Для связи в whatsapp +905441085890

Комплексная программа «радуга» — Понятие игры, классификация игр

Анализ основных психологических направлений — теорий деятельности (А.Н. Леонтьев), игры как ведущей деятельности дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Е.Е. Кравцова), теории развития ведущих психических функций (Л.С. Выготский) продолжился в работах детских психологов (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков Л.А. Венгер П.Я. И. Божович, В.С. Мухина, В.А. Петровский, В.Т. Кудрявцев), теория общения и речевой деятельности, их значение в социализации дошкольников (М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, Т.А. Репина) позволили сделать психологическое обоснование системы экологического воспитания и возможности ее внедрения в условиях сложившейся отечественной традиции социального дошкольного воспитания детей.

Утверждается, что содержание экологического образования может быть построено на основе руководящих идей и концепций экологии (биоэкологии, социальной, человеческой экологии). При этом адаптация научных определений к психолого-педагогической специфике дошкольного детства осуществляется путем: Подбор и использование в образовательном процессе природных объектов (материалов), обладающих основными признаками существенных характеристик морфофункциональной адаптации организма к среде обитания; создание в пространстве жизнедеятельности детей эколого-развивающей среды, включающей природные объекты, пригодные для демонстрации ярких форм адаптивных взаимоотношений растений и животных с окружающей средой. Этот подход принципиально отличает образовательный процесс в дошкольном учреждении от естественно-научного образования в школе и является его предтечей.

Новизна представлена в методологическом обосновании экологического воспитания дошкольников, которое базируется на системном и научном подходе. Системный подход позволяет упорядочить различные аспекты экологического воспитания детей в условиях детского сада и построить новую педагогическую систему. Естественнонаучный подход позволяет определить научную сущность экологического образования детей, возможность использования основных положений экологии (одного из направлений естествознания) при определении содержания педагогического процесса.

Разработана теоретическая модель системы экологического образования детей в дошкольном учреждении, структура которой включает пять функционально взаимосвязанных компонентов: основы экологии (теоретические знания); дидактическая система знаний для детей; методы экологического образования; технология экологического образования в детском саду для детей разного возраста; управление экологическим образованием в ДОУ. Ведущим — системообразующим — компонентом являются теоретические знания — основы экологии, которые пронизывают и объединяют все остальные компоненты системы.

Выделяются три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, основанные на типичных для этого периода видах деятельности: практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных в детской среде, природоохранная деятельность); познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях); «репрезентативные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность).

Новая форма использования ролевых игр в образовательном процессе по ознакомлению детей с природой — различные виды образовательных игровых ситуаций (ИОС с аналоговыми игрушками, куклами — сказочными персонажами, с сюжетом «путешествие»), организуемые педагогом для решения дидактических задач, принципиально меняют ситуацию: образовательная деятельность, преобразованная в игру, обеспечивает простое понимание и усвоение дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, отношения объектов.

Комплексная программа «радуга» - Понятие игры, классификация игр

Понятие игры, классификация игр

Дошкольный возраст — это короткий, но важный период развития личности. В эти годы ребенок приобретает первые знания об окружающей жизни, начинает формировать определенное отношение к людям, труду, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения, формируется характер.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая развивает умственные и физические силы ребенка, внимание, память, воображение, дисциплину и ловкость. Кроме того, игра — это особая форма приобретения социального опыта, присущая дошкольному возрасту.

Игра — ценный вид деятельности для ребенка дошкольного возраста, который дает ему чувство свободы, контроля над вещами, действиями и отношениями, позволяет наиболее полно реализовать себя в «здесь» и «сейчас», достичь состояния полного эмоционального благополучия и стать членом детского общества, которое строится на свободном общении равных.

Н. Крупская во многих статьях говорит о важности игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «… Подражательная игра, которая помогает освоить полученные впечатления, имеет огромное значение, гораздо большее, чем что-либо другое. Эту же мысль выразил А. М. Горький; «Игра — способ, которым дети учатся изменять мир, в котором они живут и в который их зовут».

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, что подготавливает переход на новую, более высокую ступень развития. Этим объясняется огромный воспитательный потенциал игры, которую психологи считают ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Особое место занимают игры, созданные самими детьми — их называют творческими или ролевыми играми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых. Творческая игра полностью формирует личность ребенка и поэтому является важным средством воспитания.

