Для связи в whatsapp +905441085890

Использование произведений искусства в психологическом консультировании — Проблемы современного художественного образования

Сегодня в российской системе образования происходят изменения, которые представляют собой очередной этап формирования новой школы, нацеленной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Поэтому происходят значительные изменения в подходе к педагогической теории и практике образовательного процесса: на первый план выходят новое содержание, новые подходы, новые права, установки и поведение, а также новый педагогический менталитет.

Провозглашенный в российском образовании принцип вариативности открывает перед педагогическими коллективами широкие творческие возможности для выбора и формирования педагогического процесса с любой точки зрения. Эта тенденция является прогрессивной в образовании, так как открывает путь к разработке различных вариантов содержания образовательного процесса, использованию современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработке и практическому обоснованию новых идей и технологий, а также позволяет использовать альтернативные педагогические технологии.

В этой связи особое значение приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробация на практике передовых инновационных технологий, представляющих собой дополнение и альтернативу традиционной системе образования государства.

Можно утверждать, что государство признало необходимость формирования творческой личности, но четкие технологии культурно-творческого развития еще не разработаны. Актуальным на данном этапе может быть введение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «художественное образование» и связанный с ним компонент «арт-терапия». Эти дисциплины возникли на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культурология и социально-культурная деятельность, и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. Важно отметить существенное различие между «художественным образованием» и более узким термином «художественное воспитание». Художественное образование позволяет учитывать не только художественное воспитание, но и все составляющие процесса коррекции и развития с помощью искусства. Основная цель, которую преследует художественное образование, — художественное развитие детей с проблемами, формирование основ художественной культуры и социальная адаптация личности с помощью искусства.

Механизмы влияния искусства на психолого-педагогические процессы изучали многие зарубежные авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные авторы: Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др. Э.Сурно, известный своими работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным воспитательным средством, которое влияет на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

Процесс восприятия детьми искусства — это сложная психическая деятельность, в которой сочетаются познавательные и эмоциональные моменты. Занятия искусством способствуют сенсорному развитию детей, их способности различать цвета, формы и звуки, а также обеспечивают понимание языка различных видов искусства. Говоря о воспитательных возможностях искусства, нельзя упускать из виду еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на детей. Воздействуя на эмоциональную сферу, искусство выполняет коммуникативную, регулятивную и катарсическую функции. Совместное участие ребенка, сверстников и педагогов в процессе создания произведения искусства расширяет социальный опыт ребенка, учит правильному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию коммуникативных нарушений. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается также в эффекте «очищения» от накопленного негативного опыта и позволяет ему вступить на путь новых отношений с внешним миром.

Использование произведений искусства в психологическом консультировании - Проблемы современного художественного образования

Проблемы современного художественного образования

Художественное образование в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, и строит взаимодействие с ним на основе субъект-субъектных отношений. Эти отношения предполагают определенные требования к личности самого учителя. Практика подготовки учителей показала, что необходимо разрабатывать модель организации образовательного процесса с позиций альтернативной педагогики, где особенно важно учитывать приоритетные перспективные направления деятельности, инновационные подходы к организации образовательного и развивающего пространства, содержание знаний, умений и навыков, которыми должны обладать в будущем сами учителя и их ученики.

Художественное образование — это особое направление в педагогике, в котором формирование, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется с помощью искусства в любом предмете. Эта дисциплина, отойдя от методов традиционной системы образования, трактует прямое и творческое взаимодействие между учителем, учеником и родителями. Ценность заключается в том, что учитель, дети и родители — все являются носителями культуры. Художественное образование позволяет плодотворно работать с разными категориями учащихся: от одаренных до девиантных. Арт-педагогика формирует утверждение, что обучение превращается в самообучение, образование — в самообразование, а развитие — непосредственно в саморазвитие.

Принципы арт-педагогики базируются на традиционных классических общепедагогических принципах, принципах специального образования и принципах художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода с учетом возрастных особенностей ребенка, принцип педагогической рефлексии, личностного целеполагания, принцип индивидуального выбора пути, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, творчества.

Основными целями художественного образования являются:

  • Формирование самосознания ребенка как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как личности;
  • осознание своего взаимодействия с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;
  • творческая самореализация личности.

