеалом прогрессивного развития человечества в целом. Когда цивилизация интерпретируется как особый исторический этап развития, проводится различие между сельскохозяйственной, промышленной и неформальной цивилизациями.


В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками (например, древние, арабские, китайские, египетские цивилизации и т.д.). Последний взгляд разработан такими исследователями, как Н. Данилевский, О. Спенглер, А. Тойнби. Последний разработал теорию «локальных цивилизаций», которых насчитывается более 20.

Кроме того, существуют две православные цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточные, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя и другие.

В связи с сопоставлением понятий «культура» и «цивилизация», последняя определяется (по О. Шпенглеру) как совокупность технико-механических элементов, как конечная стадия развития любой культуры.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Джордж Герберт Мид, американский философ, представитель прагматизма
  2. Эстетическое как универсальный критерий ценности
  3. Человек как творец и наследник духовного богатства
  4. Анатомия сообщества
  5. Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
  6. Мультикультурализм
  7. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в.
  8. Диоген, философ-киник
  9. Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма
  10. Гносеология Гоббса