Что дает право называть игру творческой деятельностью?

Игра — это отражение жизни. Здесь все «как бы», «понарошку», но в этой условной среде, созданной воображением ребенка, много реальности;действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания настоящие, искренние. Ребенок знает, что кукла и мишка — всего лишь игрушки, но любит их как живых, он понимает, что он не «настоящий» летчик или моряк, но чувствует себя храбрым летчиком, отважным моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует реальность, а комбинирует различные впечатления от жизни с личным опытом.

Творчество детей проявляется в идее игры и в поиске средств для ее реализации. Сколько изобретательности нужно, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет построить, какое оборудование подготовить! В игре дети выступают одновременно в роли драматургов, реквизиторов, декораторов и актеров. Однако они не придерживаются своего плана, не долго готовятся к роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент. Поэтому актерская игра — это всегда импровизация.

Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети сначала вступают в общение со сверстниками. Их связывает общая цель, совместные усилия по ее достижению, общие интересы и опыт.

Дети сами выбирают игру и организуют ее. Но в то же время ни в одном другом виде деятельности нет таких строгих правил, такой условности поведения. Поэтому игра учит детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, способствует воспитанию целеустремленности.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом команды, справедливо оценивать действия и поступки товарищей и свои собственные. Задача воспитателя — направить внимание игроков на такие цели, которые вызывают общие чувства и действия и способствуют установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.

Творческая совместная игра — это школа развития чувств детей дошкольного возраста. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, которые развиваются в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Нужно большое мастерство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к добрым поступкам, вызывала бы самые лучшие чувства.

Игра является важным средством умственного воспитания детей. Знания, полученные в детском саду и дома, находят практическое применение и дальнейшее развитие в процессе игры. Воспроизводя различные жизненные события, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок осмысливает увиденное, прочитанное и рассказанное; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными.

Воплощение жизненного опыта в игре — сложный процесс. Творческая игра не может быть подчинена узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие образовательные задачи. Дети выбирают игровые роли в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не изменятся, но важно, чтобы ребенок мечтал участвовать в полезной для общества работе. Постепенно у ребенка в игре формируются общие представления о важности труда, роли различных профессий.

В игре умственная деятельность детей всегда связана с работой воображения; необходимо найти роль, представить, как человек, которому вы хотите подражать, действует, что говорит. Воображение также проявляется и развивается в поиске средств реализации задуманного; прежде чем отправиться в полет, нужно построить самолет; для магазина выбрать подходящие товары, а если их нет — сделать самому. Таким образом, игра развивает творческие способности будущего школьника.

Игра и работа

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей насыщенной, удовлетворяют их потребность в активности. Даже в хороших условиях, при хорошем питании, ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если его лишить стимулирующей игры.

Большинство игр отражают работу взрослых, дети имитируют домашние дела своих мам и бабушек, работу воспитателей, врачей, учителей, водителей, летчиков, космонавтов. Следовательно, игры способствуют уважению к любой полезной для общества работе и укрепляют желание самим участвовать в ней.

Игра и работа часто вполне естественно связаны друг с другом. Часто можно наблюдать, как долго и увлеченно дети возятся, уже готовясь к игре в определенный образ; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют клинику. Иногда ребенок привносит игривый образ в реальную работу. Например, когда он надевает белый фартук и бандану, чтобы испечь печенье, он превращается в рабочего на конфетной фабрике, а когда он убирает территорию, он становится уборщиком.

Игра формирует моральные качества, ответственность перед командой за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, координацию действий в достижении общей цели, умение справедливо решать спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников — рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на разные средства отражения жизненных впечатлений, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; одни и те же темы можно увидеть в игре и в рисунке; в процессе игры дети часто поют, танцуют, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Это определяет его место в педагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания в детском саду» говорится, что игра — это важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет огромное значение для формирования индивидуальности и сплочения коллектива детей. Для каждой группы ставятся учебные задачи, которые решаются в процессе игры.

Руководство творческой игрой — одна из самых сложных частей методики дошкольного образования. Учитель не может заранее предсказать, что придумают дети и как они поведут себя в игре. Но это не значит, что роль учителя в творческой игре менее активна, чем в классе или в играх с правилами. Однако специфика детской деятельности требует особых методов управления.