Специальные педагогические технологии в художественном образовании направлены на решение проблем художественного развития ребенка, облегчение процесса обучения и мышления. Они способствуют сохранению целостности личности, так как сочетают интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, предоставляют учителю систему приемов для радостного вхождения в систему знаний, способствуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции и поддерживают адаптацию личности в современном противоречивом мире.

Основными технологиями арт-педагогики являются игра и педагогическая импровизация, это и является основанием для использования технологий арт-педагогики в области социокультурной педагогики. Педагогическая импровизация — это изначально незапланированное действие учителя, вызванное незапланированными ситуациями под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации зависит от построения и прогнозирования форм, мотивации и перспективности результатов.

История и современность Арт-терапии

Давайте теперь рассмотрим интерпретацию другой смежной дисциплины — арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» (art therapy — исцеление через искусство) означает исцеление через творчество с целью выражения собственного психоэмоционального состояния.

Ученых всегда интересовало влияние произведений искусства на людей. Исторические источники доказывают, что в древности жрецы, а позже врачи, философы и учителя использовали искусство для исцеления души и тела. Древние ученые изучали механизм воздействия живописи, театра, музыки, танца на психику человека и пытались определить роль и место искусства в процессе восстановления функций организма, а также в формировании духовного мира личности. Влияние искусства на человека как метод лечения использовалось в Древней Греции, Египте, Месопотамии, Китае и Индии.

Но только в двадцатом веке искусству была официально приписана терапевтическая функция, основанная на конкретных положительных результатах научных исследований. Например, в Великобритании М. Ричардсон. Ж. Дебюффе и другие использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-х годах рисунки использовались различными людьми как средство исследования бессознательных процессов. По одной из версий, термин «арт-терапия» был впервые использован Адрианом Хиллом в 1938 году, когда он описывал свои сеансы изобразительного искусства с больными туберкулезом в санаториях. Позже этот термин стал применяться ко всем видам терапевтической художественной деятельности (музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия и т.д.). Арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй мировой войны как особая форма профессиональной деятельности, в тесной связи с психотерапией.

В 1969 году была основана Американская ассоциация арт-терапии, объединившая арт-терапевтов и практикующих специалистов. Впоследствии подобные ассоциации возникли в Англии (BAAT, Британская ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии. В 1960-1980 годах были созданы профессиональные ассоциации, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.

Конец прошлого века ознаменовался изменением культурного климата, ускорение темпов глобализации привело к необратимым изменениям в социокультурной среде. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, вынужденного существования расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях помощь арт-терапевтов, чья деятельность выходит за рамки традиционной психологии и психотерапии, все чаще используется в учреждениях культуры и образования.

зарубежный опыт использования техник арт-терапии в системе образования

В разных странах существуют различные модели и школы арт-терапии; мы рассмотрим различные примеры и подходы.

Согласно интерпретации международной классификации, арт-терапия представлена в четырех направлениях — собственно арт-терапия (психотерапия через визуальное творчество), драматерапия (психотерапия через сценическую игру), танцевально-двигательная терапия (психотерапия через движение и танец) и музыкотерапия (психотерапия через звуки и музыку).

Рассмотрим зарубежный опыт на примере американской классической школы.

Опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования

А.И. Копытина можно считать основателем российской школы арт-терапии; его основные работы известны как в России, так и за рубежом. А.И. Копытин — кандидат медицинских наук, президент Ассоциации арт-терапии, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В своем развитии целью арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия в образовании может быть использована как инструмент для развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. В связи с этим задачи развития должны рассматриваться в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Приверженцы школы арт-терапии А.В. Копытина пытаются объединить психотерапевтические и образовательные технологии и предлагают интересные практические приложения.

Так, в частности, программа развития креативности, разработанная А. Заслуживает внимания программа В. Гришиной по развитию творческой индивидуальности молодежи с помощью арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Программа успешно реализуется в учреждениях дополнительного образования, и автор рекомендует использовать ее учителям изобразительного искусства, она насыщена элементами, характерными для арт-терапии. Среди них следующие:

  • Рефлексивная направленность обучения, которая означает, что молодых людей поощряют анализировать продукты своей творческой деятельности с целью осмысления своих личностных особенностей и опыта в ней;
  • высокая степень спонтанности творческих действий при свободном выборе молодыми людьми как содержания, так и средств изобразительной деятельности, а также сознательный отказ педагога от суждения о художественно-эстетических достоинствах продуктов творческой деятельности молодых людей;
  • большое внимание педагога к коммуникативным условиям групповой деятельности, к которым относятся высокая степень взаимной терпимости участников профессий, эмоциональная гибкость педагога, принятие им особенностей творческой индивидуальности молодых людей и навязывание им собственного мнения.

Реализация этого типа обучения требует специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапии. Следовательно, эту программу можно рассматривать скорее как арт-терапию, но с развивающими, а не художественно-образовательными задачами. Соответственно, его реализация будет больше соответствовать профессиональным возможностям специалистов, получивших достаточную специализированную арт-терапевтическую подготовку (например, преподавателей искусства, прошедших последипломную подготовку по арт-терапии), чем преподавателей без такой специализированной подготовки.

Интерес представляют также разработки Л.Д. Лебедевой, посвященные некоторым вопросам применения арт-терапии в педагогике. Автор вводит в педагогический терминологический аппарат интересную трактовку термина «therapy», переводя его не только как «лечение», но и как «забота, беспокойство». Исходя из этого, она считает допустимым использование арт-терапии учителями и школьными психологами, не имеющими специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. В частности, она пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научной, учебной интерпретации понимается как забота об эмоциональном благополучии и психическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. В то же время он дает широкий спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования, включая «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, страх, тревогу, агрессию; переживание эмоционального отвержения, одиночество, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность по отношению к другим.

Практические примеры техник арт-терапии

Арт-терапия — традиционная интерпретация: наиболее развитая, широко используемая и самая простая в техническом исполнении форма арт-терапии. Это живопись, скульптура, архитектура. В него традиционно входят все виды рисования (рисунки, картины, гравюры, монотипии и т.д.), мозаика, макияж и боди-арт (как вид живописи «по телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественная фотография (фототерапия) и многие другие виды художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.
Музыкальная терапия — чрезвычайно богатая область с точки зрения ее силы и возможностей, а также имеющегося эмпирического материала. Работая с музыкой, нужно всегда помнить, что мы «беззащитны» перед ней: Музыка воздействует на глубинные структуры мозга и обходит контроль сознания. Музыка использовалась и используется как своего рода катализатор, ее можно применить к любой методологической системе. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама как лекарство. Вокалотерапия — это особый случай голосовой терапии, когда голос используется для снятия стресса или диагностики.

Библиотерапия (творческое письмо), самовыражение с помощью литературы через творческое «письмо». , состав. Можно выражать себя совершенно свободно (о том, что я хочу, чего я хочу и как я хочу), а также на заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Хеннекена: главным героем литературного произведения всегда является автор. Сюда входят автобиографический метод, драматическое письмо, поэзия, ведение дневника, написание писем (хотя жанр письма в наши дни явно деградирует) и многое другое.

Драматерапия является одним из наиболее развитых направлений в настоящее время. Одной из причин широкого распространения и эффективности драматерапии является постоянное (хроническое) неиспользование игрового потенциала человека в современном мире, «недоигрывание» детей и взрослых, утрата мощной народной игровой культуры как таковой. Метод должен включать музыку, танцы, грим, рисование, сочинительство и многое другое. Во всех этих практиках присутствует сильный театральный элемент. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей». В психодраме ставятся буквально импровизированные спектакли, в игровой терапии те же задачи решаются в рамках обычной детской игры.

Куклотерапия (работа с куклами и марионетками) может быть использована в различных областях художественного образования: Психодрама, игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Современные «куклотерапевты», пожалуй, самым эффективным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым также предлагается этот вариант, но реже. Дети играют либо в специально придуманных пьесах, либо в обычных пьесах с соответствующим содержанием. Роли, конечно же, распределяются с чувством, вдумчивостью и консультациями. Изготовление кукол (из пряжи, обрезков ткани и т.д.) — это прикладная версия куклотерапии, которая может высвободить скрытую энергию.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эмоциональный стресс
  2. Мотив как регулятор человеческого поведения
  3. Влияние темперамента младших школьников на взаимоотношения между сверстниками и учителем — Темперамент. Типы и характеристики его проявления
  4. Методы групповой психотерапии. Психодрама
  5. Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии
  6. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с депрессивным состоянием
  7. Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков
  8. Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий
  9. Проективные методики в консультировании
  10. Роль взрослого в развитии ребенка