Важнейшим условием успешного руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только тогда, когда учитель относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому учителю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Психолого-педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей приходится на дошкольный возраст, когда характер их деятельности меняется по сравнению с ранним детством. Л.С. Выготский характеризует этот новый вид деятельности как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника существуют совершенно своеобразные отношения мысли к действию, а именно возможность воплощения идеи, возможность перехода от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Берете ли вы игры, берете ли вы рисунки, берете ли вы работу — везде и во всем вам придется иметь дело с совершенно новыми отношениями, возникающими между мыслью и действием ребенка».

Воображение детей старшего дошкольного возраста становится более активным, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что дети начинают уделять все больше и больше внимания идее, то есть замыслу своей работы. Конечно, ни дошкольник, ни школьник не пытаются передать абстрактную идею в живописной форме. Идея-замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается в действии его рисунка, игры или рассказа.

В играх происходит глубокий и сложный процесс трансформации и усвоения жизненных впечатлений. Творчество проявляется и в замысле — выборе темы игры, рисовании, поиске путей реализации мысли, и в том, что дети не копируют увиденное, а с большой искренностью и непосредственностью, без оглядки на зрителей и слушателей, передают свое отношение к представленному, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых, дети не способны детально обдумывать предстоящую работу или игру, они лишь намечают общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности, целенаправленное воображение ребенка, побуждать его в любом случае переходить от мышления к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором в развитии ребенка, особенно его художественных способностей. Задача учителя, отталкиваясь от склонности детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать в них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целеустремленность.

Обучение играет важную роль в «интеллектуальном творчестве» ребенка. «Творчество пронизывает процесс приобретения навыков. При правильном обучении творческие способности детей достигают достаточно высокого уровня. «Сознание играет важную роль в деятельности человека вообще, тем более в творческой деятельности, где требуется полет мысли, воображение, основанное на опыте и знаниях. Способность к анализу, критическое отношение к качеству собственной работы, которую формирует ребенок, прокладывает путь к новым достижениям в этой области, дает перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка.»

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой активности ребенка, которая выражается в развитии способности планировать и осуществлять, умении комбинировать свои знания и идеи, искренней передаче своих чувств.

Игра как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста

Особое место в формировании личности дошкольника занимает игровая деятельность. В этой деятельности у детей формируются нравственные навыки правил поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности ребенка дошкольного возраста во многом зависит от грамотного педагогического руководства.

Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться наиболее полного самовыражения детей, активности их действий, соответствующих общепринятым нормам и правилам восприятия окружающей природной среды.

При выборе направления руководства экологическими играми необходимо учитывать, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому педагогический процесс формирования личности дошкольника должен быть построен так, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по экологическому образованию.

В последние годы внимание к проблеме игр значительно возросло, возникла необходимость более глубокого и всестороннего изучения отдельных вопросов игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей воспитания дошкольников, с внедрением игровых приемов в практику обучения и воспитания, использованием новых видов игровой деятельности.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, которые обеспечивают развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубление, уточнение и закрепление знаний о живой и неживой природе. Игры включают дидактические игрушки, различные природные материалы, использование сборных настольно-печатных игр: различные лото, секционные картинки. Также целесообразно использовать игры, активизирующие движение, в сочетании с решением умственных задач.

В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой дом», дети выбирают дом или пару с прикрепленными листьями, которые похожи по цвету или форме на дом, заданный учителем. Такие игры полезны еще и потому, что они предполагают различные способы организации детей, их можно проводить со всей группой или не очень большой подгруппой.

Однако следует иметь в виду, что не каждая игра экологична по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического воспитания подбор игр зачастую недостаточно продуман и нередко носит случайный характер. Для того чтобы реализовать задачи экологического воспитания с помощью игры, необходим тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. При выборе игр для экологического воспитания детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие требования:

  1. Подбирать игры необходимо с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического воспитания, которые решаются на данном возрастном этапе;
  2. Игра должна давать ребенку возможность применять уже полученные экологические знания на практике и стимулировать усвоение новых знаний;
  3. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, сформированным в ходе других видов деятельности;
  4. Игровые действия должны осуществляться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
  5. Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют не только решать задачи экологического воспитания, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности дошкольника;
  6. Для того чтобы игра выступала в качестве эффективного средства экологического воспитания дошкольников, необходимо понимать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Можно предсказать, на какой уже имеющийся опыт будет опираться ребенок, какой новый шаг в его развитии произойдет.

Подбор и внедрение игр в педагогический процесс осуществляется таким образом, чтобы постепенно и последовательно расширялись представления детей о животном мире, они учились использовать имеющиеся знания для расширения игровых заданий, развивались и совершенствовались такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, на основе имеющегося опыта детей. Игры для изучения растений и животных можно разделить на группы в соответствии с дидактическими задачами.

При проведении игр по обогащению экологического сознания необходимо учитывать следующие положения:

  1. У старших дошкольников возрастает потребность в игровой деятельности, которая удовлетворяет их интерес и активность в познании окружающего мира;
  2. Игры вызывают у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают стресс в процессе обучения. Поэтому усилия детей направлены на познавательную деятельность;
  3. Дети дошкольного возраста проявляют творческую активность, которая привлекает различные компоненты психики: Ощущение, восприятие, память и т.д., то есть происходит формирование личности ребенка-дошкольника.

Игры следует использовать для расширения и углубления экологических представлений с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • о разнообразии и многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
  • о связях и зависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
  • о человеке как части природы;
  • о культуре поведения в природе.

Игры на обогащение экологических представлений целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно, в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Само по себе наличие экологических идей не гарантирует экологически разумного поведения человека. Для этого необходимо иметь соответствующее отношение к природе. Она определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивы, готовность действовать с точки зрения экологической целесообразности.

Модифицированные игры

На этой основе были разработаны и модифицированы игры, содержание которых было направлено непосредственно на развитие эмоционально-ценностного отношения старших дошкольников к природе.

Серия игр по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:

  1. Игры на развитие эстетического восприятия природы (ощущение красоты природы, эмоциональное отношение к ней);
  2. Игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Суть игр на развитие эстетического восприятия природы заключается в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдение или более близкий контакт — прикосновение к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.) должны рассказать что-то интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего облика, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:

  • У детей дошкольного возраста должен сформироваться широкий круг представлений об объектах природы;
  • Игры лучше всего проводить в естественной среде, чтобы дети могли подойти к определенному растению (животному), потрогать его, посмотреть на его состояние (развивать эстетическое, эмоциональное восприятие природы);
  • Игры этого блока дают наилучший образовательный результат, когда они проводятся с небольшой подгруппой детей (5-7 детей). Такая организация позволяет, с одной стороны, установить тесный эмоциональный контакт с детьми, побудить их к открытому разговору и дать им возможность выразить себя, а с другой стороны, предотвращает усталость и не затягивает ход игры.

Следует подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им смысл. В такой связанной с природой мыслительной деятельности возникает эмоциональная мотивация, полностью исключается равнодушие и безразличие — напряжение мысли, творческое мышление, страстное желание испытать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя. Формируется определенное отношение к природе в целом и к ее конкретному объекту, обостряется внимание к ней, а значит, происходит процесс эмоционально-психологической готовности к усвоению интересной и полезной информации о природе, т.е. формируется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нем происходит, занимает позицию сторонника и создателя красоты в природе. Это приводит к немедленной эмоциональной отзывчивости, радости от неизбежности познания, волнению от встречи с неизвестным в природе, предвкушению необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей в отношении изучения природы.

Основу игр для формирования морально-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. Во время игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, дети находят собственные решения в сложных ситуациях и учатся мотивировать свои решения.

Особенность игр в том, что они не дают детям готовый рецепт поведения, а ведут их шаг за шагом к собственным выводам и озарениям, что более ценно, чем простое предложение запретов и заповедей, по которым дети должны действовать.

Это такие игры, как «Необычное путешествие», «Угадай, какое животное».

Итак, мы рассмотрели несколько видов познавательной деятельности, связанной с миром природы. Мы пришли к выводу, что игра способствует формированию экологических знаний, что является становлением личности школьника.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория гражданского воспитания
  2. Техническая направленность в образовании
  3. Специфика систем образования в коррекционных ДОУ
  4. Система воспитания нравственности
  5. Психолого-педагогические концепции социализации личности в отечественной и зарубежной науке
  6. Коллективные способы обучения
  7. Воспитательная функция
  8. Особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
  9. Конкретно-научная методология
  10. Теоретические аспекты изучения семьи как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды